Методическая разработка занятия с презентацией для обучающихся начальной школы с ОВЗ "Русский алфавит. В глубь веков на машине времени."
методическая разработка (4 класс)
Цель: Познакомить с буквами славянского алфавита (кириллицей) и создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к родном языку;
- развивать речь, память, логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать, развивать устную речь;
- воспитывать любовь к русскому языку, истории, литературе и культуре; любознательность.
Оборудование:
Распечатанные пособия с кириллицей, современным алфавитом, разрезанные буквы кириллицы, музыкальное сопровождение, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент
слайд 1
Воспитатель: Сегодня у нас необыкновенное занятие. Занятие – путешествие на машине времени в старую Русь.
Воспитатель: слайд 2 Закрывайте глаза (звучит музыка, открывается разворот доски с буквами кириллицы), расслабьтесь и представьте себе, что вы отправились в дальнее и познавательное путешествие.
слайд 3 Кто знает, что это такое?
Дети: предполагают, что это старинный алфавит
Основная часть
Воспитатель: Это буквы, часть азбуки, которой пользовались наши предки. Называлась эта азбука КИРИЛЛИЦА.
Воспитатель: Как вы думаете, какая тема нашего занятия сегодня?
Дети: Тема урока Кириллица.
Воспитатель: Все верно, переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием. Слайд 4
Воспитатель: В IX-XI веках на Руси кириллица состояла из 43 букв.
Давайте посмотрим, какие же буквы были в этой азбуке (знакомство с некоторыми буквами кириллицы)
Воспитатель: Посмотрите, что необычного в этой азбуке?
Дети: Названия букв, их форма, звучание.
Воспитатель: Как называется наш учебник по чтению?
Дети: «Азбука»
Воспитатель: Азбука или букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С неё начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Название азбуки происходит от первых букв славянского алфавита – «Аз» и «Буки». Буквы старинной азбуки были немного похожи на наши. Но назывались они совсем иначе. Например: а – «аз», б – «буки»,
в – «веди», г – «глаголь», д – «добро», е – «есть», ж – «жизнь», и – «иже»,
л – «люди», п – «покой», с – «слово», т – «твердо» и т.д.
Игра «Собери букву» (работа в парах)
Воспитатель: Перед вами на партах разрезанная буква кириллицы. Ваша задача — собрать эту букву, найти её среди букв кириллицы и прочитать её название. Кто соберёт, идёт к доске и находит собранную букву. вывешиваю плакат с кириллицей Работа в парах. (Собирают букву кириллицы и находят её название. В это время звучит русская народная мелодия). Если читать названия букв, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что некоторые из них образуют фразы с глубоким смыслом:
слайд 5
- Аз буки веди - я буквы знаю (изучаю);
- Глаголи добро есть жизнь - делать добро есть жизнь;
- Како люди мыслите - как люди думаете;
- Рци слово твердо - говори слово твёрдо (держи своё слово).
Воспитатель: Эти фразы — напоминание, адресованное школярам, изучающим азбуку. В простых предложениях содержатся наставления, где изложены моральные принципы.
Воспитатель: Кто запомнил название старого алфавита? С какой буквы начинается?
Дети: Кириллица. Аз
Воспитатель: Посмотрите, как красиво оформлялись первые буквы в книгах. слайд 6 Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста
выписывались киноварью – красной краской, а иногда золотились,
украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».
Воспитатель: Сейчас и вы попробуете раскрасить буквы заглавные. Задание раскрасить букву (даны буквы кириллицы их раскрасить)
Физ. минутка «Шалтай- болтай»
Шалтай- болтай сидел на стенне,
Шалтай- болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать,
Не может Шалтая, не может Болтая,
Шалтая- болтая собрать!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отдохнули, перейдем к занятию дальше.
Сейчас мы сравним кириллицу и современный алфавит. Слайд 7
Какие буквы отличаются от настоящих? Что в них необычного? Сосчитайте, какое количество букв в кириллице, а какое количество букв в нашем современном алфавите?
Дети: 40 букв в старославянской азбуке, 33 буквы в современном алфавите.
Воспитатель: Современный русский алфавит представляет собой кириллицу, видоизмененную Петром I или, так называемый, гражданский шрифт. Слайд 8 Следующая реформа алфавита произошла после революции 1917 года, когда из алфавита были изъяты устаревшие буквы.
