Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
рабочая программа (4 класс)
Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivit_mir_slov_4_klass_2019_-_2020.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»
Составитель:
Мельник Лариса Васильевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа занятий внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Удивительный мир слов» предназначена для обучающихся 4 класса МБОУ «СШ № 21». Программа разработана на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой «Удивительный мир слова» (Сборник программ внеурочной деятельности :1-4 классы/под ред Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента Граф, 2011г.)
Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направленная на достижение следующих целей:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения и правильной речи как показателя общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладения учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Программа внеурочной деятельности ставит следующие задачи:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Личностные, метапредметные, предметные и воспитательные результаты
освоения программы внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные:
Обучающийся научится:
- различать, сравнивать, краткохарактеризовать: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; слово, словосочетание и предложение;
- выделять, находить: начальную форму глагола; глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени; глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
- решать учебные и практические задачи: определять спряжение глагола; устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; разбирать по членам простое двусоставное предложение; использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; подбирать примеры слов с определенной орфограммой; определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- применять правила правописания: непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой); не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов; мягкий знак в глаголах в сочетании – ться; безударные личные окончания глаголов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить по предложенному алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
- определять вид глагола;
- находить наречие и имя числительное в тексте;
- применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
- применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
- применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
- применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
- применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение.
Воспитательные:
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- оценивать положительные качества личности одноклассников;
Содержание курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
с указанием организации и видов деятельности.
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Поиграем со звуками, словами и предложениями( 7 часов) | ||
Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями. | Практическая и игровая деятельность:
| Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы. Уточнять значение слова по толковому словарю. Осуществлять учебное сотрудничество. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта. Оценивать правильность действий, осуществлять итоговой контроль по результату выполнения задания. |
Пора действовать(14 часов) | ||
Глагол в языке и речи. Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица. Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола. Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа. Форма условного наклонения глагола. Повелительные формы глагола в просьбах.советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение. Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках Решение орфографических задачек и головоломок; орфограммы глаголов. | Практическая и игровая деятельность:
| Сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования. Наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значение глаголов совершенного и несовершенного вида. Проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; Соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника. Составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств. Осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тесте, и различать глаголы в прямом и переносном значении. Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
Числа и слова (4 часа) | ||
Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок. | Практическая и игровая деятельность:
| Наблюдать использование числительных в речи. Воспроизводить на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде. Находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему. Выступать перед одноклассниками. Соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника. |
Прочные связи( 7 часов) | ||
Как связаны слова в словосочетаниях. Словосочетания свободные и связанные. Словосочетание с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласоваться. Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных. Сочетаемость слов. Словосочетание с типом связи управление. Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении. Выбор предлогов и падежных форм в словосочетании с управлением. Словосочетание с типом связи примыкание. | Практическая и игровая деятельность:
| Наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу. Проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов. Наблюдать особенности различных словосочетаний. Сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи). Создавать устные высказывания на предложенную тему. Осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | |
По плану | По факту | |||
Поиграем со звуками, словами и предложениями( 7 часов) | ||||
1 | 02.09 | 02.09 | Смотрю, говорю, слушаю | |
2 | 09.09 | 09.09 | Смотрю, говорю, слушаю | |
3 | 16.09 | 16.09 | Лексические загадки | |
4 | 23.09 | 23.09 | Лексические загадки | |
5 | 30.09 | 30.09 | Словесный конструктор | |
6 | 07.10 | 07.10 | Занимательная грамматика | |
7 | 14.10 | 14.10 | Занимательная грамматика | |
Пора действовать(14 часов) | ||||
8 | 21.10 | 21.10 | Для чего нужны глаголы | |
9 | 28.10 | 28.10 | Для чего нужны глаголы | |
10 | 11.11 | 11.11 | Делать и сделать не одно и то же | |
11 | 18.11 | 18.11 | Меняемся ролями | |
12 | 25.11 | 25.11 | Вчера, сегодня, завтра | |
13 | 02.12 | 02.12 | Одно вместо другого | |
14 | 09.12 | 09.12 | Она меня поняла и приняла | |
15 | 16.12 | 16.12 | Кто говорит, кто действует? | |
16 | 23.12 | 23.12 | Сумею победить! | |
17 | 13.01 | 13.01 | Мечтаем и фантазируем | |
18 | 20.01 | 20.01 | Дай-подай… и поезжай | |
19 | 27.01 | 27.01 | Дай-подай… и поезжай | |
20 | 03.02 | 03.02 | Живые образы | |
21 | 10.02 | 10.02 | Орфографический поединок | |
Числа и слова (4 часа) | ||||
22 | 17.02 | 17.02 | Для чего нужны числительные | |
23 | 24.02 | 24.02 | Важные даты истории нашей страны (города, округа) | |
24 | 02.03 | 02.03 | Рекорды в цифрах | |
25 | 16.03 | 16.03 | За семью печатями | |
Прочные связи (9 часов) | ||||
26 | 23.03 | 23.03 | Треугольный шарик | |
27 | 30.03 | 25.03 | Как водит машину за нос? | |
28 | 06.04 | 30.03 | Послушный «подчиненный» | |
29 | 13.04 | 06.04 | О «земляной» и «земной» красоте | |
30 | 20.04 | 13.04 | Строгий «управляющий» | |
31 | 27.04 | 20.04 | В Сибири и на Урале | |
32 | 18.05 | 27.04 | Связаны смыслом | |
33 | 25.05 | 18.05 | Любимые игры со словами | |
34 | 25.05 | Любимые игры со словами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»
Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...
Программа курса внеурочной деятельности "Родное слово"
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки слов»
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Однако строгие рамки уроков и насыщенно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"
Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".
Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.
Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"...