Программа внеурочной деятельности "Детская фантазия"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
по художественно-эстетическому направлению
«Детская фантазия»
(разработана для учащихся1 класса, возраст 7-8 лет, срок реализации: 1 год)
«Теньковская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района РТ
Автор-составитель: Л.Ю.Никонова, учитель начальных классов
2014 – 2015
Пояснительная записка
Программа курса «Детская фантазия» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование) раздела художественно-эстетическое направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа курса «Детская фантазия» разработана для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.
При разработке программы «Детская фантазия» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, вышивка, батик, бисероплетение, и т.п.
Содержание программы «Детская фантазия» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы:
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
- формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи курса:
- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- приобщать школьников к народному искусству;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Данная программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Детская фантазия» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Содержание программы «Детская фантазия»
Первый год обучения (132ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
I.Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
II. Пластилинография.
Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию». Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Плоскостное изображение. «Подарки осени».Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.
Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
Плоскостное изображение. «Рыбка». Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и уменя.
«Натюрморт из чайной посуды» Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.
Рельефное изображение. «Ферма». Создание сюжета в полуобъеме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» .«Божьи коровки на ромашке. Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.
Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.
«Ромашки» Трафаретные технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии
«Совушка – сова» Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.
«Снегурочка в зимнем лесу» Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа.
- Бумагопластика
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». Фрукты. История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
«Фрукты», «Чудо – дерево» Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
«Птенчики». Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
«Снегирь» Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
Новогодняя игрушка. Символ года История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
Открытка к Новому году. Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.
«Праздничный салют». Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги
- Изготовление кукол
Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
Кукла на картонной основе. Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.
Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.
V.Оригами. Теория. Родина оригами.
Практическая часть. Изучение исходных форм, панно на стену «Золотая рыбка», игрушка «Кузнечик», «Лягушка», занимательная игрушка.
VI.Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Техника «Обрывная аппликация», аппликация из геометрических фигур и т д.
VII.Поделки из бросового материала.
Практическая часть. Применение бросового материала для поделок, эстетичное оформление работы, способы соединения деталей.
VIII. Юный художник.
Орнамент в полосе..Изображение на плоскости простейших элементов . Изучение понятия -«орнамент». Деление отрезка на равные части. Чередование геометрических фигур. Вырезаем шаблон и чередуем изображение, чтобы получился орнамент. Прорисовываем детали.
Задание: изображение орнамента из геометрических фигур.
Орнамент в круге. Чередование элементов по кругу. Разнообразие типов линий. Повествовательные возможности линии, умение видеть их в природе.
Задание: изображение орнамента из различных типов линий.
Народная вышивка. Символика цвета и формы. Вышивка как оберег. Мифология славян. Стилизованные изображения «древа жизни», берегини, Птицы счастья.
Задание: вырезаем эскиз рисунка вышивки на полотенце.
Растительный орнамент. Сравниваем по форме разные листья- круглые, длинные, треугольные. Вырезаем шаблон и чередуем изображение. Цветовая гамма. Знакомство с цветовым кругом, контрастные и приближенные цвета.
Задание: изображение растительного орнамента.
Знаменитые художники. Знакомство с творчеством И.И.Шишкина, В.А.Серова, И.И.Левитана
Многообразие цветов в декоративной росписи. Сравнение изображений цветов в живописи и декоративном искусстве. Упрощение строения цветка, формы, цветовых оттенков. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре в творчестве мастеров разных народов России.
Задание: выполнение эскиза росписи декоративной тарелки.
Изображать можно пятном. Силуэт в орнаменте. Пятно – одно из главных средств изображения. Присмотреться к разным пятнам и постараться увидеть в них какие - либо изображения. Методический приём «Сказка про кляксу». Силуэты зверей в орнаменте.
Задание: изображение зооморфного орнамента.
Любимые осенние цветы в росписи Жостовских подносов. Изображение цветов – любимая тема народных мастеров. Разнообразие форм подносов. Средства художественной выразительности в работах жостовских мастеров. Графичность и декоративность , условность и сказочность цветов. Живописность и символичность.
Задание: эскиз росписи подноса.
