Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 26.42 КБ |
Презентация к уроку | 305.15 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС
Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Используемая технология: технология сотрудничества.
Цель: формирование представления о доброте, как важнейшей нравственной ценности.
Планируемый результат: формирование представлений о доброте; умение отличать особенности поведения людей, совершающих добрые поступки; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие личной ответственности за свои поступки; воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей, стремления к доброте.
Личностные УУД: способность к само- и взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, грамотно и логично строить высказывание, понимать речь других, учиться работать в группе, паре, договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя текст, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, схема), развивать умение чтения по ролям.
Основные понятия: «доброта», «бескорыстие», «искренность», «отзывчивость», «щедрость», «внимательность к людям» на уровне формирования представлений.
Формы работы: групповая работа, работа в паре, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ресурсы: рассказы В. Осеевой «Просто старушка», «Печенье», «Хорошее»; экран, проектор, компьютер, с презентацией к уроку, портрет В. А. Осеевой, листы по одному на каждую парту для заполнения схемы «Доброта», аудиозапись песни «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).
Ход урока:
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)
Задачи этапа: cоздать приятный психологический настрой на работу.
Приём, форма работы: индивидуальная.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Добрый день, ребята. - Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, пожелайте успехов друг другу. - А теперь повторим правила работы на уроке | Приветствуют учителя и одноклассников. Учащиеся вспоминают правила работы на уроке. Смотри, слушай → думай → говори → доказывай |
II. Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока (8-9 мин)
Задачи этапа: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока.
Приём, форма работы: приём ассоциаций, мозговой штурм, коллективная, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Отгадайте загадки, разгадаете ребус: (Слайд 2) Зазеленеет даже старый пень, Услышав приветствие: ... Растает ледяная глыба От слова доброго ... Когда ненароком толкнули в пути, Мы говорим человеку ... За всё, что добыто нелёгким трудом, Нашим родителям низкий … А если попросим помочь при усталости Мы скажем, конечно, людям … А помогут нам самим, Скажем мы … - Кто сообразил, какое слово получится по вертикали? (Слайд 2 ) - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? - Чему мы должны научиться на этом уроке? Проблема: почему слово «доброта» находится в центре солнышка? Какие у вас предположения? (Слайд 3) -. С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? | -Добрый день! - Спасибо! - Прости! - Поклон1 - Пожалуйста! - Благодарим! - Доброта. Учащиеся предполагают - Мы будем говорить о доброте, будем учиться видеть добро в поступках. - Дети предполагают - Учащиеся высказывают свои ассоциации. |
III. Знакомство с новым материалом, этап самостоятельной работы (5 мин)
Задачи этапа: включение учащихся в целенаправленную деятельность, формирование умения чтения по ролям, выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление
причин выявленных недостатков.
Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Чтобы ответить на эти вопросы, мы познакомимся с короткими рассказами В. Осеевой (Слайд 4) «Просто старушка», «Печенье», «Хорошее». - Нам нужно 6 групп, которые будут готовиться к чтению по ролям по этим рассказам. - Найдите слова каждой роли, подумайте, о каких качествах, присущих понятию «доброта» говорится в этих произведениях? | Учащиеся самостоятельно в группах знакомятся с произведениями, распределяют роли |
IV. Физкультминутка (1 мин)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Прежде чем мы продолжим работу, мы сделаем паузу. Кто хочет провести физкультминутку? | Учащиеся повторяют движения за учеником под музыку. |
V. Этап взаимопроверки, анализа прочитанного, первичного закрепления материала (15 мин)
Задачи этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы, развитие умения рассуждать, делать умозаключения; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Послушаем, ребята, чтение по ролям рассказа «Хорошее», оцените правильность чтения (Слайд 4) - Что вы можете сказать о представлении рассказа? - Чему учит рассказ? - Так какое качество присуще людям, поступающим по-доброму? - Верно, отзывчивость – одно из определений доброты. - Теперь дадим слово другой группе. Рассказ «Просто старушка»: (Слайд.4) - Оцените представление рассказа. - Можем ли мы сказать, что герой рассказа живёт по закону доброты? Почему он помог незнакомой старушке? - Если герой действовал от души, не ожидая награды, выгоды, как вы назовёте эти качества? - Нам осталось выслушать последнюю группу: рассказ «Печенье». (Слайд.4) - Оцените чтение ребят. - Почему молчали мама и бабушка? - О каких правилах доброты, качества забыли мальчики, не обратив внимание на родных, не поделившись с ними? - Верно, доброта – это ещё и щедрость, внимательность к другим. | Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: — Погуляй со мной, Юра! — Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут: — Убери посуду, Юрочка. — Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!» — Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: — Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове: — Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору. Учащиеся дают оценку группе одноклассников. - Надо не ждать, когда придёт время великих подвигов, а делать маленькие хорошие дела, которые нужны сейчас, о чём тебя просят. - Отзываться на просьбы других, отзывчивость. По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. — Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: — Это твоя бабушка? — Нет, — ответил мальчик. — Мама? — удивилась подружка. — Нет! — Ну, тётя? Или знакомая? — Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка! Учащиеся дают оценку выступлению. - Мальчик помог незнакомому человеку от чистого сердца, а не потому, что это его родственник. Он добрый, не ждёт благодарности. - Бескорыстие, искренность. Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе. — Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки. — Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки: — Ровно… Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. — Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша. — Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба… Дети дают оценку. - Им было неловко, неприятно, их дети были жадными, думали только о себе, были эгоистами. - Они забыли про внимание, уважение к близким, что надо делиться, не жалеть для родных, быть щедрым. |
VI. Этап включения в систему знаний и повторения, самопроверки по эталону (5-6 мин)
Задачи этапа: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков, дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Перед вами на парте лежат карточки, предлагаю вам их заполнить, работая в паре, вписав качества человека, которые включает в себя слово «доброта». (Слайд.5) Проверка своей работы, сверка с эталоном. Самооценивание. -Проверьте, правильно ли вы выполнили работу, сверьте свою работу с экраном. Оцените себя. Может вы вписали и другие качества человека? (Слайд.5) - Действительно, вы верно указали: доброта характеризуется отзывчивостью, душевным расположением к людям, стремлением делать добро другим. | Учащиеся работают в паре. Звучит песня «Дорога добра». Учащиеся могут добавить слова «чуткость», «доброжелательность», «нежность» |
VII. Этап рефлексии учебной деятельности (3-4 мин)
Задачи этапа: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе, подведению итогов урока.
