Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы «Шкатулка семейных ценностей»
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», «семейные ценности». Представленный материал раскрывает функции семьи посредством анализа жизненных ситуаций, представленных в народных притчах, пословицах, загадках. С помощью аналитической беседы, подводим обучающихся к необходимости делать самостоятельные выводы, ответственно оценивать свою роль в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_shkatulka_semeynyh_tsennostey.docx | 80.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования г.Певек»
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов общеобразовательной школы
«Шкатулка семейных ценностей»
Тупольская Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
г.о. Певек, 2018
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина.
Начальной структурной единицей общества, закладывающее основы личности, является семья. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Чувства покоя, защищенности, душевного комфорта в семье вселяют в ребенка уверенность в завтрашнем дне, формируют семейные ценности. Сохранение домашнего очага, его защита, любовь к своей малой родине должны стать для ребенка непреодолимой потребностью на подсознательном уровне, частью его существа.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия ориентирована на обучающихся 1-4 классов и ставит своей целью раскрыть значение таких духовно-нравственных понятий, как «семья», «семейные ценности». Представленный материал раскрывает функции семьи посредством анализа жизненных ситуаций, представленных в народных притчах, пословицах, загадках. С помощью аналитической беседы, подводим обучающихся к необходимости делать самостоятельные выводы, ответственно оценивать свою роль в семье.
Классный час: «Шкатулка семейных ценностей»
Цель: - дать представление о семье как о людях, которые любят друг другу, заботятся друг о друге, познакомить с основными семейными ценностями;
- воспитывать чувство уважения, любви и заботы к членам своей семьи.
Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья», выявить основные «семейные ценности».
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3. Воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи, уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.
Форма проведения: классный час
Ход мероприятия
- Организационный момент. Психологический настрой.
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
- Актуализация знаний.
В наследство от бабушки мне досталась замечательная вещь – шкатулка. И сегодня мы постараемся заполнить эту шкатулку, но чем мы ее будем заполнять вы должны отгадать.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)
- О чем мы сегодня будем говорить? (о семье)
- Сегодня мы с Вами поговорим на очень значимую тему – о семье и семейных ценностях. И, значит, шкатулку мы будем заполнять семейными ценностями.
- Давайте поиграем в ассоциации. Я назову слово, а вы подбираете как можно больше существительных, которые у вас с ним ассоциируются.
Это слово – «СЕМЬЯ»
- Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе.
- Семья – это мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка.
- Семья – это дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и печали.
Учитель.
- Какие вы знаете пословицы о семье?
Учащиеся.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и – стены помогают.
Семья в куче – не страшна и туча.
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Учитель.
Семья – это наша крепость. Членов семьи связывают тысячи невидимых нитей. Слово семья греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.
Семья – это важно, это большая ценность.
Учитель.
- Что вы можете рассказать о своей семье? (Ответы детей)
Учитель.
Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Забота? Взаимопонимание? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей? А, что вы понимаете под значением определения слова «ценности»?
Семейные ценности – это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который группу людей объединяет в дружное сообщество.В каждой семье есть свои традиции и ценности. Самой главной ценностью в любой семье является доброе и уважительное отношение ко всем членам семьи.
Учитель.
А теперь начнем заполнять нашу шкатулку «семейными ценностями». Я буду называть определение терминов, а вы соотносить термин с лепестком.
- Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте – сопереживание.
- Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга – равенство.
- Всей семьей Вы способны на многое – поддержка.
- Умение принимать человека таким, какой он есть – толерантность.
- Умение уступать друг другу – компромисс.
- Нежная забота друг о друге – любовь.
- Преданность друг другу – верность.
- Чуткое отношение друг к другу – нежность.
- Прислушиваться друг к другу – умение слушать.
- Чувство безопасности и уверенности – доверие.
Учитель.
- Какие еще «семейные ценности» вы можете назвать?
- Чувство значимости для своей семьи.
- Доверительное общение.
- Традиции.
- Уважение – и к старшим, и к младшим.
- Ответственность.
- Честность.
- Щедрость.
Учитель.
- Я расскажу вам о такой «семейной ценности», как уважение – и к старшим, и к младшим.
Послушайте притчу.
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
- Деревянную кормушку, - ответил малыш.
- Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
- О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.
Учитель.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить. Эти вопросы помогут выяснить, если в вашей семье традиции, о которых вы может быть и не догадываетесь. У вас на столе лежит жетон в виде ромашки (Ромашка – в народе это символ любви и семьи). Если то, о чем я скажу есть в вашей семье, вы берете себе ромашку.
- Совместные обеды и ужины.
- На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.
- Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи.
- Летом и осенью походы за грибами и ягодами.
- Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то поливает цветы, кто-то моет пол…
- Совместное изготовление и украшение блюд к празднику.
- На прощание выглядывать в окно и махать рукой.
Посмотрите, сколько оказывается в каждой вашей семье, существует традиций.
Все семейные ценности сохраняют семью, делают ее еще крепче. Семейные ценности – это взаимо-выручка, понимание, уважение, согласие, любовь.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Наш классный час подходит к завершению.
Я предлагаю вам закончить предложения:
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Для меня семья – это…
Родным я хочу пожелать…
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, почему семью так назвали – СЕМЬ Я? (предположения, ответы детей).
В старину считалось что семья - это пятеро детей, папа и мама - 7 Я. Сейчас в наших семьях гораздо меньше детей. Но, как и прежде, семья объединяет близких людей, которые любят и заботятся друг о друге. Я желаю, чтобы в ваших семьях царили любовь и взаимопонимание.
Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
Закончить разговор мне хотелось бы стихотворением:
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
Литература
- Дробинина Н.Н. Классные часы 3-4 кл.- Москва: Вако, 2008.
- Кол.авторов, В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе.-М.:Глобус, 2006.
- Максимова Т.Н. Классные часы 1-2 кл.- Москва: Вако, 2008.
- https://infourok.ru
- https://урок.рф
- https://nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования
Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса
Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...
"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...
Методическая разработка по духовно– нравственному воспитанию для 2-3 класса «Подари радость!»
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. П...