рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
рабочая программа на тему
Программа для учащихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._priroda_i_fantaziya_1-4_klassy._konovalova.doc | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
(В.А. Сухомлинский)
Природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много чудесного и необычного.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка, особенно младшего школьного возраста, с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Через общение детей с природой можно сформировать у них потребность в красоте, в самовыражении через творчество.
Работа с природным материалом способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовление поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Ребята учатся анализировать образец и планировать последовательность действий.
Название программы очень точно отражает суть содержания занятий: материал для поделок берется в природе (даже, если изделия изготавливаются из бумаги и теста), а также природа подсказывает темы занятий и сюжеты для изготовления изделий. Особенность этой программы заключается в том, что содержание разделов и тем включает многообразие видов используемого природного материала, что позволяет создавать максимально разнообразные изделия и предоставляет простор для детской фантазии и творчества.
Новизна программы. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом. Кроме того программа показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Актуальность программы. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Данная программа предусматривает работу с учащимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, дом кусочек живой природы.
Природа – замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов – это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи – не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу творчества. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения детей к занятию декоративно-прикладным творчеством.
Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.
Педагогическая целесообразность. Основная идея программы – развитие у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. В процессе творческой деятельности, изменяется сам человек, т.е. форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его творческому развитию, формированию гармонически развитой личности. А формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание умственного, физического и духовного развития.
В процессе работы обучающиеся знакомятся с правилами подбора цветовых сочетаний, фактурой и особенностями разнообразных природных материалов, учатся выполнять коллективные работы, поделки - сувениры.
В план работы включены темы «Изделия из теста» и «Бумажная пластика». Материал для этих поделок не является непосредственно взятым из природы, но детям объясняется, что мука для теста изготавливается из семян пшеницы, а цветная и газетная бумага, используемые при изготовлении аппликаций и папье-маше получается из отходов древесной промышленности.
Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию. Природные дары собираются вместе с детьми во время экскурсий и затем используются на занятиях. Обращается внимание на группы редких и охраняемых растений, ядовитых растений, изучаются правила сбора гербария для флористики. На экскурсиях большое внимание уделяется правилам поведения в природе. Акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило.
Труд по изготовлению поделок может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Региональный компонент дополнительной общеразвивающей программы «Природа и фантазия» заключается во внедрении в образовательную программу тематики родного края – создавать зарисовки, поделки, картины родного региона , отмечать его красоту и особенности; вводить в образовательный процесс знакомство с творчеством известных местных художников, мастеров изучение их творчества.
Цель: раскрытие и развитие творческого потенциала личности через воспитание интереса к живой природе.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с особенностями разных видов природного материала;
- научить технологии изготовления поделок с использованием
природных материалов;
- расширять представления детей об окружающем мире;
- пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный
интерес к миру растений;
- развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
- развивать и формировать трудовые навыки.
Воспитывающие:
- формировать и воспитывать личностные качества: аккуратность, терпение, усидчивость, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручку;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к русской культуре и традициям;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
- прививать навыки культуры здорового образа жизни.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения содержит некоторые повторяющиеся разделы, содержание которых позволяет обучающимся постепенно совершенствовать мастерство, улучшать качество изготовляемых изделий. Содержание тем занятий подобрано с учетом постоянно обновляющейся методической литературы по данному направлению.
Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные приемы обработки и сборки изделий, не испытывая особых трудностей. Такой метод обучения вселяет в обучающихся уверенность в своих силах, пробуждает интерес к занятиям.
Программа составлена на основе программы Сидельниковой Елены Викторовны (педагога дополнительного образования) и рассчитана на детей младшего школьного возраста. Для этого возраста характерны: познавательная активность, любознательность, эмоциональность, желание сделать своими руками что-нибудь красивое. Темы занятий позволяют использовать эту эмоциональную отзывчивость детей, любовь ко всему живому для создания интересных и оригинальных работ из природного материала, одновременно углубляя познания детей об окружающем мире, расширяя их кругозор.
В группу 1 года обучения принимаются все желающие без предварительного отбора и конкурса. Состав группы постоянный.
Общее количество часов в год – 1 год (33 часа), 2-4 годы (34 часа). Режим занятий: 1 час 1 раз в неделю.
