Программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия""
рабочая программа (1 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» предназначена для обучающихся 1 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinovaya_fantaziya_-_kopiya.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»
Составитель:
Гареева Светлана Владимировна
Нижневартовск, 2019
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» предназначена для обучающихся 1 классов МБОУ «СШ № 21». “Пластилиновая фантазия” реализует художественно – эстетическое направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.
Цели курса внеурочной деятельности:
- организация досуговой деятельности обучающихся;
- развитие умения быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у обучающихся;
- приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- обучение выполнению сборки и оформлению работы.
Задачи курса внеурочной деятельности:
Обучающие:
- знакомить детей с основными видами лепки;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
- создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина;
- реализовать творческие и эстетические способности обучающихся;
- формировать умения работы в коллективе;
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать фантазию, воображение, творческое мышление обучающихся;
- создавать условия для самостоятельного творчества;
- соблюдать правила техники безопасности;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- воспитывать усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
- Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.
- Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
- Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
- Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
- Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
- Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
Познавательные УУД:
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- моделировать;
Коммуникативные УУД:
- обработка информации;
- оценка информации;
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- установление причинно-следственных связей;
- обобщение;
- построение рассуждения.
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- предвосхищать результат;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Воспитательные УУД:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Содержание курса «Пластилиновая фантазия», формы организации и виды внеурочной деятельности
№ п/п | Тема занятия | Формы организации | Виды деятельности |
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | Беседа | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы, их виды, свойства, цвет, форму и т.д. Учить детей: как подготовиться к занятию; что понадобится для занятия; как подготовить пластилин; как вести себя на занятии; как обращаться с материалами и принадлежностями; как после окончания работы убрать своё рабочее место. | |
Исходная форма-шар. Изделие «Гусеница». | Игровой тренинг | Организовать рабочее место; Составлять композицию; Осваивать приемы отпечатки на пластилиновой основе; Учить раскатывать пластилин и лепить исходную форму – шар; видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму. Учить лепить предмет из нескольких округлых форм; соединять детали; лепить мелкие детали (глаза, рот, усики, украшения). | |
Исходная форма - цилиндр. Изделие «Дерево». | Игра | Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции; Учить раскатывать пластилин, лепить и разрезать исходную форму – цилиндр, жгут цилиндрический; видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму. Учить лепить предмет из отдельных частей (крона, ствол, листики, цветы) соблюдая пропорции; соединять детали. | |
Исходная форма-конус. Изделие «Пирамидка». | Комбинированное занятие | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином. Учить раскатывать пластилин, лепить исходную форму – конус; видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму. Учить лепить пирамидку из отдельных частей: основание (конус), кольца (жгуты) соблюдая пропорции; соединять детали. | |
Композиция. Правила составления композиции. | Практическое занятие | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Самостоятельная лепка погремушки с использованием исходных форм; контроль техники лепки, правильности форм, соразмерности деталей; выставка работ с введением понятия «композиция», правила составления композиции. | |
Тема «Урожай» | |||
Изделие «Блюдо» | Комбинированное занятие | Познакомить с техникой расписной пластилин. Ознакомить с работой гончаров. Учить лепить посуду путём составления её из колец; заготавливать жгуты нужной длины и толщины, проверить их размеры в процессе работы; плотно соединять части пальцами и стекой; наносить узор, учитывая форму посуды. | |
Изделия «Апельсин» и «Лимон» | Комбинированное занятие | Познакомить с техникой создания рельефов: низкий рельеф ,высокий рельеф , углубленный рельеф, многоплановый рельеф. Учить лепить апельсин и лимон из исходной формы - шар; учитывать пропорциональные соотношения изделий и блюда. | |
Изделие «Вишня» | Комбинированное занятие . | Организовать работу по применению техники расписной пластилин. Учить лепить вишни из исходной формы - шар; учитывать пропорциональные соотношения изделия и блюда; соединять детали | |
Изделие «Виноград» | Практическое занятие | Познакомить с техникой лепки пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой. Учить лепить кисть винограда: основа (конус), ягоды (шар); учитывать пропорциональные соотношения изделий и блюда; соединять детали. | |
Тема «Большой праздник» | |||
Изделие «Торт» | Комбинированное занятие | Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Учить ритмично украшать округлую плоскую форму валиками и шариками. Добиваться от детей самостоятельности в расположении декоративных элементов | |
