Правовая игра "Правила и законы в твоей жизни"
классный час (4 класс)

Богданова Татьяна Викторовна

    Игра "Правила и законы в твоей жизни" проводится в формате "Крестики-нолики". Она помогает повторить  знания ребят о правах и обязанностях человека, об основных документах, в которых они отражены: «Всеобщей Декларации прав человека» и Конвенции «О правах ребенка»; показать единство прав и обязанностей; развивает познавательные и творческие способности детей, их кругозор, внимание, мышление; воспитывает правовую культуру школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovaya_igra.docx756.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Правила и законы в твоей жизни

Цель: повторить и обобщить знания о правах и обязанностях человека, об основных документах, в которых они отражены: «Всеобщей Декларации прав человека» и Конвенции «О правах ребенка»; показать единство прав и обязанностей; развивать познавательные и творческие способности детей, их кругозор, внимание, мышление; воспитывать правовую культуру школьников.

Правила игры. Игровое поле разбито на девять секторов, каждый из которых имеет свое символическое обозначение. Команды по очереди выбирают игровую клетку. В открытом квадрате находится задание. Ведущий объясняет правила выполнения задания. Победившая команда в этом секторе ставит свой знак – «крестик» или «нолик». Выигрывает команда, выставившая больше своих знаков.

Оборудование: игровое поле с условными обозначениями, конверты с заданиями для секторов «Пойми меня» и «Старая пословица – век не сломится», картины художников, конверты с пазлами.

Форма проведения: правовая игра.

ХОД ИГРЫ

I. Орг. момент

Ведущий приветствует детей. Состав игроков определяется с помощью жеребьёвки заранее. Показывая свою готовность члены команды «Крестики» скрещивают руки, а команда «Нолики» образуют руками цифру «0».

II. Вступительное слово учителя

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновре-менно с ними появились главные вопросы:

— Что люди могут делать и что нельзя?

— Что они обязаны делать и что не обязаны?

— На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека - заявление о правах и свободах человека во всем мире. А случилось это 10 декабря 1948 года.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся. Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества, потому что дети — это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ — Конвенция о правах ребенка, главная цель, которой — сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о правах человека. А сделаем мы это в форме игры «Крестики-нолики».

III. Основная часть - игра «Крестики-нолики»

СТАРАЯ

ПОСЛОВИЦА –

ВЕК НЕ

СЛОМИТСЯ

Сектор 1 - «Разрешается-запрещается»

1. Рисовать, петь, танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать –

Это (разрешается)

2. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

3. Должны дети с мамой жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

4. Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

5. Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

6. Другого за руку держать,

Не за цвет кожи уважать.

Под общим солнцем в мире жить

Со всеми расами дружить-

Это – разрешается!

Сектор 2 - «Литературный»

1. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какие права Иванушки она нарушает? (незаконное перемещение за границу)

2. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права Золушки нарушены? (право ребенка на отдых и досуг)

3. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какие права нарушаются? (право на тайну переписки)

4. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Ребенком является каждое человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста)

Дополнительный вопрос: В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Колобок», «Красная Шапочка», «Семеро козлят»)

Сектор 3 - «Старая пословица – век не сломится»

В конвертах №1 разрезанные пословицы о правах человека. Нужно собрать и объяснить значение пословицы.

1. Жить на птичьих правах. (Жить у кого-то в доме и не быть там хозяином. Право на жилье)

2. Дракою прав не будешь. (Все споры нужно решать словом. Право на защиту от физического насилия, оскорбления, грубого обращения)

Сектор 4 - «Черный ящик»

- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам прослушать несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)

Ситуация 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)

Ситуация 3

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

( Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)

Сектор 5 - «Музыкальный»

Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них речь.

  1. “Песенка мамонтенка ” (жить в семье).
  2. “Песенка Чебурашки ” (право на имя).
  3. “Если б не было школ ” (право на образование).

Сектор 6 - «Картинная галерея»

Картины лежат обратной стороной, учащиеся переворачивают их и объясняют, чьи и какие права изображены.

  • Василий Перов «Тройка»

(Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).

  • Константин Маковский «Игра в бабки»

(Право ребёнка на отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях, заниматься искусством)

Сектор 7 - «Пойми меня»

От каждой команды выходят участники и из волшебного сундучка достают картинки с изображением права, показывают его с помощью пантомимы участникам своих команд. Если команда не отгадывает, ход переходит команде соперников.

  • право на образование
  • право на семью
  • право на имя
  • право на жизнь
  • право на жильё
  • право на медицинское обслуживание

Сектор 8 – «Собери пазл»

В конвертах №2 разрезанные картинки к сказкам. Нужно собрать иллюстрацию как можно быстрее, назвать сказку и сказать, какое право нарушено.

Сектор 9 – «Доскажи словечко»

Мама работала, папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на
…(отдых)

***

Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)

***

Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)

***

Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)

***

Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)

IV. Итог занятия

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Но все мы понимаем друг друга, потому что у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что общее у всех людей? (Права человека)

- Без чего нет прав? (Без обязанностей)

- Почему? (Уважать права других людей – обязанность каждого человека.)

- Какие документы защищают права человека и права детей? (Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ "Правила твоей жизни"

Урок знакомства с правовыми документами...

Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Правила твоей жизни»

Познакомить с правовыми документами; способствовать воспитанию правовой культуры; создание условий для самоопределения учащихся в школьной жизни; развитие коммуникативных компетенций и творческих спос...

Правила и законы школьной жизни

Правила поведения в школе, классе, выраженные в стихотворной форме или в виде пословиц...

Правила твоей жизни

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Правила твоей жизни". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектива"....

Правила твоей жизни

Основные правила жизни...

Технологическая карта по ОРКСЭ на тему: "Правила твоей жизни". 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представлений о соблюдении правил повседневной жизни.Планируемые результаты:Предметные: формировании готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному...

Программа по нравственно-правовому воспитанию «Права и обязанности людей в жизни»

Программа по нравственно-правовому воспитанию  «Права и обязанности людей в жизни». Программа рассчитана на три учебных года для младшего и старшего школьного возраста....