Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.
рабочая программа (1 класс)
Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobroe_slovo.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. ЗВЕНИГОРОДА
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 1 г.Звенигорода Н.В.Шарина _______________________ « » _____________ 2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: Л.Ф.Боброва _______________________ « » _____________ 2020г. | «Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № ____ от « » _____________2020 г. Руководитель ШМО: Е.М.Суслова _______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Доброе слово» в 1 «В» классе
Составлена учителем начальных классов
МОУ СОШ № 1 г. Звенигорода.
Кротовой Еленой Викторовной (высшая категория)
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «ДОБРОЕ СЛОВО» рассчитан для учащихся 1 класса Планирование составлено на основе на основе сборника рассказов и бесед для детей «Навстречу детским сердцам» Б.Ганаго. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1ч. (33ч в год). «Доброе слово»- беседы о Добре, Любви, Вере, о нас, о Вечности, для которой мы созданы. Это живые беседы, чтение и обсуждение рассказов, сказок, стихов, пословиц, рисование иллюстраций к прочитанному. Они помогут учителям, родителям распахнуть детские сердца для мира Любви.
Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: «Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства». Поэтому надо стремиться заселить детскую душу светлыми, добрыми образами, которыми полна художественная литература для детей.
Для эффективной работы по данной программе необходимо учитывать психологические особенности младших школьников. В связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать те литературные произведения, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию.
В последние годы в программы обучения младших школьников все увереннее входит литература как предмет эстетического цикла. Но читательская деятельность не исчерпывается только школьным литературным образованием. На формирование читательских умений, навыков, интересов влияет семья, межличностное общение.
Эта точка зрения подтверждает природный детский дар непосредственного восприятия произведения, понимания его сердцем, чувствами. Эмоциональная реакция вызывает у ребенка напряженную работу мысли, соучастие, отзывчивость. Эти особенности позволили определить цель курса как воспитание у младших школьников нравственности, отзывчивости и уважения к людям, любви к животным, формирование интереса к чтению, желание читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного.
Задачи курса:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
- ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
Замысел курса реализуется через художественно-эстетический и литературоведческий подходы.
Художественно-эстетический - предопределяет отбор произведений для чтения. Школьникам предлагаются художественные тексты, раскрывающие перед ними богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождающие чувства гармонии и красоты, помогающие понимать прекрасное в жизни, формирующие у ребенка собственное отношение к действительности.
Литературоведческий подход реализуется в анализе художественного текста в ходе литературных занятий, диалога.
На первом году обучения ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через стихи, маленькие рассказы и сказки детских писателей. Дети читают произведения о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Ребенок с его малым жизненным опытом открывает для себя новый мир законов бытия, сути человеческих характеров, взаимоотношений, поведения людей, познает себя в сравнении с себе подобными.
Система занятий по программе базируется на использовании совокупности приемов, разнообразных методов и форм деятельности:
- выразительное чтение и рассказывание;
- инсценировка прочитанного;
- беседа о прочитанном и обсуждение;
- творческие задания литературного и изобразительного характера.
Особое значение в методике проведения занятий придается искусству постановки вопросов. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание сердцем того, что открыто внутреннему взору, ребенок самостоятельно не способен, поэтому программа «Доброе слово» стремится с помощью системы вопросов продвинуть ребенка от подсознательного понимания к осознанному открытию смысла произведения. Система вопросов органично вырастает из текста и помогает последовательно выделять в тесте ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи произведения.
Таким образом, успех духовно-нравственного чтения зависит от умения вести диалог. Очень важно дать возможность на занятии высказаться всем, важно услышать даже зерно мысли в отдельных словах учеников, увидеть даже приближение к интересному ответу. С детьми говорить просто и ясно, не опускаясь до примитива, находить точные слова для комментирования ответов учеников. В ходе занятий недопустимы авторитарность и нетерпимость к иным суждениям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- расширится кругозор ребенка;
- дети получат знания о духовном наследии, истории и культуре родного края;
- у детей сформируется правильная самооценка;
- дети получат духовно-нравственное воспитание через образы героев, события, описанные в рассказах и сказках, через беседы;
- дети приобщатся к работе с книгой;
- дети овладеют умением понимать содержание прочитанного;
- дети получат представление о художественной литературе, узнают автора и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям; овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение читающего.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс содержит четырнадцать тем, изучив которые дети получат первичные представления о том, что наш мир и человек созданы по замыслу Бога, что человек должен жить по нравственным законам, установленным Творцом:
1.Доброта и любовь.
Беседа. Заучивание пословиц о любви. Загадки. Рассказ «Печенье» В.Осеева
Сказка«Непослушные дети».А.Каралийчев. Беседа о прочитанном.