Изделие «Пирог» | Комбинированное занятие | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Учить ритмично украшать прямоугольную форму валиками и шариками. Добиваться от детей самостоятельности в расположении декоративных элементов. | |
Тема «Дары леса» | |||
Изделия «Подосиновик» и «Травка» | Комбинированное занятие | Познакомить с техникой реалистической лепки Формировать у детей обобщенное понятие о съедобных грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Учить лепить гриб, передавая основные его части – шляпку (шар) и ножку (цилиндр); травка – цилиндрический жгут с защипами. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. | |
Изделие «Мухомор | Практическое занятие с элементами игры | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Формировать у детей обобщенное понятие о несъедобных грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Учить лепить гриб, передавая основные его части – шляпку и ножку. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму | |
Тема «С Новым годом» | |||
Изделие «Снеговик» | Комбинированное занятие | Познакомить с техникой круговой лепки полосками и лепка из шара. Закреплять умение работать с пластилином, раскатывать круговыми движениями шары и соединять их друг с другом в определённом порядке, с учётом их величины, плотно прижимая; побуждать украшать фигурку снеговика дополнительными деталями из бросового материала. | |
Изделие «Ёлочка пушистая». Композиция по теме. | Беседа с показом образца | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Учить лепить ёлочку из отдельных частей: основание (конус), ветки ярусами (жгуты), украшенные защипами; соблюдать пропорции; соединять детали. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать у детей мелкую моторику рук. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. | |
Тема «Кто на листике живет» | |||
Изделие «Улитка» | Комбинированное занятие | Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Учить лепить улитку, дополняя объект необходимыми деталями для выразительности образа. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | |
Изделие «Бабочка» | Творческая мастерская | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; развивать мелкую моторику рук. | |
Изделие «Стрекоза» | Комбинированное занятие | Познакомить с техникой выкладывание рисунка жгутиками. Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения стрекозы (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; развивать мелкую моторику рук. | |
Изделие «Букашка» | Комбинированное занятие | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. | |
Тема «Подарок маме» | |||
Изделие «Птенчик» | Комбинированное занятие . | Познакомить с техникой лепки из целого куска пластилина Учить лепить птенца из одного шара и устанавливать его на подставке. Путём оттягивания пластилина от общей формы лепить клюв, хвост и крылья. Закреплять умение пользоваться стекой для нанесения деталей и украшения | |
Изделие «Птичка» Композиция по теме. | Комбинированное занятие | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Учить лепить птицу из двух шаров и устанавливать её на подставке. Путём оттягивания пластилина от общей формы лепить клюв, хвост и крылья. Закреплять умение пользоваться стекой для нанесения деталей и украшения | |
Изделие «Гиацинт» | Комбинированное занятие . | Закрепить технику создания рельефов: низкий рельеф , навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности | |
Тема «Озеро» | |||
Изделие «Гусь». | Комбинированное занятие | Представлять результат своей деятельности; Закрепить технику создания рельефов: углубленный рельеф, Учить лепить гуся путём вытягивания частей из целого куска; передавать форму туловища – сплюснутый овал; закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку; учить стекой делать узор на крыльях гуся. | |
Изделие «Утка» | Комбинированное занятие | Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Учить лепить утку пластическим способом, изображая её характерные особенности: лепить шею, голову и хвост утки путём оттягивания пластилина от общего объёма, закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей. Стекой намечать пёрышки крыльев, делать это ритмично. | |
Изделие «Лебедь» Композиция по теме. | Творческая мастерская | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином Изделие «Лебедь». Композиция по теме. Учить детей передавать характерную форму и пропорции лебедя; закреплять умение пользоваться различными способами лепки (вытягивание частей из целого, накладывание и примазывание стекой кусочков пластилина к общему объёму передавать форму туловища). Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции. | |
Тема «Пасха» | |||
Изделие «Кулич» | Комбинированное занятие | Представлять результат своей деятельности; Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Рассказ «Исторические сведения о Пасхе». Просмотр презентации по теме. Учить детей делать из пластилина кулич круглой и цилиндрической формы, украшать эти формы шариками разной величины и валиками, ритмично располагая их на поверхности изделия. Дополнять украшение точками и полосами при помощи стеки. | |
Изделие «Яйцо» | Комбинированное занятие | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Учить детей делать яйцо из формы – шар, придав ему яйцевидную форму; украшать изделие по своему выбору. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции. | |
Тема «Птичий двор» | |||
Изделие «Цыплята» | Комбинированное занятие | Закрепить умение пользоваться техникой лепки из целого куска пластилина Учить детей передавать характерную форму и пропорции цыплёнка, использовать имеющиеся навыки: примазывания, приглаживания границ соединения; развивать мелкую моторику рук. | |
Изделие «Курица» | Комбинированное занятие | Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Учить детей передавать характерную форму и пропорции курицы (овальной формы туловище, овальной формы голову, прямой хвост, туловище намного больше головы); изображать мелкие детали: гребешок, клюв; видеть и передавать в оформлении декоративность крыльев, хвоста; закреплять умение пользоваться различными способами лепки (вытягивание из целого куска мелких деталей, накладывание и примазывание стекой кусочков пластилина к общему объёму). | |
Изделие «Петушок» Композиция по теме. | Творческая мастерская | Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином. Учить детей передавать характерную форму и пропорции петуха (овальной формы туловище, овальной формы голову, дугообразный хвост, туловище намного больше головы); изображать мелкие детали: гребешок, бородку, клюв; видеть и передавать в оформлении декоративность крыльев, хвоста; закреплять умение пользоваться различными способами лепки (вытягивание из целого куска мелких деталей, накладывание и примазывание стекой кусочков пластилина к общему объёму). Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции. | |
Тема «Море» | |||
Изделие «Морская звезда» | Комбинированное занятие | Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Учить детей лепить морскую звезду из исходной формы – шар, с применением приёма вытягивания соблюдая пропорции; использовать разметку стеком (пять частей). | |
Изделие «Осьминог». | Комбинированное занятие | Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Учить детей лепить осьминога из исходной формы – шар, с применением конуса (щупальца), соблюдая пропорции; использовать разметку стеком (восемь частей), закреплять умение пользоваться различными способами лепки. | |
Изделие «Рыбка» Композиция по теме. | Творческая мастерская | Проявлять творческое отношение к организации выставки.. Представлять результат своей деятельности; Способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира; учить лепить рыбку из овальной формы, передавать характерную форму хвоста; плавники лепить путём налепов; налепами или стекой изображать глаза и чешую рыбки, располагая её ритмично в виде узора; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (скорлупа фисташек, блестки и т.д.); поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции.. |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Пластилиновая фантазия»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
По плану | Факт | |||
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 1 | |||
Исходная форма-шар. Изделие «Гусеница». | 1 | |||
Исходная форма- цилиндр. Изделие «Дерево». | 1 | |||
Исходная форма-конус. Изделие «Пирамидка». | 1 | |||
Композиция. Правила составления композиции. | 1 | |||
Тема «Урожай». Изделие «Блюдо» | 1 | |||
Изделия «Апельсин» и «Лимон» | 1 | |||
Изделие «Вишня» | 1 | |||
Изделие «Виноград» | 1 | |||
Тема «Большой праздник» Изделие «Торт» | 1 | |||
Изделие «Пирог» | 1 | |||
Тема «Дары леса» «Изделия «Подосиновик» и «Травка | 1 | |||
Изделие «Мухомор | 1 | |||
Тема «С Новым годом!» Изделие «Снеговик» | 1 | |||
Изделие «Ёлочка пушистая». Композиция по теме. | 1 | |||
Тема «Кто на листике живёт?» Изделие «Улитка» | 1 | |||
Изделие «Бабочка» | 1 | |||
Изделие «Стрекоза» | 1 | |||
Изделие «Букашка» | 1 | |||
Тема «Подарок маме» Изделие «Птенчик» | 1 | |||
Изделие «Птичка» Композиция по теме. | 1 | |||
Изделие «Гиацинт» | 1 | |||
Тема «Озеро» Изделие «Гусь». | 1 | |||
Изделие «Утка» | 1 | |||
Изделие «Лебедь» Композиция по теме. | 1 | |||
Тема «Пасха» Изделие «Кулич» | 1 | |||
Изделие «Яйцо» | 1 | |||
Тема «Птичий двор» Изделие «Цыплята» | 1 | |||
Изделие «Курица» | 1 | |||
Изделие «Петушок» Композиция по теме. | 1 | |||
Тема «Море» Изделие «Морская звезда» | 1 | |||
Изделие «Осьминог». | 1 | |||
Изделие «Рыбка» Композиция по теме. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение |
Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов - на –Дону, ИД «Владис», 2017. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2016. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2015 г. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2015 г. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2016 г. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2017 г. Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана - Граф, 2017. |
Материально-техническое обеспечение |
Учебное оборудование. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. |
Компьютерная техника Мультимедийный проектор. Интерактивная доска Компьютер. Документ-камера Принтер, сканер Мобильный класс |
Электронные образовательные ресурсы |
Аудиозаписи в соответствии с программой внеурочной деятельности Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Образовательные Интернет-ресурсы |
http://www.prodlenka.org/metodichka/91/listcats/20/stranitca-20.html http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/21309.html http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/22769.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности классного руководителя "Путешествие по стране Фантазия"
Данная программа рекомендуется для обучающихся 1-4 классов. Цель программы: организация внеурочной деятельности классного коллектива для формирования социально успешной личности обучающегося....
программа внеурочной деятельности Студии творчества "Бумажные фантазии
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования....
авторская программа внеурочной деятельности в 1-4 классах "Страна Фантазия"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.Изготовление поделки – это не только выполн...
Программа внеурочной деятельности "Детская фантазия"
Программа расчитана на учащихся 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"
Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....
рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
Программа для учащихся 1-4 классов...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазии из бумаги» .
Программа внеурочной деятельности "Фантазии из бумаги" художественно-эстетического направления....