Правовая игра "Правила и законы в твоей жизни"
классный час (4 класс)
Игра "Правила и законы в твоей жизни" проводится в формате "Крестики-нолики". Она помогает повторить знания ребят о правах и обязанностях человека, об основных документах, в которых они отражены: «Всеобщей Декларации прав человека» и Конвенции «О правах ребенка»; показать единство прав и обязанностей; развивает познавательные и творческие способности детей, их кругозор, внимание, мышление; воспитывает правовую культуру школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovaya_igra.docx | 756.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Правила и законы в твоей жизни
Цель: повторить и обобщить знания о правах и обязанностях человека, об основных документах, в которых они отражены: «Всеобщей Декларации прав человека» и Конвенции «О правах ребенка»; показать единство прав и обязанностей; развивать познавательные и творческие способности детей, их кругозор, внимание, мышление; воспитывать правовую культуру школьников.
Правила игры. Игровое поле разбито на девять секторов, каждый из которых имеет свое символическое обозначение. Команды по очереди выбирают игровую клетку. В открытом квадрате находится задание. Ведущий объясняет правила выполнения задания. Победившая команда в этом секторе ставит свой знак – «крестик» или «нолик». Выигрывает команда, выставившая больше своих знаков.
Оборудование: игровое поле с условными обозначениями, конверты с заданиями для секторов «Пойми меня» и «Старая пословица – век не сломится», картины художников, конверты с пазлами.
Форма проведения: правовая игра.
ХОД ИГРЫ
I. Орг. момент
Ведущий приветствует детей. Состав игроков определяется с помощью жеребьёвки заранее. Показывая свою готовность члены команды «Крестики» скрещивают руки, а команда «Нолики» образуют руками цифру «0».
II. Вступительное слово учителя
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновре-менно с ними появились главные вопросы:
— Что люди могут делать и что нельзя?
— Что они обязаны делать и что не обязаны?
— На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека - заявление о правах и свободах человека во всем мире. А случилось это 10 декабря 1948 года.
После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся. Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества, потому что дети — это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ — Конвенция о правах ребенка, главная цель, которой — сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о правах человека. А сделаем мы это в форме игры «Крестики-нолики».
III. Основная часть - игра «Крестики-нолики»
СТАРАЯ ПОСЛОВИЦА – ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ |
Сектор 1 - «Разрешается-запрещается»
1. Рисовать, петь, танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это (разрешается)
2. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3. Должны дети с мамой жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
4. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
5. Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
6. Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать.
Под общим солнцем в мире жить
Со всеми расами дружить-
Это – разрешается!
Сектор 2 - «Литературный»
1. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какие права Иванушки она нарушает? (незаконное перемещение за границу)
2. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права Золушки нарушены? (право ребенка на отдых и досуг)
3. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какие права нарушаются? (право на тайну переписки)
4. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Ребенком является каждое человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста)
Дополнительный вопрос: В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Колобок», «Красная Шапочка», «Семеро козлят»)
Сектор 3 - «Старая пословица – век не сломится»
В конвертах №1 разрезанные пословицы о правах человека. Нужно собрать и объяснить значение пословицы.
1. Жить на птичьих правах. (Жить у кого-то в доме и не быть там хозяином. Право на жилье)
2. Дракою прав не будешь. (Все споры нужно решать словом. Право на защиту от физического насилия, оскорбления, грубого обращения)
Сектор 4 - «Черный ящик»
- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам прослушать несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)
Ситуация 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)
Ситуация 3
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
( Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)
Сектор 5 - «Музыкальный»
Сейчас для вас прозвучат песни. Вы должны сказать, о каких правах идет в них речь.
- “Песенка мамонтенка ” (жить в семье).
- “Песенка Чебурашки ” (право на имя).
- “Если б не было школ ” (право на образование).
Сектор 6 - «Картинная галерея»
Картины лежат обратной стороной, учащиеся переворачивают их и объясняют, чьи и какие права изображены.
- Василий Перов «Тройка»
(Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).
- Константин Маковский «Игра в бабки»
(Право ребёнка на отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях, заниматься искусством)
Сектор 7 - «Пойми меня»
От каждой команды выходят участники и из волшебного сундучка достают картинки с изображением права, показывают его с помощью пантомимы участникам своих команд. Если команда не отгадывает, ход переходит команде соперников.
- право на образование
- право на семью
- право на имя
- право на жизнь
- право на жильё
- право на медицинское обслуживание
Сектор 8 – «Собери пазл»
В конвертах №2 разрезанные картинки к сказкам. Нужно собрать иллюстрацию как можно быстрее, назвать сказку и сказать, какое право нарушено.
Сектор 9 – «Доскажи словечко»
Мама работала, папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …(отдых)
***
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё … (имя)
***
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
***
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только … (врач)
***
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на … (жильё)
IV. Итог занятия
- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Но все мы понимаем друг друга, потому что у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что общее у всех людей? (Права человека)
- Без чего нет прав? (Без обязанностей)
- Почему? (Уважать права других людей – обязанность каждого человека.)
- Какие документы защищают права человека и права детей? (Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ "Правила твоей жизни"
Урок знакомства с правовыми документами...
Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Правила твоей жизни»
Познакомить с правовыми документами; способствовать воспитанию правовой культуры; создание условий для самоопределения учащихся в школьной жизни; развитие коммуникативных компетенций и творческих спос...
Правила и законы школьной жизни
Правила поведения в школе, классе, выраженные в стихотворной форме или в виде пословиц...
Правила твоей жизни
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Правила твоей жизни". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектива"....
Правила твоей жизни
Основные правила жизни...
Технологическая карта по ОРКСЭ на тему: "Правила твоей жизни". 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представлений о соблюдении правил повседневной жизни.Планируемые результаты:Предметные: формировании готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному...
Программа по нравственно-правовому воспитанию «Права и обязанности людей в жизни»
Программа по нравственно-правовому воспитанию «Права и обязанности людей в жизни». Программа рассчитана на три учебных года для младшего и старшего школьного возраста....