УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В. Осеева. Рассказы о дружбе | 23.65 КБ |
Презентация к уроку | 697.43 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС
Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемая технология: технология сотрудничества.
Цель: формирование представления о дружбе, как важнейшей нравственной ценности.
Планируемый результат: формирование представлений о дружбе; умение отличать особенности дружеских отношений; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие личной ответственности за свои поступки; воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с текстом; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, грамотно и логично строить высказывание, выступать перед сверстниками с инсценировкой литературного произведения, понимать речь других, учиться работать в группе, паре, договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, схема). развивать умение чтения по ролям.
Основные понятия: «дружба», «бескорыстие», «взаимность», «искренность», «взаимопомощь», «эгоизм» на уровне формирования представлений.
Формы работы: групповая работа, работа в паре, коллективная работа, индивидуальная работа.
Ресурсы: рассказы В. Осеевой «Три товарища», «Навестила»; экран, проектор, компьютер, с презентацией к уроку, портрет В. А. Осеевой, карточки со словами по 1 на парту, пословицы о дружбе, аудиозапись песни «Дружба крепкая» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева).
Ход урока:
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)
Задачи этапа: cоздать приятный психологический настрой на работу.
Приём, форма работы: индивидуальная
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Добрый день, ребята. - Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, пожелайте успехов друг другу. - А теперь повторим правила работы на уроке | Приветствуют учителя и одноклассников. Учащиеся вспоминают правила работы на уроке. Смотри, слушай → думай → говори → доказывай |
II. Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока (3-4 мин)
Задачи этапа: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока
Приём, форма работы: приём ассоциаций, мозговой штурм
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- На экране иллюстрация к прочитанному ранее произведению, узнайте его, назовите автора. (Слайд 2) - Верно, это произведение Валентины Александровны Осеевой (Слайд 2) - Вспомните, ребята, чему учит этот рассказ? - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? - Мы должны научиться понимать как надо поступать, чтобы не терять друзей Проблема: почему не всегда получается дружить, почему часто дружба заканчивается? Какие у вас предположения? | - Рассказ В. Осеевой «До первого дождя» - Этот рассказ учит, как надо дружить - Мы будем говорить о дружбе Дети предполагают, почему заканчивается дружба: из-за обиды, грубого слова, предательства … |
III. Этап проверки домашнего задания, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоения материала (8-9 мин)
Задачи этапа: включение учащихся в целенаправленную деятельность, формирование умения чтения по ролям
Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Дома вы знакомились по группам с рассказами В. А. Осеевой. Давайте послушаем и поймём, о чём эти рассказы. Чтение по ролям. Рассказ «Три товарища» - Теперь послушаем другую группу. Рассказ «Навестила» | Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. — Почему ты не ешь? — спросил его Коля. — Завтрак потерял… — Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё! — А ты где его потерял? — спросил Миша. — Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся. — Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: — Бери, ешь! Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю. — Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно? Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой. — Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе... — Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы полосканье... — Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая... Валя оживилась и закивала головой. — Да, да, грелка... Муся, у нас в кухне стоит чайник... — Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться! Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула: — Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся! Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму. — Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки. — Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье! |
