Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазии из бумаги» .
рабочая программа по технологии по теме
Программа внеурочной деятельности "Фантазии из бумаги" художественно-эстетического направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа и учебно-тематический план занятий внеурочной деятельности "Фантазии из бумаги". | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Екатериновка
муниципального района Красноярский Самарской области
Программа художественно-эстетического направления
«Фантазии из бумаги»
Составитель программы:
учитель: Погодина Н.П.
2015-2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Фантазии из бумаги» разработана для занятий с учащимися 2-3 классов во второй половине дня во внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и соответствует примерным требованиям к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 года №06-1844).
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Программа "Фантазии из бумаги" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно- ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим
Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники работы с бумагой (аппликация, оригами, квиллинга и др.), как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
• формировать эстетические знания, художественно-пластические умения и навыки работы с бумагой;
• совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при
обработке бумаги и других материалов;
• осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
• ормировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
• развивать аналитическое мышление и самоанализ;
• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
Воспитательные:
• формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- воспитывать эстетический вкус;
• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
• создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Принципы,лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа рассчитана для детей 8- 9 лет. Продолжительность обучения 1 год – ( 68часов).Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество учащихся в группе — 12 человек.
Ожидаемые результаты реализации программы:
В конце обучения дети должны:
- знать правила техники безопасности при работе с инструментами;
- овладеть практическими навыками и приёмами обработки бумаги;
- знать способы соединения деталей поделок из бумаги и картона.
- уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ; работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности.
- уметь четко работать с ножницами, линейкой, циркулем;
- уметь самостоятельно выполнять простые изделия в техниках аппликации, оригами, бумагопластики.
- эстетично оформлять творческую работу;
- уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.
Содержание программы.
Вводное занятие (1час)
Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. Как родилась бумага.Виды бумаги.Волшебные свойства бумаги.
Аппликация ( 34 часа)
Искусство аппликации. История возникновения. Материалы и инструменты. Виды аппликаций из бумаги (предметная, сюжетная, декоративная, геометрическая, негеометрическая, мозаика, плоскостная, полуобъемная, объемная и т.д.).Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Художественное оформление изделий.
Самостоятельные творческие работы в технике аппликация.
Предметная и сюжетно- тематическая аппликация. Изделия: «Весёлый ёжик», «Динозаврик», «Морские коньки», «Красивая птичка», «Мухоморы», «Слонёнок», «Фея цветов».
Геометрическая аппликация.
Изделие: «Машины», «Цветы». Геометрическая мозаика: «Самолёт» , «Ракета».
Аппликация из гофрированного картона. Изделия: «Ёжик на поляне», «Зима», «Божья коровка», «Грибной город».
Симметричная аппликация. Изделия: «Снежинки», «Бабочки», «Золотая осень в парке»(коллективная работа)
Аппликация из рваной бумаги. Изделия: «Осень в саду».
Декоративная аппликация. Изделия: «Хоровод», «Зайцы на поляне».
Силуэтная аппликация. Изделия: «Парусники», «Птицы», «Растительный орнамент».
Объёмная и полуобъёмная аппликация. Изделия: «Сирень», «Ромашки», «Лилии», «Домик Дракоши», панно «Красота цветов» (коллективная работа).
Аппликация из «ладошек». Изделия: «Новогодняя ёлка», «Мой сад».
Оригами (12 ч).
Оригами – это древнейшее японское искусство складывания из бумаги. История возникновения технологии оригами. Материалы и инструменты.Сорта бумаги.Организация рабочего места. Техника оригами. Условные знаки, обозначения и схемы.
Аппликация в технике оригами.Художественное оформление изделий. Самостоятельные творческие работы в технике оригами.
Изготовление плоских фигурок в технике оригами (птицы: журавлик, голубь,лебедь; животные: рыбка, лис, кот; домики, грибок, цветы). Панно: «Букет цветов», «Деревня», «Аквариум» (коллективная работа).
Изготовление объёмных фигурок в технике оригами (корабль, лодка, самолёт, пингвин, тюльпан). Панно «В Антарктиде»(коллективная работа).
Квиллинг (6 ч).
