Проект "Инклюзивная среда в образовательном учреждении"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Шевская Оксана Васильевна

Данный проект можно использовать при планировании работы с детьми ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Разработка проекта инклюзивной среды в образовательном учреждении»

Составитель проекта: Шевская О.В.,

учитель начальных классов

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

Пояснительная записка

     Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех; это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям; учитывает потребности также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. Инклюзивное образование :

  • работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребности всех детей;
  •  является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
  • является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
  • доказывает, что все дети могут учиться.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемым  условием для их успешной социализации, для их полноценного участия в жизни общества,  в эффективной самореализации социальной деятельности и в различных видах профессиональной деятельности.

        Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.

Основной принцип инклюзивного образования - все участники образовательного процесса должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей или различий в способности к обучению.

Включающее образование базируется на  принципах:

1.  Каждый человек способен чувствовать и думать.

2. Взаимопонимание между людьми.

3. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

4. Для собственного успеха каждый человек имеет право на общение.

5. Только через реальные взаимоотношения может осуществляться  

    подлинное образование.

6. Все участники процесса нуждаются в поддержке и дружбе

ровесников.

7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

       Инклюзия - это серьезная интеллектуальная, организованная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

      Образовательный процесс и социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями находится в центре общественного внимания. В МБОУ СОШ пока малое число лиц школьного возраста с ограниченными возможностями от общего количества школьников. Но с каждым годом таких учащихся будет становиться все больше и больше. Успешность учащихся с ОВЗ в учебном процессе будет зависеть от той образовательной среды, в которой находится обучающийся.

Краткая аннотация проекта.

    Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями на базе МБОУ СОШ. Проект позволит детям с ОВЗ включиться в образовательную среду общеобразовательной школы. Для реализации данного проекта педагогический коллектив должен повысить свою квалификацию через освоение новых технологий при обучении детей с ОВЗ. Все участники образовательного процесса получат опыт гуманного отношения к личности и толерантного поведения.

    Реализация проекта направлена на оказание индивидуальной помощи, коррекция в занятиях, проведение оздоровительных мероприятий, участие во всех общешкольных и внеклассных мероприятиях, использование психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В основе проекта создана инициативная группа из числа педагогического коллектива школы: администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классный руководитель, социальный педагог. Всего в проекте будут принимать участие  5 педагогов и 3 учащихся. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.

Актуальность проекта

     В МБОУ СОШ обучается 630 детей с 1 по 11 классы. Из них 1 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Причина: в результате перенесенного заболевания у ребенка не функционирует левая рука и  ограничена в движениях левая нога. Ученик обучается в 4 классе по общеобразовательной программе начальной школы. Ещё два ученика обучаются в 5 и 6 классе по общеобразовательной программе.

     Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. В школе работает психолог, который наблюдает за учениками, ведется дневник сопровождения. Но в коллективе класса сначала чувствовалась отчужденность таких учеников. Ребята из  класса не хотели играть и общаться с таким ребенком, сразу заметили особенность физического развития. Классный руководитель неоднократно обращался за помощью к родителям. Проводились совместные родительские собрания, психологические тренинги, игры на сплочение коллектива. Необходима организация родителей по данному направлению.

     Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.

     Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формирование толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзивное образование учитывает потребности, которые необходимы ученикам и родителям для достижения успеха.

     В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Весёлая кисточка», «Математический тренажёр», «Умное пёрышко», «Уроки для души», секция «Баскетбол», «Волейбол», «Шахматы».

      В ходе реализации проекта планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации учителей через курсовую подготовку, проведение семинаров:

- распространение опыта работы: семинары, конференции, стажировки.

Очень важно в данном проекте - это позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. 

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (У. Джеймс).

Цель и задачи  программы.

Цель программы: создание комфортных условий для образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

1. организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

    при включении их в образовательную среду;

2. создать условия для реализации образовательной программы;

3. повысить мотивацию обучающихся в образовательном процессе;

4. создать систему  мониторинга обучения и воспитательных  

    мероприятий.

Ресурсное обеспечение проекта.

         Обеспечение успешности реализации "Модели школы инклюзивного образования" определяется оптимальными условиями:

материально-техническая база:

Здание кирпичное пятиэтажное, рассчитанное на 630 учащихся. В школе есть следующие функциональные группы помещений:

1) фойе;

2) вестибюль;

3) помещения:

- общего образования, включающие учебные кабинеты для учащихся 1-11 классов, которые оборудованы двухместными столами. В школе есть кабинеты: два кабинета информатики для старших и начальных классов (по 12 компьютеров в каждом кабинете), физики, химии (с лаборантской), технологии (швейное и кулинарное дело для девочек и трудовые мастерские для мальчиков), биологии, литературы, английского языка, географии, истории и обществознания, кабинеты начальных классов (9 кабинетов), кабинет психолога;

- медицинский кабинет с процедурной;

- досугово-физкультурно-оздоровительный (спортивные залы: большой и малый, оснащенные гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, турники). Оборудована спортивная площадка, хоккейная коробка, футбольное поле, беговая дорожка. актовый зал на 150 посадочных мест, школьный музей, школьная библиотека и читальный зал.

