Организация здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Организация здоровьесозидающей среды в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_zdorovesozidayushchey_sredy_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Резникова Е. В.
учитель начальных классов
ГБОУСОШ №339
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня!
Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся культуру здоровья, формировала потребность в здоровом образе жизни.
И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно.
В последние годы совершенствование системы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и пропаганда здорового образа жизни стали важнейшими направлениями в деятельности образовательных учреждений.
Необходимо обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Современный подход к здоровью определяет его с системных и индивидуальных позиций, предполагает доминирующую роль педагогического направления его обеспечения. Поэтому среди многообразия терминов, характеризующих обеспечение здоровья человека (педагога, ребенка) в системе образования, наиболее адекватным является термин здоровьесозидающее образование, в основе которого находится понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов[2,с.18] Это и признание определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни и понимание доминирующего влияния на здоровье участников образовательного процесса образовательной среды как совокупности внешних и внутренних по отношению к образовательному учреждению (ОУ) факторов.
Указанный подход определяет необходимость построения (организации) здоровьесозидающей образовательной среды образовательного учреждения.
Здоровьесозидающая образовательная среда ОУ (ЗОС) – это совокупность условий (компонентов), их функциональных взаимосвязей и субъектов, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья.
Соответственно, организация здоровьесозидающей образовательной среды в начальных классах является неотъемлемым компонентом построения здоровьесозидающей образовательной среды образовательного учреждения (школы), функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни ОУ.
Также следует отметить, что большинство проблем здоровья детей создается и решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, то есть связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому, осознание педагогом проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению является непосредственным основанием для осознания им проблем здоровья детей и осуществления собственной педагогической деятельности по обеспечению их здоровья.
Под здоровьесозидающей деятельностью педагога (ЗСД) понимается обобщенная деятельность, связанная как с сохранением и укреплением его собственного здоровья, так и с реализацией моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. Эта деятельность, соответственно, имеет личностную и профессиональную составляющую.
Документами, регламентирующими обеспечение здоровья в ОУ Санкт-Петербурга при организации здоровьесозидающей образовательной среды в школе и классе являются:
- Закон "Об образовании в Российской Федерации" (№273-ФЗ от 29.12.2012)
- Программа по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы
- Закон СПб «Об общем образовании» (от 4.07.2007 г.)
- Закон СПб «О гарантиях прав детей в Санкт-Петербурге» (от 30.01.2008 г.)
- «Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года» (от 20.07.2007 №884)
- «Концепция демографического развития Санкт-Петербурга до 2015 года» (№1539 от 12.12.2006 г.)
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» (направления «Дошкольник», «Кадровый капитал», «Равные и разные», «Здоровье в школе»)
- «План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг.»
Структура управления здоровьесозидающей деятельностью в школе представлена четырьмя уровнями управления и определенными взаимодействиями между ними[4,с21]. При этом наличие валеологической цели школы, как системообразующего фактора, обуславливает создание новых и развитие «старых» элементов всей системы управления и на всех уровнях управления.
Первый уровень – директор школы (он является координатором экспериментальной работы в школе), Управляющий совет, который содействует созданию и организации условий претворения валеологической программы в практической деятельности школы и педагогические советы (координационная деятельность).
Этот уровень определяет стратегические направления здоровьесозидающей деятельности, организует педагогический, ученический и родительский коллективы на решение задач исследовательского проекта, несет ответственность за его реализацию.
Второй уровень – заместители директора школы по учебно-воспитательной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении: школьный валеологический Центр. Это тактический уровень нашей системы.
Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, психолог, методические объединения учителей-предметнтков, творческие группы из числа педагогов. Решают вопросы:
–по проблеме здоровьесберегающего подхода к учебному процессу;
–по проблеме здоровьесберегающего подхода к уроку;
–по проблеме здоровьесберегающего подхода к внеклассному мероприятию;
–по проблеме внедрения методики преподавания интегративного компонента содержания образования по предмету;
Данный уровень выполняет функции программно-технологического и содержательного обеспечения учебно-воспитательного процесса и управленческие функции по отношению к учащимся, родителям, детским объединениям, кружкам, клубам в системе внеучебной деятельности, органам ученического самоуправления, включенным в здоровьесозидающую деятельность.
Четвертый уровень – обучающиеся, органы ученического самоуправления (физорги, Совет старшеклассников, валеоинформаторы (юные учителя здоровья), волонтеры здоровья, члены конфликтных комиссий и др., постоянные и временные творческие объединения детей по проблемам здоровья и ЗОЖ (спортивные секции, Научные общества, временные объединения по проведению коллективных творческих дел (КТД) валеологического профиля).
Выделение данного уровня подчеркивает субъектный характер отношений между педагогами и учащимися. Ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом развития своего здоровья.
Из приведенной иерархической системы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню. Таким образом, все, без исключения, индивидуальные и совокупные субъекты управления включаются в работу по достижению цели –создание здоровьесозидающей среды в школе.
Литература:
1. Ковалько В. И. С «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М., 2004 г.
2. Оздоровительные технологии в школе. - Е.В. Советова, Ростов-на Дону, изд-во Феникс,2006
3. «Здоровьесбережение в дошкольном и школьном образовании и начальной школе.» Материалы Всероссийской научно-практической конференции
4 ЛЕВАНОВА Е.А., ЦИБУЛЬНИКОВА В.Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в образовании: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Леванова, В.Е. Цибульникова. – М.: МПГУ, 2017. – 150
5 .Антропова М.В.Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.:Педагогика, 1974,254с.
6. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: сущность проявления, . феноменология. //Здоровье и образование: Матер. II Межд. конгресса валеологов./Под ред.В.В.Колбанова.-СПб.,2000. 350с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:"Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении"
Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. ...
«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»
В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» Илларионова Ольга Петровна,учитель начальных классов,ГОУ СОШ №618«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗД...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей Федеральных государственных об...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении.
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении...
Проект "Инклюзивная среда в образовательном учреждении"
Данный проект можно использовать при планировании работы с детьми ОВЗ...