Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш край родной" для 3 класса
рабочая программа (3, 4 класс)
Программа курса «Наш край родной» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по духовно – нравственному направлению. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на уровне начального общего образования является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_kray.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наш край родной »
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наш край родной » духовно-нравственного направления разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа курса «Наш край родной» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по духовно – нравственному направлению. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на уровне начального общего образования является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность.
Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Цель: формирование у детей любви к своей малой родине, воспитание патриотизма.
Задачи:
1) формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории Мордовсеого края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;
2) углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;
3) развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала.
- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, в т.ч. ИКТ-компетентности, определённых ФГОС.
Список литературы
Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа // Сост.: Юрченков В.А. и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
Алёна Арзамасская – Темниковская. // Сост.: П.П. Смирнов, Е.В. Чистяков. – Саранск.: Морд. кн. изд – во, 1986.
3. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992.
Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. – Саранск, 1967.
Города и сёла Мордовии // Сост.: А.Н. Поршаков. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972.
6. Заруцкий Б. А. Олимпиады по краеведению. – М. Просвещение, 1965.
Изобразительное искусство Мордовии // Сост.: Н.А. Косинец, Н.И. Шибакова. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.
8. Косенков А. Я иду по родному краю. – Саранск. Морд. кн. изд-во, 1979.
Куклин В. Н. Биография саранских улиц. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990.
10. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998.
11.Мордовия. Народное искусство // Сост.: Ю.Ф. Юшкин. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985.
12. Юрчёнков В. А. Как узнали о мордве. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1996
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план МОУ «СОШ № 40» отводит 34 часа для изучения курса внеурочной деятельности «Наш край родной» в 3 классе, из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым: ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ярославской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей;
Планируемые предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- особенности истории и жизни коренного населения Мордовского края;
- о вкладе жителей Мордовского края в развитие и культуру России;
- значимые исторические события, в которых принимали участие земляки;
- свою родословную, значение своего имени;
- символы некоторых городов Мордовского края (герб, флаг, историю из создания).
Учащиеся получат возможность:
- рассказать о достопримечательностях своего края, об интересном человеке-земляке, о своей семье;
- принимать участие в мероприятиях, посвящённых празднованию дат, связанным с героическим прошлым нашей страны;
- проводить наблюдения, фиксировать факты, сравнивать их, обобщать;
- соблюдать правила поведения в обществе.
Содержание курса
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.
Содержание курса способствует реализации программы здорового и безопасного образа жизни; духовно-нравственного развития ООП; экологического воспитания; рациональной организации учебного процесса с учётом СанПинов, соблюдении требований к использованию ИКТ-средств.
Учебно-тематический план на 2019/2020 учебный год
№ п/п | Наименования разделов и тем. | Кол-во часов |
1. | Истоки становления истории мордовского народа | 6ч. |
2. | Мордовский костюм – часть духовного богутства своего народа. | 9ч. |
3. | Отечество-отчий край | 9ч. |
4. | Спорт в Мордовии. | 5ч. |
Итого | 34ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименования разделов и тем. | Планируемые результаты |
Истоки становления истории мордовского народа.6 ч. | ||
1.1-1.2 | История мордовского края. | |
1.3 | Многовековые традиции и обычаи мордвы. | |
1.4-1.5 | Национально-культурные традиции мордвы. | 2 |
1.6 | Семейно-бытовые традиции. | 1 |
Мордовский костюм – часть духовного богутства своего народа. 9 ч. | ||
2.1-2.2 | Разнообразные мордовские украшения. | 2 |
2.3 | Особенности мордовских украшений в национальном костюме. | 1 |
2.4-2.5 | Особенности мордовской вышивки. | 2 |
2.6-2.7 | Бисероплетение. | 2 |
2.8-2.9 | Изготовление мордовских кукол. | 2 |
Отечество-отчий край. 9 ч | ||
3.1-3.2 | Города Мордовии: страницы прошлого. | 1 |
3.3 | Саранск-город замечательных памятников. | 1 |
3.4 | Музей С. Д. Эрьзи. | 2 |
3.5 | Мордовский национальный музей. | 1 |
3.6-3.7 | Государственные символы Республики Мордовия. | 1 |
3.8 | Флаг Республики Мордовия. | 1 |
3.9 | Гимн Республики Мордовия. | 1 |
Спорт в Мордовии. 5 ч | ||
4.1-4.2 | Спортивные достижения. | 1 |
4.3 | Знаменитые спортсмены Мордовии. | 1 |
4.4 | Мордовия – спортивный регион России. | 1 |
4.5 | Новые спортивные постройки. | 1 |
5. | . Значимость сохранения национальных традиций и истории своего народа для подрастающего поколения | 5 |
5.1.-5.2 | Знаменитые земляки ( А. С. Лузгин, М. П. Девятаев, Н. Е. Фомин) | 1 |
5.3 | В музее М. П. Девятаева. | 1 |
5.4 | Посещение школьного музея. | 1 |
5.5 | Конкурс стихов «Моя Мордоия!». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...
рабочая программа во внеурочной деятельности в 1 классе по краеведению "Осетия- мой край родной"
рабочая программа по краеведению "Осетия-мой край родной" 1 кл....
рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"
данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Родной край"
Цели кружка "Родной край": формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расши...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс
Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...