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.Материалы и инструменты. Приемы работы.Вырезание полосок для квиллинга.Базовый ролл из бумажной полосы. Свободный ролл со смещенным центром. Базовые элементы (капля, листик, изогнутый глаз, треугольник).Конструирование из основных форм квиллинга. Склеивание деталей.
Изделия: «Цветы», «Барашек Шон», «Жарптица».
Бумагопластика (14 ч).
Конструирование объёмных игрушек, моделей, макетов из бумаги и картона.
Бумагопластика или объёмное конструирование. Сгибание и складывание бумаги. Правила резания ножницами (по прямой, кривой и вырезывание отверстий), фальцевание линий сгиба. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Художественное оформление изделий из бумаги и картона с применением красок (акварель, гуашь), карандашей и фломастеров. Цветовые сочетания.
Изготовление игрушек и сувениров: (елочные украшения:шары, фонарики, гирлянды).
Игрушки на основе треугольной призмы (сова, петушок, попугайчик осьминожка).
Игрушки на основе цилиндра (весёлые человечки, моряки).Макет «Цветочный город» (коллективная работа».
Объёмные изделия из упаковочных коробок (карандашницы). Макет «Домик в деревне» (коллективная работа).
Самостоятельные творческие работы из бумаги и картона.
Итоговое занятие. Выставка работ (1час).
Используемая литература.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.
- Вогль Р., Зандер Х. Оригами и поделки из бумаги. Пер. А Озерова. – М.: Эксмо – Пресс,2001. – 144с.
- Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
- Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
- Зайцева А.А. Квиллинг: Самый полный и понятный самоучитель. - М.: Эксмо,2013. – 96с.
- Ращупкина С. Красивые фигурки животных из бумаги. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – 192с.
- Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
- Юртакова А.Э. Игрушки из бумаги. – М.: Эксмо, 2012. – 64с.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Дата | |||||
1 | 1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты.
| Инструменты, материалы. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. Как родилась бумага.Виды бумаги.Волшебные свойства бумаги. | |||||
Аппликация (34 часа) | ||||||||
Предметная и сюжетнотематическая аппликация. | Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской. Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). | |||||||
2 | 1 | «Весёлый ёжик» | ||||||
3 | 2 | «Динозаврик» | ||||||
4 | 3 | «Морские коньки» | ||||||
5 | 4 | «Мухоморы» | ||||||
6 | 5 | «Слонёнок» | ||||||
7 | 6 | «Красивая птичка» | ||||||
8 | 7 | «Фея цветов» | ||||||
Геометрическая аппликация.
| Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. | |||||||
9 | 8 | «Машины» | ||||||
10 | 9 | «Цветы» | ||||||
11 | 10 | "Комнатные цветы» | ||||||
Геометрическая мозаика | Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них. Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга. | |||||||
12 | 11 | «Самолёт» , «Ракета» | ||||||
13 | 12 | «Бабочка», «Птичка» | ||||||
Аппликация из гофрированного картона. | ||||||||
14 | 13 | «Ёжик на поляне» | ||||||
15 | 14 | «Божья коровка»,«Грибной город» | ||||||
Симметричная аппликация. | Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей. В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности. | |||||||
16 | 15 | «Бабочки» | ||||||
17 | 16 | «Снежинки» | ||||||
18 | 17 | «Золотая осень в парке»(коллективная работа) | ||||||
Аппликация из рваной бумаги. | Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости. | |||||||
19-20 | 18- 19 | «Осень в саду» | ||||||
Декоративная аппликация. | Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) | |||||||
21 | 20 | «Хоровод» | ||||||
22 | 21 | «Зайцы на поляне» | ||||||
Силуэтная аппликация. | Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов. Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. | |||||||
23 | 22 | «Парусники» | ||||||
24 | 23 | «Растительный орнамент» | ||||||
25 | 2 4 | «Птицы» | ||||||
Объёмная и полу-объёмная аппликация. | Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. | |||||||
26 | 25 | «Сирень» | ||||||
27 | 26 | «Ромашки» | ||||||
28 | 27 | «Лилии» | ||||||
29 | 28 | «Домик Дракоши» | ||||||
30-31 | 29 -30 | «Красота цветов» (коллективная работа). | ||||||
Аппликация из ладошек. | Ладошки детей обводятся на цветной бумаге, вырезаются и из них создаётся аппликация по замыслу. | |||||||
32 | 31 | « Ёлка» | ||||||
33 | 32 | «Мой сад» | ||||||
Многослойная аппликация. | Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.
| |||||||
34 | 33 | «Золотая рыбка» | ||||||
35 | 34 | «Среди облаков» | ||||||
Оригами (12 ч).
| ||||||||
Изготовление плоских фигурок в технике оригами. | Оригами – это древнейшее японское искусство складывания из бумаги. История возникновения технологии оригами. Материалы и инструменты.Сорта бумаги.Организация рабочего места. Техника оригами. Условные знаки, обозначения и схемы. Аппликация в технике оригами.Художественное оформление изделий. | |||||||
36 | 1 | птицы: журавлик, голубь,лебедь | ||||||
37 | 2 | животные: рыбка, лис, кот | ||||||
38 | 3 | «Домики» | ||||||
39 | 4 | «Цветы» | ||||||
40 | 5 | Панно: «Букет цветов» | ||||||
41 | 6 | Панно: «Деревня» | ||||||
42 | 7 | Панно: «Аквариум» (коллективная работа). | ||||||
Изготовление объёмных фигурок в технике оригами. | ||||||||
43 | 8 | «Лодка», «Самолёт» | ||||||
44 | 9 | «Корабль» | ||||||
45 | 10 | «Тюльпан» | ||||||
46 | 11 | «Пингвин» | ||||||
47 | 12 | Панно «В Антарктиде»(коллективная работа) | ||||||
Квиллинг (6 ч).
| ||||||||
Технологии бумагокручения - квиллинга. | Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.Материалы и инструменты. Приемы работы.Вырезание полосок для квиллинга.Базовый ролл из бумажной полосы. Свободный ролл со смещенным центром. Базовые элементы (капля, листик, изогнутый глаз, треугольник).Конструирование из основных форм квиллинга. Склеивание деталей. | |||||||
48-49 | 1-2 | «Цветы» | ||||||
50-51 | 3-4 | «Барашек Шон» | ||||||
52-53 | 5-6 | «Жарптица» | ||||||
Бумагопластика (14 ч). | ||||||||
Конструирование объёмных игрушек, моделей, макетов из бумаги и картона. | Бумагопластика или объёмное конструирование. Сгибание и складывание бумаги. Правила резания ножницами (по прямой, кривой и вырезывание отверстий), фальцевание линий сгиба. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Художественное оформление изделий из бумаги и картона с применением красок (акварель, гуашь), карандашей и фломастеров. Цветовые сочетания. | |||||||
Изготовление игрушек и сувениров. | ||||||||
54-55 | 1-2 | « Ёлочные шары» | ||||||
56 | 3 | "Фонарики" | ||||||
57-58 | 4-5 | "Гирлянды" | ||||||
59 | 6 | Игрушки на основе треугольной призмы (сова, петушок, попугайчик, осьминожка). | ||||||
Игрушки на основе цилиндра. | ||||||||
60-61 | 7-8 | "Весёлые человечки», «Моряки» | ||||||
62-63 | 9-10 | Макет «Цветочный город» (коллективная работа». | ||||||
Объёмные изделия из упаковочных коробок. | ||||||||
64 | 11 | Карандашницы | ||||||
65-66 | 12-13 | Макет «Домик в деревне» (коллективная работа). | ||||||
67 | 14 | Самостоятельные творческие работы из бумаги и картона. | ||||||
68 | 1 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Выставка работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»
Пилотная площадка 1 класс. Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...
Рабочая программа внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) 1 класс
«Волшебный мир оригами»...
Образовательная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Кружок "Волшебная иголочка"
Образовательная программа разработана для организации кружка по вышивке ....
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Умелые руки»
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 7 - 8 лет. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная...
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Волшебная палитра".
Программа содержит пояснительную записку, основные направления работы изостудии "Волшебная палитра" и календарно-тематическое планирование....
Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления. «Друзья Самоделкина»
В программу входит пояснительная записка и КТП. Успешно реализуется в 1-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия»
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия» для начальной школы...