Воспитатель: Чем похожи? Чем отличаются?
Дети: Написание некоторых букв похоже, в некоторых присутствуют другие элементы, отличающиеся от нынешних.
Воспитатель: слайд 9 Каждый год 24 мая отмечается праздник, тесно связанный с историей и культурой не только русского народа, но и других славянских народов – День славянской письменности и культуры.
Игра «Отгадай букву»
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду зачитывать загадки, а вы отвечайте.
Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву ...
Дети: Буква А (слайд 10)
Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начались их имена?
Дети: В (слайд 11)
Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву ...
Дети: Е (слайд 12)
Кошка, миленькая кошка,
Поиграй ты с ней немножко,
С кошкой ты, наверняка,
Не забудешь букву ...
Дети: К (слайд 13)
В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!
Дети: О (слайд 14)
Итог занятия
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться назад в наше время. Закрываем глаза и перемещаемся обратно. слайд 15
Воспитатель: Вот мы с вами опять очутились в нашем родном классе, в нашем времени. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали?
Воспитатель: Скажите, а в какой стране мы с вами побывали?
Дети: Русь
Воспитатель: А я захватила из прошлого несколько букв. Мы попробуем составить название нашей страны в те далёкие времена.
Дети составляют слово Русь из букв кириллицы.
Воспитатель: А как теперь называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: Теперь составим современное название нашей страны уже из букв современного алфавита. У вас на столах лежат буквы, составьте из этих букв название нашей страны.
Дети: собирают слово Россия
Воспитатель: Какое название старого алфавита? Кто создал азбуку?
Дети: Кириллица. Кирилл и Мефодий
Воспитатель: слайд 16 Спасибо за урок. Вы сегодня хорошо поработали и порадовали меня своими новыми знаниями. До свидания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kirillitsa.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Путешествие начинается!
В IX-XI веках на Руси кириллица состояла из 43 букв (из них 19 – гласных). П осмотрим , какие же буквы были в этой азбуке.
Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием . На Руси кириллица получила распространение после принятия Христианства (988 г.). Славянский алфавит оказался отлично приспособленным для передачи звуков древнерусского языка. Эта азбука положена в основу нашего алфавита.
Старославянские фразы: Аз буки веди - я буквы знаю (изучаю); Глаголи добро есть жизнь - делать добро есть жизнь; Како люди мыслите - как люди думаете; Рци слово твердо - говори слово твёрдо (держи своё слово).
Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста выписывались киноварью – красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».
Сравнение алфавитов Старославянская азбука Современный алфавит
24 мая – День Святых Кирилла и Мефодия , День Славянской письменности.
Возвращение из путешествия
Спасибо за урок. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Правописание слов с суффиксами -ик,-ек".
Предлагаю методическую разработку урока, на котором в интересной и доступной для детей форме раскрывается сложный программный материал по првописанию суффиксов -ик, -ек. Единая сюжатная линия, правило...
Методическая разработка занятия по мини-футболу в начальной школе.
Подвижны игры на основе мини-футбола. Овладение элементарными технико-тактическими действиями в игре....
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы «Шкатулка семейных ценностей»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», &la...
Методическая разработка урока математики 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" по теме "Прямоугольник. Квадрат."
Создать условия для знакомства с определениями "прямоугольник", "квадрат", способствовать развитию умения находить прямоугольники и квадраты среди четырехугольников, способствовать...
Методическая разработка занятия с презентацией для обучающихся начальной школы с ОВЗ "Знакомство с Танграмом"
Цель: Познакомить детей с головоломкой «Танграм». Создать условия для формирования у обучающихся представления о Танграме.Задачи:1. Развивать воображение;2. Закрепить количествен...
Методическая разработка по теме: мероприятие для обучающихся начальной школы «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ» посвященный творчеству С.Я. Маршака, для учащихся первых классов.Авторы составители:Пугина Л.В.-заместитель директора по воспитательной ...
Методическая разработка занятия с презентацией для учащихся начальных классов по теме "Правила дорожного движения. Дорожные ловушки"
Материал для педагога дополнительного образования и учителя начальных классов для проведения классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаю Методическая разработка занятия ...