IV. Физкультминутка (1 мин)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Прежде чем мы продолжим работу, мы сделаем паузу. Кто хочет провести физкультминутку? | Учащиеся повторяют движения за учеником под музыку. |
V. Этап анализа прочитанного и включения в систему знаний (9-10 мин)
Задачи этапа: обеспечение осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы, дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Вы прослушали 2 рассказа В. Осеевой. Можно ли считать всех героев настоящими друзьями? - В рассказе «Три товарища» (Слайд 3) у Вити случилась неприятность – он потерял завтрак. Почему так назван рассказ? - В. Осеева назвала его «Три товарища». Это число друзей в прямом смысле? - Кто настоящий друг? Почему? (Слайд 3) - Какие качества он проявил? - Герой проявил искренность, бескорыстие – отсутствие выгоды, когда поступок идёт от чистого сердца - Какие отрицательные качества показали Коля и Миша? - В рассказе «Навестила» (Слайд 4) Муся пришла к больной подруге. Зачем навещают больных? - Можно ли считать, что Муся правильно поступила? - Качество, когда человек думает только о себе, говорит про себя, называется эгоизм. Это хорошее или плохое качество в человеке? Встречали ли вы такое? | Дети дают отрицательный ответ Учащиеся называют трёх друзей Вити, которые заметили, что он остался голодным. - Нет, в переносном, так как только один мальчик помог Вите. - Коля и Миша вместо помощи говорили, что до обеда далеко, как носить завтрак, но не помогли. Только Володя ничего не говорил, а просто поделился бутербродом. - Взаимопомощь, отзывчивость. - Жадность, безразличие, равнодушие. - Чтобы приободрить, оказать помощь, купить лекарства. Нет. Дети отвечают, что она всё время говорила про себя, про то, как она болела, про то, что надела калоши, ничем не помогла: ни грелку не дала, ни полосканье. - Нет. Учащиеся приводят примеры эгоизма |
VI. Этап первичного закрепления материала, самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (10 мин)
Задачи этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы, дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Приём, форма работы: работа в парах, коллективная, индивидуальная работа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Скажите, какой была тема сегодняшнего урока? - Какую цель в начале урока мы ставили перед собой? - Перед вами карточки со словами. Распределите их на 2 группы: что мешает и что помогает дружбе (Слайд 5): взаимовыручка искренность эгоизм жадность бескорыстие равнодушие отзывчивость безразличие - Проверьте свою работу (Слайд 6), оцените себя. Кто выполнил задания без ошибок? - А теперь поиграем! Пословицы рассыпались, соберите их. (Слайд 7) Друг познаётся а товарища выручай. Дружба дружбе рознь, а нашёл – береги. Нет друга - ищи, в беде. Сам пропадай, а иную хоть брось. - Как вы понимаете их? | Учащиеся вспоминают тему и цель урока. Учащиеся в парах разделяют термины. Дети сверяют с эталоном. Учащиеся сверяют составленные пословицы с эталоном. (Слайды 7, 8) Дети объясняют смысл пословиц. |
VII. Этап творческой работы, рефлексии учебной деятельности (5-6 мин)
Задачи этапа: Инициировать творческое переосмысление литературного произведения, рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе, подведению итогов урока.
Приём, форма работы: групповая работа, коллективная, индивидуальная работа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Какой была тема урока? - Что узнали? Чему научились? - Как же должна поступить Муся? Разыграйте сценку - Что вам больше всего запомнилось на уроке? Что понравилось? - Спасибо за работу. | - Я узнал … - Я научился … .. Дети разыгрывают рассказ «Навестила», изменяя реплики и поступки персонажа. - Я запомнил … - Мне понравилось … |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. А. Осеева
«Три товарища»
«Навестила»
Распредели на 2 группы: взаимовыручка искренность эгоизм жадность бескорыстие равнодушие отзывчивость безразличие
эгоизм жадность безразличие равнодушие взаимовыручка искренность бескорыстие отзывчивость
Собери пословицы! Друг познаётся Дружба дружбе рознь, Нет друга – ищи, Сам пропадай, а товарища выручай. в беде. а иную хоть брось. а нашёл – береги.
Собери пословицы! Друг познаётся Дружба дружбе рознь, Нет друга – ищи, Сам пропадай, а товарища выручай. в беде. а иную хоть брось. а нашёл – береги.
