Программа по внеурочной деятельности «Родной край»
рабочая программа (1, 2 класс)
Изучение курса «Родной край» в 1-2 классах направлено на достижение следующих целей: – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
«Родной край»
Автор программы:
Ванзатова Б.Р., учитель начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ
|
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. |
3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности |
4. Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане. |
5. Содержание изучаемого курса «Родной край» |
|
|
|
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.
Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом и во втором классах по 33-34 часов (по 1 часу в неделю).
Актуальность курса:
Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.
Цель курса «Родной край» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.
Задачи курса:
- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;
- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;
- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;
- развивать творческие способности учащихся;
- приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края;
- знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;
- воспитание любви к родному краю, патриотизма;
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- экскурсии,
- проекты,
- выставки,
- круглые столы,
- научно-практические конференции и др.
Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.
Планируемые результаты.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Для реализации программы «Родной край» необходима материально-техническая база:
- Учебные пособия:
- натуральные пособия (объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты, солнце, вода и др.;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, фотографии, карты): картины русских художников; плакаты.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности «Родной край» предназначена для обучающихся 1-2 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациямСанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
№ | Содержание разделов | 1 кл | 2 кл | Всего | Характеристика деятельности |
1 | Я и моя семья. Наша школа. Родной город. Будем жить в ладу с природой. | 33 | 33 | Убеждать учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества; Воспитывать высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни; Формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом. Формировать представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово. Знать: историко-культурное, духовное наследие своей страны. Уметь: применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями; Формировать собственную позицию; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения. | |
2 | Земля отцов моя земля. Природа родного края. Труд и быт жителей республики. Населённые пункты РБ. | 34 | 34 |
Содержание изучаемого курса «Родной край»
1 класс
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром.
Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом.
При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (35 часов в год)
2 класс
Программа третьего класса представляет собой курс «Природа РБ». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей РБ является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников.
Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (35 часов в год)
Календарно-тематическое планирование.
1 класс (33 часа)
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Форма занятия | Дата | Информацион-ное приложение |
Я и моя семья | 11 | ||||
Мой родной край. | 2 | Презентация | |||
Будем знакомы! | 2 | игра | Презентация | ||
Любимые занятия. | 2 | ||||
Моя семья. | 2 | практикум | Презентация | ||
Семейные традиции. | 3 | Презентация | |||
Наша школа | 7 | ||||
6. | Наша школа. | 1 | экскурсия | ||
7. | Правила поведения в школе. | 1 | |||
8. | Знакомство со школой. | 2 | экскурсия | ||
9. | Школьные поручения. | 1 | |||
10. | Школьная дружба. | 2 | |||
Родной город | 8 | ||||
11. | Родной город | 1 | беседа | Презентация | |
12. | Улица, на которой я живу. | 1 | |||
13. | Правила безопасного поведения на улице. | 1 | практикум | Презентация | |
14. | Виды транспорта. | 1 | Презентация | ||
15. | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | игра | ||
16. | Достопримечательности города улан-Удэ. | 2 | Презентация, видеоролик | ||
17. | Труд людей моей местности. | 1 | |||
Будем жить в ладу с природой | 7 | ||||
18. | Будем жить в ладу с природой. | 1 | Рисунки, фото | ||
19. | Красота природы родного края. | 1 | Фотогалерея | ||
20. | Животные и растения вокруг нас. | 1 | Фото, презентация | ||
21. | Забота о братьях наших меньших. | 1 | |||
22. | Красная книга РБ. | 1 | Презентация | ||
23. | Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие). | 2 | Экскурсия |
2 класс (34 часа)
№ | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Форма занятия | Дата | Информационное приложение |
Земля отцов – моя земля | 2 | ||||
1. | Родина моя. Гимн, герб, флаг РБ. | 1 | Презентация | ||
2. | Флаг, герб родного города. | 1 | |||
Природа родного края | 14 | ||||
4. | Времена года | 1 | игра | Презентация | |
5. | Дары природы | 1 | |||
6. | Формы поверхности земли. | 2 | практикум | ||
7. | Водоёмы. | 2 | |||
8. | Растения моей местности. | 2 | Презентация | ||
9. | Лекарственные растения. | 1 | |||
10 | Ядовитые растения. | 1 | |||
11 | Животный мир моей местности. | 2 | экскурсия | ||
12 | Красная книга | 1 | Презентация | ||
13 | Любить и беречь! | 1 | |||
Труд и быт жителей республики | 12 | ||||
14 | Труженики родного края. | 1 | беседа | Презентация | |
15 | Профессии моих земляков. | 1 | |||
16 | Загадки нашего края. | 1 | Презентация, видеоролик | ||
17 | Народные и современные праздники и обряды | 2 | практикум | Презентация | |
18 | Народные праздники. | 2 | Ролевая игра | ||
19 | Ремёсла | 1 | беседа | Рисунки, фото | |
20 | Быт | 1 | беседа | Фотогалерея | |
21 | Традиции моей семьи | 2 | Фото, презентация | ||
Населённые пункты РБ | 8 | ||||
22 | Родной город (село). | 1 | Презентация | ||
23 | Встреча весны. | 1 | |||
24 | Улицы моего населённого пункта. | 1 | |||
25 | Населённые пункты нашей республики. | 1 | |||
26 | Улан-Удэ – главный город РБ. | 2 | Экскурсия | ||
27 | РБ в годы войны | 1 | |||
28 | Мирное небо над Родиной. | 1 |
Медиаресурсы
- CD-диск «Традиции и ремёсла нашего края»
- CD-диск «Культура и традиции России»
- Презентации по народным праздникам.
- Видеоролики об Улан-Удэ.
- Сборник песен РБ.
- Бурятская Библиотечная корпорация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий внеурочной деятельности "Самара-край родной"
Данная программа является составной частью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс введен в часть ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой край родной»
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край" для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш край родной" для 3 класса
Программа курса «Наш край родной» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по духовно – нравственному направлению. Целью духовно-нравственного развития, воспитания ...