Проект на тему:"Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении"
материал по теме
Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnyy_proekt.doc | 95 КБ |
aktualnost_problemy..ppt | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №6 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»
Проект
Тема проекта: Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении
Выполнил: психолог МБОУ
«Начальная школа-детский сад №6
компенсирующего вида»
Бухарова Елена Владимировна
2012
Содержание
Введение
1. Сущность адаптивной школы
1.1. «Адаптация», «социальная адаптация»,… «адаптивная школа»
2. Функции адаптивной школы
2.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
2.2. Ориентационная функция
2.3. Реабилитационная функция
2.4. Коррекционная функция
2.5. Стимулирующая функция
2.6. Пропедевтическая функция
3. Практическое использование адаптивного подхода в образовании
Заключение
Литература
Введение
Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. Актуальность адаптивного подхода в обучении очевидна так как в сложившихся условиях развития современной школы «адап тивное образование должно сыграть роль социального амортизатора, обеспечивающего социально-педагогическую поддержку обучающих ся, позволяющего выровнять стартовые возможности выпускников» [П.И. Третьяков].
Суть адаптивного подхода в том, что в биологической и в общественной жизни человека к успеху ведет адаптацияя. Современная школа создает условия для рационального расходования адаптационной энергии средствами педагогической поддержки участников образовательного процесса. Именно такая школа, по нашему мнению, является адаптивной.
Впервые в педагогической литературе понятие адаптивной школы сформулировано в работах Е.А. Ямбурга, который главным существенным признаком считает здоровьесбережение и рассматривает адаптивную школу как школу, способную оберегать физическое, психическое и нравственное здоровье детей.
Поскольку реализация адаптивного подхода в обучении требует изменения во взаимодействии учителя и ученика, то возникает необходимость подготовки учителя к новой профессиональной роли. Суть её в том, что учитель не ограничивается предметным преподаванием, а и оказывает помощь обучающемуся в решении его личных проблем, подбирает вместе с учеником индивидуальный маршрут обучения в зависимости от результатов обучения и его познавательных интересов.
Особое значение реализация адаптивного подхода приобретает в процессе перехода из детского сада в начальную школу . Учитель в этом случае становится наставником и создает условия для формирования хорошего микроклимата в классе, заботится о состоянии отношений в коллективе, координирует работу специалистов (социального педагога, дефектолога, психолога).
Для современной школы особое значение имеет то, что психический стресс, вызываемый отношениями между людьми, регулируется с помощью стрессора, в качестве которого могут быть:
сам учитель, его отношение к ученику, к делу;
педагогические технологии;
личностные отношения одноклассников и т.д.
Учитель при определенных условиях может прогнозировать ответную реакцию ученика и вовремя оказать педагогическую поддержку.
Одно из основных открытий современной педагогики - психотерапевтическая функция педагога [П.И. Третьяков, С.И. Митин, Н.Н. Бояринцева]. Суть её в том, что педагогические ситуации часто становятся источни ками стрессов, следовательно, необходимо вербальное и невербальное воздействие на личность с целью оказания ей помощи в осоз нании собственных мыслей, чувств, желаний и способов поведе ния. В результате человек учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой внутренний мир и отношения с окружающими на основе свободного выбора.
Выбор обеспечивает прежде всего разноуровневое содержание, которое в отличие от содержания единообразного требует технологизации образовательного процесса. Технологизацию ученые-педагоги рассматривают как одну из сущностных со ставляющих адаптивности. В адаптивной системе возможны разные педагогические техно логии. Важно, что во всех технологиях струк турируется не только содержание образования, но и сама деятель ность учащихся с упором на самостоятельную работу, на самораз витие личности.
Адаптивный подход в обучении школьников позволяет нам определить стратегию и тактику взаимодействия как в системе «учитель - ученик», так и в системе моделирования учебных занятий. В основе моделирования - идея здоровьесбережения.
В работах известных педагогов обращается внимание на здоровьесбережение как одно из важнейших условий развития современной школы, которая рассматривается как «адаптивная педагогическая система».
Анализируя современные системы обучения, можно отметить, что и в традици онной, и в адаптивной системах методический арсенал учителя доста точно разнообразен. Различие в том, что в адаптивной системе при менение раз личных методов ставится на «прочную рефлексивную основу». Цель рефлек сивного обучения - выявить резервы в становлении и развитии познаватель ной деятельности школьников и оказать педа гогическую поддержку [И.Н. Семенов]. Поэтому важной чертой адаптивности является идея коррекционного воздействия, суть которой в создании благоприят ных условий для ребенка с трудностями в обучении. «Реабилитация физиче ского и психического здоровья детей сред ствами образования - одна из важ нейших составляющих адаптив ной системы» [П.И. Третьяков].
