Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"
рабочая программа на тему

Васько Марина Евгеньевна

Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_strana_fantaziya_1-4.doc487 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                          

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 имени профессора Евгения Александровича Котенко

города Ейска муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол №1

от 29 августа 2015   года

Председатель педсовета

    _____________     Н.В. Мосина

                                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

комплексная

общеинтеллектуальное направление

_____кружок____

___«СТРАНА ФАНТАЗИЯ»___

______4 года______

(срок реализации программы)

_____7-10 лет______

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                             

____Васько  Марина Евгеньевна____

«Чтобы удивиться, достаточно одной минуты;

чтобы сделать удивительное, нужны многие годы».

К. Гельвеций

             

1. Пояснительная записка

 С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко  г. Ейска МО Ейский район и опыта реализации воспитательной работы лицея №4  в соответствии с программой развития воспитательной системы лицея разработана комплексная   программа общеинтеллектуального  развития учащихся «Страна Фантазия», предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов.

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение  еженедельных внеучебных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – интенсивами.  

Рабочая программа «Страна Фантазия» составлена на основе авторской программы «Информатика». Авторы: Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов – М.: Просвещение, 2011.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. Важнейшая цель программы – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться, и обеспечить достижение планируемых  результатов трёх групп:  личностных, метапредметных и предметных. Программа «Страна Фантазия» нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики программы особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией.

Главная цель  – дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества;

— развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Задачи:

  1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.
  2. Обучать детей логическому мышлению, умению рассуждать и систематизировать полученные на уроках информатики знания. 
  3. Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление, речь, память умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации и применять знания на практике.
  4. Воспитывать интерес к урокам информатики и новым информационным технологиям.
  5. Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
  6. Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
  7. Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
  8. Научить учащихся работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды  Легоконструирование.
  9. Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.
  10. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий. 
  11. Приобщить к проектно-творческой деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что  в силу специфики  особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией, что позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений  в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Педагогическая целесообразность реализации данной программы

 Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Общая характеристика курса

В соответствии с новым Стандартом начального образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
  • Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
  • Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

На занятиях развивается также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, поскольку решение задач организовано по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, а любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ.

Систематический курс занятий на материале поисковых задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Культура мышления предполагает хорошее развитие основных мыслительных способностей; совершать точный анализ содержания задач; выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями. Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует у них стремление к поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся. Вместе с тем, данный курс развивающих занятий призван способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счет гармоничного сочетания учебной деятельности, с поисковой творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию благоприятных условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей.

Модель плана внеурочной деятельности

Направление деятельности

Формы внеурочной деятельности

1уровень

2уровень

3уровень

1кл.

2кл

3кл

4кл.

Общеинтеллектуальное направление

Кружок «Страна Фантазия»

33

34

34

34

Описание места  курса в учебном плане

Программа «Страна Фантазия»  реализуется в рамках Программы общеинтеллектуального развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Согласно учебному плану лицея,  всего на кружок  «Страна Фантазия»  в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе  - 33ч (1 ч в неделю,  33 учебные недели),  во 2 – 4  классах – по 34 ч (по 1 ч в неделю,  34 учебные недели). Занятия  проводятся в компьютерном классе.

Обоснование выбора данной примерной программы

       В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Ценностные ориентиры содержания курса

Как говорилось выше, основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных резьультатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
  • Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе

  • информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
  • Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
  • Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

Данная программа общеинтеллектуального воспитания младших  школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.

Формы организации внеурочной деятельности по программе «Страна Фантазия»:

  • групповые учебно-практические и теоретические занятия;
  •  работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
  •  участие в соревнованиях между группами;
  • комбинированные занятия.

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:

1. Устный.

2. Проблемный.

3. Частично-поисковый.

4. Исследовательский.

5. Проектный.

6. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).

8.  Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).

9. Создание ситуаций творческого поиска.

10. Стимулирование (поощрение).

2. Учебно-тематический план

Раздел

АП

РП

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1кл

2кл

3кл

4кл

ауд

вн

ауд

вн

ауд

вн

ауд

вн

1

Правила игры

8

8

-

-

-

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.

Выполнять действия «соедини», «обведи» в соответствии с правилами игры. Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах.

2

Области

3

2

1

-

-

Работать по правилам игры. Раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом.

Выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках фиксированного набора. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм.

3

Цепочка

18

6

-

8

4

Знакомиться с важнейшими информациионными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: связанные с общим порядком элементов в цепочке, «следующий/ предыдущий», «раньше/позже».

Изготавливать телесную модель цепочки бусин – картонные бусины и нить (ось цепочки).

Нанизывать телесные цепочки бусин по описанию. Строить и достраивать числовую линейку.

Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными).

Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава.  Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения.

4

Мешок

7

7

-

-

-

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице. Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах.

5

Основы логики высказываний

11

3

8

-

-

Работать по правилам. Выполнять действие «пометь галочкой» в соответствии с правилами игры. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию обводкой или галочкой. Применять общие информационные методы для решения задачи  (проводить полный перебор объектов).

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «галочка» в компьютерных задачах.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: характеризующие порядок элементов с конца, «раньше/позже», в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Строить логически грамотные рассуждения, избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

6

Язык

13

1

11

1

-

Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать  инструмент «текст» в компьютерных задачах.

Осваивать знаково-символическую систему русского и иностранных языков – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания), знакомиться с буквами латинского алфавита, упорядочивать русские и латинские буквы по алфавиту. Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определенное слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма.

7

Основы теории алгоритмов

18

2

10

4

2

Обрабатывать и анализировать информацию. Искать графическую и текстовую информацию в рамках одной задачи. Сопоставлять описание объекта и его изображение.

Знакомиться с важнейшими алгорит-мическими понятиями (программа, команды, исполнитель). Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач.

8

Дерево

13

-

-

7

6

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах.

9

Игры с полной информацией

10

-

-

-

10

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаковосимволические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.  

10

Математическое представление информации

8

-

-

6

2

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице. Сопоставлять несколько таблиц для данного мешка, в том числе для проверки правильности заполнения мешка.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

11

Решение практических задач

11

1

1

5

4

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе очень похожих фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.

12

Решение практических задач. ИКТ-квалификация

15

3

3

3

6

Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).

Работать в компьютерной адаптированной среде. Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).

Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса. Работать в компьютерной адаптированной среде: изготовление при помощи компьютерного ресурса базы данных об учениках класса, изготовление бумажной записной книжки.

осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя.

ИТОГО

135

135

33

34

34

34

В тематическом планировании распределение часов по темам дано с учётом вариативности изучения курса – указанно минимальное число часов на каждую тему.

Особенностью тематического планирования является то, что в нём содержится описание возможных видов деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего содержания. При этом наиболее продуктивными  оказываются два вида организации занятия: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребёнка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. Кроме того работа по правилам позволяет реализовать  деятельностный подход к обучению, который включает формирование высокой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы учащегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счёт явного введения общих договоренностей (правил игры) – всех понятий, возможных действий и ограничений. Правила игры, как и все понятия курса, вводятся на листах определений, с помощью наглядных графических примеров. Тексты при этом играют второстепенную роль и не предназначаются для заучивания.

При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно сотрудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предлагать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс. Таким образом, организация занятия в рамках правил игры подразумевает целый комплекс видов деятельности учащихся. В таблице они в основном перечислены в теме «Правила игры» (и выделены курсивом), поскольку именно в этой теме ребята знакомятся с данными видами деятельности, остающимися актуальными на протяжении всего курса.

Другой вид организации занятия в рамках данного курса – проектная деятельность. Это деятельность (часто групповая) ребят по решению практической информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения. Проектная деятельность также подразумевает целый комплекс видов деятельности (в таблице они выделены курсивом), которые представлены в разделах «Решение практических задач». Однако элементы проектной деятельности (в виде мини-проектов, парного или группового решения сложных задач, коллективного планирования работы) входят в большинство уроков курса.

Многие вопросы курса имеют интегративный, обобщающий характер и их можно отнести к определённой теме лишь условно. Поэтому материалы в разных темах планирования частично пересекается. Это необходимо, чтобы явно указать виды деятельности учащихся, наиболее актуальные для данной темы.

3. Содержание программы

Правила игры (8ч)

Понятие о правилах игры

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.  

Области (3ч)

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка (18ч)

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

Мешок (7ч)

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний (11ч)

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.  