Приём, форма работы: индивидуальная работа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Какой была тема урока? - Что узнали? Чему научились? - Чему учат произведения В. Осеевой? - Что вам больше всего запомнилось на уроке? Что понравилось? - Спасибо за работу. | - Я узнал … - Я научился … - Учат доброте - Я запомнил … - Мне понравилось … |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
д е н ь д о б р ы й с п а с и б о п р о с т и п о к л о н п о ж а л у й с т а б л а г о д а р ю д о б р о т а
доброта
В. А. Осеева «Хорошее» «Просто старушка» «Печенье»
доброта отзывчивость бескорыстие искренность щедрость внимательность
Интернет-ресурсы https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fwww.miloserdie.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F019348-1.jpg%3Fx41640&imgrefurl=https%3A%2F%2Fdrugolia.livejournal.com%2F5371675.html&tbnid=Misf_TsfXNtLEM&vet=12ahUKEwjixIKeovP4AhXo-ioKHTqmBp0QMygIegUIARDOAQ..i&docid=JwaENx7ziSE14M&w=570&h=383&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&ved= 2ahUKEwjixIKeovP4AhXo-ioKHTqmBp0QMygIegUIARDOAQ https://www.google.com/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fwww.planetaskazok.ru%2Fimages%2Fstories%2Foseeva%2Fsinie_listya%2Fimg_020.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fwww.planetaskazok.ru%2Foseevavalskzsth%2Fhorosheeoseevaval&tbnid=Bey1-jION-e0_M&vet=12ahUKEwieybbdofP4AhWBjosKHenHA50QMygBegUIARCxAQ..i&docid=4cUxu__ozLXiIM&w=429&h=560&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%B5%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&ved=2ahUKEwieybbdofP4AhWBjosKHenHA50QMygBegUIARCxAQ https://www.google.com/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Fimages%2Fa5%2F35%2Fa535461d804b4e0f6a4919ef6d38b009.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fwww.bolshoyvopros.ru%2Fquestions%2F3325155-oseeva-prosto-starushka-risunok-kak-narisovat-kartinki-kakie-est.html&tbnid=fi5mLVNCoHbqNM&vet=12ahUKEwiFkYL4ofP4AhUimIsKHTw-CEcQMygBegUIARCsAQ..i&docid=n6_1boIu7G0FgM&w=659&h=417&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D1%80% D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&ved=2ahUKEwiFkYL4ofP4AhUimIsKHTw-CEcQMygBegUIARCsAQ https://www.google.com/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fwww.planetaskazok.ru%2Fimages%2Fstories%2Foseeva%2Fsinie_listya%2Fimg_040.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fwww.planetaskazok.ru%2Foseevavalskzsth%2Fpecheneoseevaval&tbnid=OJODBsy6vyHJDM&vet=12ahUKEwi6kqynofP4AhVLl4sKHWnJA1EQMygBegUIARCtAQ..i&docid=i48bph5Usac-2M&w=540&h=396&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&ved=2ahUKEwi6kqynofP4AhVLl4sKHWnJA1EQMygBegUIARCtAQ https://ipleer.com/song/19630735/Iz_k_f_Malenkij_Muk_-_Doroga_dobra/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения по теме: "Рассказ Валентины Осеевой "Кто наказал его?"
Конспект урока с использованием деятельностного подхода....
Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"
Небольшая презентация кратко знакомит с писательницей В.А.Осеевой и дает возможность ученикам сравнить поступки Павлика до и после встречи со старичком....
Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".
Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...
Технологическая карта урока ЛЧ "В.А.Осеева рассказ «Почему?" 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «В.А.Осеева рассказ «Почему?» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; учить делить текст на части,...
Уроки доброты. В Осеева, Л. Н. Толстой. Рассказы о почитании родителей
Урок "открытия" нового знания с применением технологии критического мышления. Цель урока - знакомство с нравственными нормами почтительного отношения к родителям....
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».
Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....