2. Этот мир придуман не нами.
Беседа: О совершенстве природы, ее красоте и гармонии, об отношении человека
к дарам земли. Что украшает землю? Хлеб - дар земли и создание рук
человеческих. Стихотворения А. Кольцова о крестьянском труде (по
выбору учителя). Присказка о спелом и пустом колосе.
3. О скромности и терпении.
Чтение рассказов и беседа о прочитанном. Рисование иллюстраций к тексту.
4. Об образе и подобии Божием в человеке.
Чтение рассказов. Обсуждение прочитанного. Что отличает человека от животных?
5. Именины и день рождения.
Беседа: Что ты знаешь о своем имени?
Рассказы детей о значении их имен. Самые распространенные имена на
Руси. Рассказ о житии великомученицы Екатерины.
Значение имен. Почему нужно дорожить своим именем? Что празднуют в
день именин, в день рождения? Четыре правила именинника.
6. Компас в душе.
Беседа: Что такое голос совести? Почему совесть надо слушать?
Чтение рассказа "Совесть" и беседа о прочитанном.
7. Добрые дела.
Беседа: Принести другому радость. Зачем творить добро? Чтение рассказов
и беседа о прочитанном. Обсуждение вопроса: Почему человек должен жить ради
счастья других людей? Пословицы о любви.
8. О послушании.
Чтение и беседа о прочитанном. Беседа: Почему непослушание и своеволие
рождает плохие качества в душе человека.
Противопоставление плохих и хороших качеств человека.
9. О милосердии.
Что значит милосердие в нашей жизни? Почему надо проявлять милосердие к
людям и животным? Загадки. Пословицы.
10. Как сохранить дружбу?
Загадки и пословицы о дружбе. Рисунок своего самого лучшего друга. Чтение
рассказа и обсуждение.
11. О честности и лжи.
Беседа. Чтение сказки. Обсуждение прочитанного. Пословицы.
12. О родителях и детях.
О почитании родителей.
Пример дочерней преданности в сказке "Любящая дочь".
Вера, Надежда, Любовь как пример преданности и послушания.
Рисование рисунка «Моя семья».
13. О прощении.
Беседа: Как нужно просить прощения?
Обычай покаяния в "прощеный день". Чтение рассказа
Беседа о прочитанном. Загадки. Пословицы.
14. Братская любовь крепче каменных стен.
Беседа об отношении братьев и сестер в семье. Рассказы детей о своих
близких. Пословицы и загадки о братьях и сестрах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | Контрольные работы | |
уроки | проверочные работы, тесты | ||||
1 | Доброта и любовь | 4 | 4 | 0 | 0 |
2 | Этот мир придуман не нами | 3 | 3 | 0 | 0 |
3 | О скромности и терпении | 2 | 2 | 0 | 0 |
4 | Об образе и подобии Божием в человеке | 3 | 3 | 0 | 0 |
5 | Об имени и именинах | 2 | 2 | 0 | 0 |
6 | О совести | 3 | 3 | 0 | 0 |
7 | Добрые дела | 4 | 4 | 0 | 0 |
8 | О послушании | 3 | 3 | 0 | 0 |
9 | О милосердии | 3 | 3 | 0 | 0 |
10 | Как сохранить дружбу. | 1 | 1 | 0 | 0 |
11 | О честности и лжи | 2 | 2 | 0 | 0 |
12 | О родителях и детях | 1 | 1 | 0 | 0 |
13 | О прощении | 1 | 1 | 0 | 0 |
14 | Братская любовь крепче каменных стен. | 1 | 1 | 0 | 0 |
ИТОГО | 33 | 33 | 0 | 0 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. ЗВЕНИГОРОДА
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 1 г.Звенигорода Н.В.Шарина _______________________ « » _____________ 2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР: Л.Ф.Боброва _______________________ « » _____________ 2020г. | «Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № ____ от « » _____________ 2020 г. Руководитель ШМО: Е.М.Суслова _______________________ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДОБРОЕ СЛОВО»
Класс: 1 «В»
Учитель: Кротова Елена Викторовна.
Количество часов на год: всего 33 часа; в неделю: 1 час.