- для питания - столовая на 120 посадочных мест;

-административно-бытовые (кабинет директора, приемная секретаря, кабинет завуча, кабинет социального педагога), учительская;

- хозяйственного обслуживания.

    Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски.

     Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 2 умывальника, имеется один санузел для детей с ограниченными возможностями.

Для того, чтобы в полной мере реализовать проект, необходимо оборудование.

учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплектом для реализации общеобразовательной программы и неполная комплектация методической литературой по коррекционной программе.

кадровый состав

укомплектованность педагогическими кадрами - 100 %

Педагоги с высшим образованием - 100 %, из них с высшей категорией - 44 %, с первой категорией - 56 %.

Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стратегия достижения поставленной цели.

      Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педсовете (2раза в год), заседаниях МО учителей-предметников (2 раза в год), заседаниях инициативной группы.

     Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в три этапа.

     Первый этап (с 10.05.2018 - 01.08.2018) - создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

     Второй этап (с 01.08.18 - 01.11.2018) - диагностические мероприятия, создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

    Третий этап (с 01.11.2018 - 25.05.2019) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей-предметников, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекция нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения. Сбор материала для мониторинга результатов обучения учащихся данной категории.

План реализации проекта "Обучение и социализация детей

с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном

образовательном пространстве МБОУ СОШ

на 2018-2019 учебный год

      Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования с ограниченными возможностями здоровья со следующими направлениями деятельности:

1. квалификационная подготовка педагогического состава по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2.материально-техническое и организационное обеспечение;

3.разработка базы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4.создание комфортных условий в общеобразовательном учреждении.

Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие задачи:

1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

2. создание диагностико-консультативного мини-центра для детей и родителей;

3. организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования с использованием направлений деятельности: лечебно-профилактическое, социально-трудовое, коррекционно-развивающее.

4.постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

5. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

6. социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями.

Мероприятия

Исполнители

Сроки: 2018-19

1.

Внесение изменений в уставы и локальные акты ОО

Администрация

Август 2018

2.

Внесение изменений в штатное расписание ОО

Директор

Август 2018

3.

Разработка и совершенствование блока "Инклюзивное образование" в программе развития ОО

Администрация

Август 2018

4.

Создание компьютерной базы данных  о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год.

ШПМПК

Сентябрь 2018

5.

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ОО

Зам.директора по УВР

Сентябрь 2018

6.

Создание сетевого взаимодействия ОО с Центром детского творчества, с детским центром "Журавушка", разработка планов совместной работы ОО, заключение договоров.

Администрация ОО

Сентябрь-декабрь 2018

7.

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании.

Зам. директора по УВР, педагог-психолог, логопед, социальный педагог.

В течение года

8.

Создание и организация творческой группы по инклюзивному образованию.

Администрация, педагогический коллектив

Май-август 2018

9.

Организация и проведения педагогических советов "Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями", "Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе", мастер-классов по вопросам инклюзивного образования "Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно-воспитательного процесса"

Администрация, учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог.

Январь-май 2019

10.

Изучение и обобщение опыта работы учителей по системе инклюзивного образования

Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники

В течение года

11.

Проведение заседаний школьных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ОО

Администрация, руководители ШМО

В течение года

12.

Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (внеклассная работа, дополнительное образование)

Педагоги дополнительного образования, классные руководители

В течение года

13.

Анализ годового плана ОО с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами

Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники

Март 2019

14.

Укрепление материально-технической базы ОО для реализации программы инклюзивного образования

Администрация

В течение года

15.

Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями

ШПМПК

Сентябрь 2018

16.

Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте.

Администрация

В течение года

17.

Участие педагогической и родительской общественности в школьных мероприятиях "Венок Дружбы" (ко дню толерантности), "Мы вместе" (мега-проект), "День семьи", декада "За здоровый образ жизни"  в рамках программы инклюзивного образования

Администрация, классные руководители, инструкторы физического воспитания

В течение года

18.

Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Администрация, классные руководители, ШПМПК

В течение года

19.

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

Администрация

В течение года

20.

Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

ШПМПК

В течение года

21.

Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию ОО и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами

ШПМПК, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

В течение года

22.

Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях

Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования

В течение года

23.

Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития

Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог

Август - сентябрь 2018

24.

Проведение коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детей-инвалидов

Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, логопед

В течение года

25.

Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий.

Педагог-психолог, социальный педагог, логопед

Сентябрь 2018, январь 2019

 

   Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам каждой четверти с целью диагностики и динамики развития обучающихся.

    В практической деятельности планируем взаимодействие со школами своего округа.

Практическая значимость результатов проекта

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ.

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.

6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении"

Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. ...

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»

В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»        Илларионова Ольга Петровна,учитель начальных классов,ГОУ СОШ №618«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗД...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении  на уровне начального общего образования...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей Федеральных государственных об...

Организация здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении.

Организация здоровьесозидающей среды в начальной школе....

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении.

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении...