Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении.
проект на тему
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_inklyuzivnaya_sreda_v_ou.docx | 50.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1» |
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении |
Подготовил: Сексяева Н.Ю., учитель начальных классов высшей категории МБОУ «КСОШ № 1» |
с. Плешаново, 2018 |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Создание модели инклюзивной среды МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» |
Основания для разработки проекта |
|
Автор – разработчик
| Сексяева Наталья Юрьевна |
Исполнители
| Директор школы, завуч, специалисты школы: педагог-психолог, социальный педагог, мед сестра, педагоги школы |
Сроки реализации | 1 год |
Цель проекта | Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» в рамках ФГОС. |
Задачи: |
|
Основные мероприятия проекта | - Создание условий для «безбарьерной» среды и условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся, воспитанников и их родителей, а также современного общества.
|
Принципы реализации проекта |
|
Ожидаемые результаты |
|
Система контроля | Управление реализацией проекта осуществляют администрация школы, Педагогический совет. |
Пояснительная записка
Введение
Актуальность проекта.
В настоящее время в нашей школе увеличивается с каждым годом количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений.
Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Цель и задачи проекта
Цель: Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» в рамках ФГОС.
Задачи:
- Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
- Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
- Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
- Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
- Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
- Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями.
- Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Этапы реализации проекта
этап | Задачи | сроки |
Подготовительный
|
| |
Этап запуска проекта | Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов. 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов. 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся 4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса 5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса. | |
Основной этап развертывания проекта | Обобщение опыта, диагностика и контроль. | |
Завершающий этап проекта | Определение проблем и выбор путей из решения. Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для других общеобразовательных учреждений. Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам. |
Ожидаемые результаты:
- Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)
- Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
- Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
- Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
- Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;
- Укрепление кадрового потенциала школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий | Показатели |
Толерантность субъектов инклюзивного образовательного процесса | Толерантное отношение ко всему процессу инклюзии |
Рост удовлетворенности качеством работы со стороны родителей | Удовлетворены полностью |
Проведение обучающих семинаров педагогов и специалистов | Проводятся регулярно |
Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения | Имеются все необходимые материалы |
Взаимодействие с организациями других ведомств | Тесное сотрудничество |
Обеспечение ОУ справочными изданиями, учебно-методическими пособиями | Полное обеспечение |
База диагностического инструментария, специальных коррекционных методик, мультимедийных пособий | Постоянно обновляется |
Сформированность материально-технической базы | Сформирована |
Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения | Полная комплектация специалистов |
Использование технологии поэтапного включения | Владение технологиями |
Вариативная составляющая ОП | Введение коррекционного компонента |
Внеурочная деятельность | План мероприятий полный |
Дополнительные занятия с узкими специалистами | Занятия проводятся, штат узких специалистов укомплектован |
Мероприятия по реализации проекта
№ | Наименование мероприятий
| Срок исполнения | Исполнители | |||
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение | ||||||
1.1. | Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов : приказы, положения, функциональные обязанности | январь | Администрация школы | |||
1.2. | Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда) | директор | ||||
1.3. | Кадровое обеспечение: -наличие в штате специалистов сопровождения, -организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы) | В течение всего периода | Директор | |||
1.4. | Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов) . | 01.01.-31.08.2017 | Заместитель директора по УВ | |||
1.5. | Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями | В течение всего периода | Заместитель директора по УВ | |||
1.6. | Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, - Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды; -Оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа) . | 01.01.-31.08.2017 | Администрация | |||
2. Работа с родителями | ||||||
2.1 | Анкетирование и опросы, консультации | 1.09.17-31.05.18 | Социальный педагог, педагог-психолог | |||
2.2. | Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы. | 1.09.17-31.05.18 | Педагог-психолог | |||
2.3 | Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию | 1.09.17-31.05.18 | Специалисты, учителя | |||
2.4 | Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта. | 1.09.17-31.05.18 | Специалисты, учителя | |||
3. Организация образовательного процесса | ||||||
Обучающиеся | ||||||
3.1. | Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий | 1.09.17-31.05.18 | Педагог-психолог | |||
3.2 | Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее». | 1.09.17-31.05.18 | Классные руководители | |||
3.3 | Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе». | 1.09.17-31.05.18 | Классные руководители | |||
3.4 | Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. | 1.09.17-31.05.18 | Классные руководители, учителя. | |||
Учителя | ||||||
3. 5. | Индивидуальное планирование работы учителями | август | Завуч, учителя-предметники | |||
3.6 | Проведение диагностики по УУД в интегративных классах | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
3.7 | Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
3.8 | Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
3.9 | Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
4.0 | Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
4.1 | Методический анализ результатов и хода осуществления | Апрель-май | Завуч, учителя-предметники | |||
4.2 | Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства" | Август 2017 | Администрация школы | |||
4.3 | Подготовка и проведение тематического семинара по итогам эксперимента | Август2018 | Администрация школы |
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях
общеобразовательного учреждения;
2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,
максимально социализированных;
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;
6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого
человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с
недостатками развития и здоровья.
Заключение.
Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
Литература
1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007
2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.
Ресурсы Интернета
1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/
2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/? id=8314
3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:"Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении"
Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. ...
«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»
В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» Илларионова Ольга Петровна,учитель начальных классов,ГОУ СОШ №618«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗД...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования...
Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"
Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....
Проект "Инклюзивная среда в образовательном учреждении"
Данный проект можно использовать при планировании работы с детьми ОВЗ...
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении
laquo;… Если мы не можем покончить снашими отличиями, мы, по крайнеймере, в состоянии сделать мир местом,безопасным для многообразия»Джон Фицджеральд Кеннеди...