Орфография в твоей жизни. Игры
методическая разработка
Развитие речи школьников - одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит от успешной ее реализации.
“Основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и из этого следует, что период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, а положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала “долгая, кропотливая работа учащихся и учителей”. (М. Р. Львов)
Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Работая над приемами развития орфографической зоркости, для становления соответствующего умения считаю целесообразным проводить следующие игры или упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfografiya_v_tvoey_zhizni.docx | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографического навыка у младших школьников посредством игры
Развитие речи школьников - одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит от успешной ее реализации.
“Основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и из этого следует, что период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, а положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала “долгая, кропотливая работа учащихся и учителей”. (М. Р. Львов)
Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Работая над приемами развития орфографической зоркости, для становления соответствующего умения считаю целесообразным проводить следующие игры или упражнения.
Игра « Словесный бой»
Игра повышает грамотность, расширяет словарный запас, помогает сформировать графический образ слова . игра требует максимального внимания, сосредоточенности, вдумчивости.
Сначала игрокам предлагается тема. Затем на поле каждый игрок должен найти все слова на данную тему. Игрок находит слово, зачеркивает его, затем выписывает. Каждое слово другим цветом.
Например «Звери и птицы»
ж | а | в | о | Р | О |
б | з | е | щ | О | Н |
и | а | н | а | Н | О |
ц | я | о | к | А | К |
с | о | б | а | Р | л |
(жаворонок, ворона, собака, заяц, баран, щенок)
«Древнерусское письмо»
Детям предлагается написать слова под диктовку, но только согласными (если нужно запомнить написание согласных), или гласных, если нужно запомнить слово с гласным
Например: еоие (велосипед)
аоаоия (лаборатория)
оио (горизонт)
прфсср (профессор)
трртр (территория)
Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)
Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть н мжт. Пзвл дд ббк. ББк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк внчк. Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк. Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк!
«Ассоциации»
Составьте словосочетания, чтобы слова в них начинались на одинаковую букву.
Например:
Шофер шустрый
Салют сияет
Жонглер Жора
Затем закройте левый столбик и попросите вспомнить словарные слова, опираясь на слова из первого столбика
« Трудные слова»
На карточках написаны словарные слова, в которых выделены проблемные буквы. Количество карточек может от игры к игре увеличиваться. Перед началом игры каждый игрок получает равное количество карточек со словами. Затем любым способом определяется, кто будет ходить первым. Делая ход, игрок выкладывает карточку, четко проговаривая написанное на ней слово, особо выделяя голосом проблемные буквы. Противник должен найти у себя карточку со словом, в котором выделена одна из проблемных букв, и положить ее сверху, также четко проговорив слово. Если у игрока нет слова с нужными буквами, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. А проигравший должен придумать по одному предложению с оставшимся у него словами
Например : вОрОбей, вОрона, горОд, девОЧКа, дЕревня, дОроГа, бЕрёЗа, ЗЕмлЯника, кАртоФЕль, кОроВа, ОБЕзьяна, мАшина, мЕДвеДь и др
«Граммино»
Игра основана на правилах игры в домино. Требуется изготовить 28 карточек-фишек, каждая из которых поделена на две части: в одной части помещена буква, в другой слово с пропущенной буквой. Для каждого правила свой комплект фишек. Каждый игрок берет по 7 карточек. Неразобранные карточки откладываются на «базар». Любым способом определяется игрок, который будет ходить первым. Он выкладывает на стол любую карточку. Игроки по очереди подставляют свои карточки к одному или другому концу выложенной карточки, образовывая цепочку, так, чтобы имеющаяся на карточке буква была пропущена в слове. Если нужной карточки у игрока нет, он отправляется за ней на «Базар» и берет карточки, пока не будет нужной буквы или слова. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.
Комплекты игры разрабатываются для различных правил: правописание безударных гласных в корне, правописание согласных в корне, правописание «Ъ» и «Ь» и др
Например: Правописание безударных гласных в корне
И | в…да |
А | г…ра |
О | с…ды |
Е | ж…ра |
«Лотограм»
Игра помогает усвоить правила правописания проверяемых безударных гласных в корне, сомнительных и непроизносимых согласных. Для игры нужно 36 больших карточек, на которых написаны слова с пропущенными проверяемыми буквами, и 36 маленьких карточек, на которых написаны проверочные слова. Для каждого правила требуется свой комплект карточек. Большие карточки со словами раздаются поровну всем игрокам, затем выбирается ведущий, который забирает себе маленькие карточки м проверочными словами. Ведущий громко называет проверочные слова. Если слово подходит кому-то из игроков, тот кричит «моё», забирает карточку и кладет ее на нужное слово. Выигрывает игрок, который первым закроет слова на всех карточках
гОра | дОжди |
лИсток | лЕсник |
мОряк | зЕмля |
горка |
дождь |
море |
лист |
лес |
земли |
«Магазин»
На карточках нарисованы слова, ведущий начинает продавать слово «рекламируя» по каждой букве
Например:
А – ароматный м- маленькая
Р-рубиновый ы- ы-ы!