Итак, адаптивный подход в обучении в качестве методологического обоснования стратегии и тактики развития современной школы реализует «идею приспособляемости» как главной отличительной черты жизни. Существенными признаками адаптивного подхода в обучении школьников являются: сбережение физического, психического и нравственного здоровья детей; реализация психотерапевтической функции педагога; создание благоприятного микроклимата в школе; обучение школьников на рефлексивной основе средствами адаптивных технологий; непрерывное повышение квалификации педагогов; гибкое взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Ведущие тенденции образования в мире связаны с идеей создания условий для развития личности. Необходимость гуманизации общественной жизни обусловила проблему самореализации личности, проявления ее сущностных сил. Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности.
В настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни. Практическая деятельность школ изобилует разнообразными попытками создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся: появление образовательных учреждений (гимназий, лицеев, авторских школ), обеспечивающих повышенный уровень образования; включение учащихся в работу творческих объединений на основе учета их познавательных интересов и др.
В поиске направлений совершенствования массового общеобразовательного учреждения значительная роль принадлежит идее построения адаптивной школы, учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для их жизненного самоопределения и самореализации. Обогащение новыми идеями моделирования содержания, организации педагогического процесса и управления им в адаптивной школе (самой массовой на сегодняшний день) позволит решить проблему создания целостной образовательной системы. Отметим, что все общеобразовательные учреждения являются по своей сути адаптивными.
1. Сущность адаптивной школы
1.1 "Адаптация", "социальная адаптация",... "адаптивная школа"
В современной педагогической практике словосочетание "адаптивная школа" является одним из наиболее общеупотребительных. Произносится довольно легко в повседневной жизни "адаптивная школа" мы имеем в виду по крайней мере два обстоятельства.
С одной стороны адаптивная школа - это школа для всех учащихся с разными уровнями способностей. С другой стороны, адаптивная школа воспринимается общественностью, особенно родителями, как образовательное учреждение для детей, по каким-либо причинам не попавшим в элитарные учебные заведения (гимназии, лицеи). Тем самым многими это образовательное учреждение рассматривается как школа для "средних" и "слабых" учащихся. Таким образом, на бытовом уровне мы употребляем словосочетание "адаптивная школа" для обозначения двух, казалось бы, прямо противоположных феноменов: школа для всех (в том числе и для одаренных детей) и школа для "неудачников". Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя это словосочетание в двух указанных смыслах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и том, же феномене.
Термин "адаптация" трактуется как приспособление системы к реальным внешним условиям. Исходя из такого понимания адаптации, под "адаптивной школой" понимается система, обладающая способностью приспособления к окружающим условиям. Однако такое формальное определение практически не позволяет выявить конструктивную сущность адаптивной школы.
Попробуем обратиться к другому, имеющему более конкретное отношение к рассматриваемому нами словосочетанию "адаптивная школа" - понятию "социальная адаптация". Это понятие трактуется как постоянный процесс активного приспособления индивидуального или группового субъекта к условиям социальной среды.
Согласно этому определению, адаптивная школа - это социально - педагогическая система, активно приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды. С другой стороны, она сама активно оказывает воздействие на внешнюю среду. Но такая трактовка сущности адаптивной школы отражает лишь один из аспектов ее жизнедеятельности. Важнее другая сторона адаптивной школы, характеризующаяся её приспособлением (причем активным) к условиям своей внутренней среды, определяемой отношениями участников образовательного процесса между собой и к школе в целом.
Особая позиция адаптивной школы состоит в том, что ребенок в ней - не просто ученик, он - личность. Первостепенное течение в ее деятельности приобретает опора на "сильные" стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребенком собственной позиции по отношению к осваиваемому им знанию, по отношению к другим людям, по отношению к себе и выполняемой деятельности.
Адаптивная школа - это не изолированный мир, в который на некоторое время приходит ребенок. Адаптивная среда школы - реальная жизнь для каждого, кто в ней находится. А значит, в ней должны измениться и содержание образовательного процесса, и организация, и управление.
Адаптивная школа посредствам создания содержательных, организационных и методических условий призвана помочь каждому ученику быть:
- субъектом собственной жизнедеятельности;
- субъектом предметной деятельности;
- субъектом деятельности общения;
- субъектом деятельности самосознания.
Итак, в качестве цели адаптивной школы следует определить создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей.
2. Функции адаптивной школы
Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства. Представленные далее функции адаптивной школы рассматриваются с позиции реализации концептуальных идей.
2.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
Рассматриваемая функция в ряду других функций адаптивной школы занимает особое место в силу того, что сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в адаптивной школе имеет основополагающее значение еще и потому, что в ней обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние здоровья детей.