Форма проведения занятий. Программа предусматривает разные формы организации занятий:
- мероприятий: конкурсов, викторин, путешествий;
- проведение экскурсий;
- организация тематических выставок;
- участие в социальных акциях.
Предполагается также использование сочетания коллективных, групповых,
индивидуальных форм организации занятий и различные методы обучения
внеурочной деятельности.
Основные принципы организации занятий: наглядность, доступность, системность, последовательность, преемственность, научность.
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые проходят 1 раз в полугодие и позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям:
- качество исполнения;
- соответствие работы возрасту ребенка;
- оригинальность идеи.
Участие в городских и краевых конкурсах и выставках позволяет активизировать творческий потенциал обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой
деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-
творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными
видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных
материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение
общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим,
принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою
собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы в творческом объединении являются
доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и
технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Учащиеся 1-го года обучения должны знать:
- названия и особенности используемых природных материалов;
- названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей, бумага, и др.) и инструментов.
Учащиеся 1-го года обучения должны уметь:
- правильно обращаться с изученными видами природного материала;
- пользоваться дополнительными инструментами (шило, ножницы, проволока и т.д.), соблюдая технику безопасности;
- изготавливать и оформлять поделки под руководством преподавателя;
- проявлять терпение, трудолюбие, доброжелательность и аккуратность.
Учащиеся 2-го года обучения должны знать:
- знать названия и особенности изученных природных материалов;
- названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей, бумага, и др.) и инструментов.
Учащиеся 2-го года обучения должны уметь:
- изготавливать и оформлять поделки под руководством преподавателя;
- правильно обращаться с изученными видами природного материала;
- пользоваться дополнительными инструментами (шило, ножницы, проволока и т.д.), соблюдая технику безопасности;
- планировать свою деятельность, соблюдая последовательность операций;
- показать в работе качество изготовления;
- самостоятельно работать по замыслу.
Учащиеся 3 года обучения должны знать:
- знать названия и особенности различных природных материалов;
- названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей,
бумага, и др.) и инструментов.
- знать технологию подготовки материалов для работы.
Учащиеся 3-го года обучения должны уметь:
- правильно обращаться с используемым природным материалом;
- пользоваться дополнительными инструментами, соблюдая технику
безопасности;
- изготавливать и оформлять поделки из природного материала;
- проявлять чувство товарищества, взаимопомощи при выполнении
коллективных работ;
- планировать свою деятельность и соблюдать последовательность операций;
- показать высокое качество исполнения.
Учащиеся 4-го года обучения должны знать:
- знать названия и особенности различных природных материалов;
- названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей,
бумага, и др.) и инструментов.
- знать технологию подготовки материалов для работы.
Учащиеся 4-го года обучения должны уметь:
- правильно обращаться с используемым природным материалом;
- пользоваться дополнительными инструментами, соблюдая технику
безопасности;
- качественно изготавливать и оформлять поделки из природного материала;
- проявлять чувство товарищества, взаимопомощи в коллективных работах;
- планировать свою деятельность и соблюдать последовательность операций;
- проявлять фантазию и самостоятельность при выполнении работы.
Отслеживание результатов обучения ведётся с помощью критериев оценки уровня знаний, умений и навыков (см. Приложение).
По результатам оценки качества знаний умений и навыков каждый обучающийся набирает определенное количество баллов, что позволяет педагогу определить его уровень овладения материалом. Процедура оценивания - собеседование, тестирование (по критериям), выставки.
После окончания курса обучения по программе «Природа и фантазия», у ребят формируется определенная база знаний, умений и навыков, позволяющая им продолжить дальнейшее обучение в любом кружке по развитию творческого потенциала (по интересам).