Б- большой ш- шуршит
У- укатить домой ь- мягкая шубка
З- звонкий, зеленый
Алфавит
Цель: Игра основана на правилах элементарных карточных игр. Она помогает закрепить знания последовательности букв в алфавите, сформировать графический образ слова, провести сукцессивный анализ и осознать написание слова, расширяет словарный запас. Кроме этого, игра развивает зрительное восприятие, внимание, зрительную память, учит продумывать свои ходы на несколько шагов вперед.
Материал: набор из 33 карточек с буквами русского алфавита.
Правила игры: каждый ребенок получает от 6 до 8 карточек с буквами (количество зависит от числа играющих) и держит их в руках, пряча от партнеров по игре. Первым делает ход тот, у кого оказалась самая первая буква по алфавиту. Он выкладывает одну из карточек и называет слово на данную букву. Следующий игрок должен положить сверху карточку с одной из букв названного слова и тоже назвать слово на эту, новую букву. Если такой карточки у игрока нет, он пропускает ход. Зная «свои» буквы, ребенок может предвидеть, каких букв нет у противника, т. е. планировать свои ходы так, чтобы вынудить противника пропустить ход. Если в слове есть буквы Ь, Ъ, Ы, то есть те, слова с которых не начинаются, то карточки с этими буквами тоже выкладываются, но их обладатель после сделанного хода убирает стопку карточек с теми буквами, на которые слова уже были названы, в «бито», а сам сохраняет право на ход с любой буквы, то есть игра как бы начинается заново. После того, как часть карточек ушла в «бито», все участники добирают из «колоды» столько карточек с буквами, сколько не хватает каждому до восьми. При этом получается, что в игре участвуют все буквы. Для усложнения игры с более старшими или более развитыми детьми, можно предложить детям называть слова, в которых данная буква стоит на втором (третьем, последнем) месте.
Упражнение «Составь слово или предложение»
Цель: отрабатывать навыки составления из разрезной азбуки слов и
предложений.
Задание №1. Детям выдаются конверты с буквами. Из букв дети составляют слова (уровень сложности определяется индивидуально).
Задание №2. Детям выдаются конверты, в которых находятся слова, их которых надо составить предложение. Предложение составляется на наборном полотне с предварительным комментированием (большая буква в начале предложения и точка в конце предложения).
Примечание:
Желательно подбирать задания, чтобы и слова (задание №1) и предложения (задание №2) были на одну тему. Это позволит осуществить лексическую работу (задание №1) и работу над текстом (задание №2): составление рассказа, озаглавливание его, выделение главой мысли рассказа, творческие задания (изменить начало, конец рассказа).
Упражнение «Экран чтения»
Цель: формирование навыка чтения и его понимания.
В классе вывешен экран «Солнышко с лучиками». Каждый лучик солнца соотнести с конкретным учеником. Еженедельно, желательно в определённый день, проводить чтение в 1 минуту и фиксировать количество слов на лучике солнца. Экран должен быть доступным для обозрения детям и их родителям. В конце каждой четверти подводить итог, определять лучшего чтеца класса.
ТАНЯ 30, 20, 12 ДИМА
Упражнения по формированию фонематических процессов.
- На расчленение названных слов на слоги, слогов на звуки (например, «сад», «весна»).
- На выбор из числа названных слов таких, в которых содержится определённый звук (например, звуки «С», «Ш», «Л», «Р»).
- На определение места звука в слове (в начале, в конце), например: звук «Ж» в словах «пассажир», «жар».
- На придумывание слов, которые включали бы тренируемый звук. Например, звуки «С», «Ш».
- На преобразование звукового состава слова (например: «МАК - РАК», «КОСА – КОЗА»). Задания типа:
- на парную ей глухую;
- «РАК» – первую согласную заменить так, чтобы получилось название цветка.
