Проект "Инклюзивная среда в образовательном учреждении"
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Данный проект можно использовать при планировании работы с детьми ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_inklyuzivnaya_sreda_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разработка проекта инклюзивной среды в образовательном учреждении»
Составитель проекта: Шевская О.В.,
учитель начальных классов
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Пояснительная записка
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех; это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям; учитывает потребности также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. Инклюзивное образование :
- работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребности всех детей;
- является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;
- является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
- доказывает, что все дети могут учиться.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемым условием для их успешной социализации, для их полноценного участия в жизни общества, в эффективной самореализации социальной деятельности и в различных видах профессиональной деятельности.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной принцип инклюзивного образования - все участники образовательного процесса должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей или различий в способности к обучению.
Включающее образование базируется на принципах:
1. Каждый человек способен чувствовать и думать.
2. Взаимопонимание между людьми.
3. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
4. Для собственного успеха каждый человек имеет право на общение.
5. Только через реальные взаимоотношения может осуществляться
подлинное образование.
6. Все участники процесса нуждаются в поддержке и дружбе
ровесников.
7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзия - это серьезная интеллектуальная, организованная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
Образовательный процесс и социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями находится в центре общественного внимания. В МБОУ СОШ пока малое число лиц школьного возраста с ограниченными возможностями от общего количества школьников. Но с каждым годом таких учащихся будет становиться все больше и больше. Успешность учащихся с ОВЗ в учебном процессе будет зависеть от той образовательной среды, в которой находится обучающийся.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями на базе МБОУ СОШ. Проект позволит детям с ОВЗ включиться в образовательную среду общеобразовательной школы. Для реализации данного проекта педагогический коллектив должен повысить свою квалификацию через освоение новых технологий при обучении детей с ОВЗ. Все участники образовательного процесса получат опыт гуманного отношения к личности и толерантного поведения.
Реализация проекта направлена на оказание индивидуальной помощи, коррекция в занятиях, проведение оздоровительных мероприятий, участие во всех общешкольных и внеклассных мероприятиях, использование психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В основе проекта создана инициативная группа из числа педагогического коллектива школы: администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классный руководитель, социальный педагог. Всего в проекте будут принимать участие 5 педагогов и 3 учащихся. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.
Актуальность проекта
В МБОУ СОШ обучается 630 детей с 1 по 11 классы. Из них 1 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Причина: в результате перенесенного заболевания у ребенка не функционирует левая рука и ограничена в движениях левая нога. Ученик обучается в 4 классе по общеобразовательной программе начальной школы. Ещё два ученика обучаются в 5 и 6 классе по общеобразовательной программе.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. В школе работает психолог, который наблюдает за учениками, ведется дневник сопровождения. Но в коллективе класса сначала чувствовалась отчужденность таких учеников. Ребята из класса не хотели играть и общаться с таким ребенком, сразу заметили особенность физического развития. Классный руководитель неоднократно обращался за помощью к родителям. Проводились совместные родительские собрания, психологические тренинги, игры на сплочение коллектива. Необходима организация родителей по данному направлению.
Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.
Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формирование толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзивное образование учитывает потребности, которые необходимы ученикам и родителям для достижения успеха.
В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Весёлая кисточка», «Математический тренажёр», «Умное пёрышко», «Уроки для души», секция «Баскетбол», «Волейбол», «Шахматы».
В ходе реализации проекта планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
- повышение квалификации учителей через курсовую подготовку, проведение семинаров:
- распространение опыта работы: семинары, конференции, стажировки.
Очень важно в данном проекте - это позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.
Очень важно понять:
При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (У. Джеймс).
Цель и задачи программы.
Цель программы: создание комфортных условий для образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1. организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
при включении их в образовательную среду;
2. создать условия для реализации образовательной программы;
3. повысить мотивацию обучающихся в образовательном процессе;
4. создать систему мониторинга обучения и воспитательных
мероприятий.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации "Модели школы инклюзивного образования" определяется оптимальными условиями:
материально-техническая база:
Здание кирпичное пятиэтажное, рассчитанное на 630 учащихся. В школе есть следующие функциональные группы помещений:
1) фойе;
2) вестибюль;
3) помещения:
- общего образования, включающие учебные кабинеты для учащихся 1-11 классов, которые оборудованы двухместными столами. В школе есть кабинеты: два кабинета информатики для старших и начальных классов (по 12 компьютеров в каждом кабинете), физики, химии (с лаборантской), технологии (швейное и кулинарное дело для девочек и трудовые мастерские для мальчиков), биологии, литературы, английского языка, географии, истории и обществознания, кабинеты начальных классов (9 кабинетов), кабинет психолога;
- медицинский кабинет с процедурной;
- досугово-физкультурно-оздоровительный (спортивные залы: большой и малый, оснащенные гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, турники). Оборудована спортивная площадка, хоккейная коробка, футбольное поле, беговая дорожка. актовый зал на 150 посадочных мест, школьный музей, школьная библиотека и читальный зал.
