Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"
рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер художественного слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzmenko_rp_master_hudozhestvennogo_slova_7_kl.doc | 136 КБ |
kuzmenko_rp_master_hudozhestvennogo_slova_9aklass.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №10»
Приказ №______ от __________
Протокол № ____от _____________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мастер художественного слова»
Направление: духовно-нравственное
Класс: 7В
Учитель: Кузьменко Нина Михайловна, высшая квалификационная категория
МБОУ «СШ № 10»
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей становится одной из важнейших задач современной школы. История русского языка удивительна, богата событиями, что позволяет многие языковые явления преподносить нестандартными способами, дает возможность заинтересовать обучающихся таким сложным предметом как русский язык. Домысливать, строить предположения, фантазировать, понимать, а не заучивать – именно это привлекательно в работе кружка. Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Конечная цель внеурочных занятий по русскому языку и литературе – подготовить обучающихся, грамотных в широком смысле слова, - совпадает, внеклассная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи.
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полета фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями.
Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.
В основе программы внеурочной деятельности «Мастер художественного слова» лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – сценической деятельности и литературы.
Основным тематическим стержнем рабочей программы является показ всестороннего богатства и красоты русского языка. Учитывая возрастные особенности обучающихся, отбирается такой материал, который дает обучающимся сведения о словарном составе языка, его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка. Художественное слово тесно связано с таким предметом, как литературное чтение. Знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать ее для расширения своих знаний об окружающем мире.
В основе освоения программы у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно находить информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях.
В рамках реализации данной рабочей программы формируется читательская компетентность, помогающая обучающемуся осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Предмет литературного чтения пробуждает интерес обучающихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Обучающиеся учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастер художественного слова» рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю) и составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.. № 1897);
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» от 15 апреля 2014 года №295-р;
5.Учебный план МБОУ «СШ № 10» г. Нижневартовска на 2020-2021учебный год; Годовой календарный учебный график МБОУ «СШ № 10» г. Нижневартовска на 2020-2021учебный год.
Цель: развитие творческого потенциала обучающихся для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове и обучение написанию собственных сочинений.
Задачи:
Воспитывающие:
· воспитать умения работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу;
· воспитать ответственность за результат индивидуальной и коллективной работы;
· воспитать самостоятельность в выборе произведения для художественного чтения.
Развивающие:
- развить ассоциативно-образное мышление;
- развить внимание, фантазию и воображение;
- развить и сформировать художественный вкус;
- развить эмоциональную сферу.
Обучающие:
- обучить основам художественного чтения;
- обучить технике речи: дикция, дыхание, голос;
- обучить анализу литературного произведения;
- обучить элементам актёрского мастерства;
- обучить воплощению художественного произведения в звучащем слове.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностные результаты:
1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях .
2. Ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности.
3. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
4. Установка на здоровый образ жизни.
5. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты:
1. Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.
2. Умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
3. Совершенствование умения работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, использование разных источников информации, в том числе интернета, обобщение информации.
4. Развитие умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
5. Различать способ и результат действия.
Предметные результаты:
1. Понимание возможности существования у людей различных точек зрения и возможность ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
2. Умение задавать вопросы, контролировать действия партнеров, использовать речь для регуляции своего действия, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалоговой формой речи.
3. Умение слушать собеседника, определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль.
4. Формирование познавательной и творческой активности обучающихся.
5. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ:
В результате обучения по Программе обучающиеся будут
знать:
- что входит в понятие "художественное чтение";
- что входит в понятие "техника речи";
- основные дикционные упражнения;
- основные дыхательные упражнения;
- элементы актерского мастерства: внимание, воображение;
уметь:
- правильно выполнять артикуляционную гимнастику;
- выполнять основные дикционные упражнения;
- выполнять несколько дыхательных упражнений;
- участвовать в районных конкурсах (подростки);
- участвовать в концертной и культурно-досуговой деятельности;
- работать в коллективе, с партнером;
- вести себя на сцене, слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя;
- обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.
Содержание Программы
1. Речевой аппарат.
Речевой аппарат. Начальные сведения о происхождении слов.
2. Культура речи.
Разговорный язык и литературный. Различие разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях.
3. Средства выразительности речи – артикуляция, динамизм, пауза.
Словесное искусство. Способы сделать речь выразительной – артикуляция, динамизм, паузы.
4. Значение орфоэпии для культуры речи.
Понимание понятия «Культура речи», правильное произношение и его роль в словесности.
5. Интонация в тексте.
Особенности интонации в тексте. Определение основного тона, логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса.
6.Средства выразительности речи – тембр и высота голоса.
Способы сделать речь выразительной и эмоционально насыщенной.
7. Практическая фонетика. Скороговорки и считалки.
Определение понятий, знакомство с малыми жанрами устного народного творчества.
8. Выразительное чтение.
Выразительное чтение текста как способ выразительности речи.
9. Неологизмы. Устаревшие слова. Пословицы и поговорки. Мудрость народа.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. Умение находить в тексте художественного произведения неологизмы, архаизмы, историзмы и передавать свое понимание в выразительном чтении. Пословицы и поговорки.
10. Фразеологизмы.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. Умение находить в тексте художественного произведения фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении.
11. Прямое и переносное значение слова.
Понимание прямого и переносного значения слова. Употребление слов в переносном значении.
12. Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегорий.
13. Текст как результат употребления языка.
Связное законченное письменное или устное высказывание. Определение темы и основной мысли текста.
14. Формы словесного выражения.
Повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Научный и художественный текст-рассуждение.
15. Стихотворная и прозаическая речь.
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Различие стихотворной и прозаической речи.
16.Интонация.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Различие видов интонации в предложениях.
17. Особенности интонации в стихотворной речи.
Стиховая пауза, ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи. Определение основного тона, пауз, ударений, повышения и понижения голоса.
18. Устная народная словесность. Сказки.
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках.
19. Виды народной словесности.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Различение видов устной народной словесности.
20. Языковые средства в произведениях устной народной словесности.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
21. Литературное произведение.
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведение. Общее понятие о различных видах произведений.
22. Эпическое произведение.
Произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Понимание того, что эпическое произведение – результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала.
23. Литературная сказка.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Признаки литературной и народной сказки, их особенности.
24. Басня.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и настроения басен. Повествование и диалог в басне. Мораль.
25. Рассказ и повесть.
Различие повести и рассказа, особенности их повествования.
26. Сюжет и эпизод эпического произведения.
Нахождение эпизода в произведениях по заданной теме. Работа над сюжетом различных эпических произведений.
27. Язык эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
28.Лирическое произведение.
Произведение, в котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Особенности лирических произведений.
29. Стихотворная речь.
Стихи о Родине и о природе. Стихи о животных. Значение стихотворной речи в лирическом произведении. Стиховые паузы, логические и стиховые ударения. Определение основного тона.
30. Драматическое произведение.
Произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Понимание роли авторских ремарок.
31. Пьеса-сказка.
Особенности языка и повествования пьесы-сказки. Черты, характерные для пьесы-сказки. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик.
32. Язык драматического произведения.
Особенности языкового выражения в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
33.Литературная викторина.
Викторина по изученному материалу.
34. Игра «Путешествие в страну Словесность».
Систематизирование и закрепление изученного.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастер художественного слова» включает в себя работу по:
- восприятию чужой речи;
- воспроизводству готового текста;
- созданию собственных высказываний.
На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов. На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты, выступают на общешкольных и городских мероприятиях и конкурсах.
Виды и формы контроля
Участие обучающихся в конкурсах, викторинах, дискуссиях, беседах. Проводятся занятия творчества.