- На различие звуков, близких по звучанию или артикуляции: «З – С», «С – Ш», «З – Ж», «Л – Р», «Б – П», и т.д. Например: балка – палка, дочка – точка.
- На различие твёрдости и мягкости звуков. Например: мал – мял, брат – брать.
Упражнение реши ребус
Цель: развивать логическое мышление и внимание учащихся.
- Учитель на доске пишет несколько букв и под ними ставит по порядку цифры:
О А И К Т Н У
1 2 3 4 5 6 7
Затем шифрует цифрами слова:
| ? |
| ? |
7 5 4 2 | ? |
Предлагает детям расшифровать данные слова:
| КОТ |
| КОНИ |
7 5 4 2 | УТКА |
Дальше идёт работами над этими словами.
- Что общего можно сказать об этих словах? (Возможны разные варианты ответа: обозначают предметы, отвечают на вопрос кто, обозначают домашних животных).
2.
А О И У К Н Т Л 1 2 3 4 5 6 7 8 | 2 5 4 6 3 | ОКУНИ |
8 3 6 3 | ЛИНИ | |
4 7 5 1 | УТКА |
- Лишнее слово «УТКА», обозначает птицу.
- Лишнее слово «ОКУНИ», оно трёхсложное.
- Лишнее слово «УТКА», в этом слове нет мягких согласных.
- Лишнее слово «ЛИНИ», ударение падает на второй слог.
3.
А О И Ы Р С Т Н 1 2 3 4 5 6 7 8 | 3 5 3 6 4 | ИРИСЫ |
1 6 7 5 4 | АСТРЫ | |
6 2 6 8 1 | СОСНА |
- Эти слова называют растения, обозначают предметы, отвечают на вопрос «ЧТО?».
- Лишнее слово «СОСНА», оно обозначает дерево, а слова «ИРИСЫ» и «АСТРЫ» – цветы.
- Лишнее слово «ИРИСЫ», оно трёхсложное.
- Лишнее слово «СОСНА», в нём ударный слог – второй, в остальных словах – первый.
- Лишнее слово «ИРИСЫ», в нём есть мягкие согласные.
- Лишнее слово «СОСНА», оно в единственном числе.
Это упражнение может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе, изменяя уровень сложности выполнения.
Примечание:
При составлении задания на поиск «лишнего» слова, учителю важно иметь несколько вариантов правильного ответа
Упражнение «Запомни слова»
Цель: грамотное безошибочное написание словарных слов.
Запоминание происходит легче, если ученик мысленно представляет себе предметы, явления, действия, которые обозначают слова. Объединённые в группы предметы должны «оживать» и «двигаться». Словарные слова можно распределять в группы, объединяя их одной сюжетной линией.
ПОГОДА | Стояла хорошая погода. Мы поехали по дороге на огород. И стали сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры. |
ДОРОГА | |
ОГОРОД | |
ОВОЩИ | |
ГОРОХ | |
МОРКОВЬ | |
ОГУРЕЦ | |
ПОМИДОР |
СОРОКА | Сорока – ворона кашку варила, Кашку на молоке, На молоке от коровы. В городе был сильный мороз, Прилетел голодный воробей И всю кашку съел. |
ВОРОНА | |
МОЛОКО | |
КОРОВА | |
ГОРОД | |
МОРОЗ | |
ВОРОБЕЙ |
ДЕРЕВНЯ | В деревне стоит школа. В первом классе учатся ребята. Дежурный ученик проверяет тетради и пенал. |
РЕБЯТА | |
УЧЕНИК | |
ДЕЖУРНЫЙ | |
ТЕТРАДЬ | |
ПЕНАЛ |
Упражнение, развивающее внимание, способствующее запоминанию правильного написания словарных слов, грамотному использованию их в речи, увеличению темпа чтения.
Этапы работы:
- Работа проводится индивидуально. Каждому ученику выдаётся карточка, на которой написано 12 – 15 слов. Слова написаны разным шрифтом и разным цветом (если ученик читает плохо, то на первых порах надо давать карточку со словами, написанными одинаково). Среди слов: 2 – 3 словарных слова написаны в начальной форме; 1 словарное слово – 1 раз в начальной форме и к нему родственные слова; 2 – 3 не словарных слова с проверяемой орфограммой с родственными словами.
Задание:
- прочитать слова (за ограниченное время);
- закрыть карточку;
- записать слова, повторяющиеся на карточке несколько раз;
- проверить по карточке (самопроверка, взаимопроверка);
- подчеркнуть буквы в словарных словах, требующие запоминания.
