Программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия""
рабочая программа (1 класс)

Гареева Светлана Владимировна

 Программа курса внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» предназначена для обучающихся 1 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastilinovaya_fantaziya_-_kopiya.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»

 

  

Составитель:

Гареева Светлана Владимировна

Нижневартовск, 2019


Пояснительная записка

 Программа курса внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» предназначена для обучающихся 1 классов МБОУ «СШ № 21». “Пластилиновая фантазия” реализует художественно – эстетическое  направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Цели курса внеурочной деятельности:

  • организация досуговой деятельности обучающихся; 
  • развитие умения быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  •  привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у обучающихся;
  • приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.  
  • обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи курса внеурочной деятельности:  

Обучающие:

  • знакомить детей с основными видами лепки;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;          
  • формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина;
  • реализовать творческие и эстетические способности обучающихся;
  • формировать умения работы в коллективе;

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
  • развивать фантазию, воображение, творческое мышление обучающихся;
  • создавать условия для самостоятельного творчества;
  • соблюдать правила техники безопасности;

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к декоративно-прикладному искусству;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • воспитывать усидчивости, аккуратности, трудолюбия;

Личностные  и метапредметные результаты

Личностные

  • Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.
  • Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
  • Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности  выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
  • Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
  • Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  •  использовать  общие приёмы решения задач;
  •  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  •  самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Познавательные УУД:

  •  узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  •  моделировать;

Коммуникативные УУД:

  •  обработка информации;  
  •  оценка информации; 
  •  подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  •  установление причинно-следственных связей;
  •  обобщение;
  • построение рассуждения.        
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
  •  определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  •  составлять план и последовательность действий;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  •  предвосхищать результат;
  •  сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  •  использовать установленные правила в контроле способа решения;
  •  вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
  •  определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  •  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;

Воспитательные УУД:

  •  определять общую цель и пути ее достижения;
  •  осуществлять взаимный контроль;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  задавать вопросы;
  •  строить понятные для партнёра высказывания;
  •  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
  •  разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  •  координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  •  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Содержание курса «Пластилиновая фантазия», формы организации и виды внеурочной деятельности

№ п/п

Тема занятия

Формы организации

Виды деятельности

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Беседа

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять материалы, их виды, свойства, цвет, форму и т.д. Учить детей: как подготовиться к занятию; что понадобится для занятия; как подготовить пластилин; как вести себя на занятии; как обращаться с материалами и принадлежностями; как после окончания работы убрать своё рабочее место.

Исходная форма-шар. Изделие «Гусеница».

Игровой тренинг

Организовать рабочее место; Составлять композицию; Осваивать приемы отпечатки на пластилиновой основе; Учить раскатывать пластилин и лепить исходную форму – шар; видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму. Учить лепить предмет из нескольких округлых форм; соединять детали; лепить мелкие детали (глаза, рот, усики, украшения).

Исходная форма - цилиндр. Изделие «Дерево».

Игра

Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции; Учить раскатывать пластилин, лепить и разрезать исходную форму – цилиндр, жгут цилиндрический; видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму. Учить лепить предмет из отдельных частей (крона, ствол, листики, цветы) соблюдая пропорции; соединять детали.

Исходная форма-конус. Изделие «Пирамидка».

Комбинированное занятие

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином. Учить раскатывать пластилин, лепить исходную форму – конус; видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму. Учить лепить пирамидку из отдельных частей: основание (конус),  кольца (жгуты) соблюдая пропорции; соединять детали.

Композиция. Правила составления композиции.

Практическое занятие

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Самостоятельная лепка погремушки с использованием исходных форм; контроль техники лепки, правильности форм, соразмерности деталей; выставка работ с введением понятия «композиция», правила составления композиции.

Тема «Урожай»

Изделие «Блюдо»

Комбинированное занятие

Познакомить с техникой расписной пластилин. Ознакомить с работой гончаров. Учить лепить посуду путём составления её из колец; заготавливать жгуты нужной длины и толщины, проверить их размеры в процессе работы; плотно соединять части пальцами и стекой; наносить узор, учитывая форму посуды.

Изделия «Апельсин» и «Лимон»

Комбинированное занятие

Познакомить с техникой создания рельефов: низкий рельеф ,высокий рельеф , углубленный рельеф, многоплановый рельеф. Учить лепить апельсин и лимон из исходной формы - шар; учитывать пропорциональные соотношения изделий и блюда.

Изделие «Вишня»

Комбинированное занятие

.

Организовать работу по применению техники расписной пластилин. Учить лепить вишни из исходной формы - шар; учитывать пропорциональные соотношения изделия и блюда; соединять детали

Изделие «Виноград»

Практическое занятие

Познакомить с техникой лепки пластилиновыми мазками, пластилиновой лентой. Учить лепить кисть винограда: основа (конус), ягоды (шар); учитывать пропорциональные соотношения изделий и блюда; соединять детали.