2.2. Ориентационная функция
Если рассматривать ориентацию как личностную функцию, то она выражается в построении личностной картины мира - индивидуального мировоззрения, позволяющего человеку определиться в контексте современной культуры. Исходя из этого положения можно констатировать, что ориентационная функция адаптивной школы направлена на обеспечение самоопределения ученика в различных сферах жизнедеятельности, включая и построение личностно-профессиональных планов. Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
2.3. Реабилитационная функция
Цель реабилитационной педагогики состоит в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка, что требует координации работы в школе всех ее звеньев: администрации, учителей, психологов и логопедов, социальных педагогов, школьного врача, родителей учащихся.
Реабилитационная функция ориентирует учителей на восстановление уверенности школьников в своих возможностях посредством обеспечения удовлетворения ими содержанием и процессом образовательной деятельности.
2.4. Коррекционная функция
Традиционно коррекционная функция трактуется как преодоление отставания учащихся (невыполнение требований на одном из промежуточных этапов образовательного процесса), неуспеваемости (длительного невыполнения программных требований, фиксируемого на протяжении значительного промежутка времени), а также отклонения (несоответствия возрастным социальным нормам поведения) и устранение нарушений, дефектов, аномалий.
2.5. Стимулирующая функция
Значимость выполнения адаптивной школой функции стимулирования определена достаточно большим диапазоном образовательных установок учащихся, отсутствием у многих из них положительной внутренней мотивации обучения.
Одним из важных стимулов в образовательном процессе всегда являлась оценка. Ученик формируется под влиянием своего набора оценок, который складывается как из того, что он реально получает, так и из того, о чем он мечтает. На этой основе у каждого школьника появляется свое представление об удаче и неудаче, высоком и низком достижении, вырабатывается индивидуальная тактика добывания результата. А это, в свою очередь, оказывает определяющее влияние на формирование у ребенка образа "Я".
2.6. Пропедевтическая функция
Эта функция наряду со стимулирующей является одной из основных в деятельности адаптивной школы. Реализация пропедевтической функции связана с осуществлением педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе.
3.Практическое использование адаптивного подхода в образовании
МОУ «Начальная школа – детский сад № 6 компенсирующего вида» функционирует с 1995 года. Работа учреждения строится на принципах адаптивной школы.
В МОУ «Начальная школа-детский сад № 6 реализуются основная общеобразовательная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, парциальные – Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа», Н.Н.Андреева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», М.Безруких «Разговор о правильном питании», О.Л.Князева «Приобщение к истокам народной культуры», программа начального общего образования. Наряду с вышеперечисленными программами используется программа профессора Л.И. Плаксиной для детей с нарушением зрения, а также авторские методики с привлечением инновационных педагогических технологий (образовательные программы Е.В. Колесниковой, М.М. Безруких, здоровьесберегающие технологии, офтальмотренажёры Базарного В.Ф.), обеспечивающие ребенку развитие его зрительного восприятия, интеллекта, самостоятельности.
Начальная школа – детский сад является образовательным учреждением для детей с различными патологиями зрения IV вида осуществляет лечение и восстановление зрения, педагогическую коррекцию, воспитание и обучение детей, имеющих нарушение зрения. Образовательные и парциальные программы, которые используются в работе с детьми, соответствуют виду и типу образовательного учреждения.
Образовательное учреждение данного типа работает на стыке медицины, дефектологии, психологии, педагогики и решает широкий спектр вопросов и задач в области работы с детьми, имеющими патологии зрения, такие как амблиопия, косоглазие, гиперметропия, миопия, астигматизм, атрофия зрительного нерва и др.
Для обеспечения целенаправленного сопровождения детей в ОУ осуществляются следующие формы взаимодействия специалистов:
- комплексная диагностика развития ребёнка (тифлопедагогическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование ребёнка для выявлений его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей; анализ динамики развития каждого ребёнка в процессе коррекционно-развивающего обучения;
- взаимодействие специалистов в рамках школьного ПМПК;
- организация развивающего пространства;
- консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами ОУ.
В нашем ОУ работают 4 офтальмологические группы, где воспитываются 80 детей дошкольного возраста, 4 класса начальной школы, где обучаются 77 человек.
Коррекционно-развивающий процесс осуществляют следующие специалисты: учителя-дефектологи (тифлопедагоги), учитель-логопед, психолог.
Для эффективной организации адаптивного подхода в коррекционно-образовательном процессе созданы все условия: соответствующая развивающая среда в групповых комнатах и классах, оборудованные кабинеты тифлопедагогов, логопеда, психолога.
Для индивидуальных занятий с детьми в кабинетах тифлопедагогов, кроме необходимых пособий по развитию зрительного восприятия, познавательной деятельности, компенсаторных способов восприятия окружающего мира, имеются специальные тифлотехнические приборы, используемые в работе со слабовидящими детьми (лупы, приборы для рисования и др.). Это способствует успешной коррекционно-развивающей работе с детьми.