В качестве форм подведения итогов организуются конкурсы, литературно-музыкальные вечера, литературные встречи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата | Общее количество часов | |||||||
теория | практика | по плану | фактически | ||||||||
Вводное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. Знакомство. Играем этюды. «Знакомство», «Органическое молчание» и др. «В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи. Правила литературного произношения и ударения. Позиция и поза. | 1 | 06.09 | 06.09 | 1 | |||||||
Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А.Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами. Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова». Дикция. Орфоэпия. | 0,5 | 0,5 | 13.09 | 13.09 | 1 | ||||||
Чудо поэтического слова. (Развитие понятий метафоре, стихотворной и прозаической речи. Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М.Нахимовского.»Хомячок», «Рожицы». Речевой слух. | 0,5 | 0,5 | 20.09 | 20.09 | 1 | ||||||
Подготовка к общешкольному празднику Дню учителя. Составление сценария. Разучивание сценок и стихов. | 1 | 27.09 | 27.09 | 1 | |||||||
Репетиция сценок, стихов, песен к Дню Учителя. | 1 | 04.10 | 04.10 | 1 | |||||||
Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс. Логика чтения. Логические паузы. | 0,5 | 0,5 | 11.10 | 11.10 | 1 | ||||||
Подготовка к районному конкурсу чтецов, посвящённому Году истории. Отработка артикуляции, голоса, ритмики. | 1 | 18.10 | 18.10 | 1 | |||||||
Подготовка к общешкольному конкурсу чтецов, посвящённому Году истории и районному конкурсу «Растим патриотов России» Отработка техники речи. Позиция и поза. | 1 | 25.10 | 25.10 | 1 | |||||||
Подготовка к участию в муниципальном конкурсе творческих работ, посвящённых Году истории и «Мой первый учитель» (редактирование сочинений, творческих работ, эссе, презентаций). Дикция. Орфоэпия. | 1 | 08.11 | 08.11 | 1 | |||||||
Подготовка и выпуск газеты «Русское слово», отчёт –презентация об экскурсии в Болдинский музей -заповедник. Подборка стихов об осени. | 1 | 15.11 | 15.11 | 1 | |||||||
Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова». Речевой слух. | 1 | 22.11 | 22.11 | 1 | |||||||
Подготовка к районному конкурсу сочинений «Одна юбилейная дата» Выбор тем, сбор материала. Выбор стихов и сценок к концерту, посвящённому Дню Матери. Логика чтения. Логические паузы. | 1 | 29.11 | 29.11 | 1 | |||||||
Выпуск газеты «Русское слово» к Дню Матери. Подготовка к мероприятию к Дню матери. | 1 | 06.12 | 06.12 | 1 | |||||||
Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 1 | 13.12 | 13.12 | 1 | |||||||
Редактирование сочинений «Одна юбилейная дата» Сергий Радонежский – заступник и просветитель земли русской. Подбор стихов, сценок, песен к Новому году. Позиция и поза. | 1 | 20.12 | 20.12 | 1 | |||||||
Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. Разучивание стихов, песен, сценок к Новому году. Дикция. Орфоэпия. | 0,5 | 0,5 | 10.01 | 10.01 | 1 | ||||||
Подготовка к Новому году. Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок) | 0,5 | 0,5 | 17.01 | 17.01 | 1 | ||||||
Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание колядок, рождественские стихи. | 1 | 24.01 | 24.01 | 1 | |||||||
Просмотр фильма Православные святыни Руси. Заочная экскурсия в Муром. Логика чтения. Логические паузы. | 1 | 1 | |||||||||
Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля. | 1 | 1 | |||||||||
Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова. Позиция и поза. | 1 | 31.01 | 1 | ||||||||
Подборка номеров художественной самодеятельности для общешкольного концерта к 8 марта. | 1 | 07.02 | 1 | ||||||||
Создание выпуска праздничной газеты, презентации. Подготовка к конкурсу сочинений, стихов «Мама – это солнце». Дикция. Орфоэпия. | 1 | 14.02 | 1 | ||||||||
Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Сбор материала для исследовательских работ. | 1 | 21.02 | 1 | ||||||||
Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце». Речевой слух. | 1 | 28.02 | 1 | ||||||||
Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». | 0,5 | 0,5 | 17.03 | 1 | |||||||
Стихотворчество. | 1 | 21.03 | 1 | ||||||||
Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». 11.Изучаем язык мимики и жестов. Логика чтения. Логические паузы. | 1 | 04.04 | 1 | ||||||||
Разработка сценария митинга к Дню Победы. Подборка стихов, песен, инсценировок. Речевой слух. | 0,5 | 0,5 | 11.04 | 1 | |||||||
Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах». Дикция. Орфоэпия. | 0,5 | 0,5 | 18.04 | 1 | |||||||
Создание презентации «И опять приходит День Победы» Выпуск праздничной газеты. | 1 | 25.04 | 1 | ||||||||
