Программа курса внеурочной деятельности "Родное слово"
рабочая программа по русскому языку на тему

Кумпан Виктория Викторовна

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoe_slovo.docx58.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  внеурочной деятельности «Родное слово».

Выполнила:

Кумпан Виктория Викторовна

учитель начальных классов

ЧОУ «Нижневартовская православная гимназия»

в честь Казанской иконы Божьей Матери

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче  и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является одним из основных требований ФГОС и важным условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Родное слово» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Родное слово» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Программа учитывает основные задачи развития образования в регионе: в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

 Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками самостоятельных письменных и устных заданий.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 4 года (всего 135 часов).

Уровень образования школьников: 1 - 4 классы

Форма учебной работы: факультативная.

       Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Родное слово» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Цели и задачи программы

  Цель: Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

 

Задачи:

1.     Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2.     Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3.      Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4.      Обогащать словарный запас учащихся.

5.     Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

  • коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
  • системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
  • этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
  • концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

        Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

        Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

        Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает системно-деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

 - мотив;

 - цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить

  и т.д.);

- замысел (зачем говорю);

- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

- планирование (что и как скажу);

 - реализация (что и зачем услышу);

 - контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

Методы  и приемы

  • словесные (устное или печатное слово);
  • наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
  • репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
  • проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);
  • создание ситуации успеха в обучении;
  • использование игр и игровых форм организации деятельности;
  • учебные дискуссии;
  • творческие задания;
  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
  • устный контроль;
  • письменный контроль;

  Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.

      При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  • проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
  • упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  • задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
  • упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
  • вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
  • развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
  • своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Ожидаемые результаты прохождения курса:

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников; применение полученных знаний и умений в практической деятельности; участие в городских и региональных олимпиадах.

 Диагностика: анализ анкет и тестов учащихся, степень участия учащихся в мероприятиях по данному направлению, наблюдение, социологический опрос, мониторинг, собеседования, отзывы родителей, критериальное оценивание

 

   Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность. Просмотр и анализ спектаклей драматического театра открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык, совершенствуют навык выразительного чтения; вовлекают детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение. (социальные партнёры)

Содержание программы

1-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

 Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложениях в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя. Наблюдение над особенностями устной народной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)  

Написание предложений, небольших текстов, составление записки, письма. Сочинение рифмованных строк, стихотворений.

 

2-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

 Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

№ п/п

Тема занятий

Задачи

Кол-во

часов

Результат

1.

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.

1

Формируется звуковая культура речи.

2.

Играем в загадки. Сочинение загадок.

Познакомить с приемами конструирования загадки.

1

Приложение № 5

3.

Сочинение скороговорки.

Учить сочинять скороговорку.

 

1

Научились сочинять скороговорку.

4.

Сочиняем считалку. Два секрета считалки.

Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.

1

Узнали секреты считалки.

5.

Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.

Обогатить словарный запас учащихся.

1

Обогащается словарный запас.

6.

Происхождение слов. Как нужно говорить.

Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить.

1

Узнали о происхождении слов.

7.

Крылатые слова и выражения.

Познакомить с крылатыми словами и выражениями.

1

Обогащается словарный запас.

8.

Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.

Познакомить с фольклорными  жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их.

1

Научились иллюстрировать пословицы.

9.

Сочинение стихов по заданной рифме.

Сочинить стихи по заданной рифме.

1

Приложение № 7

10.

Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.

Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.

1

Приложение № 6

11.

Сочинение сказки по серии картинок

Сочинить сказку по серии картинок.

1

Приложение № 6

12.

Что такое речь? Речь устная и письменная.

Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной.

1

Познакомились с понятием речь.

13.

Составление предложений из отдельных слов.

Научить составлять предложения из отдельных слов.

1

Научились составлять предложения.

14.

Выделение признаков предложения в устной речи и на письме.

Выделить признаки предложения.

1

Научились выделять признаки предложения.

15.

Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.

Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте.

1

Познакомились с признаками текста.

16.

Текст. Тема текста.