Итоги реализации программы могут быть представлены:
через презентации проектов;
через выставки детских работ;
через оформление зала для праздников;
через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | Количество часов по классам | Характеристика деятельности обучающихся | ||||||||||
1 кл | 2кл | 3кл | 4кл | |||||||||||
ауд. | внеауд | ауд | внеауд | ауд | внеауд | ауд. | внеауд | |||||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 4 | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | Знакомиться с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, во время экскурсий. | |||
2 | Поделки из плодов и семян растений | 36 | 7 | 2 | 7 | 2 | 7 | 2 | 7 | 2 | Экскурсия в природу. Сбор необходимого природного материала. Сушка и сортировка собранного материала. Правила поведения в природе. Охрана природы. Изготовление аппликаций из семян растений на картоне с использованием пластилина, клея ПВА, изготовление коллективных панно. Оформление рамочки. | |||
3 | Флористика | 20 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | Заготовка природного материала – листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Обработка собранного материала. Сушка и сортировка природного материала. Подбор листьев, цветов, лепестков растений для оформления композиций. Изготовление декоративных аппликаций из засушенных растений, коллективного панно «Подводный мир». Составление миниатюр из отдельных частей растений. Аппликации из целых форм растений. Правила составления композиций. Использование семян, косточек, апельсиновой кожуры и других природных материалов для декорирования композиций. Изготовление поздравительных открыток, сувениров-миниатюр. | |||
4 | Тестопластика | 18 | 4 | - | 4 | - | 4 | - | 6 | - | Знакомство с разнообразием поделок из соленого теста и технологией его приготовления. Особенности работы, последовательность изготовления поделок. Технология изготовления отдельных элементов. Поэтапное выполнение работы. Сушка, декорирование, лакировка. Изготовление цветов и животных из соленого теста. Особенности работы, закрепления деталей. Окраска. Оформление работ. | |||
5 | Поделки из шишек | 4 | 2 | - | - | - | 2 | - | - | - | Знакомство с особенностями материала. Разновидности шишек. Поделки «Ежики», «Филин», «Старичок - лесовичок». Аппликации из чешуи шишек на картоне: «Волшебный цветок», «Медвежонок»». Особенности работы, оформление изделия. Изготовление топинария. Работа с еловыми и сосновыми шишками. Использование пластилина, клея «Дракон», клеевого пистолета и подручных средств. | |||
6 | Поделки из скорлупы орехов | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | Знакомство с особенностями материала. Поделки «Черепаха», «Божья коровка», «Птенцы». Использование гуаши для окраски скорлупы. Композиции: «Лебедь на озере», «Веселая гусеница». Использование пластилина, красок, цветной бумаги, цветного картона. | |||
7 | Поделки из перьев | 2 | 2 | - | - | - | - | - | - | - | Знакомство с особенностями материала. Строение пуха, перьев. Игрушка «Снежинка». Цветы из перьев. Изготовление и оформление букета. Поделка «Райские птицы» (с использованием пластилина). Аппликации из перьев «Бабочка» (на картоне). | |||
8 | Поделки из ракушек | 10 | 4 | - | 4 | - | 2 | - | - | - | Сортировка ракушек. Подбор природного материала для работы по темам «Черепаха», «Лягушонок», «Зайка». Оформление, работ из ракушек. Оформление рамок для поделок. | |||
9 | Мозаика из яичной скорлупы | 15 | 2 | - | 3 | - | 4 | - | 6 | - | Знакомство с особенностями материала. Понятие «мозаика». Особенности размещения, прикрепления, окраски. Изготовление простейших аппликаций на бумаге, картоне. Аппликация как вид изобразительной техники. Мозаичная работа. Последовательность выполнения аппликации. Выбор сюжета, узора. Составление эскиза к аппликации. Аппликация. Украшение вазочек, покрытых пластилином, мозаикой из яичной скорлупы. Оформление изделий. | |||
10 | Аппликация из песка | 4 | - | - | 2 | - | 2 | - | - | - | Знакомство с особенностями материала. Подготовка к работе. Технология окраски песка красителями. Изготовление аппликаций: «Тигрёнок», «Котёнок» Изготовление композиции «Пейзаж». Оформление изделий. Самостоятельная работа по замыслу. | |||
11 | Обереги | 7 | - | - | 4 | - | - | - | 3 | - | Знакомство с народной культурой и традициями русского народа, поверьями, приметами. Символика оберегов. Изготовление оберега-подковы, «Оберег-веничек», «Домовенок». Изготовление деталей для декорирования из соленого теста. Сушка, окрашивание деталей, лакировка. Изготовление цветков для украшения из семян растений или ткани. Декорирование веночка тесьмой, лентами, семенами. Оформление изделий. | |||
12 | Бумажная пластика | 9 | - | - | - | - | 5 | - | 4 | - | Торцевание. Квиллинг. Знакомство с особенностями работы. Подготовка материала к работе. Отработка приёмов скручивания. Изготовление открыток, панно, пасхальных композиций. Упрощенная форма выполнения пасхальных яиц. Изготовление пасхальных яиц усложненного типа. Разнообразие цветовой гаммы. Сборка и оформление изделий. | |||
13 | Итоговое занятие | 4 | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | Выставка изготовленных изделий, подведение итогов работы за год. Анализ работы. | |||
Итого | 135 | 29 | 4 | 30 | 4 | 31 | 3 | 31 | 3 | |||||
33 | 34 | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА и ФАНТАЗИЯ»
- год обучения
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под
руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
1. Вводное занятие. 1 ч.
