Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки слов»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Однако строгие рамки уроков и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. Показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны» поможет курс внеурочной деятельности «Загадки слов».
Курс «Загадки слов» рассчитан на обучающихся 2 класса. На проведение занятий отводится в год 34 часа (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_slov.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа №1
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено и рекомендовано к принятию на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол 1 от « » августа 2019г. | ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № от « » августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Семилукской СОШ №1 _______________С.И.Тычинин приказ № от «01 » сентября 2019г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Загадки слов»
для 2 «Б» класса
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Чепрасова Зоя Егоровна
г. Семилуки
2019г.
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Однако строгие рамки уроков и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. Показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны» поможет курс внеурочной деятельности «Загадки слов».
Курс «Загадки слов» рассчитан на обучающихся 2 класса. На проведение занятий отводится в год 34 часа (1 час в неделю).
Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей, достижение планируемых личностных и метапредметных результатов, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
- привитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;
-расширять лингвистический кругозор;
- воспитывать языковое чутьё;
-повышать общую языковую культуру;
-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
-повышать коммуникативную грамотность и расширять знания и представления о литературном языке;
-выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные :
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные :
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные :
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться распознавать литературные жанры.
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные :
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание курса внеурочной деятельности
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Правильная постановка ударений в словах. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Развитие культуры речи.
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Загадки-шарады.
Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Используются разнообразные формы организации занятий кружковой деятельностью:
- конкурсы;
- олимпиады;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- интеллектуальные игры;
- лингвистические марафоны и др.
На занятиях для достижения планируемых результатов учащиеся вовлечены в следующие виды учебной деятельности:
- игры и игровые элементы;
- презентации;
- работа со словарями;
- работа в группах;
- беседы;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- анализ текстов;
- просмотр видеофрагментов;
- Решение проблемных ситуаций и др.
Конечным продуктом внеурочной деятельности на кружке «К тайнам слова» могут быть (по желанию и выбору учащихся):
- презентация;
- стенгазета;
- детский рукописный журнал;
- сочинение (на заданную или свободную тему);
- создание брошюры с загадками, стихами собственного сочинения;
- публикации в электронных СМИ и др.
Тематическое планирование во 2 «Б» классе на 2019-20120 учебный год
№ | Тема занятия | Основные виды деятельности | Планируемые личностные и метапредметные результаты |
1 | Его Величество Слово! | В занимательной форме познакомить учащихся с разделом «Лексика». | формирование познавательных мотивов – интерес к новому; -стремление к самоизменению – приобретению новых знаний; -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -осознанное построение речевого высказывания в устной форме; -осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; -сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; -группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям; -понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос; -умение слушать собеседника; -сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. |
2 | Превращения слова. | Знакомство со способами словообразования. | |
3 | Слова - омонимы. | Слова – двойники или близнецы? Игра «Шиворот - навыворот». | |
4 | Синонимы в русском языке. | Игра «Кто больше?» | |
5 | Слова - антонимы. | Игра «Слова наоборот». | |
6 | Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. | Русские народные сказки – кладезь мудрости. Игра «Переводчик». | -положительное отношение к языковой деятельности; -заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности; - развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности; принимать и сохранять цель и учебную задачу; -высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; -в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; -планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -учитывать выделенные ориентиры действий в планировании и контроле способа решения; -осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); -воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); -работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; -слушать собеседника и понимать речь других; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); -выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками; |
7 | Слова – неологизмы. | Игра «Полёт в будущее». | |
8 | Слова – профессионализмы. | Профессии людей и все, что с ними связано. | |
9 | Крылатые слова | Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением | |
10 | «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» | Знакомство с различными словарями: - Орфографический словарь - Фразеологический словарь. - Толковый словарь. - Этимологический словарь. - Словарь синонимов. - Словарь ударений | |
11 | Наши имена. | Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов | |
12 | Интеллектуальные игры. | Обучение решению и составлению криптограмм, шарад, ребусов | |
13 | Интеллектуальные игры. | -учить работать по алгоритму; -различать проверочные и проверяемые слова; -способствовать воспитанию положительной мотивации к учению; -уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания; -умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы; -развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят; развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли; -формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования. | |
14 | Творческие игры. | Знакомство с творческими играми. («Буриме", "Коллективное стихотворчество") | |
15 | Карусель загадок. | Отгадывание загадок и обучение их составлению. | |
16 | Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет | Решение олимпиадных заданий. | |
17 | Морфемы и их роль в словах | Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды | - применение полученных знаний и умений на практике; -участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку; -умение работать с информацией в разных областях языковых знаний; -умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. Метапредметным результатом изучения курса во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий: В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. |
18 | Смотри в корень! | Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». | |
19 | К кому и зачем пристают приставки? | Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра «Лишнее слово»(учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» | |
20 | Суффикс - звучит загадочно… | Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» | |
21 | Где живут слова и как они находят место? | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?». Работа с текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (Определить части речи). Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы». | |
22 | Существительное – значит существует | Ребусы. Задания: «Составь слово» , «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово- рифму», «Отгадай слов по его определению» | |
23 | Встреча с именами прилагательными | Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. | |
24 | Глагол – часть речи или речь? | Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. | |
25 | Привет, страна Олимпия! | Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица. | |
26 | Законы орфографии | Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов» | |
27 | Непроизносимые согласные или звуки потерялись. | Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки» | |
28 | Встреча с именами собственными | Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки - логорифы. | |
29 | Весёлая путаница частей слова и речи | Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. | |
30 | Дружба звуков или кое-что о парных согласных. | Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. | |
31 | Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. | ||
32 | Слово плюс слово – пословица готова… | Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу». | |
33 | Привет, страна Олимпия! | Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку. | |
34 | Итоговое занятие. «Ты наш друг, родной язык». | Подвести итоги. Составление отчета о личных достижениях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»
Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"
Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"
Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введен...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".
Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.
Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"...