Язык (13ч)

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы,  дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов (18ч)

Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.

Дерево (13ч)

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.

Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.  

Игры с полной информацией (10ч)

Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Математическое представление информации (8ч)

Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы для классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.

Решение практических задач (11ч)

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»)

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа текстом»).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).

Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).

Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).

Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).

Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).

*Решение практических задач. ИКТ-квалификация (15ч)

Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (бейджа) (проект «Моё имя»).

Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).  

Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).

Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).

Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).

Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).

Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).

Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая картина»).

Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования исполнителя в программе ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»).

Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового документа с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).

4. Предполагаемые результаты реализации программы 

Изучение информатики по программе «Страна Фантазия» в начальной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

В метапредметном направлении:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.

  1.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).

  1.  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  2. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

В наиболее полной мере эти результаты обучения  формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

 В предметном направлении:

(значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса):

  1. владение базовым понятийным аппаратом:
  • знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;
  • знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;
  • знакомство с одномерной и двумерной таблицей;
  • формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;
  • знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;
  • знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;
  • знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;
  • знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
  1. овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:
  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  • проведение полного перебора объектов;
  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описаниия объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;
  • использование имён для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;
  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
  • построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;
  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
  • построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

*ИКТ-квалификация

  • сканирование изображения;
  • запись аудио-визуальной информации об объекте;  
  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
  • заполнение учебной базы данных;
  • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

5. Формы контроля

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития мыслительной деятельности учащихся по методикам А.З.Зака (результаты фиксируются);
  2. Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

3.Итоговый контроль в формах

-диагностика;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные задания.

- самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: 

-степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

-поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

-результаты выполнения диагностических заданий;

-косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Текущие формы контроля:

Анкетирование, тестирование, редактирование текстов, создание презентаций POWER POINT, конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях - игра «Умники и умницы», игра по станциям «Веселая информатика», игра «Открытие видов информации», «Путешествие в страну Зазеркалье», «Юные информатики».

  1. Методические рекомендации

Требования к уровню освоения содержания дисциплины 
должны знать:

правила техники безопасности;

основные устройства ПК;
правила работы за компьютером;
виды информации и действия с ней;
назначение и возможности графического редактора PAINT;
возможности текстового редактора WORD;
назначение и работу программы Power Point;
понятия локальных и глобальных сетей;
основы Интернет;
работу электронной почты;
назначение и возможности при работе в интегрированной графической среде ПервоЛого.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе
1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Рекомендации по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по программе «Страна Фантазия»:
1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.
Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить затем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 1-4-х классов должна быть не более 15 минут.

• С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой, форме.

 
Примерный комплекс упражнений для глаз

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -б. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса главным образом зависят от выбора школой варианта изучения курса – компьютерного или бескомпьютерного. При бескомпьютерном варианте изучения курса достаточно выполнения следующих требований:

  • Каждый ученик должен быть обеспечен полным набором бумажных пособий по курсу: учебником, рабочей тетрадью, тетрадью проектов;
  • Каждый ученик должен быть обеспечен учебным местом (за партой), за которым ему удобно выполнять основные учебные действия: читать, писать, рисовать, вырезать, наклеивать.
  • Учебный класс должен быть укомплектован так, чтобы во время проектной деятельности учащимся было удобно перемещаться по классу, пересаживаться, собираться в группы и прочее.

Каждый учащийся на уроке должен иметь при себе стандартный набор письменных принадлежностей, а также набор фломастеров или карандашей 6 цветов, ножницы и клей.

При выборе компьютерного варианта изучения курса, кроме перечисленных выше должны выполняться следующие требования:

  • Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.
  • Учитель должен иметь на уроке компьютерное рабочее место.
  • На сервере школы должно быть выделено дисковое пространство для разворачивания внутришкольного сайта и хранения работ учащихся.
  • Каждое компьютерное рабочее место должно быть в обязательном порядке оборудовано компьютером под управлением ОС Windows 2000 или выше.
  • К каждому компьютеру обязательно должны быть присоединены большие удобные крепкие наушники.
  • В набор программного обеспечения каждого компьютера должны в обязательном порядке входить стандартный набор программ для работы: с текстами (например, Word), с растровой графикой (например, Paint), с презентациями (например, PowerPoint ).
  • Очень важно, чтобы на каждом ученическом компьютере был установлен шрифт Pragmatica (утвержденный СанПинами для использования в печатных изданиях для начальной школы).
  • Все компьютеры класса должны быть включены в локальную сеть  и иметь (локальный) доступ к серверу, на котором развернут сайт курса.
  • В учебном классе должен находиться цветной принтер и сканер, присоединенные к локальной сети.
  • Учебный класс должен быть оборудован мультимедийным проектором и экраном и возможностью проводить демонстрации напрямую с учительского компьютера на экран.