Знакомство с планом работы кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Знакомство с природным и дополнительным материалом для работы, инструментами. Демонстрация образцов, иллюстраций. Экскурсия в природу.
2. Поделки из плодов растений. 9 ч.
Сбор необходимых природных материалов. Экскурсия в природу. Охрана природы. Правила поведения в природе.
Поделка из семян ясеня «Ромашка». Работа с использованием пластилина. Изготовление и оформление букета.
Поделка «Стрекоза». Работа с пластилином и семенами.
Аппликация «Орнамент» (из семян арбуза и дыни).
Аппликация «Матрешка» из семян растений (на картоне).
Аппликация «Декоративная ваза» из семян растений (на картоне).
Аппликация «Бабочка». Использование семян арбуза, дыни, ясеня.
Аппликация «Домик». Использование семян арбуза, дыни, ясеня.
Аппликация «Дерево с плодами» (из семян ясеня, калины).
Аппликация «Сова». Использование семян вяза, арбуза, ясеня.
Аппликация «Кораблик мечты». Работа с семенами вяза, арбуза, ясеня.
Аппликация «Золотая рыбка». Оформление панно.
Изготовление вазочек с использованием природных материалов (различных семян, круп) и пластилина.
Самостоятельная работа по замыслу.
- Флористика. 6 ч.
Рассказ о флористике. Природа края. Гербарий. Правила сбора и оформления. Экскурсия в природу. Подготовка листьев и растений к работе (правила сушки, проглаживания).
Аппликации: «Бабочка», «Цветок», «Овощи и фрукты», «Грибы на полянке», «Петушок», «Львенок», «Чайный сервиз», «Веселый снеговик, «Лодка под парусом», «Осенний ковер».
Коллективное панно «Подводный мир». Поэтапное выполнение работы. Оформление рамочки.
Самостоятельная работа по замыслу.
- Тестопластика. 4 ч.
Знакомство с разнообразием поделок из соленого теста и технологией его приготовления. Особенности работы, последовательность изготовления поделок. Технология изготовления отдельных элементов. Поэтапное выполнение работы. Сушка, декорирование, лакировка. Особенности работы, закрепления деталей. Окраска стеблей. Оформление букета.
Поделки «Мышка», «Ёжик», «Котенок», «Подсолнух». Окраска и декорирование изделий. Оформление панно.
- Поделки из шишек. 2 ч.
Знакомство с особенностями материала. Разновидности шишек.
Поделки «Ежики», «Филин», «Старичок - лесовичок». Работа с еловыми и сосновыми шишками. Использование пластилина и подручных средств.
Аппликации из чешуи шишек на картоне: «Волшебный цветок», «Медвежонок»». Особенности работы, оформление изделия.
- Поделки из скорлупы орехов. 2 ч.
Знакомство с особенностями материала. Поделки «Черепаха», «Божья коровка», «Птенцы». Использование гуаши для окраски скорлупы.
Композиции: «Лебедь на озере», «Веселая гусеница». Использование пластилина, красок, цветной бумаги, цветного картона.
- Поделки из перьев. 2 ч.
Знакомство с особенностями материала. Строение пуха, перьев.
Игрушка «Снежинка».
Цветы из перьев. Изготовление и оформление букета.
Поделка «Райские птицы» (с использованием пластилина).
Аппликации из перьев «Бабочка» (на картоне).
