Проект "К. И. Чуковский детям". Литературная гостиная.
проект (1 класс)

Суржикова Елена Николаевна

Сценарий. Защита проекта "К. И. Чуковский детям"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «К. И. Чуковский детям». Литературная гостиная

Цели:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского
  • Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя
  • Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время желание самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга
  • Развитие творческих способностей учащихся

Оформление и оборудование:

  • Портрет писателя
  • Грамзаписи произведений К.И. Чуковского в исполнении автора
  • Костюмы для инсценировки сказок: «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Мойдодыр»
  • Атрибуты для сценок
  • Выставка детских иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского
  • Выставка книг писателя

Оформление зала:

Корней Иванович Чуковский

«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,

блистательный, весёлый, праздничный»

И. Андроников

поэт

сказочник                                Портрет писателя

переводчик

В ходе подготовки к защите проекта с детьми проводятся различные занятия: классные часы, изготовление поделок из пластилина, картона, бумаги на уроках технологии, детальный разбор произведений на уроках литературного чтения, составление словаря «Герои произведений К.И. Чуковского», выучивание стихотворений, загадок, инсценировка сказок писателя, экскурсия в дом-музей К. И. Чуковского в Переделкино.

Учитель.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Приглашаем вас в «Литературную гостиную», посвящённую творчеству К. И. Чуковского – сказочника, критика, переводчика, творчество которого стало основой советской детской литературы.

Ученик.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравнении с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»,

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Учитель.

Вот такое шутливое стихотворение посвятил К. И. Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Далее учитель обращается к портрету К.И. Чуковского.

- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность К. И. Чуковского. Корней Иванович жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети посёлка, но и все маленькие жители нашей страны и за её рубежами.

Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.

Учитель.

С ранних лет стихи К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться за других. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Послушаем некоторые из них.

Дети читают наизусть и инсценируют стихотворения. 

Поросёнок

Полосатые котята

Ползают, пищат.

Любит, любит наша Тата

Маленьких котят.

Но всего милее Татеньке

Не котёнок полосатенький,

Не утёнок, не цыплёнок,

А курносый поросёнок.

Черепаха

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

«Вот камень у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок.

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

«Это – ЧЕ!

Это – РЕ!

Это – ПАХА!

Это – ЧЕЧЕРЕ!

ПАПА!

ПАПАХА!»

Радость

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,

Лысые – кудрявыми.

Даже мельница – и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зелёные луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

Головастики

Помнишь, Мурочка, на даче

В нашей лужице горячей

Головастики плясали,

Головастики плескались,

Головастики ныряли,

Баловались, кувыркались.

А старая жаба, как баба,

Сидела на кочке,

Вязала чулочки

И басом сказала:

 - Спать!

 - Ах, бабушка, милая бабушка,

Позволь нам ещё поиграть.

Бутерброд

Как у наших ворот

За горою

Жил да был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему

Прогуляться,

На траве-мураве

Поваляться.

И сманил он с собой

На прогулку

Краснощёкую сдобную

Булку.

Но чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали:

«Бутерброд,

Сумасброд,

Не ходи из ворот,

А пойдёшь –

Пропадёшь,

Муре в рот попадёшь!

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот

Попадёшь!»

Учитель.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»

Послушайте загадки и отгадайте их.

Дети рассказывают загадки.

Чудесный дом

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.)

Зубастая загадка

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю! (Рот и зубы.)

Зеркало

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

***

Если бы сосны и ели

Бегать и прыгать умели,

Они от меня без оглядки умчались бы

И больше со мной никогда не встречались бы,

Потому что – скажу вам, не хвастая, -

Я стальная и очень зубастая. (Пила.)

***

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Растает она и умрёт. (Сосулька.)

***

Шёл Кондрат в Ленинград,

А навстречу – двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке – кошка,

У каждой кошки – двенадцать котят.

У каждого котёнка в зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»

Отгадка:

Глупый, глупый Кондрат!

Он один и шагал в Ленинград.

А ребята с лукошками,

С мышами и кошками

Шли навстречу ему –

В Кострому.

***

Вдруг из чёрной темноты

В небе выросли кусты.

А на них-то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,

Разноцветными. (Салют.)

Учитель.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил».  Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. А второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам!

Стыд и срам!»

Так родился на свет «Мойдодыр».

Инсценировка отрывка из «Мойдодыра».

Сценка «Мойдодыр»

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста

Полюбуйся на себя:

У тебе на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.»

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил

И мочалку, словно галку,

Словно галку,  проглотил.

А потом как зарычит на меня,

Как ногами застучит на меня:

«Уходи-ка ты домой, говорит,

Да лицо своё умой, говорит,

А не то как налечу, говорит,

Растопчу и проглочу!» - говорит.

Как пустился я по улице бежать,

Прибежал я к умывальнику опять,

Мылом, мылом, мылом, мылом

Умывался без конца,

Смыл и ваксу и чернила

С неумытого лица.

Тут Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Учитель.

Ребята нарисовали рисунки к сказкам и стихам К.И. Чуковского. Угадайте к каким произведениям рисунки.

Обращение к выставке рисунков.

Учитель.

К. И. Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К.И. Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 года. «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».

Кто может вспомнить несколько строчек?

Учитель.

А теперь мы предлагаем вам разгадать кроссворд, составленный по сказкам К. И. Чуковского:

  1. Сказка, в которой кошечки захрюкали, уточки заквакали, курочки закрякали. («Путаница»)
  2. Сказка о мальчике-грязнуле. («Мойдодыр»)
  3. Сказка о Танечке и Ванечке, убежавших в Африку. («Бармалей»)
  4. Сказка о доблестном Ване Васильчикове. («Крокодил»)
  5. Сказка, в которой мама кормила малыша червячками. («Цыплёнок»)
  6. Сказка о страшном, рыжем и усатом великане. («Тараканище»)
  7. Сказка, в которой из болота тащили бегемота. («Телефон»)

Какое слово получилось по вертикали?

Знаете ли вы историю создания сказки «Айболит»?

Учитель.

К.И. Чуковский вспоминал: «Однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

- Ох, если я утону,

Если пойду я ко дну…

Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

Найдутся желающие прочесть несколько строк?

Учитель.

А сейчас поиграем. У меня в коробке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев?  Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:

  • Воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде, А за ним комарики на воздушном шарике… («Тараканище»)
  • Мыло – Вот и мыло подскочило… («Мойдодыр»)
  • Блюдце – А за ними блюдца… («Федорино горе»)
  • Термометр – И ставит, и ставит им градусники… («Айболит»)
  • Калоша – Пришли мне дюжину новых калош… («Телефон»)
  • Телефон – У меня зазвонил телефон… («Телефон»)

Итак, «Телефон».

Сценка «Телефон»

У меня зазвонил телефон:

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!

А потом позвонили зайчатки.

- Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста,  книжки!

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

- Погодите, медведь, не ревите,

Объясните, чего вы хотите?

Но он только «му» да «му»,

А к чему, почему – не пойму!

- Повесьте, пожалуйста, трубку!

А потом позвонила свинья:

- Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоём с соловьём

Чудесную песню споём.

- Нет, нет! Соловей

Не поёт для свиней!

Позови-ка ты лучше ворону!

И снова медведь:

- О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского ежа!

И такая дребень целый день:

Динь-ди-лень, динь-ди- лень, динь-ди- лень!

То тюлень позвонит, то олень.

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть, отдохнуть…

Но только я лёг – звонок!

- Кто говорит?

- Носорог.

- Что такое?

- Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

- В чём дело?

- Спасите!

- Кого?

- Бегемота!

Наш бегемот провалился в болото…

- Провалился в болото?!

- Да!

И ни туда, ни сюда!

О, если вы не придёте, -

Он утонет, утонет в болоте,

Умрёт, пропадёт бегемот!!!

- Ладно! Бегу! Бегу!

Если смогу, помогу!

Ох, нелёгкая это работа –

Из болота тащить бегемота!

Учитель.

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».

Просмотр мультфильма «Федорино горе».

Вот и ученики 1 класса с удовольствием слепили из пластилина персонажей и даже целые сюжеты по произведениям Чуковского.

Показ поделок.

Игра-викторина по произведениям К.И. Чуковского с призами

  1. Кто остался с Федорой, когда все вещи убежали? (Тараканы)
  2. Что просил прислать слон для сына своего: варенье, лимонад, шоколад? (Шоколад)
  3. Кто одолел Таракана? (Воробей)
  4. Кто сел на ежа в сказке «Тараканище»? (Слониха)
  5. Что пришил доктор Айболит зайчику: ножки, ушки, хвост? (Ножки)
  6. Что первым пожалело Федору: блюдце, корыто, скалка? (Скалка)
  7. На чём ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (На трамвае)
  8. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли в стихотворении «Телефон»? (Они объелись лягушками)
  9. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
  10. Продолжите фразу из сказки «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое и ….» (Полотенце пушистое)
  11. Кто напал на Муху-Цокотуху? (Паук)
  12. Что купила Муха-Цокотуха на базаре?(Самовар)
  13. То, что нашла в поле  Муха-Цокотуха: денежка, копейка, монетка? (Денежка)

Учитель.

Сказки К.И. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича.

Без героев Чуковского не прошло детство ни одного ребёнка. И наши ребята составили словарь персонажей произведений, каждый из которых имеет разный характер, положительные, отрицательные стороны. Но каждый запоминающийся.

Предлагаем вашему вниманию наш словарь.

Итак, мы ещё раз убедились, что К.И. Чуковский – замечательный сказочник. Но Чуковский – прекрасный переводчик. Послушайте стихотворение в переводе Корнея Ивановича «Котауси и Мауси» - физкультминутка. Звучит голос автора!

Прослушивается грамзапись.

Какие литературные произведения в переводе К.И. Чуковского вам известны?

Ученик.

«Обжора»

Была у меня сестра

Сидела она у костра

И большого поймала в костре осетра.

Но был осетёр хитёр

И снова нырнул в костёр.

И осталась она голодна.

Без обеда осталась она.

Три дня ничего не ела,

Ни крошки во рту не имела.

Только и съела бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят,

Да десяток цыпляток,

Да утяток десяток,

Да кусок пирога

Чуть побольше того стога,

Да двадцать бочонков солёных опёнков,

Да четыре горшка молока,

Да тридцать вязанок баранок,

Да сорок четыре блина.

И с голоду так исхудала она,

Что не войти ей теперь в эту дверь.

А если в какую войдёт,

Так уж ни взад, ни вперёд.

Демонстрация книг: Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».

Учитель.

Однажды Чуковский записал единственное лирическое признание:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день – мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь  на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И усталого, старого тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,

В круговороте кровавых столетий,

Когда б не они, не вот эти

Глазастые, звонкие дети…

Учитель.

Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И. Чуковский. Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского

Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"

Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....

Литературная гостиная по творчеству К.И.Чуковского.

Сценарий и презентация для проведения внеклассного мероприятия для начальной школы с 1 по 4 класс. В мероприятии могут принять участие и воспитанники детского сада....

Литературная гостиная по сказкам К.И. Чуковского

Данный материал может быть использован на уроках чтения и на внеурочных занятиях....

Открытое мероприятие ко дню детской книги, посвящённое 95-летию произведения К. И. Чуковского "Федорино горе" - литературная гостиная "В гостях у дедушки Корнея".

Открытое мероприятие ко дню детской книги, посвящённое 95-летию произведения К. И. Чуковского "Федорино горе". Цель данного мероприятия - познакомить с жизнью и творчеством К. И. Чуковского,...

Литературная гостиная (Путешествие по сказкам К.И. Чуковского)

Эта разработка может быть использована как для внеклассного занятия, так и для обобщения знаний на уроках в 3-4 классах. Цель занятия:Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведени...