Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_sila_slov.docx | 53.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СЛОВ»
для детей младшего школьного возраста (7–11 лет)
Срок реализации 4 года
Программа курса разработана на основе «Закона об Образовании РФ», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе учебного плана МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска», авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, Т.Ю. Коти. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника и обеспечена УМК «Перспектива»
- Пояснительная записка.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся, их родителей и общества. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьёй, развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Цель программы: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи, которые позволяет решить программа: обогащение словарного запаса и грамотного строя речи учащихся; развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений; обучение навыкам культуры речи и речевого общения; развитие у детей эмоциональной выразительности речи; расширение кругозора детей, развитие воображения, памяти; целенаправленная работа над становлением у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умения эффективно работать с книгой, потребности и привычки обращаться к лингвистическим словарям и справочникам; введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование духовно-нравственной личности.
Общая характеристика курса
«Волшебная сила слов» как систематический курс внеурочной деятельности идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора обучающиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе «Волшебная сила слов» слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Обучающиеся определяют позицию автора и свое отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает обучающихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Место курса во внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 33 часа в 1-ом классе, на 34 часа (один раз в неделю) во 2 – 4 классах. Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.
Занятия могут проходить в игровых формах: викторины, театральные постановки, составление и решение ребусов, кроссвордов, загадок. Дети выполняют творческие индивидуальные задания: составление и написание рассказов, стихов, сказок, выполнение проекта.
Ценностные ориентиры содержания.
Ценность жизнии человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
− коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
− системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
− этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
− концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Методы и технологии.
Методы и технологии проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, работа в группах, парах, наблюдение, инсценировка, уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно – коммуникационные технологии, проектная деятельность, здоровье сберегающие технологии.
- Содержание курса внеурочной деятельности.
1 класс
1. Рады познакомиться.
У меня друзей немало. Знакомство с одноклассниками.Вежливые слова. Диалог- знакомство.Советы – конфеты.
2. Ежели вы вежливы.
Волшебные слова. Встреча двух приятелей. Учимся говорить волшебные слова. Слова извинения. Вежливые слова.
3. У меня зазвонил телефон.
Смотрят звёздочки в окно. Волшебные слова по телефону. Правила общения по телефону.
4. Школьные годы – чудесные.
Для чего мы ходим в школу. Пословицы. Школьные звонки. Как мы проводим переменки. Правила поведения на перемене. Вежливые слова. Ситуации на уроке: я опоздал, мне надо выйти. Весёлые игры на перемене.
5. Друга ищи, а найдёшь – береги.
Пословицы о дружбе. Мой друг – одноклассник. Рассказ о своём друге. Нужно ли хранить чужой секрет? Друзья поссорились. Как им поступить? Имеет ли друг право на ошибку? Слова прощения. Что значит быть доброжелательным и внимательным.
6. Я захотел устроить бал.
Как поздравить друга с праздником. Сочиняем поздравительную открытку. Я иду в гости к другу. Подарок для друга. Как встречать гостей. Как развлекать своих гостей. Правила поведения в гостях. Как вести себя за столом. Большое спасибо. Делу время, а потехе час. Вежливые слова прощания.
- класс
1. «Волшебные» слова и добрые дела.
Обсуждение и разыгрывание ситуаций, в которых можно использовать «волшебные» слова. Чтение стихотворений. Подбор слов по смыслу и рифме. Чтение и обсуждение отрывка из сказки. Выполнение творческих заданий: закончи предложение, закончи сказку, собери пословицы. Работа со стихотворными текстами. Чтение и обсуждение поступков героев рассказов. Объяснение пословиц. Обобщение, выводы по теме. Проигрывание и обсуждение ситуаций.
2. Умные договариваются, а глупые ссорятся.
Учимся заполнять анкету. Составление рассказа о своем друге. Обсуждение стихотворения, ответы на вопросы. Работа с пословицами. Чтение рассказа и обсуждение поведения героев. Формулирование и запись правил дружбы. Учимся строить диалог с другом при примирении. Выбор подходящих по смыслу слов. Игра «собери пословицы». Чтение и обсуждение случая, описанного в рассказе. Работа по вопросам. Работа с пословицами. Чтение и обсуждение. Работа с толковым словарем. Сочинение продолжения рассказа. Запись текста. Составление с другом и запись правила дружбы. Игра «Доскажи словечко». Разучивание песни. Обобщение. Посещение школьной библиотеки. Литературная викторина.