- Поделки из ракушек (дары моря). 4 ч.
Знакомство с особенностями материала. Разнообразие формы, цвета, размера. Особенности работы с данным природным материалом.
Поделки «Бабочка», «Сказочные птицы».
Изготовление панно « Морское дно». Коллективная работа.
9. Мозаика из яичной скорлупы. 2 ч.
Знакомство с особенностями материала. Понятие «мозаика».
Особенности размещения, прикрепления, окраски. Изготовление простейших аппликаций на бумаге, картоне
Изготовление аппликаций: «Декоративная тарелочка», «Мой веселый, звонкий мяч», «Яблоко», «Тюльпан», «Кораблик».
Изготовление панно «Грибная поляна». Оформление работы.
Украшение вазочек, покрытых пластилином, мозаикой из яичной скорлупы.
Самостоятельная работа по замыслу.
- Итоговое занятие. 1 ч.
Подведение итогов работы за год, выставка изделий, анализ работ.
- год обучения
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение
распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края – сувениры из меха.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
1. Вводное занятие. 1 ч.
Знакомство с планом работы на год. Соблюдение правил по технике безопасности. Демонстрация образцов, иллюстраций. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила поведения в природе.
2. Поделки из плодов и семян растений. 9 ч.
Экскурсии в природу. Сбор необходимых природных материалов. Охрана природы. Правила поведения в природе.
Аппликации: «Цветы», «Стрекоза», «Узор в квадрате», «Цыплята», «Ёжики».
Изготовление подвесной композиции «Воробышки». Изготовление отдельной аппликации птички. Сборка и оформление подвесной композиции.
Изготовление панно «Жар- птица». Использование для работы семян ясеня, айланта, вяза.
3. Флористика. 6 ч.
Экскурсии в природу. Сбор материалов. Составление гербария, правила засушивания растений. Оформление и декорирование композиций.
Аппликации «Узор в круге», «Цветы в корзине», «Космос», «Декоративная тарелочка».
Декоративные аппликации из засушенных растений на тему русских народных сказок: «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка».
- Тестопластика. 4 ч.
Знакомство с разнообразием поделок из соленого теста и технологией его приготовления. Особенности работы, последовательность изготовления поделок. Технология изготовления отдельных элементов. Поэтапное выполнение работы. Сушка, декорирование, лакировка. Особенности работы, закрепления деталей.
Изготовление панно «Цветы». Поэтапное выполнение работы. Окраска деталей. Сборка элементов панно. Подготовка фона. Оформление рамочки панно. Декорирование и оформление панно.
- Обереги 4 ч.
Знакомство с народной культурой и традициями русского народа, поверьями, приметами. Символика оберегов.
Поделки: «Оберег-веничек», «Домовенок». Техника аппликации из семян ясеня. Изготовление декоративных деталей для веничка-оберега из соленого теста. Оформление и декорирование деталей. Сборка изделия.
Поделка «Домовенок». Техника аппликации из семян ясеня. Изготовление декоративных деталей из соленого теста. Оформление и декорирование деталей. Сборка изделия.
Изготовление оберега-подковы из соленого теста. Поэтапное выполнение работы. Оформление изделия
- Мозаика из яичной скорлупы. 3ч.
Аппликация как вид изобразительной техники. Мозаичная работа.
Последовательность выполнения аппликации. Выбор сюжета, узора. Составление эскиза к аппликации.
Аппликация «Колобок», «Цветущая ветка», «Зайка», «Веселый снеговик». Оформление изделий.
- Поделки из ракушек . 4 ч.
Знакомство с особенностями материала. Разнообразие формы, цвета, размера. Особенности работы с данным природным материалом.
Изготовление цветов из ракушек.
Изготовление панно « Цветочный букет». Коллективная работа.
- Аппликации из песка. 2 ч.
Знакомство с особенностями материала. Подготовка к работе. Технология окраски песка красителями.
Изготовление аппликаций: «Тигрёнок», «Котёнок». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
9. Итоговое занятие.
Выставка, подведение итогов работы за год. Анализ работы.
3 год обучения
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении
используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
1. Вводное занятие. 1 ч.
Знакомство с планом работы на год. Соблюдение правил по технике безопасности. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила поведения в природе. Охрана природы.