Интернет-ресурсы https://www.google.com/search?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D0%B4%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&bih=657&biw=1366&hl=ru&tbm=isch&source=iu&ictx=1&vet=1&fir=gCX-MvINOTG0KM%252C_NFYBcetayoJUM%252C_%253Bv95uLPVewLDlHM%252CKliQNPYIBc1IqM%252C_%253BX157luahwRACeM%252C4EnT8RhtXnR0oM%252C_%253B19fum82czT847M%252C34dSXO6ZzGuuKM%252C_%253BuecTpN7ZjJr5AM%252C34dSXO6ZzGuuKM%252C_%253BEoZHpNDfFmKSnM%252CbPOWvs6bqYWcUM%252C_%253BSadvh_BhCKTf5M%252C34dSXO6ZzGuuKM%252C_%253BybIgvFTxiiA23M%252Cx6eb70wXAyoSdM%252C_%253Bf2mmuGZqQ0z99M%252C34dSXO6ZzGuuKM%252C_%253BtXGnI_66NZfYfM%252Cx6eb70wXAyoSdM%252C_&usg=AI4_-kSHdyblfj8N4-5ba6Q8WG2UO0hJOQ&sa=X&ved=2ahUKEwjF0_HHpPP4AhUt-yoKHd3JBcAQ9QF6BAgMEAE#imgrc=v95uLPVewLDlHM https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fwww.miloserdie.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F019348-1.jpg%3Fx41640&imgrefurl=https%3A%2F%2Fdrugolia.livejournal.com%2F5371675.html&tbnid=Misf_TsfXNtLEM&vet=12ahUKEwjixIKeovP4AhXo-ioKHTqmBp0QMygIegUIARDOAQ..i&docid=JwaENx7ziSE14M&w=570&h=383&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&ved=2ahUKEwjixIKeovP4AhXo-ioKHTqmBp0QMygIegUIARDOAQ https://www.google.com/search?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D1%82%D1%80%D0%B8+%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&bih=657&biw=1366&hl=ru&tbm=isch&source=iu&ictx=1&vet=1&fir=UMAgA242ORgm7M%252CUQgL3jkitezXGM%252C_%253B1hDteTmgn9qcEM%252CYAXKK2oSNxT2KM%252C_%253BP6-eEUoL4FIK5M%252CjhXIB2gz3EnzaM%252C_%253BLzhjGY_5h8ZFHM%252CEnPfACVxgpprmM%252C_%253BZoQ0zANhwpaSvM%252CcjS9B49dnJfd-M%252C_%253BBVY65CC_Mvgs9M%252CzwkrhAA78uIXVM%252C_%253BxY6Il51Mmz5KaM%252C4VXHo_HZqS5_AM%252C_%253BvV1pQT7pN-ncHM%252Cy8HHcJtHZ6rxXM%252C_%253BW2QC88BgrEM0tM%252C4VXHo_HZqS5_AM%252C_&usg=AI4_-kSMFosTnmy5o5PTZswCZ2UBYyqZpA&sa=X&ved=2ahUKEwjfyeD8pPP4AhVDposKHYvTAy4Q9QF6BAgLEAE#imgrc=ZoQ0zANhwpaSvM https://www.google.com/search?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D1%82%D1%80%D0%B8+%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&bih=657&biw=1366&hl=ru&tbm=isch&source=iu&ictx=1&vet=1&fir=UMAgA242ORgm7M%252CUQgL3jkitezXGM%252C_%253B1hDteTmgn9qcEM%252CYAXKK2oSNxT2KM%252C_%253BP6-eEUoL4FIK5M%252CjhXIB2gz3EnzaM%252C_%253BLzhjGY_5h8ZFHM%252CEnPfACVxgpprmM%252C_%253BZoQ0zANhwpaSvM%252CcjS9B49dnJfd-M%252C_%253BBVY65CC_Mvgs9M%252CzwkrhAA78uIXVM%252C_%253BxY6Il51Mmz5KaM%252C4VXHo_HZqS5_AM%252C_%253BvV1pQT7pN-ncHM%252Cy8HHcJtHZ6rxXM%252C_%253BW2QC88BgrEM0tM%252C4VXHo_HZqS5_AM%252C_&usg=AI4_-kSMFosTnmy5o5PTZswCZ2UBYyqZpA&sa=X&ved=2ahUKEwjfyeD8pPP4AhVDposKHYvTAy4Q9QF6BAgPEAE#imgrc=P6-eEUoL4FIK5M https://www.google.com/search?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B0+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&bih=657&biw=1366&hl=ru&tbm=isch&source=iu&ictx=1&vet=1&fir=0byyym6T8Hr8nM%252CwpgrawjOIwHDPM%252C_%253Bb3DFT7RirH2zIM%252CmVTPBOK2aQHc5M%252C_%253B8yxE1MqYfKYAxM%252Cw4lJqb8Md-5DwM%252C_%253BOT7-GQ5zKdjhjM%252CwrLsCvQwLKD3KM%252C_%253BvkXessaxfF7bGM%252CP0PzibWjG_RjnM%252C_%253B4UxkrQY0G02ZmM%252C7CaHhRV_YgAd3M%252C_%253BoQEoFPoLIC9SMM%252C3r3yCDTTzOLVhM%252C_%253BDuUyE5k8PW-ZpM%252C7REOisWN7jLJJM%252C_%253BIPky2gNVja2d2M%252CqgI22zAUHb2wcM%252C_%253BZoQ0zANhwpaSvM%252CvYe90-dMZb6DpM%252C_&usg=AI4_-kQ4V0tS7CxX6q9ntGTpSS7MP13TiA&sa=X&ved=2ahUKEwia_qOypfP4AhXPCBAIHfFlDYAQ9QF6BAgGEAE#imgrc=0byyym6T8Hr8nM https://nukadeti.ru/pesni/druzhba-krepkaya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...
Задание к уроку внеклассного чтения на тему "Рассказы о животных Бориса Степановича Житкова"
Задание к уроку внеклассного чтения на тему "Рассказы о животных Бориса Степановича Житкова". Предназначено для ребят 1-2 класса. Выдаётся ребятам за 1-2 недели до урока....
Задание к уроку внеклассного чтения на тему: РАССКАЗЫ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА КУПРИНА О ЖИВОТНЫХ
Задание к уроку внеклассного чтения на тему: РАССКАЗЫ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА КУПРИНА О ЖИВОТНЫХ. Предназначено для ребят 3-4 класса. Выдаётся за 1-2 недели до урока. Ответы оформляются в тетради по внек...
Задание к уроку внеклассного чтения на тему: "Рассказы Михаила Михайловича Пришвина"
Задание к уроку внеклассного чтения на тему: "Рассказы Михаила Михайловича Пришвина". 2-3 класс. Выдаётся за 1-2 недели до урока, ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...
Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "В. Осеева "В классе""
Презентация поможет учителю активизировать учащихся при знакомстве с творчеством В. Осеевой и анализом рассказа "В классе"...