Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная гостинная | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный литературный журнал
«Писатели и поэты – детям»
тема:
«Творчество К.И.Чуковского»
Тема: «Творчество К.И.Чуковского».
(Литературный журнал. 4 класс в 1 классе.)
Цель: обобщить, систематизировать и расширить представление детей о творчестве К.И. Чуковского.
Задачи: активизировать эмоциональный, мыслительный настрой детей на материале произведений К.И.Чуковского, пробуждать способность развивать речь, интерес к произведениям К.И.Чуковского, расширять словарный запас, способствовать нравственному совершенствованию детей.
Оборудование. Портрет писателя, записи произведений К.И.Чуковского в исполнении автора, атрибуты для сценок, выставка детских иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского, выставка книг писателя.
Оформление доски.
Корней Иванович Чуковский.
поэт сказочник переводчик критик литературовед | «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный» И. Андроников. |
В ходе подготовки к занятию класс делится на три группы по желанию. В первую группу входят дети, желающие представлять стихи и загадки писателя, во вторую группу, составляющую половину класса, – сказки, а третья группа представляет произведения в переводе К.И.Чуковского.
Перед началом занятия учащиеся рассаживаются по группам, причём три пары столов расставлены полукругом так, чтобы в центре класса было свободное место.
Ход урока.
Учитель: - Ребята, сегодня наше занятие проходит в литературной гостиной. Кто знает, что значит «гостиная»? (Место, где встречаются друзья, гости, беседуют, общаются.) Вот и мы сегодня встречаем у себя гостей, давайте поприветствуем всех присутствующих.
Артемий: - В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме жил высокий седой человек, которого знали не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной страны и за её рубежом. Николь: Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своём саду, зимой расчищая дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копаясь в огороде или цветнике перед домом. |
Артемий: В 6 часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным простым столом и писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался вперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.
Николь: Этим маленьким его друзьям «от 2 до 5» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «ЧУКОША».
Артемий: Вы, конечно же сразу догадались, что речь идёт о замечательном детском поэте, сказочнике, переводчике – Корнее Ивановиче Чуковском. (Обращается к портрету писателя.)
- Сейчас нет среди нас К.И.Чуковского, но книги его живут и будут долго жить.
Свою книгу «От 2 до5» (показываю книгу), он посвятил детям, где собрал свои наблюдения за детьми в течение всей своей жизни. Милая детская речь! Как она прекрасно звучит!
Стихи, загадки К.И. Чуковского.
Максим: - С ранних лет стихи Корнея Ивановича приносят всем нам радость. Они великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Послушаем некоторые из них.
(Дети 1 класса рассказывают стихи «Ёжики смеются», «Радость», «Поросёнок», «Бутерброд», «Ёлка», «Головастики», дети 4 класса инсценируют «Закаляку». Обычно дети эмоционально рассказывают стихи, инсценируют, что вызывает неподдельный интерес маленьких слушателей.)
Настя: – К.И.Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности». Давайте и мы поразмышляем, поотгадывав загадки.
(Дети читают наизусть загадки К.И.Чуковского, остальные отгадывают их.)
Загадки
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю!
Губы и зубы.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Гребешок.
Ах, не трогайте меня:
обожгу и без огня!
Крапива.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную их уха,
Как паутинку, я тяну.
Иголка.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Зеркало.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
Сосулька.
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
Автомашина.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Ёж
Чуковский – сказочник.
Максим: - С ранних лет стихи и сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».
Настя: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
Максим: И вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович.
«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр».
Настя: - Стихи Чуковского музыкальны. По произведению «Мойдодыр» была написана опера композитором Ю.Левитиным.
- Кто знает, что такое опера? Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.
- Если вам когда-нибудь придётся услышать эту оперу, где лучезарный солнечный марш сменяется тревожной музыкой, а затем снова оживлённой, светлой музыкой, вы вспомните и неряшливого замарашку, и Великого Умывальника с его неутомимыми помощниками.