Украшение птиц. Знакомство с работой в витражной технике. Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала. Рассматриваем птиц , обращая внимание на цветной орнамент окраски , форму хохолков , хвостов , оформление лапок.
Задание: рисунок и живописное решение на тему сказки «Жар-птица»
Красивые рыбы. Учимся видеть красоту разнообразных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы , шероховатыми и гладкими раковинами ,причудливыми кораллами. Разнообразие подводного мира.
Задание: создание композиции «Подводный мир» или «Золотая рыбка».
исполнения. Композиционные поиски , выбор живописных приёмов. Роль фона в выявлении эмоционального впечатления.
Выражение характера изображаемых животных. Умение почувствовать и выразить в изображении характера животного.
Задание: композиция на тему «Любимое животное».
Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Изучение истории кубанского казачества, традиции, фольклор, легенды. Создание полуобъёмной композиции «Защитники Отечества».
Задание: декоративное панно «Защитники Отечества».
Выражение характера человека в изображении: женский образ. Колорит кубанской казачки, особенность женского костюма. Возможность создания добрых и злых образов.
Задание: декоративное панно по мотивам русских народных песен.
Картины Третьяковской галереи.
IX. Подведение итогов года
Учебно-тематический план курса
«Детская фантазия»
Номер раздела | Название разделов | Количество часов | ||||||
всего | 1 класс | |||||||
теория | практика | |||||||
I. | Введение: правила техники безопасности | 1 | 1 | |||||
II. | Пластилинография | 26 | 2 | 24 | ||||
III. | Бумагопластика | 19 | 19 | |||||
IV. | Изготовление кукол | 4 | 1 | 3 | ||||
V. | Оригами | 11 | 1 | 10 | ||||
VI. | Аппликация | 24 | 2 | 22 | ||||
VII. | Поделки из бросового материала | 16 | 2 | 14 | ||||
VIII | Юный художник | 29 | 4 | 25 | ||||
IX | Подведение итогов года. | 2 | 1 | 1 | ||||
Итого | 132 | 115 | 117 |
Календарно-тематическое планирование курса «Детская фантазия»
1 год обучения. (1 час в неделю)
Номер раздела, темы | Название разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | |||
всего | теор | практ | по плану | по факту | ||
I | Введение: правила техники безопасности. | 1 | 1 | |||
II | Пластилинография | 26 | 2 | 24 | ||
1 | Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». | 1 | 1 | |||
2-3 | Плоскостное изображение. «Подарки осени». | 2 | 2 | |||
4-5 | Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке». | 2 | 2 | |||
6-7 | «Кактус в горшке» | 2 | 2 | |||
8-9 | Плоскостное изображение. «Рыбка» | 2 | 2 | |||
10-11 | «Натюрморт из чайной посуды» | 2 | 2 | |||
12-13 | Рельефное изображение. «Ферма» | 2 | 2 | |||
14-15 | Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» | 2 | 2 | |||
16-17 | Божьи коровки на ромашке | 2 | 2 | |||
18-20 | Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы» | 3 | 1 | 2 | ||
21-22 | «Ромашки» | 2 | 2 | |||
23-24 | «Совушка – сова» | 2 | 2 | |||
25-26 | «Снегурочка в зимнем лесу» | 2 | 2 | |||
III | Бумагопластика | 19 | 19 | |||
1 | Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». | 1 | 1 | |||
2-4 | Фрукты | 3 | 3 | |||
5-7 | «Чудо – дерево» | 3 | 3 | |||
8-9 | Птенчики | 2 | 2 | |||
10-12 | «Снегирь» | 3 | 3 | |||
13-14 | Новогодняя игрушка. Символ года | 2 | 2 | |||
15-16 | Открытка к Новому году | 2 | 2 | |||
17-19 | Праздничный салют | 3 | 3 | |||
IV | Изготовление кукол | 4 | 1 | 3 | ||
1 | Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности | 1 | 1 | |||
2-4 | Кукла на картонной основе. | 3 | 3 | |||
V. | Оригами | 11 | 1 | 10 | ||
1. | Родина оригами | 1 | 1 | |||
2 | Игрушка «Кузнечик» | 1 | 1 | |||
3 | Игрушка «Лягушка» | 1 | 1 | |||
4-7 | Панно «Золотая рыбка» | 4 | 4 | |||
8-11 | Занимательные игрушки | 4 | 4 | |||
VI | Аппликация | 24 | 2 | 22 | ||
1 | Введение. Беседа «Что делают из бумаги» | 1 | 1 | |||
2 | Виды аппликаций. Материалы, инструменты необходимые для работы | 1 | 1 | |||
3-5 | Аппликация «Пушистик» | 3 | 3 | |||
6-8 | Обрывная аппликация. Зоопарк. | 3 | 3 | |||
9-11 | Аппликация из ткани «Веселый луг» | 3 | 3 | |||
12-14 | Аппликация из гофрированной бумаги. «Цветы» | 3 | 3 | |||
15-17 | Аппликация из фантиков. Орнамент. Узоры. | 3 | 3 | |||
18-21 | Аппликация из комочков. Животные | 4 | 4 | |||
22-24 | Аппликация из геометрических фигур | 3 | 3 | |||
VII | Поделки из бросового материала | 16 | 2 | 14 | ||
1 | «Дадим вторую жизнь». | 1 | 1 | |||