Тема «Большой праздник»

Изделие «Торт»

Комбинированное занятие

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином Учить ритмично украшать округлую плоскую форму валиками и шариками. Добиваться от детей самостоятельности в расположении декоративных элементов

Изделие «Пирог»

Комбинированное занятие

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Учить ритмично украшать прямоугольную форму валиками и шариками. Добиваться от детей самостоятельности в расположении декоративных элементов.

Тема «Дары леса»

Изделия «Подосиновик» и «Травка»

Комбинированное занятие

Познакомить с техникой реалистической  лепки Формировать у детей обобщенное понятие о съедобных грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Учить лепить гриб, передавая основные его части – шляпку (шар) и ножку (цилиндр); травка – цилиндрический жгут с защипами.    Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

Изделие «Мухомор

Практическое занятие с элементами игры

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Формировать у детей обобщенное понятие о несъедобных грибах. Развивать умение

находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Учить лепить гриб, передавая основные его части – шляпку и ножку.  Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

Тема «С Новым годом»

Изделие «Снеговик»

Комбинированное занятие

Познакомить с техникой  круговой лепки полосками и лепка из шара. Закреплять умение работать с пластилином, раскатывать круговыми движениями шары  и соединять их друг с другом в определённом порядке, с учётом их величины, плотно прижимая; побуждать украшать фигурку снеговика дополнительными деталями из бросового материала.

Изделие «Ёлочка пушистая». Композиция по теме.

Беседа с показом образца

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Учить лепить ёлочку из отдельных частей: основание (конус),  ветки ярусами (жгуты), украшенные защипами; соблюдать пропорции; соединять детали.

Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать у детей мелкую моторику рук. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

Тема «Кто на листике живет»

Изделие «Улитка»

Комбинированное занятие

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином Учить лепить улитку, дополняя объект необходимыми деталями для выразительности образа. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Изделие «Бабочка»

Творческая мастерская

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; развивать мелкую моторику рук.

Изделие «Стрекоза»

Комбинированное занятие

Познакомить с техникой выкладывание рисунка жгутиками. Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения стрекозы (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; развивать мелкую моторику рук.

Изделие «Букашка»

Комбинированное занятие

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе.

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого.

Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.

Тема «Подарок маме»

Изделие «Птенчик»

Комбинированное занятие

.

Познакомить с техникой лепки  из целого куска пластилина Учить лепить птенца из одного шара и устанавливать его на подставке. Путём оттягивания пластилина от общей формы лепить  клюв, хвост и крылья. Закреплять умение пользоваться стекой для нанесения деталей и украшения

Изделие «Птичка» Композиция по теме.

Комбинированное занятие

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Учить лепить птицу из двух шаров и устанавливать её на подставке. Путём оттягивания пластилина от общей формы лепить  клюв, хвост и крылья. Закреплять умение пользоваться стекой для нанесения деталей и украшения

Изделие «Гиацинт»

Комбинированное занятие

.

Закрепить технику создания рельефов: низкий рельеф ,
высокий рельеф.
Расширять представления детей о растениях. Развивать практические умения и

навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности

Тема «Озеро»

Изделие «Гусь».

Комбинированное занятие

Представлять результат своей деятельности; Закрепить технику создания рельефов: углубленный рельеф, Учить лепить гуся путём вытягивания частей  из целого куска; передавать форму туловища – сплюснутый овал; закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку; учить стекой делать узор на крыльях гуся.

Изделие «Утка»

Комбинированное занятие

Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Учить лепить утку пластическим способом, изображая её характерные особенности: лепить шею, голову и хвост утки путём оттягивания пластилина от общего объёма, закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей. Стекой намечать пёрышки крыльев, делать это ритмично.

Изделие «Лебедь»

Композиция по теме.

Творческая мастерская

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы;

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином Изделие «Лебедь». Композиция по теме.

Учить детей передавать характерную форму  и пропорции лебедя; закреплять умение пользоваться различными способами лепки (вытягивание частей из целого, накладывание и примазывание стекой кусочков пластилина к общему объёму передавать форму туловища).  Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции.

Тема «Пасха»

Изделие «Кулич»

Комбинированное занятие

Представлять результат своей деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Рассказ «Исторические сведения о Пасхе».

Просмотр презентации по теме.

Учить детей делать из пластилина кулич круглой и цилиндрической формы, украшать эти формы шариками разной величины и валиками, ритмично располагая их на поверхности изделия. Дополнять украшение точками и полосами при помощи стеки.

Изделие «Яйцо»

Комбинированное занятие

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Учить детей делать яйцо из формы – шар, придав ему яйцевидную форму; украшать изделие по своему выбору. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции.

Тема «Птичий двор»

Изделие «Цыплята»

Комбинированное занятие

Закрепить умение пользоваться техникой лепки  из целого куска пластилина Учить детей передавать характерную форму  и пропорции цыплёнка, использовать имеющиеся навыки: примазывания, приглаживания границ соединения; развивать мелкую моторику рук.

