Литературная гостиная по сказкам К.И. Чуковского
методическая разработка по чтению (1 класс)
Данный материал может быть использован на уроках чтения и на внеурочных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_posvyashchyonnaya_tvorchestvu_k.i._chukovskogo.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Литературная гостиная», посвященная творчеству К.И.Чуковского
Оборудование и материалы:
- Презентация (компьютер, экран)
- рисунки детей
- выставка книг
- реквизит для инсценировки сказок
- реквизит для викторины
- Дорогие ребята, гости! Приглашаю вас в «Литературную гостиную», посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
(В. Берестов)
- А знаете ли вы, что Корней Чуковский – это псевдоним писателя?
- Каково же его настоящее имя?
- Обратите внимание на портрет писателя.
Крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме. Его знали все дети поселка. Чуковский, громадный, громкоголосый, казался им великаном из сказки. Для каждого у него находилось доброе слово, шутка, присказка, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.
Сейчас в Переделкино в доме, где жил Чуковский, находится музей. На участке обширная поляна, в ее центре – место для костра. Вокруг него время от времени собираются дети и читают стихи Чуковского. Рядом с дачей – невысокий клен, на котором размещена детская обувь. Это то самое Чудо-дерево:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Несколько лет тому назад дерево засохло, его хотели срубить, но директор музея не разрешил, решили подождать. И свершилось чудо – дерево опять зазеленело.
Вот уж действительно Чудо-дерево!
С ранних лет стихи Чуковского приносят нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона». Стихи Чуковского воспитывают способность сопереживать. А без этой способности человек – не человек.
- Какие чувства у вас вызывают стихи Чуковского?
- Действительно, они формируют чувство юмора, развивают нашу речь, обогащают ее новыми словами.
Стихи читают дети.
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Так родился на свет “Мойдодыр”.
Дети читают отрывок из сказки «Мойдодыр»
Учитель:
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел. Стихи складывались легко. Это было «Федорино горе»
Дети читают по ролям «Федорино горе»
Учитель:
- Ребята, вспомните, кто чаще всего является героем сказок Чуковского?
Вспомните, что это за сказки.
(показ слайдов)
Учитель:
- Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам Чуковского. Давайте рассмотрим их.
- К каким сказкам ваши рисунки?
Учитель:
- Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я особенно запомнил. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а влетел, как на крыльях в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба»
Инсценировка отрывка из сказки «Муха-Цокотуха»
Учитель:
- К.И.Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
- О, если я утону,
Если пойду я ко дну…
Я сразу написал 20 строчек. Ни начала, ни конца у сказки не было»
Инсценировка отрывка из сказки «Айболит»
Учитель:
- А сейчас поиграем. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев?
- телефон («Телефон»)
- воздушный шарик («Тараканище» Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике)
- мыло («Мойдодыр») Вот и мыло подскочило…
- блюдце («Федорино горе») А за ними блюдца, дзынь-ля-ля…
- термометр («Айболит») и ставит, и ставит им градусники…
Учитель:
- Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда,- писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача,- я, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»
Кроссворд по загадкам
Учитель:
- Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Чуковского. Еще много раз мы будем встречаться с его произведениями. Ираклий Андроников писал:
«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник по сказкам К.И.Чуковского
Праздник проводила в апреле 2012 г. Участвовали все ребята с 1 по 4 класс. Долго готовились: прочитали все сказки, нарисовали множество рисунков, каждый класс подготовил инсценировку по одной из сказо...
Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского
Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....
Литературная гостиная по творчеству К.И.Чуковского.
Сценарий и презентация для проведения внеклассного мероприятия для начальной школы с 1 по 4 класс. В мероприятии могут принять участие и воспитанники детского сада....
Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского
Цель:1. Закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского.2. Развивать интерес к литературным произведениям, учить понимать их....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Литературная викторина по сказкам К.И.Чуковского"
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГОЦели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и кра...