- для питания - столовая на 120 посадочных мест;
-административно-бытовые (кабинет директора, приемная секретаря, кабинет завуча, кабинет социального педагога), учительская;
- хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 2 умывальника, имеется один санузел для детей с ограниченными возможностями.
Для того, чтобы в полной мере реализовать проект, необходимо оборудование.
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплектом для реализации общеобразовательной программы и неполная комплектация методической литературой по коррекционной программе.
кадровый состав
укомплектованность педагогическими кадрами - 100 %
Педагоги с высшим образованием - 100 %, из них с высшей категорией - 44 %, с первой категорией - 56 %.
Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стратегия достижения поставленной цели.
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педсовете (2раза в год), заседаниях МО учителей-предметников (2 раза в год), заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в три этапа.
Первый этап (с 10.05.2018 - 01.08.2018) - создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
Второй этап (с 01.08.18 - 01.11.2018) - диагностические мероприятия, создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
Третий этап (с 01.11.2018 - 25.05.2019) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей-предметников, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекция нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения. Сбор материала для мониторинга результатов обучения учащихся данной категории.
План реализации проекта "Обучение и социализация детей
с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном
образовательном пространстве МБОУ СОШ
на 2018-2019 учебный год
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования с ограниченными возможностями здоровья со следующими направлениями деятельности:
1. квалификационная подготовка педагогического состава по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
2.материально-техническое и организационное обеспечение;
3.разработка базы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
4.создание комфортных условий в общеобразовательном учреждении.
Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие задачи:
1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
2. создание диагностико-консультативного мини-центра для детей и родителей;
3. организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования с использованием направлений деятельности: лечебно-профилактическое, социально-трудовое, коррекционно-развивающее.
4.постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
5. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
6. социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями.
№ | Мероприятия | Исполнители | Сроки: 2018-19 |
1. | Внесение изменений в уставы и локальные акты ОО | Администрация | Август 2018 |
2. | Внесение изменений в штатное расписание ОО | Директор | Август 2018 |
3. | Разработка и совершенствование блока "Инклюзивное образование" в программе развития ОО | Администрация | Август 2018 |
4. | Создание компьютерной базы данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год. | ШПМПК | Сентябрь 2018 |
5. | Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ОО | Зам.директора по УВР | Сентябрь 2018 |
6. | Создание сетевого взаимодействия ОО с Центром детского творчества, с детским центром "Журавушка", разработка планов совместной работы ОО, заключение договоров. | Администрация ОО | Сентябрь-декабрь 2018 |
7. | Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании. | Зам. директора по УВР, педагог-психолог, логопед, социальный педагог. | В течение года |
8. | Создание и организация творческой группы по инклюзивному образованию. | Администрация, педагогический коллектив | Май-август 2018 |
9. | Организация и проведения педагогических советов "Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями", "Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе", мастер-классов по вопросам инклюзивного образования "Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно-воспитательного процесса" | Администрация, учителя-предметники, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог. | Январь-май 2019 |
10. | Изучение и обобщение опыта работы учителей по системе инклюзивного образования | Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники | В течение года |
11. | Проведение заседаний школьных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ОО | Администрация, руководители ШМО | В течение года |
12. | Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (внеклассная работа, дополнительное образование) | Педагоги дополнительного образования, классные руководители | В течение года |
13. | Анализ годового плана ОО с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами | Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники | Март 2019 |
14. | Укрепление материально-технической базы ОО для реализации программы инклюзивного образования | Администрация | В течение года |
15. | Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями | ШПМПК | Сентябрь 2018 |
16. | Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте. | Администрация | В течение года |
17. | Участие педагогической и родительской общественности в школьных мероприятиях "Венок Дружбы" (ко дню толерантности), "Мы вместе" (мега-проект), "День семьи", декада "За здоровый образ жизни" в рамках программы инклюзивного образования | Администрация, классные руководители, инструкторы физического воспитания | В течение года |
18. | Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования | Администрация, классные руководители, ШПМПК | В течение года |
19. | Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования | Администрация | В течение года |
20. | Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям | ШПМПК | В течение года |
21. | Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию ОО и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами | ШПМПК, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог | В течение года |
22. | Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях | Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования | В течение года |
23. | Составление индивидуальных программ сопровождения учеников с особенностями психофизического развития | Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог | Август - сентябрь 2018 |
24. | Проведение коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детей-инвалидов | Педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, логопед | В течение года |
25. | Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. | Педагог-психолог, социальный педагог, логопед | Сентябрь 2018, январь 2019 |
Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам каждой четверти с целью диагностики и динамики развития обучающихся.
В практической деятельности планируем взаимодействие со школами своего округа.
Практическая значимость результатов проекта
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ.
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.
6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:"Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении"
Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. ...
«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»
В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» Илларионова Ольга Петровна,учитель начальных классов,ГОУ СОШ №618«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗД...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей Федеральных государственных об...
Организация здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении.
Организация здоровьесозидающей среды в начальной школе....
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении.
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении...