Литературная гостиная по творчеству К.И.Чуковского.
методическая разработка по теме
Сценарий и презентация для проведения внеклассного мероприятия для начальной школы с 1 по 4 класс. В мероприятии могут принять участие и воспитанники детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.gostinaya_chukovskiy_.zip | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского
Цели:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
- Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
- Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
- Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление:
- Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).
- Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.
- Выставка книг “Чудо-дерево”.
- Плакат "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.
Вед. Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.
Вот какое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского. (СЛАЙД 1)
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.
К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, (СЛАЙД 2) среди берёз и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети посёлка, но и все маленькие жители всей нашей страны, и за её рубежами.
И с ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”…
(СЛАЙД С КНИЖКАМИ)
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. (ФРАГМЕНТ СКАЗКИ НА ДИСКЕ)
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Так родился на свет “Мойдодыр”.
Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу, а затем сняли мультфильм. Посмотрим и послушаем фрагмент из оперы-мультика.
Ведущий. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Послушаем загадки.
Дети отгадывают загадки.
Был белый дом, Чудесный дом,
И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо — Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.)
Красные двери В пещере моей,
Белые звери Сидят У дверей.
И мясо и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы.)
Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем, Вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер на порог, Остаёмся мы без ног,
А безногим — вот беда! — Ни туда и ни сюда!
Что ж? Полезем под кровать, Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги, Вновь поскачем по дороге. (Детские ботинки.)
Мудрец в нём видел мудреца, Глупец — глупца,
Баран — барана, Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)
Ведущий. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок.
Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок.
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. (“Путаница”)
1аб «Путаница»
Бедный крокодил
Жабу проглотил. (“Тараканище”)
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил… (“Мойдодыр”)
…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. (“Телефон”)
4А «Телефон»
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил. (“Бармалей”)
А в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное… (“Краденое солнце”)
3б «Краденое солнце»
Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?” (“Крокодил”)
Ведущий. К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба. Что это за сказка?
Слайд “Муха-Цокотуха”.
Ведущий. К.И.Чуковский вспоминал:
“А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
– О, если я утону,
Если пойду я ко дну…
Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было”.
Слайд “Айболит”.
Игра – викторина по произведениям К.И.Чуковского.
– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
Ведущий. Но Корней Иванович был не только детским писателем, который сочиняет сказки и стихи. Он был корреспондентом газеты, и его послали в Лондон работать. Там он освоил английский язык и основательно познакомился с английской литературой, которую впоследствии замечательно переводил. И мы с вами знаем стихи в переводе Чуковского.
3 «А» стихи в переводе Чуковского.
Кроме стихов Чуковский переводил и прозу. Мы знаем замечательное произведение Марка Твена «Том Сойер», которое тоже перевел Чуковский. Это же произведение переводили и другие переводчики. Давайте посмотрим, есть или нет разницы в переводе? (СЛАЙД)
К.Чуковский
- Том!
Нет ответа.
- Том!
Нет ответа.
- Куда же он запропастился, этот мальчишка?.. Том!
Нет ответа.
Старушка спустила очки на кончик носа и оглядела комнату поверх очков; потом вздёрнула очки на лоб и глянула из-под них. Она редко смотрела сквозь очки, если ей приходилось искать такую мелочь, как мальчишка, потому что это были её парадные очки, гордость её сердца: она носила их только для "важности"; на самом же деле они были ей совсем не нужны; с таким же успехом она могла бы глядеть сквозь печные заслонки.
Н . Дарузес
- Том!
Ответа нет.
- Том!
Ответа нет.
- Удивительно, куда мог деваться этот мальчишка! Том, где ты?
Ответа нет.
Тётя Полли спустила очки на нос и оглядела комнату поверх очков, затем подняла их на лоб и оглядела комнату из-под очков. Она очень редко, почти никогда не глядела сквозь очки на такую мелочь, как мальчишка; это были парадные очки, её гордость, приобретённые для красоты, а не для пользы, и что-нибудь разглядеть сквозь них ей было так же трудно, как сквозь пару печных заслонок.
Как просто - всего лишь два слова поменяли местами. "Нет ответа" и "Ответа нет". А чувствуете, как ломается ритм во втором варианте? Темп повествования тормозит, ещё не начавшись.
Далее, первые же слова тёти Полли: раздражение, эмоции в первом варианте и - чопорность и сухость во втором. Что больше подходит к ситуации?
4 «Б» «Том Сойер»
Ведущий. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б.Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским- переводчиком. Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки-тики-тави” и другие. (СЛАЙДЫ). Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание:
Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…
Ведущий. Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.
Ну, а в конце, 2 класс представляет вашему вниманию свой мультфильм по стихотворению К.Чуковского «Бутерброд»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского
Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....
Литературная гостиная по творчеству Н.Носова
Сценарий и презентация для проведения внеклассного мероприятия для начальной школы по творчеству Н.Н.Носова. Могут принимать участие воспитанники подготовительной группы детского сада и школьник...
Тема: литературная гостиная по творчеству С.А.Есенина
В данной работе представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященный жизни и творчеству С.А.Есенина. Данная работа предполагает серьезную подготовительную работу и яркую презентацию материала в ...
Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"
Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....
Литературная гостиная по сказкам К.И. Чуковского
Данный материал может быть использован на уроках чтения и на внеурочных занятиях....