Изделие «Курица»

Комбинированное занятие

Адекватно использовать речевые средства для представления результата; Учить детей передавать характерную форму  и пропорции курицы (овальной формы туловище, овальной формы голову, прямой хвост, туловище намного больше головы); изображать мелкие детали: гребешок, клюв; видеть и передавать в оформлении  декоративность крыльев, хвоста; закреплять умение пользоваться различными способами лепки (вытягивание из целого куска мелких деталей, накладывание и примазывание стекой кусочков пластилина к общему объёму).

Изделие «Петушок» Композиция по теме.

Творческая мастерская

Определять и использовать необходимые инструменты  и приемы работы с пластилином. Учить детей передавать характерную форму  и пропорции петуха (овальной формы туловище, овальной формы голову, дугообразный хвост, туловище намного больше головы); изображать мелкие детали: гребешок, бородку, клюв; видеть и передавать в оформлении  декоративность крыльев, хвоста; закреплять умение пользоваться различными способами лепки (вытягивание из целого куска мелких деталей, накладывание и примазывание стекой кусочков пластилина к общему объёму). Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции.

Тема «Море»

Изделие «Морская звезда»

Комбинированное занятие

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы; Учить детей лепить морскую звезду из исходной формы – шар, с применением приёма вытягивания соблюдая пропорции;  использовать разметку стеком (пять частей).

Изделие «Осьминог».

Комбинированное занятие

Проявлять творческое отношение к выполнению изделия. Учить детей лепить осьминога из исходной формы – шар, с применением конуса (щупальца), соблюдая пропорции;  использовать разметку стеком (восемь частей),

 закреплять умение пользоваться различными способами лепки.

Изделие «Рыбка» Композиция по теме.

Творческая мастерская

Проявлять творческое отношение к организации выставки.. Представлять результат своей деятельности; Способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира; учить лепить рыбку из овальной формы, передавать характерную форму хвоста; плавники лепить  путём налепов; налепами или стекой изображать глаза и чешую рыбки, располагая её ритмично в виде узора; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (скорлупа фисташек, блестки и т.д.);  поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции..


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Пластилиновая фантазия»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

По плану

Факт

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

Исходная форма-шар. Изделие «Гусеница».

1

Исходная форма- цилиндр. Изделие «Дерево».

1

Исходная форма-конус. Изделие «Пирамидка».

1

Композиция. Правила составления композиции.

1

Тема «Урожай». Изделие «Блюдо»

1

Изделия «Апельсин» и «Лимон»

1

Изделие «Вишня»

1

Изделие «Виноград»

1

Тема «Большой праздник» Изделие «Торт»

1

Изделие «Пирог»

1

Тема «Дары леса» «Изделия «Подосиновик» и «Травка

1

Изделие «Мухомор

1

Тема «С Новым годом!» Изделие «Снеговик»

1

Изделие «Ёлочка пушистая». Композиция по теме.

1

Тема «Кто на листике живёт?» Изделие «Улитка»

1

Изделие «Бабочка»

1

Изделие «Стрекоза»

1

Изделие «Букашка»

1

Тема «Подарок маме» Изделие «Птенчик»

1

Изделие «Птичка» Композиция по теме.

1

Изделие «Гиацинт»

1

Тема «Озеро» Изделие «Гусь».

1

Изделие «Утка»

1

Изделие «Лебедь» Композиция по теме.

1

Тема «Пасха» Изделие «Кулич»

1

Изделие «Яйцо»

1

Тема «Птичий двор» Изделие «Цыплята»

1

Изделие «Курица»

1

Изделие «Петушок» Композиция по теме.

1

Тема «Море» Изделие «Морская звезда»

1

Изделие «Осьминог».

1

Изделие «Рыбка» Композиция по теме.

1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок. Ростов - на –Дону, ИД «Владис», 2017.

Волкова Н.В., Жадько Е.Г. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону, Феникс, 2016.

Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2015 г.

Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество»  М. Просвещение, 2015 г.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2016 г.

Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет) Издательство «Учитель» 2017 г.

Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана - Граф, 2017.

Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

 Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Компьютерная техника

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска

Компьютер.

Документ-камера

Принтер, сканер

Мобильный класс

Электронные образовательные ресурсы

Аудиозаписи в соответствии с программой внеурочной деятельности

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Образовательные Интернет-ресурсы

www.verfoltxpo.ru.

www.geo.ru.

http://www.prodlenka.org/metodichka/91/listcats/20/stranitca-20.html  http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/21309.html

http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/22769.html     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности классного руководителя "Путешествие по стране Фантазия"

Данная программа рекомендуется для обучающихся 1-4 классов. Цель программы: организация внеурочной деятельности классного коллектива для формирования социально успешной личности обучающегося....

программа внеурочной деятельности Студии творчества "Бумажные фантазии

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования....

авторская программа внеурочной деятельности в 1-4 классах "Страна Фантазия"

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.Изготовление поделки – это не только выполн...

Программа внеурочной деятельности "Детская фантазия"

Программа расчитана на учащихся 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"

Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазии из бумаги» .

Программа внеурочной деятельности "Фантазии из бумаги" художественно-эстетического направления....