- Поделки из плодов и семян растений. 9 ч.
Экскурсия в природу. Сбор необходимого природного материала. Правила поведения в природе. Охрана природы.
Аппликация «Лес», «Колобок», «Ваза с цветами».
Изготовление аппликации «Щенок». Работа с семенами ясеня.
Изготовление панно «Чудо-дерево» (из семян айланта, арбуза, калины). Поэтапное выполнение работы. Оформление рамочки.
3. Флористика. 4 ч.
Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила составления гербария и засушивания листьев и цветов растений.
Фон, оборудование, окантовка. Составление миниатюр из отдельных частей растений. Аппликации из целых форм растений. Правила составления композиций. Использование семян, косточек, апельсиновой кожуры и других природных материалов для декорирования композиций.
Изготовление поздравительных открыток, сувениров-миниатюр.
Изготовление композиции «Декоративные цветы». Поэтапное выполнение работы. Сборка и оформление панно.
Изготовление коллективного панно «Бабочка» из семян айланта. Поэтапное выполнение работы. Сборка и оформление панно.
4. Тестопластика. 4 ч.
Технология приготовления соленого теста. Организация труда.
Объемные игрушки «Гномики», «Снеговик», «Дед Мороз». Последовательность выполнения круглой игрушки. Изготовление деталей. Сушка. Раскраска изделия. Лакировка. Оформление работы.
Поделки «Новогодняя открытка», «Натюрморт», «Золотая рыбка». Последовательность изготовления плоских фигур. Изготовление деталей, сушка, окраска, лакировка. Оформление изделия.
- Поделки из шишек. 2 ч.
Изготовление топинария. Работа с еловыми и сосновыми шишками. Использование клея «Дракон», клеевого пистолета.
Особенности работы, оформление изделия.
6. Мозаика из яичной скорлупы. 4 ч.
Знакомство с особенностями материала. Приготовление окрашенной скорлупы.
Аппликации «Бабочка на цветке», «Божья коровка», «Перо жар-птицы». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
Коллективная работа. Панно «Храм». Поэтапное выполнение работы. Оформление и декорирование панно.
7. Аппликации из песка. 2 ч.
Знакомство с особенностями материала. Подготовка к работе. Технология окраски песка красителями.
Изготовление композиции «Пейзаж». Поэтапное выполнение работы. Оформление изделий.
Самостоятельная работа по замыслу.
8 . Бумажная пластика 5 ч.
Торцевание. Знакомство с особенностями работы. Подготовка материала к работе. Отработка приёмов скручивания.
Открытка «Цветок». Панно «Весна». Подготовка фона. Оформление работы.
9. Итоговое занятие. 1 ч.
Выставка изготовленных изделий, подведение итогов работы за год. Анализ работы.
4 год обучения
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание. Четвероклассники составляют план работы самостоятельно. Учатся работать коллективно. При организации коллективной работы необходимо вовлекать в процесс все стороны. Это позволяет лучше учитывать индивидуальные особенности детей, способствует
развитию творческого мышления, помогает наиболее эффективно и качественно осуществлять работу. Коллективная работа - это такая форма организации учебно-образовательного процесса, которая позволяет целесообразно распределить обязанности и взаимоконтроль, это общение и коммуникабельность, это сотрудничество, которое обеспечивает активность учебного процесса и высокий уровень усвоения материала. Коллективная деятельность даёт мощный толчок, стимулирующий дальнейшее развитие детей во взаимном обогащении знаниями в своей группе. Коллективная деятельность даёт возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может и умеет делать в сотрудничестве.
- Вводное занятие. 1 ч.
Знакомство с планом работы на год. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила поведения в природе.
- Поделки из плодов и семян растений. 9 ч.
Изготовление открытки-аппликации «Мой любимый цветок» (из семян тыквы, арбуза, кукурузы, пшена). Оформление и декорирование открытки, изготовление рамочки.
Аппликация «Волшебное дерево». Оформление и декорирование открытки, изготовление рамочки. Оформление и декорирование изделия.
Панно «Чудесный букет». Использование семян кукурузы, проса, подсолнечника, дыни, арбуза, крылаток ясеня и клёна. Оформление и декорирование панно, изготовление рамочки.