Планирование составлено на основе сборника рассказов и бесед для детей «Навстречу детским сердцам» Б.Ганаго
Учебник: Сборник рассказов для детей «Навстречу детским сердцам», 2007, составитель Б.Ганаго, издательство Белорусского экзархата
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОБРОЕ СЛОВО (33 часа)
№ | Фактическая дата | Планируемая дата | Тема урока | Домашнее задание | Примечание/формы контроля |
Доброта и любовь (4 часа) | |||||
1 | Загадки. Рассказ «Печенье» В.Осеева Сказка«Непослушные дети» А.Каралийчев | Не задано | |||
2 | Притча «Мальчик и морские звёзды». «Сказка про ящерку». А.Пешкур | Не задано | |||
3 | Рассказ «Кому сделать добро?» Я.Бекиш | Не задано | |||
4 | Рассказ «Толик, хочешь яблоко?» Г.Куделич, Сказка «Солнце и ветер». К.Ушинский, Беседа «Кто это устроил?». Рассказ «Сашенька» Н.Гурко | Не задано | |||
Этот мир придуман не нами (3 часа) | |||||
5 | Рассказ«Лягушонок». Б.Ганаго Рассказ «Тоненький ледок». | Не задано | |||
6 | Рассказ «Только призови». | Не задано | |||
7 | Рассказ «Страшный выбор» Из книги «Троицкие цветки с луга Духовного». | Не задано | |||
О скромности и терпении (2 часа) | |||||
8 | Рассказ «Мне было очень стыдно!» Из книги «Твой Ангел-хранитель» | Не задано | |||
9 | Стихотворение «Девочка и луч». Сказка «Волшебные спички». И. Токмакова | Не задано | |||
Об образе и подобии Божием в человеке (3 часа) | |||||
10 | «Сказка про принца Фредерика» | Не задано | |||
11 | «Сказка про принца Фредерика» (продолжение) | Не задано | |||
12 | Рассказ «Какое прекрасное имя!» Н.Прохорова | Не задано | |||
Об имени и именинах (2 часа) | |||||
13 | Житие Св.Екатерины. Имена наших святых. | Не задано | |||
14 | Рассказ «Прощай, велосипед!» А.Вагурин | Не задано | |||
О совести (3 часа) | |||||
15 | Рассказ «Зёрнышки в сердечке» А.Серафимович | Не задано | |||
16 | Рассказ «Пробуждение совести» Т.Соловей | Не задано | |||
17 | «Сказание о трёх деревьях» Автор неизвестен | Не задано | |||
Добрые дела (4 часа) | |||||
18 | Беседа «Для чего добрые дела?» | Не задано | |||
19 | Сказка «Рождественский гость» Патриция Ст. Джон | Не задано | |||
20 | «Сказка про ослика». Рассказ «Чайка» Н.Прохорова | Не задано | |||
21 | Рассказ «Лисёнок» Т.Романчук | Не задано | |||
О послушании (3 часа) | |||||
22 | Стихотворение «Про девочку ДА и мальчика НЕТ».З.Александрова Рассказ «Вкусный крыжовник» А.Тумас | Не задано | |||
23 | Рассказ «Заноза» Л.Головко | Не задано | |||
24 | Рассказ «Случай с дворнягой» О.Голубев | Не задано | |||
О милосердии (3 часа) | |||||
25 | Рассказ «Дружная семья». М.Люферчик. Рассказ «Бездомные дети» М.Люферчик | Не задано | |||
26 | Рассказ «Когда болит сердце» Из книги «Православная семья» | Не задано | |||
27 | Сказка «История водяного жука» Д.Стинки | Не задано | |||
Как сохранить дружбу (1 час) | |||||
28 | Китайские сказки «Десять чайников вина», «Мальчик с пустым цветочным горшком» (сборник «Искра Божия» д/мальчиков) | Не задано | |||
О честности и лжи (2 часа) | |||||
29 | Рассказ «Брат и сестра». К.Ушинский Пословицы. Сборник «Искра Божия» д/девочек | Не задано | |||
30 | Быль «Любящая дочь». Пословицы о семье. | Не задано | |||
О родителях и детях (1 час) | |||||
31 | Рассказ «Семьдесят раз по семь» по Ч.Диккенсу | Не задано | |||
О прощении (1 час) | |||||
32 | Рассказ «Убитая птичка» сборник «Искра Божия» д/мальчиков. Автор неизвестен | Не задано | |||
Братская любовь крепче каменных стен (1 час) | |||||
33 | Обобщающий урок-викторина | Не задано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по внеурочной деятельности 3 класс ФГОС
Рабочие пргограммы по внеурочной деятельности 3 класс ФГОС: - общекультурное направление "Страна Этикета",- художественно - эстетическое "Волшебный карандаш"- общеинтеллектуальное направление "Ко...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...
Рабочие программы и внеурочная деятельность. 1 класс. ФГОС.
Программы для 1 класса.ФГОС...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» (ФГОС НОО) 1-2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к фо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»
Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»
Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс «Азбука безопасности"
Рабочая программа курса «Азбука безопасности»для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта началь...
- Мне нравится (1)