  1. Описание материально-технического обеспечения программы

Наименование объекта и средства материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

УМК Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов «Информатика. 1-4 классы»

( серия «Перспектива»):

Информатика. 1-4 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС, 2012 г.*
Рудченко Т.А., Семёнов А.Л.

Информатика. 1-4 класс. Тетрадь проектов. ФГОС, 2012 г.*
Рудченко Т.А., Семёнов А.Л.

Информатика. 1-4 класс. Рабочие программы. ФГОС, 2011 г.*
Рудченко Т.А., Семёнов А.Л.

Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968.

Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2

Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8

Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№6.

Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. – 2006. –5.

Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. – М.: Дрофа, 2001.

Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. – М.: АСТ-ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001.

Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№9.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: Сентябрь, 1996.

П

 

П

П

П

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Печатные пособия

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д

Технические средства обучения (оборудование кабинета)

Аудиторнкая доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Аудиопроигрыватель.

Мультимедийный пректор.

Магнитная доска

Интерактивная доска

Персональный компьютер

Принтер

Сканер

Д

Д

Д

Д

Д

Д

К

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по программе.

Аудиозаписи в соответствии с программой.

Презентации.

Цифровые образовательные программы:

- Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint), компьютерная среда ПервоЛого.

- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 год обучения – 1 СD;

- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 3-4 год обучения – 1 СD

- Методическое пособие для учителей 1-4 класс «Первые шаги в мире нформатики»,

-СD – ROM содержит пакет педагогических программных средств «Страна «Фантазия»

Интернет – ресурсы:

1. Учебно - методический портал-    http://www.uchmet.ru/library/add_school/entertainment/lessons_sum/ 

2.  Фестиваль педагогических идей “1 сентября”- http://festival.1september.ru/ 

3. “Педсовет”- http://pedsovet.su/load/207 

4. Методсовет- http://metodsovet.su/ 

5. Википедия – свободная энциклопедия. -  http://ru.wikipedia.org/wiki

6.Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola

7. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- http://school-collection.edu.ru

8. Портал БЕЗПЕКА все об информационной безопасности ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/)

9.  http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17

  1. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
  2. http://robotclubchel.blogspot.com/ 
  3. http://legomet.blogspot.com/ 
  4. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/

14. nachalka.seminfo.ru

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике программы  (лото, игры-путешествия).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, семья, транспорт и др.)

Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования.

Наборы цветной бумаги, картона (в том числе гофрированного); кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др. видов бумаги.

П

П

К

К

Программа  «Страна Фантазия» разработана на основе:

- закона Российской Федерации «Об образовании»;

-ФГОС начального общего образования второго  поколения 2009г. (приказ Минобрнауки  РФ  № 373 от 6 октября 2009 года);

-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска;

- программы формирования универсальных учебных действий МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска МО Ейский район;

- должностной инструкции классного руководителя;

- санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям образования.

          СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 заседания МО

 учителей начальных классов

от «25» августа 2015  года  

Руководитель МО______Васько М.Е.

     СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР  

_________     С.А.Кеня

«26» августа  2015  года

Календарно-тематическое планирование по классам

с определением основных видов деятельности обучающихся

Раздел

Условные обозначения

1

Правила игры

ПИ

2

Области

О

3

Цепочка

Ц

4

Мешок

М

5

Основы логики высказываний

ОЛВ

6

Язык

Я

7

Основы теории алгоритмов

ОТА

8

Дерево

Д

9

Игры с полной информацией

ИИ

10

Математическое представление информации

МПИ

11

Решение практических задач

РПЗ

12

Решение практических задач. ИКТ-квалификация

ИКТ

1 класс – бескомпьютерный

п/п

Название темы

Число часов

Характеристика деятельности учащихся

1

ПИ 1

Раскрась как хочешь

1

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствии ограничений и по правилу раскрашивания.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.

2

ПИ 2

Правило раскрашивания

1

3

ИКТ 1

Проект «Моё имя»

1

Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).

Работать в компьютерной адаптированной

среде: изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бейдж).

4

ПИ 3

Цвет

1

Работать по правилам игры. Раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом.

Выбирать произвольно цвета для раскра-шивания в рамках фиксированного набора.

5

О 1

Области

1

6

ПИ 4

Соединяем линией

1

Сравнивать фигурки по различным признакам. Работать по правилам игры. Выполнять действия «соедини», «обведи» в соответствии с правилами игры. Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах.

7

ПИ 5

Одинаковые (такая же) Разные

1

8

О 2

Обводим предметы по контуру

1

9

М 1

Бусины.

1

Осуществлять сравнение и классификацию по форме и цвету бусин. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраи-вать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин.

10

М 2

Одинаковые и разные бусины.

1

11

РПЗ 1

Проект «Разделяй и властвуй», 1 часть

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использо-вать групповое разделение труда, использо-вать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе хорошо различи-мых фигурок. Применять общие информа-циионные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи).

12

ПИ 6

Вырезаем и наклеиваем в окно.

1

Работать по правилам игры. Выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне» в соответствии с правила-ми игры. Сравнивать фигурки наложением. Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах.

13

ПИ 7

Сравниваем фигурки наложением.

1

14

ПИ 8

Рисуем в окне.

1

15

ОЛВ 1

Все, каждый.

1

Работать по правилам. Выполнять действие «пометь галочкой» в соответствии с прави-лами игры. Выделять все объекты (фигурки, бусины) удовлетворяющие условию обвод-кой или галочкой. Применять общие инфор-мационные методы для решения задачи  (проводить полный перебор объектов).

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «галочка» в компьютерных задачах.

16

ОЛВ 2

Помечаем галочкой.

1

17

ОЛВ 3

Контрольная работа 1

1

18

ИКТ 2

Проект «Фантастический зверь».

1

Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей). Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук.

19

Я 1

Русские буквы и цифры.

1

Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать  инструмент «текст» в компьютерных задачах.

20

Ц 1

Цепочка: бусины в цепочке.

1

Знакомиться с важнейшими информации-онными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: связанные с общим порядком элементов в цепочке, «следующий/ предыдущий», «раньше/позже».

Изготавливать телесную модель цепочки бусин – картонные бусины и нить (ось цепочки).

Нанизывать телесные цепочки бусин по описанию. Строить и достраивать числовую линейку.

Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными).

21

Ц 2

Цепочка: следующий и предыдущий.

1

22

Ц 3

Проект «Вырезаем бусины»

1

23

Ц 4

Раньше, позже.

1

24

Ц 5

Числовой ряд. Числовая линейка.

1

25

Ц6

Одинаковые и разные цепочки.

1

26

ИКТ 3

Проект «Записная книжка».

1

Представлять информацию в виде базы данных, обмениваться информацией при помощи компьютерного ресурса. Работать в компьютерной адаптированной среде: изготовление при помощи компьютерного ресурса базы данных об учениках класса, изготовление бумажной записной книжки.

27

М 3

Мешок. Пустой мешок. Есть, нет.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия: есть, нет, всего, в том числе пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице. Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах.

28

М 4

Одинаковые и разные мешки.

1

29

М 5

Таблица для мешка (одномерная).

1

30

М 6

Решение задач.

1

31

М 7

Контрольная работа 2.

1

32

ОТА 1

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

Обрабатывать и анализировать информацию. Искать графическую и текстовую информацию в рамках одной задачи. Сопоставлять описание объекта и его изображение.

33

ОТА 2

Решение проектных задач

1

Итого

33

2 класс – компьютерный

п/п

Название темы

Число

часов

Характеристика деятельности учащихся

1

ОЛВ

1-2

Истинные и ложные утверждения.

2

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений об элементах, цепочках, мешках. Выделять, достраивать, строить цепочку (мешок) соответствующую набору утверждений и их значений истинности.

2

О 1

Сколько всего областей.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм.

3

Я 1

Слово.

1

Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков. Выделять, строить и достраивать слово по описанию. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить рассуждения, включающие понятие «все разные» и имена объектов.