Олег Г.: Все вы хорошо знаете сказку «Муха-Цокотуха». А знаете ли вы, как она создавалась? Вот послушайте.
Читаю: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.
Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и, схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всею душой отпраздновал оба».
- - А вот как создавалась сказка «Федорино горе».
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми разные фигурки из глины. Дети вытирали руки об его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».
Дети 1 класса читают по ролям отрывок из сказки «Федорино горе».
Чуковский – переводчик.
Николь: - Итак, мы ещё раз убедились, что К.И.Чуковский – замечательный сказочник. Но Чуковский – прекрасный переводчик. Послушайте стихотворение в переводе Корнея Ивановича «Котауси и Мауси». Звучит голос автора!
Прослушивается запись.
- Какие произведения в переводе К.И.Чуковского вам известны?
Дети 4 класса читают английские народные песенки «Храбрецы», «Курица», «Скрюченная песня».
Слава: - Мы ещё много раз будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы встретимся с Чуковским-переводчиком ещё не раз. Ведь это он перевёл такие известные произведения с английского языка, как «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Приключения маленького оборвыша», «Принц и нищий», «Рикки-Тикки-Тави».
Чуковский – критик и литературовед.
Олег Г.: (По ходу вывешиваю на доску карточки со словами критик, литературовед) - К.И.Чуковский - это ещё и критик, человек, который очень профессионально и толково высказывал свои суждения по поводу тех или иных произведений. В старших классах вы прочитаете повесть К.И.Чуковского «Серебряный герб» и книгу о русском языке «Живой, как жизнь».
К.И.Чуковский – исследователь – литературовед, он прекрасно изучил творчество великого русского поэта Н.Некрасова.
Итог.
Арттём: - Мы начали нашу встречу со стихов и сказок К.И.Чуковского, и закончить её нельзя, не предоставив слово герою его нескольких сказок – славному доктору Айболиту.
Мальчик в костюме Айболита:
- Вы знаете, ребята, что я очень люблю зверей, птиц. Очень хочется верить, что вы также являетесь друзьями всех животных. Ведь человек, любящий животных, всегда по-доброму будет относиться и к людям. В память о встрече с творчеством К.И.Чуковского, я подарю вам по зайчику, которого я однажды вылечил. Помните? –
И доктор пришил ему ножку,
И заинька прыгает снова.
Вместе с этим сувениром я передаю вам искорку доброты и тепла, чтобы эта искорка переросла в большую любовь ко всему живому. Ведь именно этому нас учат произведения К.И.Чуковского.
Из своей сумочки он достаёт и раздаёт всем по зайчику-сувениру.
Николь: – Спасибо тебе, Айболит, за твои добрые слова.
Да, ребята, сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К.И.Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. А без этой способности человек – не человек. Всем нам очень полюбились произведения К.И.Чуковского. Об этом говорят ваши выступления на сегодняшней встрече, ваши рисунки.
Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
Ребята из 4 класса вручают малышам книжки-малышки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник, посвящённый творчеству К. И. Чуковского
Праздник- презентация проекта по творчеству К. И. Чуковского...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....
Литературная гостиная по творчеству К.И.Чуковского.
Сценарий и презентация для проведения внеклассного мероприятия для начальной школы с 1 по 4 класс. В мероприятии могут принять участие и воспитанники детского сада....
Литературная гостиная, посвящённая творчеству С, В. Михалкова.
Урок внеклассного чтения....
Литературная гостиная, посвящённая творчеству С. В. Михалкова.
Урок внеклассного чтения....
Внеклассное мероприятие по литературному чтению, посвящённое творчеству К.И. Чуковского. 3 класс
Закрепить знания о творчестве К.И. Чуковского в виде конкурсной программы. Формировать навыки осознанного выразительного чтения, развивать речь, воображение, мышление, интеллектуальные, познавательные...