Урок доброты
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Немтышкина Галина Анатольевна

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobra.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок доброты

«Всегда иди дорогою добра»

Класс: 4Б

Учитель: Немтышкина Г.А

Цель: формировать стремление совершать добрые поступки, воспитывать добрые чувства, уважение и доброго отношение к другим людям.

Задачи: 

учить понимать нравственность поступка,

объяснить, что добро – это радость не только для окружающих, но и для самого себя,

воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.

Оборудование: 

Проектор, словари, фонограммы песен, оформление доски, карточки с анкетами, разрезанные пословицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

  • Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

  • Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

  • Выбирай, - сказал дедушка - волшебник. - Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

РАДОСТЬ

УДАЧА

КРАСОТА

ПЕЧАЛЬ

ДОБРОТА

  • Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку.

Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

  • А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни Ю.Энтина «Дорога добра».

- По какой дороге пошли девушки?

  • Как вы думаете, как звали девушку?

2. Определение темы урока.

  • Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге.
  • Это будет дорога добра.
  • Тема нашего урока так и звучит «Всегда иди дорогою добра».

Наша цель:

вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»; поразмышлять, что значит быть добрым;

научиться видеть рядом с собой людей, особенно нуждающихся в доброте;

мы постараемся определить, нужно ли ждать просьбы о помощи или делать добро самому. А для этого мы выполним несколько заданий.

3. Работа со словарями.

  • Как вы понимаете, что обозначает слово «ДОБРОТА»?
  • В русском языке много различных словарей.

Давайте сверим ваше понимание этого слова с тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

Доброта – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

  • А что значит «делать добро другим»?
  • А знаете ли вы, что в старославянском алфавите буква «Д» - называлась «Добро».
  • Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.
  • Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о доброте.

4. Работа с пословицами в парах.

Соединить начало и конец.

Добрые дела

добрый ответ

Сделаешь добро -

на добрые дела

Добрый человек

тот добра не понимает

Кто со злом не повстречался,

красят человека

Жизнь дана

несѐт мир

На добрый привет

добро найдѐшь

Проверка.

Добрые дела красят человека. (Русская пословица)

Сделаешь добро – добро найдѐшь. (Карачаевская пословица)

Добрый человек несѐт мир. (Абхазская пословица)

Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает. (Адыгейская пословица)

Жизнь дана на добрые дела. (Русская пословица)

На добрый привет – добрый ответ. (Русская пословица)

  • Чему учат эти пословицы?
  • Следуете ли вы этим пословицам в жизни? Расскажите, какие добрые дела вы уже совершили?

5. Анкета «Добрый ли я человек?».

1)У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всѐ, что у вас есть, на подарки друзьям?

2)Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3)Если ваш партнѐр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4)Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5)Любите ли вы злые шутки?

6)Вы злопамятны?

7)Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8)Умеете ли на практике применять свои способности?

9)Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10)Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11)Вы охотно выполняете просьбы?

12)Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ

1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

6.Игра-тренинг «Поделись добром с другом ...»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения.

Дети по кругу передают сердечко, говорят друг другу добрые слова.

Приходят к выводу, что на доброе слово всегда отвечают добром.

7. Работа в группах с литературными произведениями.

- Знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

1.С грядки старушка цветок сорвала

 Девочке Жанне его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чем-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

 Как называется сказка такая?

4.Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

 Старик вышел к морю

 Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит.

2. Колотил да колотил

 По тарелке носом –

Ничего не проглотил

 И остался с носом.

5.Кушай яблочко, мой свет.

 Благодарствуй за обед.

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала.

3. Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

 Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

Ответы: 1)«Цветик – семицветик» В.Катаев,

              2) Сказка «Лиса и журавль»,

              3) Сказка «Морозко»,

              4) А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

              5) А.С.Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне».

- Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.

В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

- Ребята, а всегда ли вы замечаете вокруг себя тех людей, кто особенно нуждается в человеческой доброте? Задумайтесь об этом.

8. Составление правил доброты

Дети в группах составляют правила доброты и оформляют их на маленьком плакате.

- Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Помните:

Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ,

РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО

СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ

ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. И ЕЩЁ ПОМНИ: Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

9. Подведение итогов.

Звучит песня Кота Леопольда

В жизни по-разному можно жить –     Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,    Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать    

И подарить его людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки Сказки - Уроки Доброты

Беседа для учащихся начального звенаОсновной целью мероприятия является напоминание учащимся рассказов и сказок, для  обращения внимания детей на необходимость внимательного и бережного отношения...

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"

В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и п...

Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте

Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....