Офтальмологический кабинет оснащён современным оборудованием:
- синоптофор
- световое перо
- иллюзион
- аккомоконвергенцтренер
- мускултренер
- разнообразные компьютерные программы
- оборудована тёмная комната для засветов
- офтальмоскоп
- офтальмоскоп зеркальный
- аппарат вакуумно-массажный офтальмологический
Врачом-офтальмологом и медицинскими сестрами разработан и реализуется комплекс оздоровительных мероприятий. В результате которых в прошедшем учебном году 34 ребёнка улучшили зрение, 22 – показали стабильно хорошие результаты, 49 человек - без изменений, 7 человек – ухудшение.
Оборудован прекрасный зимний сад с фонтаном, где дети младшего школьного и дошкольного возраста в любое время года ухаживают за растениями, учатся понимать и беречь природу, трудиться и видеть результаты своего труда.
Главное в работе всего коллектива начальной школы – детского сада №6, который постоянно находится в поиске новых путей совершенствования коррекционно-образовательной деятельности, - ребёнок, его благополучие, интересы и желания, его полноценное развитие, как личности.
Заключение
Адаптивная школа - это образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Первостепенное значение в деятельности адаптивной школы приобретает опора на "сильные" стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребенком собственной позиции по отношению к осваиваемому им знанию, по отношению к другим людям, по отношению к себе. Тем самым в фокусе внимания адаптивной школы находятся не столько технологические аспекты деятельности, сколько личностные.
Цель адаптивной школы состоит в создании образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Для этого приоритетным в деятельности школы и каждого учителя должен стать ресурсный подход.
Образовательная среда рассматривается как некое пространство возможностей и выборов личности. Такая среда позволяет учащимся ответить для себя на вопросы: "Во имя чего обучаться?", "Чему обучаться?", "Как обучаться?", "С кем обучаться?" и "Где обучаться?". Важнейшей характеристикой образовательной среды в адаптивной школе с точки зрения взаимодействия взрослых и детей является переход от манипулирования учеником как объектом педагогического воздействия к созданию условий развития ребенка как самоценной личности.
Образовательный процесс в адаптивной школе и управление ею осуществляется в соответствии с идеями гуманитарно-культурологического, личностно-деятельного, синергетического, диалогического и рефлексивного подходов, идеями творчества, открытости образовательной среды, приоритета положительной обратной связи, интегративности образовательного процесса.
Литература
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов н. /Д., 1997.
- Практика обучения: современные образовательные технологии. / Левитес Д.Г. - Мурманск, 1997.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат, - М., 1999.
- Психология: словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
- Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы / Под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов н. /Д., 1995.
- Личностно-ориентированное обучение в современной школе. / Якиманская И.С. - М., 1995.
- Управление образовательным процессом в адаптивной школе. /Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко - М., 2001
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные задачи адаптивного подхода в обучении школьников: сбережение физического, психического и нравственного здоровья детей реализация психотерапевтической функции педагога создание благоприятного микроклимата в школе обучение школьников на рефлексивной основе средствами адаптивных технологий непрерывное повышение квалификации педагогов гибкое взаимодействие всех участников образовательного процесса
Цель работы: раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы
«Адаптивное образование» это программы и курсы, сориентированные на формирование комплекса способностей, необходимых для того, чтобы индивид мог комфортно жить и эффективно действовать в новых для него социальных условиях
Дидактические игры 28.04.17
Стимуляция сенсорной активности у детей с нарушением зрения 28.04.17
Офтальмотренажёр «Видеоазимут» ( методика Ковалёва В. А.) 28.04.17
Развитие прослеживающей функции 28.04.17
Зрительная гимнастика «Грибной дождик» «Осенний дождик» 28.04.17
Организация игровой среды для детей с патологией зрения
Физкультурно-оздоровительные мероприятия для детей с нарушением зрения
Зона релаксации (зимний сад)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход в обучении в рамках образовательной программы «Начальная школа XXI века».
Статья по теме "Личностно - ориентированный подход в рамкой образовательной программы "Начальная школа 21 век"...
Доклад по теме "Требования ФГОС и тенденции современного электронного образования. Образовательная среда"
Доклад рассказывает об особенностях электронного образования в школе...
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"...
4. Деятельность учителя по созданию условий без-опасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося
4.2. Деятельность учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося...
Определение комфортности и безопасности образовательной среды в образовательной организации
Материалы МО...
Проект по теме: «Создание Портфолио ученика начальных классов в условиях личностно ориентированного развивающего обучения. Опыт. Проблемы. Решения»
На сегодняшний день тема Портфолио, конечно, не нова, но по – прежнему содержит массу удивительных возможностей для раскрытия и реализации творчества учителя и ученика, т.к. содержание Портфеля ...
Методическая разработка на тему: Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе
Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...