2-4 | Домик-кормушка для птиц из пластиковых бутылок | 3 | 3 | |||
5-6 | Игрушки из спичечных коробков | 2 | 2 | |||
7-8 | Волшебная шкатулка (оклеивание коробки пуговицами/ крупами/ракушками, декорирование) | 2 | 2 | |||
9-10 | Игрушка из пластиковых бутылок. | 2 | 2 | |||
11-12 | «Сова» из пластиковых одноразовых тарелок. | 2 | 2 | |||
13-16 | Дизайн комнаты. | 4 | 1 | 3 | ||
VIII | Юный художник | 29 | 4 | 25 | ||
1 | Оборудование рабочего места. Материалы для работы. ТБ | 1 | 1 | |||
2 | Орнамент в полосе. | 1 | 1 | |||
3 | Орнамент в круге | 1 | 1 | |||
4-5 | Народная вышивка. | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Растительный орнамент. | 1 | 1 | |||
7 | Знаменитые художники | 1 | 1 | |||
8 | Многообразие цветов в декоративной росписи. | 1 | 1 | |||
9 | Изображать можно пятном. Силуэт в орнаменте. | 1 | 1 | |||
10 | Любимые осенние цветы в росписи Жостовских подносов. | 1 | 1 | |||
11-13 | Украшение птиц. | 3 | 3 | |||
14-15 | Красивые рыбы. | 2 | 2 | |||
16-18 | Выражение характера изображаемых животных. | 3 | 3 | |||
19-22 | Выражение характера человека в изображении: мужской образ. | 4 | 4 | |||
23-26 | Выражение характера человека в изображении: женский образ. | 4 | 4 | |||
27-28 | Иллюстрация к русской народной сказке | 2 | 2 | |||
29 | Картины Третьяковской галерии | 1 | 1 | |||
IX | Подведение итогов года | 2 | 1 | 1 | ||
Список литературы
Основная литература:
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
- Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
- Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
- Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
- Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
- Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Терминологический словарь
к программе курса «Детская фантазия»
- Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
- Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
- Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
- Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера, к которой, в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим .
- Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
- Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
- Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
- Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
- Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
- Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
- Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
- Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
- Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
- Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
- Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
- Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
- Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
- Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
- Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
- Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
- Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
- Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
- Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
- Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
- Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
- Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
- Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности классного руководителя "Путешествие по стране Фантазия"
Данная программа рекомендуется для обучающихся 1-4 классов. Цель программы: организация внеурочной деятельности классного коллектива для формирования социально успешной личности обучающегося....
программа внеурочной деятельности Студии творчества "Бумажные фантазии
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования....
авторская программа внеурочной деятельности в 1-4 классах "Страна Фантазия"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.Изготовление поделки – это не только выполн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"
Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....
рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
Программа для учащихся 1-4 классов...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазии из бумаги» .
Программа внеурочной деятельности "Фантазии из бумаги" художественно-эстетического направления....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ» (
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ»...