Очень важно:
- желательно, чтобы слова были объединены одной темой;
- составить из данных слов предложение;
- На другой стороне карточки дан текст (предложение) с пропущенными словами.
Задание:
- вставить подходящие по смыслу слова из карточки (но слов перед глазами учеников нет);
- самопроверка или взаимопроверка с опорой на карточку со словами.
( обратная сторона карточки) За деревней большое . . . . . . . . . . . . . . . Много . . . . . . . . . . . на . . . . . . . . . , да боимся мы ходить туда сами. |
Упражнения по развитию памяти
Эти упражнения имеют свой целью увеличить промежуток времени между моментом восприятия слова и моментом правильного воспроизведения его значения, увеличить время его удержания в памяти. Это важный момент чтения, так как понимание читаемого текста требует от ученика удержания в памяти значений прочитанных слов до конца смыслового отрезка.
Первая игра «Лото»
Ученик получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну из них и прочитав написанное на ней слово, ребёнок должен найти изображение этого животного на лежащей перед ним карте с 12 изображениями. Если ученику трудно справится с подобным заданием, то количество изображений можно уменьшить до 6.
Вторая игра «Магазин»
Ученику предлагают представить, что ему необходимо сходить в магазин, сделать покупки, но предварительно составить список, что именно он должен купить. Далее составляется список покупок. Вначале в него входят 3 – 4 предмета, затем длина списка увеличивается. Заранее подготавливается «МАГАЗИН», где есть не менее 20 – 30 предметов – игрушек, книг, учебных материалов. т.д. расположенных на столе. Ученик читает список 2 – 3 раза, затем идёт «магазин» и уже не пользуясь списком, отбирает нужные предметы и приносит их «домой».
Упражнение на правильное запоминания написания словарных слов
к | а | П | в | ь | и | Д | г | о | д | а |
т | с | У | о | к | м | О | о | п | р | а |
а | у | Д | а | р | о | Р | а | т | о | б |
я | г | О | м | о | п | Й | к | а | б | а |
е | с | О | г | о | р | О | д | л | о | ч |
м | е | Ж | я | д | л | Ь | п | о | к | о |
а | н | И | е | л | е | Ф | а | т | а | м |
т | е | Н | к | о | а | О | н | и | ш | а |
с | а | О | о | и | р | Т | а | л | о | к |
р | р | В | о | щ | а | К | м | о | т | о |
Найди и зачеркни слова по теме «Огород». Из оставшихся букв составь слово по этой теме.
(кабачок, капуста, картофель, лопата, машина, молоток, морковь, огород, овощи, погода, работа, растение, семена, ягода, яблоко, помидор)
Упражнение, способствующее запоминанию правильного написания словарных слов, грамотному использованию их в речи
Этапы работы:
- Работа проводится в парах. Дети работают одновременно с одной карточкой. На одной стороне карточки словарное слово записано с выделенной буквой для запоминания, на другой – это же слово с пропущенной буквой. Один ребёнок выступает в роли учителя (проверяет по карточке), другой в роли ученика (отвечает, вставляя устно пропущенную букву). Затем дети меняются ролями.
- Записывают эти словарные слова в тетрадь по памяти (индивидуально).
- Самопроверка по карточке (индивидуально).
- Предлагается карточка с предложением, набором предложений или с текстом, в котором надо вставить одно из словарных слов, подходящих по смыслу. Всё записывается в тетрадь (индивидуально, дифференцированно).
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по музейной педагогике "Музей в твоей жизни"
На занятиии дети знакомятся с понятиями "коллекция", "коллекционер", "домашний музей"...
Урок по ОРКСЭ "Правила твоей жизни"
Урок знакомства с правовыми документами...
Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Правила твоей жизни»
Познакомить с правовыми документами; способствовать воспитанию правовой культуры; создание условий для самоопределения учащихся в школьной жизни; развитие коммуникативных компетенций и творческих спос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности творческого объединения «Культура в твоей жизни»
Планирование составлено на основе программы интегрированного учебного курса «Культура России и родного края» для начальной школы. Авторы-составители: Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В. ИНФОФОНД г. Ульянов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни" для 1 класса.
Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни", содержание программы, тематическое планирование....
Правовая игра "Правила и законы в твоей жизни"
Игра "Правила и законы в твоей жизни" проводится в формате "Крестики-нолики". Она помогает повторить знания ребят о правах и обязанностях человека, об осно...