4

Я 2

Имена.

1

5

Я 3

Все разные.

1

4

РПЗ 1

Проект «Разделяй и властвуй», 2 часть

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе очень похожих фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.

5

ОЛВ 3

Отсчитываем бусины от конца цепочки.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: характеризующие порядок элементов с конца, «раньше/позже», в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Строить логически грамотные рассуждения, избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

6

ОЛВ 4

Если бусины нет. Если бусина не одна.

1

7

ОЛВ 5-6

Раньше, позже.

2

8

ОЛВ 7

Контрольная работа 1.

1

9

ОЛВ 8

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

10

ИКТ 1

Проект «Новогодняя открытка»

1

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов.

11

Я4

Алфавитная цепочка.

1

Осваивать знаково-символическую систему русского и иностранных языков – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания), знакомиться с буквами латинского алфавита, упорядочивать русские и латинские буквы по алфавиту. Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определенное слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма.

12

Я 5-6

Словарь.

2

13

Я 7

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

1

14

Я 8

Знаки препинания.

1

15

Я9-10

Латинский алфавит.

2

16

Я 11

Контрольная работа 2.

1

17 ОТА 1

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

18 ИКТ 2

Проект «Наши рецепты».

1

Составлять небольшой текст – рецепт кулинарного блюда. Вводить текст с клавиатуры, работать в стандартном текстовом редакторе – печатать и оформлять рецепт своего блюда по образцу.

19

ОТА 2-3

Мешок бусин цепочки.

2

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, мешков, таблиц. Строить мешок бусин цепочки. Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку ее бусин и описанию, содержащему понятия частичного порядка. Проводить классификацию объектов с использованием таблицы. Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.  Приобретать навыками адаптации в окружающем мире: строить календарь на текущий год, отмечать в этом календаре государственные, семейные праздники и памятные даты, упорядочивать даты в календарном порядке, использовать календарь для получения информации о месяцах и днях года.

20

ОТА 4-5

Цепочка (отсчет от любой бусины)

2

21

ОТА 6-7

Таблица для мешка (двумерная)

2

22

ОТА8

Календарь.

1

23

РПЗ 1

Проект «Мой календарь».

-

24

ОТА 9

Контрольная работа 3.

1

25 ОТА 10

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1

26

ИКТ 3

Проект «Мой лучший друг/ Мой любимец».

1

Строить текст в письменной форме – небольшой рассказ о своём друге или домашнем любимце.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать программу подготовки презентации – подготовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст, с использо-ванием макета слайда. Набирать текст с клавиатуры. Готовить сообщение и высту-пать с графическим сопровождением.

Итого

34

3 класс – компьютерный

п/п

Название темы

Число часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Ц 1

Длина цепочки.

1

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по описанию, включа-ющему понятие «длина цепочки». Строить знаково-символические модели объектов в виде  цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию.

2

Ц 2

Цепочка цепочек.

1

3

МПИ1

Таблица для мешка (по двум признакам)

1

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице. Сопоставлять несколько таблиц для данного мешка, в том числе для проверки правильности заполнения мешка.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать ре-чевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых в боль-шом наборе мешков: представлять информа-цию о составе мешков в виде сводной табли-цы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи).

4

 РПЗ

1

Проект «Одинаковые мешки»

1

5

Я 1

Словарный порядок. Дефис и апостроф.

1

Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами.

6

РПЗ

2

Проект «Лексикографический порядок».

1

7

Д 1

Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.

1

Знакомиться с важнейшими информацион-ными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия.

Работать в компьютерной адаптиро-ванной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах.

8-9

 Д

2-3

Уровень вершины дерева.

2

10-11

ОТА 1-2

Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.

2

Знакомиться с важнейшими алгорит-мическими понятиями (программа, команды, исполнитель). Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для решения компьютерных задач.

   12-13

Ц

3-4

Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

2

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой». Определять истинность утверждений  цепочек с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания.

14-15

Ц

5-6

Склеивание цепочек.

2

12

Ц 7

Контрольная работа 1.

1

13

Ц 8

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1

14 ИКТ1

Проект «Определение дерева по веточкам и почкам».

1

Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово.

15

Д 4

Путь дерева.

1

Знакомиться с важнейшими информацион-ными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие «пусть дерева». Работать по алгорит-му: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, в частности, представлять информацию о степени родства в виде дерева, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства.  

16

Д 5-6

Все пути дерева.

2

17

Д 7

Деревья потомков.

1

18

РПЗ

3-4

Проект «Сортировка слиянием»

2

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядоченье) – упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке. Проводить слияние упорядоченных массивов (работать по алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировки классификацию.

19

 ОТА

3-4

Робик. Конструкция повторения.

2

Знакомиться с важнейшими алгоритми-ческими понятиями (конструкция повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения. Строить программы для Робика, включающие конструкцию повторения.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик» для определения начального положения Робика по его программе, включающей конструкцию повторения.

20 МПИ 2-3

Склеивание мешков цепочек.

2

Знакомиться с важнейшими информацион-ными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.

21 МПИ 4

Таблица для склеивания мешков.

1

22

РПЗ 5

Проект «Турниры и соревнования», 1 часть.

1

23

МПИ5

Контрольная работа 2.

1

24 МПИ6

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

25

ИКТ 2-3

Проект «Живая картина».

2

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя.

Итого

34

4 класс – компьютерный

п/п

Название темы

Число часов

Характеристика деятельности учащихся

1

РПЗ 1

Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.

Круговой турнир. Крестики-нолики.

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание правил игры с полной информацией на при-мере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаковосимволи-ческие модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепоч-ку позиции партии игры с полной информа-цией, представлять процесс проведения тур-нира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.  

2

ИИ 1

Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.

1

3-4

ИИ

2-3

Игра камешки.

2

5

ИИ 4

Игра ползунок.

1

6

ИИ 5

Игра сим.

1

7-8

ИКТ

1-2

Проект «Мой доклад»

2

Работать в компьютерной среде: искать в Интернете и энциклопедиях (электронных и бумажных) информацию на заданную тему. Составлять текст в письменной форме. Набирать текст с клавиатуры. Работать в стандартном графическом редакторе, использовать его возможности для структурирования и оформления доклада.

9

ИИ 6

Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.

1

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности:  исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.  

10-11

 ИИ

7-8

Выигрышные стратегии в игре камешки.

2

12

 ИИ 9

Дерево игры.

1

13

ИИ 10

Исследуем позиции на дереве игры.

1

14-15

РПЗ

2-3

Проект «Стратегия победы»

2

16

РПЗ 4

Контрольная работа 1.

1

17

МПИ1

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

18-19

ИКТ

3-4

Проект «Наша сказка»

2

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее движение нескольких персонажей: рисовать фон для картины, программмировать сложное движение объекта с помощью команд исполнителя. Записывать звуковые файлы для озвучания реплик персонажей сказки.

20-21

Д 1-2

 

Дерево вычислений.

2

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева – строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки – строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.  

22-23

ОТА 1-2

Робик. Цепочка выполнения программы.

2

24-25

Д 3-4

Дерево выполнения программ.

2

26-27

Д 5-6

Дерево всех вариантов.

2

28

Ц 1

Лингвистические задачи.

1

Анализировать информацию о знаковом составе текста, относить текст к некоторому языку на основании его знакового состава.  Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов на другую по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения.

29-30

Ц 2-3

Шифрование.

2

31

Ц 4

Контрольная работа 2.

1

32

МПИ2

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

33

ИКТ 5

Проект «Дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть).

1

Наблюдать и фиксировать  величины – регистрировать различные параметры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбовые диаграммы для различных параметров погоды за месяц.  Работать в компьютерной адаптированной среде: оформлять резуль-таты наблюдений в виде итогового отчёта, в том числе в цифровой форме: составлять текст в письменной форме, печатать текст с клавиатуры, готовить презентацию по итогам проекта, выступать с устным сообщением по итогам своей деятельности, в том числе с графическим сопровождением.  

34

ИКТ 6

Проект «Дневник наблюдения за погодой» (компьютерная часть).

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"

Цель программы:всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 1 класс ОВЗ

Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 1 класс ОВЗ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 2-4 класс ОВЗ

Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 2-4 класс ОВЗ...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия»

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия» для начальной школы...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Мир фантазий".

Рабочая программа внеурочной деятельности. Методологическую основу курса составляют приёмы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ» (

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ»...