Программа по внеурочной деятельности «Родной край»
рабочая программа (1, 2 класс)
Изучение курса «Родной край» в 1-2 классах направлено на достижение следующих целей: – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
«Родной край»
Автор программы:
Ванзатова Б.Р., учитель начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ
|
2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. |
3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности |
4. Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане. |
5. Содержание изучаемого курса «Родной край» |
|
|
|
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.
Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом и во втором классах по 33-34 часов (по 1 часу в неделю).
Актуальность курса:
Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.
Цель курса «Родной край» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.
Задачи курса:
- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;
- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;
- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;
- развивать творческие способности учащихся;
- приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края;
- знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;
- воспитание любви к родному краю, патриотизма;
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- экскурсии,
- проекты,
- выставки,
- круглые столы,
- научно-практические конференции и др.
Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.
Планируемые результаты.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Для реализации программы «Родной край» необходима материально-техническая база:
- Учебные пособия:
- натуральные пособия (объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты, солнце, вода и др.;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, фотографии, карты): картины русских художников; плакаты.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности «Родной край» предназначена для обучающихся 1-2 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациямСанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
№ | Содержание разделов | 1 кл | 2 кл | Всего | Характеристика деятельности |
1 | Я и моя семья. Наша школа. Родной город. Будем жить в ладу с природой. | 33 | 33 | Убеждать учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества; Воспитывать высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни; Формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом. Формировать представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово. Знать: историко-культурное, духовное наследие своей страны. Уметь: применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями; Формировать собственную позицию; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения. | |
2 | Земля отцов моя земля. Природа родного края. Труд и быт жителей республики. Населённые пункты РБ. | 34 | 34 |
Содержание изучаемого курса «Родной край»
1 класс
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром.
Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом.
При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (35 часов в год)
2 класс
Программа третьего класса представляет собой курс «Природа РБ». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей РБ является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников.
Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (35 часов в год)
Календарно-тематическое планирование.
1 класс (33 часа)
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Форма занятия | Дата | Информацион-ное приложение |
Я и моя семья | 11 | ||||
Мой родной край. | 2 | Презентация | |||
Будем знакомы! | 2 | игра | Презентация | ||
Любимые занятия. | 2 | ||||
Моя семья. | 2 | практикум | Презентация | ||
Семейные традиции. | 3 | Презентация | |||
Наша школа | 7 | ||||
6. | Наша школа. | 1 | экскурсия | ||
7. | Правила поведения в школе. | 1 | |||
8. | Знакомство со школой. | 2 | экскурсия | ||
9. | Школьные поручения. | 1 | |||
10. | Школьная дружба. | 2 | |||
Родной город | 8 | ||||
11. | Родной город | 1 | беседа | Презентация | |
12. | Улица, на которой я живу. | 1 | |||
13. | Правила безопасного поведения на улице. | 1 | практикум | Презентация | |
14. | Виды транспорта. | 1 | Презентация | ||
15. | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | игра | ||
16. | Достопримечательности города улан-Удэ. | 2 | Презентация, видеоролик | ||
17. | Труд людей моей местности. | 1 | |||
Будем жить в ладу с природой | 7 | ||||
18. | Будем жить в ладу с природой. | 1 | Рисунки, фото | ||
19. | Красота природы родного края. | 1 | Фотогалерея | ||
20. | Животные и растения вокруг нас. | 1 | Фото, презентация | ||
21. | Забота о братьях наших меньших. | 1 | |||
22. | Красная книга РБ. | 1 | Презентация | ||
23. | Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие). | 2 | Экскурсия |
2 класс (34 часа)
№ | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Форма занятия | Дата | Информационное приложение |
Земля отцов – моя земля | 2 | ||||
1. | Родина моя. Гимн, герб, флаг РБ. | 1 | Презентация | ||
2. | Флаг, герб родного города. | 1 | |||
Природа родного края | 14 | ||||
4. | Времена года | 1 | игра | Презентация | |
5. | Дары природы | 1 | |||
6. | Формы поверхности земли. | 2 | практикум | ||
7. | Водоёмы. | 2 | |||
8. | Растения моей местности. | 2 | Презентация | ||
9. | Лекарственные растения. | 1 | |||
10 | Ядовитые растения. | 1 | |||
11 | Животный мир моей местности. | 2 | экскурсия | ||
12 | Красная книга | 1 | Презентация | ||
13 | Любить и беречь! | 1 | |||
Труд и быт жителей республики | 12 | ||||
14 | Труженики родного края. | 1 | беседа | Презентация | |
15 | Профессии моих земляков. | 1 | |||
16 | Загадки нашего края. | 1 | Презентация, видеоролик | ||
17 | Народные и современные праздники и обряды | 2 | практикум | Презентация | |
18 | Народные праздники. | 2 | Ролевая игра | ||
19 | Ремёсла | 1 | беседа | Рисунки, фото | |
20 | Быт | 1 | беседа | Фотогалерея | |
21 | Традиции моей семьи | 2 | Фото, презентация | ||
Населённые пункты РБ | 8 | ||||
22 | Родной город (село). | 1 | Презентация | ||
23 | Встреча весны. | 1 | |||
24 | Улицы моего населённого пункта. | 1 | |||
25 | Населённые пункты нашей республики. | 1 | |||
26 | Улан-Удэ – главный город РБ. | 2 | Экскурсия | ||
27 | РБ в годы войны | 1 | |||
28 | Мирное небо над Родиной. | 1 |
Медиаресурсы
- CD-диск «Традиции и ремёсла нашего края»
- CD-диск «Культура и традиции России»
- Презентации по народным праздникам.
- Видеоролики об Улан-Удэ.
- Сборник песен РБ.
- Бурятская Библиотечная корпорация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-403035-1392133655.jpg)
Программа занятий внеурочной деятельности "Самара-край родной"
Данная программа является составной частью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/19/picture-240507-1376913200.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс введен в часть ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой край родной»
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-621133-1428850764.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/30/picture-1151478-1561899189.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край" для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/01/picture-1230776-1598979869.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш край родной" для 3 класса
Программа курса «Наш край родной» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по духовно – нравственному направлению. Целью духовно-нравственного развития, воспитания ...