- Флористика. 4 ч.
Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила составления гербария и засушивания листьев и цветов растений. Правила составления композиций из засушенных листьев и цветов.
Открытка «Цветы в вазе». Оформление и декорирование изделия.
Аппликация «Золотая осень». Оформление и декорирование панно. Изготовление рамочки.
4. Тестопластика. 6 ч.
Из истории соленого теста. Особенности работы с соленым тестом. Варианты составления смесей.
Декоративные картины-рамочки. Поэтапное изготовление деталей. Сушка, окраска, лакировка.
Панно «Розы», «Кошки», «Петушок», «Виноград». Поэтапное изготовление деталей, сушка, окраска, лакировка. Оформление изделий.
Панно «Натюрморт с фруктами». Изготовление отдельных деталей фруктов: банан, апельсин, лимон, яблоко, груша, виноград. Поэтапное выполнение работы, оформление изделия.
5. Мозаика из яичной скорлупы. 6 ч.
Знакомство с особенностями материала. Работа с неокрашенной скорлупой. Изготовление поделки «Пасхальное яйцо». Особенности работы. Оформление коллективной работы. Композиция «Светлый праздник».
Окрашивание скорлупы. Изготовление поделки «Пасхальное яйцо» из окрашенной (разноцветной) скорлупы.
Изготовление панно «Первоцветы». Поэтапное выполнение работы. Сборка и оформление панно.
6. Обереги. 3 ч.
Знакомство с историей русской народной культуры, поверьями, приметами. Символика оберегов.
«Веночек-оберег». Изготовление деталей для декорирования из соленого теста. Сушка, окрашивание деталей, лакировка. Изготовление цветков для украшения веночка из семян растений или ткани. Декорирование веночка тесьмой, лентами, семенами. Оформление изделия.
7. Бумажная пластика. 4 ч.
Квиллинг. Знакомство с особенностями работы. Подготовка материала к работе. Отработка приёмов скручивания.
Открытка «Цветы». Изготовление деталей, подготовка фона. Оформление работы.
Пасхальные композиции. Открытка «Пасхальный заяц». Изготовление деталей. Упрощенная форма выполнения пасхальных яиц. Сборка изделия. Изготовление пасхальных яиц усложненного типа. Разнообразие цветовой гаммы. Оформление открыток.
8. Итоговое занятие. 1 ч.
Выставка изготовленных изделий, подведение итогов, анализ работы за год.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Год обучения | Запланированные в программе предметные результаты | Формы контроля |
1 класс |
| выставки |
2 класс |
| выставки |
3 класс |
| выставки |
4 класс |
| выставки |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Кол - во | |
1 | Библиотечный фонд Литература для педагога:
2007 г.
«ЭКСМО»,2006 г.
РИПОЛ Классик, 2009 г.
Саратов, 2009 г.
Ростов-на-Дону, 2007 г. 20. Т.Я.Кедрина, П.И.Гелазония «Большая книга игр и развлечений», «Педагогика», Москва, 1992 г. Литература для обучающихся и их родителей:
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 | Технические средства обучения
| 1 1 1 |
3 | Экранно – звуковые пособия
| 1 3 8 |
5 | Оборудование класса
| 20 20 20 20 20 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала);
- репродуктивный (воспроизведение);
- проблемный (ставится задача и вместе с детьми ищутся пути её решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества (групповая работа).
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок.
