Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
статья по зож на тему
Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим в число основных приоритетов обновления школы входит задача оптимизации образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Эта задача успешно решается при широком использовании и внедрении в практику работы учителей начальных классов здоровьесберегающих технологий, когда учитель формирует у младших школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Систематическое и методически правильное применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе укрепляет не только здоровье детей, но и повышает качество образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_zdorovesberegayushchey_sredy.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Ельчанинова Елена Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ Бутурлиновская ООШ № 7
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим в число основных приоритетов обновления школы входит задача оптимизации образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Эта задача успешно решается при широком использовании и внедрении в практику работы учителей начальных классов здоровьесберегающих технологий, когда учитель формирует у младших школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Прежде всего, работа должна быть систематической.
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей ведётся по трём направлениям:
1. Работа по формированию правильной осанки.
2. Работа над мелкой моторикой.
3. Профилактика нарушений зрения.
По каждому из трёх направлений применяются упражнения, направленные как на предупреждение и снижение утомления, так и на развитие и укрепление мышц.
Осанка – это привычное положение тела стоя, сидя и во время ходьбы. Бывает правильная и неправильная. В самом начале работы важно показать детям пример правильной осанки. Очень важен на данном этапе личный пример учителя. Работа по формированию правильной осанки должна вестись в тесной связи с родителями.
Очень важна положительная мотивация.
На уроке учитель обязательно должен следить за осанкой детей и вовремя предупреждать утомление при помощи физминуток.
Можно постоянно делать замечания детям: «Вова, не сутулься!», «Полина, сядь ровно!», но это сбивает детей с рабочего ритма на уроке. Добиться желаемого результата без постоянных замечаний во время урока позволяют следующие приёмы: не заостряя внимания на тех, кто сидит неправильно, учитель может просто похвалить того ребёнка, у которого правильная осанка: «Даша, какая у тебя спинка ровная!» или «Как красиво сидит Дима!» Вы обязательно заметите, как остальные дети выпрямятся, не получив ни одного замечания.
Приём «Колокольчик». Учитель, заметив, что дети начали сутулиться, звонит в маленький колокольчик, услышав который, дети выравнивают спину.
Важным элементом системы работы по сохранению и укреплению здоровья является зарядка до занятий. В нашей школе она проводится под аудиосопровождение «Зарядка с чемпионами», которое записали для школьников спортсмены Воронежской области. Дети учатся выполнять упражнения на слух. И, что немаловажно, у детей возникает гордость за своих земляков-чемпионов и кроме физического происходит и гражданско-патриотическое воспитание
При помощи родителей были приобретены массажные коврики. Они позволяют снять напряжение со стоп, способствуют улучшению кровообращения, используются для профилактики плоскостопия. Можно сделать своими руками.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Упражнения взяты из книги О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры».
В данном пособии предлагаются:
упражнения для массажа или самомассажа рук;
упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга;
упражнения без предметов;
упражнения с различными предметами;
гимнастика для пальцев;
упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.
Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребёнка, способствует улучшению почерка.
При помощи родителей были приобретены необходимые предметы. Это – лотки с горохом, фасолью и чечевицей, куда мы положили мелкие игрушки.
У каждого ребёнка набор для развития мелкой моторики, который включает в себя: эспандер, массажный мяч-«ёжик», фрагмент порогового коврика «травка», бельевую прищепку, пластмассовые крышки от бутылок, пара каучуковых мячиков, бусы, 4 счётные палочки, носовой платок.
Профилактика нарушений зрения
Упражнения могут включаться в урок или использоваться в качестве физминутки.
Во время урока математики может использоваться пособие «Математическая ромашка», при помощи которой проводится игра-молчанка: дети следят глазами за указкой учителя и, решив пример, записывают ответ на магнитных досках. Можно в разных местах класса развесить цифры. Дети ищут глазами ответ на заданный пример.
При изучении чисел первого десятка будут полезны упражнения из пособия Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной «Школа внимания», способствующие развитию распределения и концентрации внимания.
Расширению зрительно-двигательной активности способствует проведение физкультминуток для глаз с использованием различных зрительно-двигательных траекторий (по методике В. Ф. Базарного), лабиринтов.
Для снижения утомления глаз при чтении используются яркие офтальмотренажёры «Пирамидки» и «Тарелочки».
Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т.д.; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных? Сколько всего колпачков?
Найди две одинаковые тарелочки. Найди такую тарелочку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Упражнение «Метка на стекле» - на стекло крепится кружок из бумаги диаметром 3-5 мм на уровне глаз. За стеклом определяется предмет на уровне метки. Медленно переводим взгляд с предмета на точку.
Очень важно ограничить время непрерывной работы за компьютером во время уроков и дома, а это возможно только при тесном сотрудничестве с родителями.
Систематическое и методически правильное применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе не только укрепляет здоровье детей, но и повышает качество образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения
Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...
Проект на тему:"Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении"
Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. ...
«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»
В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования...
Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения
Статья о проблемах сохранения и укрепления здоровья младших школьников во время учебного процесса....
«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности является охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)...