Организация здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Организация здоровьесозидающей среды в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ

               В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

   

                                                                            Резникова Е. В.

                                                                    учитель начальных классов

                                                                                 ГБОУСОШ №339

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня!

Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся культуру здоровья, формировала потребность в здоровом образе жизни.

И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно.

В последние годы совершенствование системы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и пропаганда здорового образа жизни стали важнейшими направлениями в деятельности образовательных учреждений.

        Необходимо обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Современный подход к здоровью определяет его с системных и индивидуальных позиций, предполагает доминирующую роль педагогического направления его обеспечения. Поэтому среди многообразия терминов, характеризующих обеспечение здоровья человека (педагога, ребенка) в системе образования, наиболее адекватным является термин здоровьесозидающее образование, в основе которого находится понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов[2,с.18]  Это и признание определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни и понимание доминирующего влияния на здоровье участников образовательного процесса образовательной среды как совокупности внешних и внутренних по отношению к образовательному учреждению (ОУ) факторов.

Указанный подход определяет необходимость построения (организации) здоровьесозидающей образовательной среды образовательного учреждения.

Здоровьесозидающая образовательная среда ОУ (ЗОС)  – это совокупность условий (компонентов), их функциональных взаимосвязей и субъектов, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья.

Соответственно, организация здоровьесозидающей образовательной среды в начальных классах является неотъемлемым компонентом построения здоровьесозидающей образовательной среды образовательного учреждения (школы), функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни ОУ.

Также следует отметить, что большинство проблем здоровья детей создается и решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, то есть связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому, осознание педагогом проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению является непосредственным основанием для осознания им проблем здоровья детей и осуществления собственной педагогической деятельности по обеспечению их здоровья.

Под здоровьесозидающей деятельностью педагога (ЗСД) понимается обобщенная деятельность, связанная как с сохранением и укреплением его собственного здоровья, так и с реализацией моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников. Эта деятельность, соответственно, имеет личностную и профессиональную составляющую.

Документами, регламентирующими обеспечение здоровья в ОУ Санкт-Петербурга при организации здоровьесозидающей образовательной среды в школе и классе являются:

  1. Закон "Об образовании в Российской Федерации" (№273-ФЗ от 29.12.2012)
  2.  Программа по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы
  3. Закон СПб «Об общем образовании» (от 4.07.2007 г.)
  4. Закон СПб «О гарантиях прав детей в Санкт-Петербурге» (от 30.01.2008 г.)
  5. «Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года»           (от 20.07.2007 №884)
  6. «Концепция демографического развития Санкт-Петербурга до 2015 года»                       (№1539 от 12.12.2006 г.)
  7. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» (направления «Дошкольник», «Кадровый капитал», «Равные и разные», «Здоровье в школе»)
  8. «План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг.»

Структура управления  здоровьесозидающей деятельностью в    школе   представлена четырьмя уровнями управления и  определенными взаимодействиями между ними[4,с21].  При этом  наличие  валеологической  цели школы, как системообразующего фактора,  обуславливает   создание  новых и  развитие  «старых»  элементов   всей системы управления и  на всех уровнях управления.  

 Первый уровень – директор школы (он является координатором    экспериментальной работы в школе),  Управляющий совет, который содействует созданию и организации условий претворения валеологической программы в практической деятельности школы и педагогические советы (координационная деятельность).

      Этот уровень  определяет  стратегические направления  здоровьесозидающей деятельности, организует  педагогический,   ученический и родительский  коллективы  на решение задач  исследовательского проекта, несет ответственность за его реализацию. 

     Второй уровень – заместители директора школы по учебно-воспитательной работе, а также  органы и  объединения, участвующие в самоуправлении:  школьный  валеологический Центр. Это тактический уровень нашей системы.  

      Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, психолог, методические объединения учителей-предметнтков, творческие  группы из числа педагогов. Решают вопросы:

 –по    проблеме здоровьесберегающего подхода к учебному процессу;

 –по    проблеме здоровьесберегающего подхода к уроку;

 –по проблеме здоровьесберегающего подхода к внеклассному мероприятию;

–по проблеме   внедрения методики преподавания  интегративного компонента содержания образования по предмету;

        Данный уровень  выполняет  функции программно-технологического и содержательного  обеспечения  учебно-воспитательного процесса  и управленческие функции по отношению к учащимся, родителям, детским объединениям, кружкам, клубам в системе внеучебной деятельности, органам ученического самоуправления, включенным в здоровьесозидающую деятельность.

Четвертый уровень – обучающиеся, органы ученического самоуправления (физорги, Совет старшеклассников, валеоинформаторы (юные учителя здоровья), волонтеры здоровья, члены конфликтных комиссий и др., постоянные и временные творческие объединения детей по проблемам здоровья и ЗОЖ  (спортивные секции,  Научные  общества, временные объединения по проведению коллективных творческих дел (КТД) валеологического профиля).

Выделение данного уровня подчеркивает субъектный характер отношений между педагогами и  учащимися. Ученик, являясь объектом взаимодействия,  в то же время выступает и субъектом  развития своего здоровья.

      Из приведенной  иерархической системы взаимодействия видно, что  каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню. Таким образом, все, без исключения, индивидуальные и совокупные субъекты управления включаются в работу по достижению цели –создание здоровьесозидающей  среды в  школе.  

Литература:

1. Ковалько В. И. С «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М., 2004 г.

2. Оздоровительные технологии в школе. - Е.В. Советова, Ростов-на Дону, изд-во Феникс,2006

3. «Здоровьесбережение в дошкольном и школьном образовании и начальной школе.»  Материалы Всероссийской научно-практической конференции

4 ЛЕВАНОВА Е.А., ЦИБУЛЬНИКОВА В.Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в образовании: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Леванова, В.Е. Цибульникова. – М.: МПГУ, 2017. – 150

5 .Антропова М.В.Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.:Педагогика, 1974,254с.

6.  Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: сущность проявления, . феноменология. //Здоровье и образование: Матер. II Межд. конгресса валеологов./Под ред.В.В.Колбанова.-СПб.,2000. 350с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении"

Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. ...

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»

В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»        Илларионова Ольга Петровна,учитель начальных классов,ГОУ СОШ №618«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗД...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении  на уровне начального общего образования...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы. Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей Федеральных государственных об...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении.

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении...

Проект "Инклюзивная среда в образовательном учреждении"

Данный проект можно использовать при планировании работы с детьми ОВЗ...