Православные традиции в жизни современного человека и в русской литературе. | 0,5 | 0,5 | 10.05 | 1 | |||||||
Слово в прозе 1. Жанры прозы. 2. Художественный анализ текста. 3. Коллективная творческая работа: «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ», «Творческий эксперимент». 4. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. Дикция. Орфоэпия. | 0,5 | 0,5 | 16.05 | 1 | |||||||
Итоговое занятие | 1 | 23.05 | 1 | ||||||||
Итого: | 34 | 34 | 34 | 34 |
Рекомендуемая литература:
- Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского языка. Мысль, вооруженная рифмами.- Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987.
- Худенко Е.Д. Как научить ребенка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002.
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова.- М.: Просвещение, 1990
- Вартаньян Э.В. Путешествие в слово: Кн.для внекласс.чтения.- 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 2001.
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. –Л., 1974.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.- М.: Просвещение, 1985.
- Матвеева Т.В. От звука до текста. –М.: Просвещение, 2001.
- Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
- Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
- Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А.Криволапова. –М.: Просвещение, 2012
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991
- Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
- Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
- Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.
- Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
- Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
- Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005
- Выпуски журнала «Педсовет»
- Русские народные сказки.
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №10»
Приказ №______ от __________
Протокол № ____от _____________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мастер художественного слова».
Направление: художественное
Класс: 9А
Учитель: Кузьменко Нина Михайловна, высшая квалификационная категория
МБОУ «СШ № 10»
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей становится одной из важнейших задач современной школы. История русского языка удивительна, богата событиями, что позволяет многие языковые явления преподносить нестандартными способами, дает возможность заинтересовать обучающихся таким сложным предметом как русский язык. Домысливать, строить предположения, фантазировать, понимать, а не заучивать – именно это привлекательно в работе кружка. Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Конечная цель внеурочных занятий по русскому языку и литературе – подготовить обучающихся, грамотных в широком смысле слова, - совпадает, внеклассная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи.
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полета фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями.
Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.
В основе программы внеурочной деятельности «Мастер художественного слова» лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – сценической деятельности и литературы.
Основным тематическим стержнем рабочей программы является показ всестороннего богатства и красоты русского языка. Учитывая возрастные особенности обучающихся, отбирается такой материал, который дает обучающимся сведения о словарном составе языка, его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка. Художественное слово тесно связано с таким предметом, как литературное чтение. Знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать ее для расширения своих знаний об окружающем мире.
В основе освоения программы у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно находить информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях.
В рамках реализации данной рабочей программы формируется читательская компетентность, помогающая обучающемуся осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Предмет литературного чтения пробуждает интерес обучающихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Обучающиеся учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастер художественного слова» рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю) и составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.. № 1897);
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» от 15 апреля 2014 года №295-р;
5.Учебный план МБОУ «СШ № 10» г. Нижневартовска на 2023-2024учебный год; Годовой календарный учебный график МБОУ «СШ № 10» г. Нижневартовска на 2023-2024учебный год.
Цель: развитие творческого потенциала обучающихся для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове и обучение написанию собственных сочинений.