1 год обучения
Раздел | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Теоретическое занятие | групповой | образцы | - |
Поделки из плодов и семян растений | Экскурсия, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Образцы, природный материал, методическая литература, иллюстрации | Выставка |
Флористика | Экскурсия, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Образцы, гербарий, методическая литература, иллюстрации | Выставка |
Изделия из солёного теста | Практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Образцы, методическая литература | Выставка |
Поделки из шишек | Практическое занятие | Индивидуальный, групповой | Природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Поделки из скорлупы орехов. | Практическое занятие | Индивидуальный, групповой | Образцы изделий, иллюстрации природный материал | Выставка |
Поделки из перьев | Практическое занятие | Индивидуальный групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Поделки из ракушек | Практическое | Индивидуальный, групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Поделки из яичной скорлупы | Практическое занятие | Индивидуальный групповой | Литература, образцы, природный материал | Выставка |
Итоговое занятие | выставка | групповой | Образцы изделий | Выставка |
2 год обучения
Раздел | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Теоретическое занятие | Групповой | образцы | - |
Поделки из плодов и семян растений | Экскурсия, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Живая природа, природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Флористика | Экскурсия, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Живая природа, природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Мозаика из яичной скорлупы | Теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Тестопластика | Теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Поделки из ракушек | Практическое | Индивидуальный, групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Обереги | Теоретическое занятие, практическое занятие | Индивидуальный | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Аппликации из песка | Теоретическое занятие, практическое занятие | Индивидуальный, групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Итоговое занятие | Выставка | Групповой | Образцы изделий | Выставка |
3 год обучения
Раздел | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Теоретическое занятие | групповой | образцы | - |
Поделки из семян растений | Экскурсия, теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Живая природа, природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка работ |
Флористика | Экскурсия, теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Живая природа, природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка работ |
Поделки из шишек | Практическое занятие | Индивидуальный, групповой | Природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Аппликации из песка | Теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа | Индивидуальный, групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка работ |
Тестопластика | Теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка работ |
Поделки из ракушек | практическое занятие | Индивидуальный, групповой | Природный и дополнительный материал, образцы, иллюстрации | Выставка работ |
Мозаика из яичной скорлупы | Теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка работ |
Бумажная пластика | Теоретическое занятие, практическое занятие | Индивидуальный групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Итоговое занятие | Выставка | Групповой | Образцы изделий | Выставка работ |
4 год обучения
Раздел | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Теоретическое занятие | Групповой | образцы | - |
Поделки из плодов и семян растений | Экскурсия, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Живая природа, природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Флористика | Экскурсии, теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | Живая природа природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Мозаика из яичной скорлупы | Теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Обереги | Теоретическое занятие, практическое занятие | Индивидуальный | природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Тестопластика | Теоретическое занятие, практическое занятие | Групповой, индивидуальный | природный материал, образцы, иллюстрации | Выставка |
Бумажная пластика | Теоретическое занятие, практическое занятие | Индивидуальный групповой | Образцы, иллюстрации, природный материал | Выставка |
Итоговое занятие | Выставка | Групповой | Образцы изделий | Выставка |
Приложение
Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков объединения «Природа и фантазия».
- Качество выполнения работы.
- соблюдает последовательность и аккуратность при изготовлении изделия;
- выполняет работу быстро и четко, в соответствии с указанием педагога;
- помогает отстающим правильно сделать необходимую работу;
- оценка качества выполненной работы в целом.
- Знание особенностей разных видов природного материала.
- знает названия разных видов изученных природных материалов;
- знает особенности разных видов изученных природных материалов;
- умеет объяснять правила работы с разными видами природного материала.
- Творчество, фантазия.
- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;
- проявляет выдумку и фантазию при изготовлении поделок;
- проявляет самостоятельность при изготовлении изделий, вносит изменения, улучающие их внешний вид.
- Знание техники безопасности и правил поведения в природе.
- знает и соблюдает технику безопасности при работе с острыми и режущими инструментами;
- правильно выбирает нужные инструменты, пользуется ими четко и правильно;
- знает правила поведения в природе, на экскурсиях.
- Организация рабочего места.
- поддерживает чистоту и порядок на рабочем месте во время занятий;
- наводит порядок на рабочем месте по окончании работы.
Оценка критериев (максимум 45 баллов):
0 баллов – критерий не выполняется;
1 балл – критерий выполняется слабо;
2 балла - критерий выполняется хорошо;
3 балла - критерий выполняется отлично.
Низкий уровень знаний, умений и навыков: 0 – 15 баллов.
Средний уровень знаний, умений и навыков: 16 – 30 баллов.
Высокий уровень знаний, умений и навыков: 31 – 45 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"
Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
Цель программы:всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 1 класс ОВЗ
Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 1 класс ОВЗ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 2-4 класс ОВЗ
Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 2-4 класс ОВЗ...
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия»
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия» для начальной школы...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Мир фантазий".
Рабочая программа внеурочной деятельности. Методологическую основу курса составляют приёмы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ» (
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ»...