сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Пешехонова  Людмила  Борисовна

В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: 

Цель: воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.

Задачи:

  • формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;
  • развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие;
  • формировать знания о тех,  кто нуждается в добрых поступках.

Я предлагаю вашему вниманию один из таких уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobra_16.docx57.77 КБ
Файл zhar-ptitsa.docx266.6 КБ
Файл test_dobryy_li_ty.docx26.99 КБ
PDF icon prezentatsiya_gotov_pdf.io_1.pdf1.51 МБ

Предварительный просмотр:

«Доброта спасет мир»

Цель: воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.

Задачи:

  • формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;
  • развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие;
  • формировать знания о тех,  кто нуждается в добрых поступках.

Оборудование:

  • птица «Счастья»;
  • перо птицы «Счастья» (на каждого);
  • презентация «День инвалида»;
  • видеоролики: «Мы просто другие», «Любовь и доброта», «Нас бьют – мы летаем», «Минута славы», «Самый счастливый».

Основные понятия темы: инвалид, инвалидность, инвалидность по зрению,

инвалидность по слуху 

Ход занятия

Слайд 1

- Тема нашего занятия «Доброта спасет мир»

- Послушайте притчу.

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень.

Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине.

Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякий раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

Слайд 2

- Как вы поняли смысл этой притчи?

- Почему же сегодня стремление делать добро считается чудом в нашем обществе?
- Почему на улице не каждый подойдет к человеку, которому требуется помощь? Как много вопросов, а ответа пока нет.Почему многие из нас не знают слова сострадание, милосердие?  Что, значит, быть милосердным и добрым?

Слайд 3                     Непоседы клип «Любовь и доброта»

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «добро»?

Доброта…. Все время, пока существует человек, это качество всегда очень ценилось  в  людях.

Слайд  4 

В народе говорили:  У него - Доброе сердце. Добрые глаза. Добрый молодец. Оставить добрую память…Наша русская - Добрая традиция.

А также - Добрая душа. Он добр ко мне. Доброе старое время.

- Что же такое доброта?

Доброта - особое состояние души, когда человек способен прийти на помощь. Но не каждый может почувствовать чужое горе и пожертвовать чем-то для людей. А без этого не может быть ни доброты, ни милосердия. Добрый человек притягивает к себе, как магнит, он не жалеет тепла своей души для окружающих. А ведь согласитесь, каждому из нас нужно хотя бы немного такого тепла души.

Слайд  5

- Сегодня к нам на занятие прилетела Птица, но необычная, а «Птица счастья». Она летает по земле и сеет добро среди людей, которые нуждаются в тепле, доброте, внимании и поддержке.

- Закройте глаза и представьте, что мы взлетаем. Все  ваше тело становится невесомым.  Это означает, что мы  уже летим…  Летим за «Птицей счастья». И вот мы тихонько опускаемся на землю. Откройте глаза.

Слайд  6            Ролик 1 «Мы просто другие»

- Как вы думаете, в  какое место нас  перенесла «Птица счастья»? Где  и кому необходима  наша поддержка,  забота и тепло?     (Инвалидам….)

- Правильно вы говорите, всем им необходимо внимание и поддержка со стороны окружающих.

В клипе прозвучало слово аутизм. Что это такое? Давайте разберёмся. Слайд 7

Слайд 8

3 декабря – особенный день, это Международный день поддержки инвалидов. А в начале декабря  повсеместно  проходит  Декада  инвалидов.

 - А как вы,  понимаете слово  инвалид? (ответы детей)

 Слайд 9

В энциклопедическом  словаре  это слово объясняется  так. Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность - стойкое нарушение (снижение или утрата) общей трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

- К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных   физическим здоровьем, т.е. эти люди  инвалиды  или с  рождения или в результате перенесенной  болезни или  травм. Да действительно, часто это происходит из-за  невнимательного отношения к самому себе  и близким.

Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью. Слайд 10

 - Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).

Слайд 11

- Посмотрите на этот плакат.  О чем  он нас предупреждает? (ответы детей). Правильно, такое поведение может привести к потере зрения.

- Таких людей называют «инвалид по зрению». И в нашем  городе много таких людей. Внешне,  они мало отличаются от   нас с вами. Но им  живется намного сложнее,  чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге  и дома.

- Слепая певица Диана Гурцкая озвучила мультфильм, который мы сейчас посмотрим.

Слайд 12

Клип «Волшебное стекло моей души» 

- Как вы думаете,  в  зрительный зал  могут прийти  люди, у которых отсутствует зрение?  

Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете,  могут ли они работать?

В нашем городе  есть «Общество слепых», где люди, не имея  зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели,  розетки)  и даже могут читать  книги, но специальные для слепых.

- Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходится  жить таким людям, предлагаю выполнить задание «Кто ты?» 

Приглашаются 6 добровольцев (3 девочки и 3 мальчика). Девочкам завязывают глаза. Мальчиков просят протянуть руки вперед. Девочки пытаются ощупать руки и головы мальчиков и угадать, кто перед ними стоит – назвать имя.

После завершения задания, обсудить чувства того, кто выполнял задание, и того, кто воспринимал совершаемые с ним действия. Как они догадались, кто перед ними стоит? (варианты: по одежде, по звукам, по памяти, по прическе…)

- Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И  проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.

Слайд 13

Берегите зрение!

Слайд 14

- А сейчас,  предлагаю вам,  прочитать отрывок  из рассказа  (на слайде текст с пропущенными словами).

«Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве ….    дятел. На болоте …. лягушки. Возле цветка …. шмель.  В траве …..  саранча».

 Прочитайте слова  для справок:  жужжит, стучит, стрекочет, квакает.

- О чем текст? (о звуках природы).

- Мы с вами можем слышать все эти звуки,  а есть люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют  инвалиды по слуху.

- Что может привести к потере слуха?

Слайд 15

- Рассмотрите внимательно плакат  и скажите, что нужно делать, чтоб этого избежать?

- Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в  мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.

-  Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе, как это непросто, предлагаю:

- Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

- Поднимите руку, кто почувствовал  доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

- А есть люди, которые не видят и не слышат. Такие люди называются слепоглухонемые.

- Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.

-Вы знаете печатные буквы?

-Помните, как они выглядят?

-Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама».

Получилось? Почему получилось? Потому что вы помните образ каждой буквы.

Слайд 16

- Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони   печатными    буквами.

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: E:\социальный урок\Дермография.jpg

- Участникам предлагается разбиться на пары. Предлагается на ладошке написать одну печатную букву поверх другой. Не торопитесь. Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед. Напишите слова: «молодец» и «умница». Давайте обсудим: что было трудно? Почему? Тем, кому писали буквы на ладони, предлагается описать впечатления и ощущения. Далее участники меняются ролями.

- Еще один способ общения – буквы можно писать на спине.

- А ещё есть люди, у которых нет каких-либо конечностей (рук, ног). Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.

И не смотря ни на  что, как мы уже видели,  такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?

Слайд 17-18

- Художники, рисующие картины без рук.

Слайд 19

- Вера Омельчук ухаживает за своим ребенком ногами и даже делает макияж.

Слайд 20   

- Побеждают в конкурсах, Например,  Данила Плужников, который в 2016 году  участвовал  и  победил  в  конкурсе «Голос» Клип Данила Плужников

Слайд 21

А Виктор Кочкин и  Даниил Анастасьин – победители конкурса «Минута Славы» 2011 года    Клип танцоры Минута славы

- Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте перепеленать куклу.

- Что испытывали? Что хотелось сделать?

Слайд 22

- Посмотрите на плакат и скажите, как нужно себя вести, чтобы избежать травм и, соответственно, инвалидности.

- О ком и о чем говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир» Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, ни о чем не прошу, просто будьте добры.

Слайд 23

- Если вы хотите сеять добро вокруг себя вместе с птицей счастья, тогда возьмите перышки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то, что вы хотите сказать  инвалидам. Вы  можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант (я хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту)             

- У кого перышки будут готовы,  прикрепите их рядом с птицей на доску. Я думаю, то,  что вы все   написали добрые, хорошие слова поддержки и это  может означать, что  время, проведенное на занятие,  не прошло для вас даром.

Слайд 24

Рефлексия

Упражнение продолжи фразу.

-Мне было интересно…

-Мы сегодня разобрались…

-Я сегодня понял, что…

-Мне было трудно…

Слайд 25

В заключении нашего занятия давайте посмотрим клип «Я самый счастливый» И  подведём   итоги . Чему позавидовал мальчик в этом клипе и чего он не знал?

Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим?

Задумайтесь над своим поведением  и отношением к окружающим вас людям. Будьте добры, милосердны  к близким и ко всем кто вас окружает!

И тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.

Ведь недаром гласит русская мудрость –Красота спасёт мир!!!

 Слайд 26 Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

http://psychlib.ru/mgppu/DorPI/pictures/Dpi-133.jpg



Предварительный просмотр:

Тест «Добрый ли ты человек?»

Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ»

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям? __________________________________________

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что все это вас мало интересует, даже если это так? ___________

3. Если ваш партнер играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное? ________________

4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы просто поднять им настроение? ____________________________________________________

5. Любите ли вы злые шутки? ______________________________

6. Вы злопамятны? _______________________________________

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует? _______________________________________________

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности? _____________

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать? ____________________

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?_________________________________________________

11. Вы охотно выполняете просьбы?______________________________

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? ________________________________________________________

Засчитайте себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4,7,11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8,9,10,12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.

От 4 до 8 очков. Ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не ко всем. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает довольно сложным. Вам следует быть добрее к людям.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина-КВН (сценарий) Литературная викторина-КВН (сценарий)

Данное внеклассное мероприятие во 2 классе развивает плавное выразительное чтение, грамотную речь, умение интонационно оформлять своё высказывание, закрепляет знания детей произведений и авторов русск...

Сценарий для агитбригады «Есть такая служба 01» в рамках темы «Жизнь без опасности» Авторы и постановщики сценария воспитатель ГПД Лебедева Леся Анатольевна и учитель музыки и режиссёр ТАМ "Радость" Иевлева Татьяна

(сценарий  выступления  агитбригады старшеклассников в рамках темы «Жизнь без опасности» для учащихся младшей и средней школы).Цель: воспитание у ребят уважения к профессии пожарного и...

Сценарий праздника. Сценарий праздника к 8 марта «Для прекрасных Дам!»

Сценарий предназначен для проведения праздника "Лучший день - 8 Марта" для учеников 1  класса и их родителей. Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительно...

Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....

Башлангыч мәктәп өчен Белем бәйрәменә сценарий / Сценарий «Здравствуй, новый учебный год!»

Сценарий для начальной школы,воспитание в которой ведется на двух языках: русском и татарском...