3. Что такое хорошо и что такое плохо.
Чтение и инсценировка стихотворения. Рассматривание и объяснение ситуаций, изображенных на рисунках. Чтение рассказов и сравнение их героев. Объяснение пословиц. Составление вопросов по содержанию рассказа. Работа с толковым словарем. Ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление словесного портрета. Составление и запись рассказа по картинкам о бескорыстном поступке. Чтение и обсуждения отрывка. Составление рассказов по рисунку. Размышления над поступками ребят. Инсценировка ситуаций с хорошими и плохими поступками. Работа с толковым словарем. Составление предложений. Чтение по ролям. Обсуждение поступков героев рассказа. Определение главной мысли. Чтение и обсуждение рассказа. Чтение с обсуждением. Составление предложений. Игра «собери пословицы». Обобщение. Выводы. Инсценировка ситуаций.
4. Как следует себя вести, чтоб никого не подвести.
Построение диалога. Высказывание своего мнения о ситуации, построение предложений. Чтение рассказов. Обсуждение главной мысли. Составление и запись диалога. Чтение и обсуждение. Выработка правил поведения. Дописывание предложений. Работа с презентацией «Где и как нужно себя вести?». Обсуждение ситуаций. Игра «Закончи предложение» - правила поведения. Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Посещение городской библиотеки. Делимся на группы. Каждая группа организует коллективную игру. Подведение итогов, обсуждение, самооценка. Работа над созданием собственной книги «Правила дружбы». Консультация. Презентация своей книги.
3 класс
- Как живые родники, речь родную береги.
- Ласковый, любимый, самый красивый.
- Сила слова.
- От улыбки станет всем светлей.
Правила речевого поведения при знакомстве, прощании, поведении за столом, прощании перед сном, утреннем приветствии, вежливой просьбе.
Правила поведения в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, в поликлинике, в детской библиотеке, в кафе, в парикмахерской. Отношение к природе, правила поведения на пикнике, в походе, в парке и лесу. Человек – часть природы.
Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям.
Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Умение говорить и слушать других, монолог, диалог, дискуссия, беседа, публичное выступление. Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила разговора по телефону. Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков, написания писем, приглашения на торжества и приемы.
Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Что нам говорят личные вещи о человеке. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека. О женственности и мужественности. Хорошие и плохие привычки. Как сформировать хорошие привычки и избавиться от ненужных привычек.
Традиции и этикет разных народов. Этикетные выражения в путешествии по стране и за границей.
4 класс
1.Край родной, навек любимый.
2.Труд—дело чести.
1.Себя уважай и других не забывай.
2.В человеке должно быть всё прекрасно.
Правила речевого поведения при знакомстве, прощании, поведении за столом, прощании перед сном, утреннем приветствии, вежливой просьбе.
Правила поведения в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, в поликлинике, в детской библиотеке, в кафе, в парикмахерской. Отношение к природе, правила поведения на пикнике, в походе, в парке и лесу. Человек – часть природы.
Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям.
Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Умение говорить и слушать других, монолог, диалог, дискуссия, беседа, публичное выступление. Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила разговора по телефону. Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков, написания писем, приглашения на торжества и приемы.
Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Что нам говорят личные вещи о человеке. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека. О женственности и мужественности. Хорошие и плохие привычки. Как сформировать хорошие привычки и избавиться от ненужных привычек.
Традиции и этикет разных народов. Этикетные выражения в путешествии по стране и за границей.
- Предполагаемые результаты реализации программы.
– На уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т. д.;
– На уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т. д.;
– На уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Результаты обучения в 1 классе
Личностными результатамиизучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение орфографической грамотности учащихся.
2.Эффективное использование полученных знаний на уроках русского языка и других уроках.
3.Соблюдение норм и правил речевой культуры и речевого поведения.
