Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки слов»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Чепрасова Зоя Егоровна

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Однако строгие рамки уроков и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей.  Показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны» поможет курс внеурочной деятельности «Загадки слов».

            Курс «Загадки слов» рассчитан на обучающихся 2 класса. На проведение занятий отводится в год 34 часа (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_slov.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семилукская средняя общеобразовательная школа №1

Семилукского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено и рекомендовано к принятию на заседании методического объединения учителей начальных  классов

протокол 1

от « » августа  2019г.

ПРИНЯТО

педагогическим советом

протокол №

от «  » августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Семилукской СОШ №1

_______________С.И.Тычинин

приказ №

от «01 » сентября 2019г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Загадки слов»

для 2 «Б» класса

на 2019 - 2020 учебный год

Составитель: учитель начальных классов                                                                                                                                                                                                                

                                                                                      Чепрасова Зоя Егоровна

                                                                                       

г. Семилуки

2019г.

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Однако строгие рамки уроков и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей.  Показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны» поможет курс внеурочной деятельности «Загадки слов».

            Курс «Загадки слов» рассчитан на обучающихся 2 класса. На проведение занятий отводится в год 34 часа (1 час в неделю).

Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей, достижение планируемых личностных и метапредметных результатов, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

- привитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

-способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

-расширять лингвистический кругозор;

- воспитывать языковое чутьё;

-повышать общую языковую культуру;

-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

-повышать коммуникативную грамотность и расширять знания и представления о литературном языке;

-выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.

Личностные и  метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные :

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Регулятивные :

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные :

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться распознавать литературные жанры.
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные :

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание курса внеурочной деятельности

           Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

          Правильная постановка ударений в словах.  Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Развитие культуры речи.

Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби.  Метаграммы. Загадки-шарады.

Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.

 Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

Используются разнообразные формы организации занятий кружковой деятельностью:

  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • интеллектуальные игры;
  • лингвистические марафоны и др.

На занятиях для достижения планируемых результатов учащиеся вовлечены в следующие виды учебной деятельности:

  • игры и игровые элементы;
  • презентации;
  • работа со словарями;
  • работа в группах;
  • беседы;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • анализ текстов;
  •  просмотр видеофрагментов;
  • Решение проблемных ситуаций и др.

Конечным продуктом внеурочной деятельности на кружке «К тайнам слова» могут быть (по желанию и выбору учащихся):

  • презентация;
  • стенгазета;
  • детский рукописный журнал;
  • сочинение (на заданную или свободную тему);
  • создание брошюры с загадками, стихами собственного сочинения;
  • публикации в электронных СМИ и др.

Тематическое планирование во 2 «Б» классе на 2019-20120 учебный год

Тема занятия

Основные виды деятельности

Планируемые личностные и  метапредметные результаты

1

 Его Величество Слово!

В занимательной форме познакомить учащихся с разделом  «Лексика».

формирование познавательных мотивов – интерес к новому;

-стремление к самоизменению  – приобретению новых знаний;

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

-понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос;

-умение слушать собеседника;

-сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

2

Превращения слова.

Знакомство со способами словообразования.

3

Слова - омонимы.

Слова – двойники или близнецы? Игра «Шиворот - навыворот».

4

Синонимы в русском языке.

Игра «Кто больше?»

5

Слова - антонимы.

Игра «Слова наоборот».

6

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

Русские народные сказки – кладезь мудрости. Игра «Переводчик».

-положительное отношение к языковой деятельности;

-заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;

-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-учитывать выделенные ориентиры действий в планировании и контроле способа решения;

-осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

-воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

-слушать собеседника и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

7

Слова – неологизмы.

Игра «Полёт в будущее».

8

Слова – профессионализмы.

Профессии людей  и все, что с ними связано.

9

Крылатые слова

Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением

10

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»

Знакомство с различными словарями:

- Орфографический словарь

- Фразеологический словарь.

- Толковый словарь.

- Этимологический словарь.

- Словарь синонимов.

- Словарь ударений

11

Наши имена.

Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов

12

Интеллектуальные игры.

Обучение решению и составлению криптограмм, шарад, ребусов

13

Интеллектуальные игры.

-учить работать по алгоритму;

-различать проверочные и проверяемые слова;

-способствовать воспитанию положительной мотивации к учению;

-уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания;

-умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы;

-развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят;

развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками  и учителем, умения выражать свои мысли;

-формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.

14

Творческие игры.

Знакомство с творческими играми. («Буриме", "Коллективное стихотворчество")

15

Карусель загадок.

Отгадывание загадок и обучение их составлению.

16

Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет

Решение олимпиадных заданий.

17

Морфемы и их роль в словах

Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды

- применение полученных знаний и умений на практике;

-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;

-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;

-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметным результатом изучения курса во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий  учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

18

Смотри в корень!

Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово».

19

К кому и зачем пристают приставки?

Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра «Лишнее слово»(учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки»

20

Суффикс - звучит загадочно…

Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему»

21

Где живут слова и как они находят место?

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?». Работа с текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (Определить части речи). Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы».

22

Существительное – значит существует

Ребусы. Задания: «Составь слово» , «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово- рифму», «Отгадай слов по его определению»

23

Встреча с именами прилагательными

Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков.

24

Глагол – часть речи или речь?

Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд.

25

Привет, страна Олимпия!

Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица.

26

Законы орфографии

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов»

27

Непроизносимые согласные или звуки потерялись.

Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки»

28

Встреча с именами собственными

Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки - логорифы.

29

Весёлая путаница частей слова и речи

Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады.

30

Дружба звуков или кое-что о парных согласных.

Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов.

31

Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения.

32

Слово плюс слово – пословица готова…

Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу».

33

Привет, страна Олимпия!

Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку.

34

Итоговое занятие. «Ты наш друг, родной язык».

Подвести итоги. Составление отчета о личных достижениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»

Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"

Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".

Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.

Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"...