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

1

Узнали что такое тема текста.

17.

Сочинение по плану «Моя бабушка».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Приложение № 8

18.

Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам.

Написать рассказ по заданной теме.

1

Приложение № 8

19.

Сочинение «Мой друг. Моя подруга»

Написать сочинение на заданную тему.

1

Приложение № 8

20.

Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.

Написать рассказ по заданной теме.

1

 

Научатся

сочинять рассказы.

21.

Деление сплошного текста на предложения.

Учить делить сплошной текст на предложения.

1

Научатся делить текст на предложения.

22.

Восстановление деформированного текста.

Учить восстанавливать деформированный текст.

1

Научатся восстанавливать деформированный текст.

23.

Редактирование текста.

 

Учить редактировать текст.

 

1

Научатся редактировать текст.

24.

Сочинение «Мое любимое домашнее животное».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Приложение № 8

25.

Слова – близнецы (омонимы).

Познакомить учащихся с группой таких слов.

1

Обогащается словарный запас.

26.

Слова – друзья – (синонимы).

Дать возможность не только воспроизвести знакомые синонимические ряды. Но и расширить их перечень за счет новых.

1

Обогащается словарный запас.

27.

Антонимы.

Расширить представление учеников об антонимах.

1

Обогащается словарный запас.

28.

Работа со словом и словарями

Учить работать со словарями.

 

1

Обогащается словарный запас.

29.

Ознакомление с понятием «изложение».

Познакомить с понятием «изложение». Учить писать изложения.

1

Познакомятся с понятием изложение.

30.

Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам.

Научить написанию изложения по вопросам и опорным словам.

1

Научатся писать изложения.

31.

Обучающее изложение.

Учить писать изложения.

1

Научатся писать изложения.

32.

Творческое изложение.

Учить писать творческое изложение.

1

Научатся писать изложения.

33.

Олимпиада.

Оценить эффективность обучения.

1

Приложение № 1, проверят свои знания.

34.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

1

Подведут итоги за год.

 

Всего

 

34 

 

 

3-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)  

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков «орфоэпически» правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, синонимов, омонимов, настроений. Работа по воспитанию культуры речи.

 Развитие речевых компетенций (письменная форма)

 Сочинения по пословице, сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

 № п\п

Тема занятий

 

Задачи

Кол-во

часов

Результат

1.

Умеешь ли ты правильно и точно говорить? (Составление рассказа по картинке).

Учить составлять рассказ по картинке.

1

Научатся составлять рассказ по картинке.

2.

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

Побеседовать о сокровищах русского языка.

1

 

Узнают о сокровищах родного языка.

3.

Игра «Знаешь ли ты пословицы».

Проверить знания учащихся.

1

Проверят свои знания.

4.

Сочинение по пословице.

Написать сочинение по пословице.

Научатся писать сочинение.

5.

Структура жанра «небылица». Сочинение небылицы.

Учить сочинять небылицы.

1

Познакомятся с жанром небылица.

6.

Слово и образ или поговорим о словарях. Составление словарей на разнообразную тематику.

Научить детей подбирать тематический словарик, готовясь к высказываниям.

1

Обогащается словарный запас.

7.

Сочинение словарных сказок.

Сочинить сказку, используя словарные слова.

1

Научатся сочинять сказки.

8.

Сочинение «Золотая осень».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать сочинения.

9.

Слово или не слово?

Познакомить учеников с тем, как можно определить значение слова и как его толковать.

1

Обогащается словарный запас.

10.

Слово одно, а значений несколько.

Познакомить учащихся с многозначностью слов.

1

Обогащается словарный запас.

11.

Слова: синонимы, омонимы, антонимы.

Продолжить знакомство с синонимами, омонимами, антонимами.

1

Обогащается словарный запас.

12.

Смеемся, грустим, задумываемся.

Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства.

1

Познакомятся с художественной речью.

13.

Речь, предложение, текст. Признаки текста.

Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.

1

Повторят и обобщат знания о речи.

14.

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

1

Познакомятся с понятием текст.

15.