Результаты обучения во 2 классе
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 2-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение орфографической грамотности учащихся.
2.Эффективное использование полученных знаний на уроках русского языка и других уроках.
3.Соблюдение норм и правил речевой культуры и речевого поведения.
Результаты обучения в 3 классе
Личностными результатами изучения курса в 3 классе является формирование следующих умений:
– оцениватьсвою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Результаты обучения в 4 классе.
Личностными результатами изучения курса 4-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Страницы | Дата | |
План | Факт | |||
Край родной, навек любимый | ||||
1 | Край родной, навек любимый | с. 4-5 | ||
2 | Сказка о родном крае | с. 6-8 | ||
3 | Что значит любить Родину? | с. 9-11 | ||
4 | Советы-конфеты | с. 12-13 | ||
5 | Песни о Родине | с. 14-16 | ||
6 | Столица нашей Родины | с. 17-20 | ||
7 | Мой любимый город | с. 21 | ||
8 | Золотое кольцо России | с. 22-23 | ||
9 | Российская Федерация | с. 24-25 | ||
Труд – дело чести | ||||
10 | Слава Родины | с. 26-27 | ||
11 | Замечательные люди России | с. 28-30 | ||
12 | Первый космонавт планеты | с. 31 | ||
13 | Кем вы хотите стать? | с. 32-33 | ||
14 | День защиты природы | с. 34-36 | ||
15 | Т.Коти «Пикник» | с. 37-40 | ||
16 | Советы-конфеты | с. 41 | ||
Себя уважай и других не забывай | ||||
17 | Себя уважай и других не забывай | с. 42-44 | ||
18 | Т.Коти «Два медведя» | с. 45-46 | ||
19 | С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | с. 46-49 | ||
20 | Уважение к людям | с. 50 | ||
21 | Г.-Х.Андерсен «Дюймовочка» | с. 51-53 | ||
22 | Б.Житков «Наводнение» | с. 54-56 | ||
23 | Советы-конфеты | |||
В человеке все должно быть прекрасно | ||||
24 | В человеке все должно быть прекрасно | с. 58-60 | ||
25 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | с. 61-65 | ||
26 | Ш.Перро «Подарки феи» | с. 66-70 | ||
27 | Как одеваться | с. 71-73 | ||
28 | С.Михалков «Джинсы» | с. 74-78 | ||
29 | Советы-конфеты | с. 79 | ||
30 | Урок обобщения | |||
31 | Резервный урок | |||
32 | Резервный урок | |||
33 | Резервный урок | |||
34 | Резервный урок |
- Материально-техническое обеспечение программы.
Планирование составлено по пособию для учащихся общеобразовательных учреждений «Волшебная сила слова» (авторы Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти), рекомендованному РАН, РАО. Издательство «Просвещение», Москва, 2015г
− Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти: «Волшебная сила слов» рабочая тетрадь по развитию речи, 1 класс.
− Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти: «Волшебная сила слов» рабочая тетрадь по развитию речи, 2 класс.
− Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти: «Волшебная сила слов» рабочая тетрадь по развитию речи, 3 класс.
− Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти: «Волшебная сила слов» рабочая тетрадь по развитию речи, 4 класс.
Интернет-ресурсы.
− Азбука для малышей с картинками. - Режим доступа :http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html
− Детские электронные презентации. - Режим доступа :http://www.viki.rdf.ru
− Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
− Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
− Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа :http:// www.gramota.ru
− Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа :http://nsc.1september.ru/urok
Технические средства обучения.
− Мультимедийный компьютер.
− Мультимедийный проектор.
− Экран проекционный.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа по кружку "Волшебное слово"
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания над словом, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешестви...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа факультатива «В мире слов» (научно-познавательное направление) 1-4 классы
Рабочая программа факультатива «В мире слов» (научно-познавательное направление) 1-4 классы...
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов»
Рабочая программа составлена на основе программы курса Петленко Л. В., Романовой В. Ю..Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ст...
Рабочая программа по ИГЗ "Художественное слово"
Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального о...
Рабочая программа "Путешествие по стране слов" 1 класс
Факультативный курс “Путешествие по стране слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного об...