Задачи:
Воспитывающие:
· воспитать умения работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу;
· воспитать ответственность за результат индивидуальной и коллективной работы;
· воспитать самостоятельность в выборе произведения для художественного чтения.
Развивающие:
- развить ассоциативно-образное мышление;
- развить внимание, фантазию и воображение;
- развить и сформировать художественный вкус;
- развить эмоциональную сферу.
Обучающие:
- обучить основам художественного чтения;
- обучить технике речи: дикция, дыхание, голос;
- обучить анализу литературного произведения;
- обучить элементам актёрского мастерства;
- обучить воплощению художественного произведения в звучащем слове.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностные результаты:
1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях .
2. Ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности.
3. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
4. Установка на здоровый образ жизни.
5. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты:
1. Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.
2. Умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
3. Совершенствование умения работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, использование разных источников информации, в том числе интернета, обобщение информации.
4. Развитие умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
5. Различать способ и результат действия.
Предметные результаты:
1. Понимание возможности существования у людей различных точек зрения и возможность ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
2. Умение задавать вопросы, контролировать действия партнеров, использовать речь для регуляции своего действия, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалоговой формой речи.
3. Умение слушать собеседника, определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль.
4. Формирование познавательной и творческой активности обучающихся.
5. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ:
В результате обучения по Программе обучающиеся будут
знать:
- что входит в понятие "художественное чтение";
- что входит в понятие "техника речи";
- основные дикционные упражнения;
- основные дыхательные упражнения;
- элементы актерского мастерства: внимание, воображение;
уметь:
- правильно выполнять артикуляционную гимнастику;
- выполнять основные дикционные упражнения;
- выполнять несколько дыхательных упражнений;
- участвовать в районных конкурсах (подростки);
- участвовать в концертной и культурно-досуговой деятельности;
- работать в коллективе, с партнером;
- вести себя на сцене, слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя;
- обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.
Содержание Программы
1. Речевой аппарат.
Речевой аппарат. Начальные сведения о происхождении слов.
2. Культура речи.
Разговорный язык и литературный. Различие разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях.
3. Средства выразительности речи – артикуляция, динамизм, пауза.
Словесное искусство. Способы сделать речь выразительной – артикуляция, динамизм, паузы.
4. Значение орфоэпии для культуры речи.
Понимание понятия «Культура речи», правильное произношение и его роль в словесности.
5. Интонация в тексте.
Особенности интонации в тексте. Определение основного тона, логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса.
6.Средства выразительности речи – тембр и высота голоса.
Способы сделать речь выразительной и эмоционально насыщенной.
7. Практическая фонетика. Скороговорки и считалки.
Определение понятий, знакомство с малыми жанрами устного народного творчества.
8. Выразительное чтение.
Выразительное чтение текста как способ выразительности речи.
9. Неологизмы. Устаревшие слова. Пословицы и поговорки. Мудрость народа.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. Умение находить в тексте художественного произведения неологизмы, архаизмы, историзмы и передавать свое понимание в выразительном чтении. Пословицы и поговорки.
10. Фразеологизмы.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. Умение находить в тексте художественного произведения фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении.
11. Прямое и переносное значение слова.
Понимание прямого и переносного значения слова. Употребление слов в переносном значении.
12. Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегорий.
13. Текст как результат употребления языка.
Связное законченное письменное или устное высказывание. Определение темы и основной мысли текста.
14. Формы словесного выражения.
Повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Научный и художественный текст-рассуждение.
15. Стихотворная и прозаическая речь.
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Различие стихотворной и прозаической речи.
16.Интонация.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Различие видов интонации в предложениях.
17. Особенности интонации в стихотворной речи.
Стиховая пауза, ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи. Определение основного тона, пауз, ударений, повышения и понижения голоса.
18. Устная народная словесность. Сказки.
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках.
19. Виды народной словесности.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Различение видов устной народной словесности.
20. Языковые средства в произведениях устной народной словесности.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
21. Литературное произведение.