Деление сплошного текста на предложения.

Учить делить сплошной текст на части.

1

Научатся делить текст на части.

16.

Редактирование текста.

Учить редактировать текст.

1

Научатся редактировать текст.

17.

Текст – поздравление к празднику.

Научить сочинять поздравление к празднику

1

Научатся сочинять поздравление.

18.

Письмо – текст. Письмо другу, подруге.

Научить писать письма.

1

Научатся писать письма.

19.

О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа.

Показать, что по хорошему плану можно узнать, о чем будет говориться в тексте.

1

Научатся составлять план.

20.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Продолжить знакомство с типами текста.

1

Продолжат знакомство с типами текста.

21.

Сочинение – миниатюра на тему «Моя снежинка».

 Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать сочинения.

22.

Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег».

Учить писать сочинение по картине.

1

Научатся писать сочинения.

23.

Обучающее изложение по плану, вопросам.

Учить писать изложения по плану и вопросам.

1

Научатся писать изложения.

24.

Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.

Учить писать изложения с изменением лица рассказчика.

1

Научатся писать изложения.

25.

Сжатое изложение по готовому плану.

Учить писать сжатое изложение.

1

Научатся писать изложения.

26.

Изложение с элементами описания и рассуждения.

Учить писать изложения с элементами описания и рассуждения.

1

Научатся писать изложения.

27.

Будем сказки сочинять.

Учить детей сочинять сказки. Развивать их творческое воображение.

1

Научатся сочинять сказки.

28.

Занятия в веселой академии «Складно да ладно».

Познакомить учащихся со стихотворной речью.

1

Познакомятся со стихотворной речью.

29.

Игры на умение находить рифму.

Познакомить с рифмой как особенностью стихотворной речи.

1

Познакомятся с рифмой.

30.

Стихотворный размер. Ритм.

Познакомить со стихотворным размером и ритмом как особенностями стихотворной речи.

1

Познакомятся со стихотворным размером, ритмом.

31.

Сочинение стихотворений.

Учить сочинять стихотворения.

1

Научатся сочинять стихи.

32.

Сочинение «Моя мечта».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать сочинения.

33.

Олимпиада.

Оценить эффективность обучения

1

Приложение № 1, проверят свои знания.

34.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

1

Подведут итоги за год.

 

Всего

34

 

 

4-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

 Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.  Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально – экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики 9при наличии русских слов с этим же значением).

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

№ п/п

Тема занятий 

Задачи

Кол-во

часов

Результат

1.

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

Побеседовать о сокровищах русского языка.

1

Обогащается словарный запас.

2.

Почему их так называют?

(Происхождение слов).

Познакомить с  наукой этимологией.

1

Обогащается словарный запас.

3.

Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах.

Познакомить учащихся с многозначностью слов.

1

Обогащается словарный запас.

4.

Слова – тезки. (Омонимы)

Продолжить знакомство с  омонимами.

1

Обогащается словарный запас.

5.

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы). О различиях слов синонимов.

Продолжить знакомство с омонимами

1

Обогащается словарный запас.

6.

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

Продолжить знакомство с  антонимами.

1

Обогащается словарный запас.

7.

Устаревшие слова

Познакомить со словами – архаизмами.

1

Обогащается словарный запас.

8.

Новые слова

Познакомить со словами – неологизмами.

1

Обогащается словарный запас.

9.

Слова – пришельцы.

Познакомить с заимствованными словами.

1

Обогащается словарный запас.

10.

Крылатые слова и

выражения.

Познакомить с крылатыми выражениями.

1

Обогащается словарный запас.

11.

Фразеологизмы.

Продолжить знакомство с фразеологическими оборотами.

1

Обогащается словарный запас.

12.

Словарное богатство родного языка

Обогащение словаря и развитие речи учащихся.

1

Обогащается словарный запас.

13.

Сочинение – миниатюра «Осенний листок».

Написать сочинение на заданную тему.

1

Научатся писать сочинения.

14.

Сочинение в рисунках. (Пиктография).

