Методическая разработка урока для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Правописание слов с суффиксами -ик,-ек".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предлагаю методическую разработку урока, на котором в интересной и доступной для детей форме раскрывается сложный программный материал по првописанию суффиксов -ик, -ек. Единая сюжатная линия, правило в доступной стихотворной форме, что облегчает его запоминание, обилие наглядности (используется красочная презентация) и самооценка своей деятельности и её эффективности в конце урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет. Русский язык
Класс 2 класс
Программа: Начальная школа XXI века
Тема урока.. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек
Планируемые результаты:
- личностные: учебно-познавательный интерес к новому знанию и умению использовать его в собственной деятельности;
- метапредметные: способность ставить и сохранять учебную задачу, анализировать формы слова, языковые явления (чередование), умение действовать по алгоритму;
- предметные: знание правила написания суффиксов -ек-, -ик- и умение применять его по алгоритму
Цель:
Формирование учебно-познавательного интереса к «открытию» правила написания суффиксов -ек-, -ик- и умению использовать его в деятельности по алгоритму.
Задачи:
- Формирование умения ставить учебную задачу;
- «Открытие» правила написания суффиксов –ик, - ек- и составление алгоритма его применения;
- Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Тип урока: Открытие новых знаний
Ход урока
Этапы урока. Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы ОУП и методы | Результат |
1. Самоопределение к деятельности Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | – Улыбнемся друг другу дети! Всем всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай учиться, не мешай трудиться! Теперь можем тихо присесть. У нас урок русского языка. Вы готовы работать? | Настраиваются на урок. -Да | фронтальная словесный | Учащиеся готовы к уроку, вспомнили правила для учащихся |
2. Каллиграфическая минутка. Цель: Совершенствование каллиграфического навыка, выявление общих особенностей соединения. | - Откроем тетради, запишем число, «Классная работа». Вспоминаем стихотворное четверостишие: Я тетрадочку открою И как надо положу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь! -На доске вы видите буквосочетания: Кк ик ек онок енок -Пропишите их в свою тетрадь. -Каковы особенности соединения данных строчных букв? | Записывают в тетрадях число и «классная работа» Учащиеся вспоминают правила посадки. -учащиеся прописывают предложенные буквосочетания. - данные буквы в сочетаниях имеют нижнее соединение. | фронтальная наглядный, словесный, практический | |
2. Работа со словарём. Цель: закрепить знание детей по изучению словарных слов, повторить трудные орфограммы, совершенствовать навык взаимоконтроля. | 1.- А сейчас, ребята, мы поработаем со словарными словами. Смотрим на экран, громко читаем слово, записываем его, вставив пропущенную букву (слайды 2- 11). 2. Давайте проверим написанное. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, берём простой карандаш и, если понадобится, исправляем ошибки. | -учащиеся записывают словарные слова в тетрадь, в строчку, через запятую. -учащиеся осуществляют взаимопроверку написания словарных слов. | фронтальная работа в парах | Работа по формированию у учащихся коммуникативных УУД. |
3. Постановка учебной задачи. 1)Выявление места и причины затруднения. Цель: ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, ставить учебную задачу, выявление и фиксация места и причины затруднения. 2) Физкультминутка. | -А может кто-нибудь уже догадался, куда мы сегодня отправимся в путешествие? Подсказка спрятана в словарных словах. - Правильно, но не в простую деревню, а в сказочную, где живут гномы. Но что случилось? Вокруг деревни вырос высокий забор и большая железная калитка закрыта на замок, а охраняют её эльф и страж. Чтобы попасть в гости к гному, а ему домой надо её открыть, а для этого нам понадобятся ключик и замочек. -Поможем гномику? Добудем ключик? А как вы думаете у героя какой сказки был волшебный ключик? Давайте попросим его нам помочь! Проведём физкультминутку вместе с Буратино: Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | -учащиеся приходят к выводу, с помощью наводящих вопросов, что она относится к словарным словам.
| фронтальная, индивидуальная наглядный, практический фронтальная наглядный, словесный | Определение результата деятельности. Успешность в применении знаний и умений, изученных ранее Умение воспринимать задание, умение видеть способ и результат деятельности. |
3) Построение проекта выхода из затруднения. | Мы с Вами получили ключик, а нам ещё нужен замочек. А чтобы его получить, надо вставить пропущенные буквы в эти слова: ключик, замочек. Чтобы не ошибиться в написании и вставить нужную букву, надо знать правило. Вы со мной согласны? Давайте определим в какой части слова спряталась орфограмма? - Чему мы должны научиться на уроке? – А для чего нам это надо? – Сформулируйте тему нашего урока? - Попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. Перед вами слова, давайте определим с какой гласной будут начинаться в них суффиксы? стри[жонок] бель[ч'онок] цып[л'онок] ли[с'онок ] клю[ч'ик] замо[ч'ик] -Подходит ли это правило к двум последним словам? - Давайте попробуем вывести правило, используя игру, которую нам предлагает гномик. Он любит хвалиться своим хозяйством и урожаем, а мы должны ему подыграть. Игра называется « Есть – нет». - Кто обратил внимание в каких случаях пишется суффикс –ик-, а в каких –ек-? – Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. - Давайте проверим: правильный ли мы сделали вывод на странице 123 нашего учебника. | - учащиеся выполняют простые движения. -В суффиксе. -Научиться писать суффиксы -ек-, -ик- Правописание суффиксов –ик- и –ек-. Устно разбираем и вспоминаем правило. Если основа оканчивается на твёрдый согласный, то в суффиксе запишем «О», а если на мягкий, то «Ё». - Нет. Есть гномик – нет гномика. Есть арбузик – нет арбузика. Есть бантик – нет бантика. Есть ключик-нет ключика. Есть горошек – нет горошка. Есть кармашек – нет кармашка. Есть замочек-нет замочка. -ученики открывают учебник и читают правило и алгоритм действия. | наглядный, практический | Воспроизведенное знание правила правописания суффиксов -онок-, -ёнок- и алгоритма действия. |
4) Реализация построенного проекта 5) Первичное закрепление изложенного материала (7 минут) Цель: Формирование умения выполнять задания по алгоритму 6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут) | Теперь мы сможем правильно вставить пропущенные буквы и получить замочек. - У нас теперь есть и ключик и замочек, а дверь никак не отрывается? Стражи просят доказать, что мы знаем правило, а не случайно угадали букву. Докажем? Нужно выписать слова в 2 столбика: в первый столбик с суффиксом –ек-, а во второй с суффиксом –ик-. Проверяем (слайд) - Наконец, дверка открылась и мы отправляемся к домику гномика. По дороге выполним упражнение №1 со страницы 124 нашего учебника. - В гостях у гномика было уютно и вкусно и он нам на память об этой встрече хочет подарить грибочки с оценками. Только он не может никак решить, кто был лучше и активнее принимал участие во всех заданиях мальчики или девочки? Поэтому он решил дать ещё 1 задание и проверить. | Выписывают слова, в соответствии с правилом. Записывают упражнение в тетрадь. Учащиеся устно отвечают на вопросы по теме урока. Чередуются ответы мальчиков и девочек. | фронтальная словесный | умение действовать по алгоритму Знания и умения по теме |
7) Включение в систему знаний(8 минут). Цель: Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения. 11 Итог урока. Рефлексия. Задание на дом | -К сожалению, пришло время попрощаться с гномиком и его деревней. Подведём итоги нашего путешествия. - Какую учебную задачу мы решали на сегодняшнем уроке? -Мы ее решили? -Вы теперь знаете от чего зависит написание гласной в суффиксах -ек-, -ик-? Расскажите. - Решая учебную задачу, что еще мы узнали? - Дома выполните упр. 2 на стр.124. | - Рассказывают правило. -Да. - Алгоритм действия | Умение анализировать и осмысливать свои достижения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-60981-1636288007.jpg)
Методическая разработка урока по письму и развитию речи по теме: "Родственные слова" 4 класс
Методическая разработка составлена по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-258317-1371646867.jpg)
« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"
На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/16/picture-183890-1371393606.jpg)
Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").
В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/26/picture-657624-1440538364.jpg)
Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе ОП "Школа 2100" по теме: Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе 2100, тема:Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-858430-1480692371.jpg)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме: "Правописание суффиксов - ик - и -ек -"
.....................................................................
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1079244-1541604480.jpg)
Разработка урока по русскому языку с презентацией по теме:"Правописание безударных гласных звуков в корне слова. Закрепление."
Урок соответствует ФГОС. Разработан для 2 класса по системе "Школа России", по учебнику "Русский язык".В.П. Канакиной. Цели:обобщить знания детей о правописании безударных гла...