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведение. Общее понятие о различных видах произведений.
22. Эпическое произведение.
Произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Понимание того, что эпическое произведение – результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала.
23. Литературная сказка.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Признаки литературной и народной сказки, их особенности.
24. Басня.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и настроения басен. Повествование и диалог в басне. Мораль.
25. Рассказ и повесть.
Различие повести и рассказа, особенности их повествования.
26. Сюжет и эпизод эпического произведения.
Нахождение эпизода в произведениях по заданной теме. Работа над сюжетом различных эпических произведений.
27. Язык эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
28.Лирическое произведение.
Произведение, в котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Особенности лирических произведений.
29. Стихотворная речь.
Стихи о Родине и о природе. Стихи о животных. Значение стихотворной речи в лирическом произведении. Стиховые паузы, логические и стиховые ударения. Определение основного тона.
30. Драматическое произведение.
Произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Понимание роли авторских ремарок.
31. Пьеса-сказка.
Особенности языка и повествования пьесы-сказки. Черты, характерные для пьесы-сказки. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик.
32. Язык драматического произведения.
Особенности языкового выражения в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
33.Литературная викторина.
Викторина по изученному материалу.
34. Игра «Путешествие в страну Словесность».
Систематизирование и закрепление изученного.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастер художественного слова» включает в себя работу по:
- восприятию чужой речи;
- воспроизводству готового текста;
- созданию собственных высказываний.
На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов. На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты, выступают на общешкольных и городских мероприятиях и конкурсах.
Виды и формы контроля
Участие обучающихся в конкурсах, викторинах, дискуссиях, беседах. Проводятся занятия творчества.
В качестве форм подведения итогов организуются конкурсы, литературно-музыкальные вечера, литературные встречи.
Календарно-тематическое планирование в 2023 – 2024 учебном году.
№ п/п | Тема | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата | Общее количество часов | |||||||
теория | практика | по плану | фактически | ||||||||
Вводное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. Знакомство. Играем этюды. «Знакомство», «Органическое молчание» и др. «В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи. Правила литературного произношения и ударения. Позиция и поза. | 1 | 08.09 | |||||||||
Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А.Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами. Упражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова». Дикция. Орфоэпия. | 0,5 | 0,5 | 15.09 | ||||||||
Чудо поэтического слова. (Развитие понятий метафоре, стихотворной и прозаической речи. Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М.Нахимовского.»Хомячок», «Рожицы». Речевой слух. | 0,5 | 0,5 | 22.09 | ||||||||
Подготовка к общешкольному празднику Дню учителя. Составление сценария. Разучивание сценок и стихов. | 1 | 29.09 | |||||||||
Репетиция сценок, стихов, песен к Дню Учителя. | 1 | 06.10 | |||||||||
Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс. Логика чтения. Логические паузы. | 0,5 | 0,5 | 13.10 | ||||||||
Подготовка к районному конкурсу чтецов, посвящённому Году истории. Отработка артикуляции, голоса, ритмики. | 1 | 20.10 | |||||||||
Подготовка к общешкольному конкурсу чтецов, посвящённому Году истории и районному конкурсу «Растим патриотов России» Отработка техники речи. Позиция и поза. | 1 | 27.10 | |||||||||
Подготовка к участию в муниципальном конкурсе творческих работ, посвящённых Году истории и «Мой первый учитель» (редактирование сочинений, творческих работ, эссе, презентаций). Дикция. Орфоэпия. | 1 | 10.11 | |||||||||
Подготовка и выпуск газеты «Русское слово», отчёт –презентация об экскурсии в Болдинский музей -заповедник. Подборка стихов об осени. | 1 | 17.11 | |||||||||
Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова». Речевой слух. | 1 | 24.11 | |||||||||
Подготовка к районному конкурсу сочинений «Одна юбилейная дата» Выбор тем, сбор материала. Выбор стихов и сценок к концерту, посвящённому Дню Матери. Логика чтения. Логические паузы. | 1 | 01.12 | |||||||||
Выпуск газеты «Русское слово» к Дню Матери. Подготовка к мероприятию к Дню матери. | 1 | 08.12 | |||||||||
Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 1 | 15.12 | |||||||||
Редактирование сочинений «Одна юбилейная дата» Сергий Радонежский – заступник и просветитель земли русской. Подбор стихов, сценок, песен к Новому году. Позиция и поза. | 1 | 22.12 | |||||||||
Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. Разучивание стихов, песен, сценок к Новому году. Дикция. Орфоэпия. | 0,5 | 0,5 | 12.01 | ||||||||
Подготовка к Новому году. Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок) | 0,5 | 0,5 | 19.01 | ||||||||
Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание колядок, рождественские стихи. | 1 | 26.01 | |||||||||
Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова. Позиция и поза. | 1 | 02.02 | |||||||||
Подборка номеров художественной самодеятельности для общешкольного концерта к 8 марта. | 1 | 07.02 | |||||||||
Создание выпуска праздничной газеты, презентации. Подготовка к конкурсу сочинений, стихов «Мама – это солнце». Дикция. Орфоэпия. | 1 | 09.02 | |||||||||
Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Сбор материала для исследовательских работ. | 1 | 16.02 | |||||||||
Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце». Речевой слух. | 1 | 22.02 | |||||||||
Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». | 0,5 | 0,5 | 01.03 | ||||||||
Стихотворчество. | 1 | 15.03 | |||||||||
Практикум «Как говорить так, чтобы слушали». 11.Изучаем язык мимики и жестов. Логика чтения. Логические паузы. | 1 | 22.03 | |||||||||
Разработка сценария митинга к Дню Победы. Подборка стихов, песен, инсценировок. Речевой слух. | 0,5 | 0,5 | 05.04 | ||||||||
Подготовка к празднованию Дня Победы. Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах». Дикция. Орфоэпия. | 0,5 | 0,5 | 12.04 | ||||||||
Создание презентации «И опять приходит День Победы» Выпуск праздничной газеты. | 1 | 19.04 | |||||||||
Православные традиции в жизни современного человека и в русской литературе. | 0,5 | 0,5 | 26.04 | ||||||||
Слово в прозе 1. Жанры прозы. 2. Художественный анализ текста. 3. Коллективная творческая работа: «Мы придумываем сказку», «Мы пишем рассказ», «Творческий эксперимент». 4. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении. Дикция. Орфоэпия. | 0,5 | 0,5 | 15.05 | ||||||||
Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова. Позиция и поза. | 1 | 22.05 | |||||||||
Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры. | 1 | 23.05 | |||||||||
Итоговое занятие. | 1 | 24.05 | |||||||||
Итого: | 34 | 34 | 34 | 34 |
Рекомендуемая литература:
- Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского языка. Мысль, вооруженная рифмами.- Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987.
- Худенко Е.Д. Как научить ребенка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002.
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова.- М.: Просвещение, 1990
- Вартаньян Э.В. Путешествие в слово: Кн.для внекласс.чтения.- 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 2001.
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. –Л., 1974.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.- М.: Просвещение, 1985.
- Матвеева Т.В. От звука до текста. –М.: Просвещение, 2001.
- Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
- Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
- Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А.Криволапова. –М.: Просвещение, 2012
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991
- Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.
- Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.
- Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.
- Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.
- Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
- Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005
- Выпуски журнала «Педсовет»
- Русские народные сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Художественное слово» для 2 классов
Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью пр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»
Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Загадки слов»
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Однако строгие рамки уроков и насыщенно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"
Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в 1 классе. ФГОС.
Представлена рабочая программа курса внеурочной деятельности "Доброе слово" в первом классе средней обшеобразовательной школы. Программа составлена и опробирована с требованиями ФГОС в начал...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"1-4 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками" в 1-4 классах, полностью соответствует ФГОС и составлена на основе программы Т.Н. Просняковой...