 

 Познакомить с пиктографией. Учить сочинять рассказ в рисунках.

1

Научатся составлять рассказ в рисунках.

15.

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

  Продолжить знакомство с выразительными средствами языка.

1

Познакомятся с выразительными средствами.

16.

Обучение сочинению стихов

Учить сочинять стихи.

1

Приложение № 7

17.

Письмо – текст. Поздравление к Новому году.

Научить писать письмо – поздравление.

1

Научатся писать письмо – текст.

18.

Речь, предложение, текст. Признаки предложения, текста.

Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.

1

Обобщат знания о речи.

19.

Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование).

Учить составлять тексты разного типа.

1

Научатся составлять тексты разного типа.

20.

Редактирование текста.

Учить редактировать текст.

1

Научатся редактировать текст.

21.

Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.

Научить писать сочинение – отзыв.

1

Научатся писать сочинения.

22.

Изложение текста по готовому плану.

Учить писать изложение по готовому плану.

1

Научатся писать изложения.

23.

Подробное изложение по измененному плану.

Учить писать подробное изложение по готовому плану.

1

Научатся писать изложения.

24.

Изложение текста – повествования.

Учить писать изложение текста – повествования.

1

Научатся писать изложения.

25.

Работа над сокращением текста.

Учить умению сокращать текст.

1

Научатся писать изложения.

26.

Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану.

Учить писать сжатое изложение.

1

Научатся писать изложения.

27.

Сочинение по картине В.Перова «Тройка».

Написать сочинение на заданную тему. 

1

Научатся писать сочинения

28.

Сочинение загадки наоборот.

Учить сочинять загадки наоборот.

1

Научатся сочинять загадку наоборот.

29.

Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая и т.д.

Учить сочинять сказки на

заданную тему.

1

Научатся сочинять сказки.

30.

Оформление классной газеты. Реклама.

Учить оформлять классную газету, сочинять рекламу

1

Научатся оформлять газету.

31.

Заметка в газету

Учить писать заметку в газету.

Научатся писать заметку в газету.

32.

Репортаж в газету

Учить писать репортаж в газету.

1

Научатся писать репортаж в газету.

33.

Олимпиада.

Оценить эффективность обучения

1

Приложение № 1, проверят свои знания.

34.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

1

Подведут итоги за год.

 

Всего

 

34

 

 

    Контроль и учет речевых компетентностей учащихся будет осуществляться в форме смотра творческих работ, олимпиадных заданий, конкурсов («Русский медвежонок», интернет – марафон «ЭМУ»), заполнение таблиц «Речевых компетенций» и карт речевой активности.

Для этого предлагаются интересные компетентностно - ориентированные задания. Выполнение ребятами таких заданий поможет им проявить себя в новых ситуациях с одной стороны, а с другой – послужит толчком для осознания потребности лучшего усвоения учебного материала.

Контрольно – измерительные материалы:

1 класс: Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.

Методика проводится в конце учебного года в форме индивидуального занятия – собеседования. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут. 

2 – 4 класс: Олимпиадные задания.

Олимпиады проводятся в конце учебного года. Продолжительность45 минут.

Диагностические методики:

1 -2 класс: Таблицы «Речевые компетенции». 

Учитель заполняет таблицу, в которой фиксируется сформированные компетенции за определенный период изучения тем спецкурса. Такие таблицы заполняются на группу обучающихся по результатам 1 и 2 полугодия каждого класса начальной школы. Таким образом, можно проследить уровень развития, как каждого учащегося, так и коллектива в целом.

Дальнейшее развитие программы

         В дальнейшем идеи программы будут реализовываться, и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства  и опыта программ и методик по развитию речи

 учащихся.

 

 

Литература:

  1.  Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.
  2.  Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.
  3. Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / О.В. Кубасова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
  4. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.
  5. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
  6. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. ин-т общей педагогики Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982.
  7. Соловейчик М.С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – 2-е изд. -  Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»

Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки слов»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Однако строгие рамки уроков и насыщенно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"

Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".

Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...

Программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

Программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» со 2-4 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.

Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...