Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш край родной" для 3 класса
рабочая программа (3, 4 класс)

Программа курса «Наш край родной» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по духовно – нравственному направлению. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на уровне начального общего образования является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_kray.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Наш край родной »

    Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Наш край родной » духовно-нравственного направления разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа курса «Наш край родной» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по духовно – нравственному направлению. Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на уровне начального общего образования является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность.

Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Цель: формирование у детей любви к своей малой родине, воспитание патриотизма.

Задачи:

1) формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории Мордовсеого края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

2) углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;

3) развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала.

  1. формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, в т.ч. ИКТ-компетентности, определённых ФГОС.

Список литературы

Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа // Сост.: Юрченков В.А. и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

Алёна Арзамасская – Темниковская. // Сост.: П.П. Смирнов, Е.В. Чистяков. – Саранск.: Морд. кн. изд – во, 1986.

3. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992.

Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. – Саранск, 1967.

Города и сёла Мордовии // Сост.: А.Н. Поршаков. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972.

6. Заруцкий Б. А. Олимпиады по краеведению. – М. Просвещение, 1965.

Изобразительное искусство Мордовии // Сост.: Н.А. Косинец, Н.И. Шибакова. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.

8. Косенков А. Я иду по родному краю. – Саранск. Морд. кн. изд-во, 1979.

Куклин В. Н. Биография саранских улиц. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990.

10. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998.

11.Мордовия. Народное искусство // Сост.: Ю.Ф. Юшкин. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985.

12. Юрчёнков В. А. Как узнали о мордве. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1996

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный план  МОУ «СОШ № 40» отводит 34 часа для  изучения  курса внеурочной деятельности «Наш край родной» в 3 классе, из расчета 1 учебный час в неделю.

Планируемые  результаты освоения курса

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым: ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой.

  1. Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ярославской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • предвосхищать результат;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
  • установление причинно-следственных связей;

Планируемые предметные  результаты:

Учащиеся должны знать:

  • особенности истории и жизни коренного населения Мордовского края;
  • о вкладе жителей Мордовского края в развитие и культуру России;
  • значимые исторические события, в которых принимали участие земляки;
  • свою родословную, значение своего имени;
  • символы некоторых городов Мордовского края (герб, флаг, историю из создания).

Учащиеся получат возможность:

  • рассказать о достопримечательностях своего края, об интересном человеке-земляке, о своей семье;
  • принимать участие в мероприятиях, посвящённых празднованию дат, связанным с героическим прошлым нашей  страны;
  • проводить наблюдения, фиксировать факты, сравнивать их, обобщать;
  • соблюдать правила поведения в обществе.

Содержание курса

Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.

Содержание курса способствует реализации программы здорового  и безопасного образа жизни; духовно-нравственного развития ООП; экологического воспитания; рациональной организации учебного процесса с учётом СанПинов, соблюдении требований к использованию ИКТ-средств.

Учебно-тематический план на 2019/2020 учебный год

п/п

Наименования разделов и тем.

Кол-во часов

1.

Истоки становления истории мордовского народа

6ч.

2.

Мордовский костюм – часть духовного богутства своего народа.

9ч.

3.

Отечество-отчий край

9ч.

4.

Спорт в Мордовии.

5ч.

Итого

34ч.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименования разделов и тем.

Планируемые результаты

Истоки становления истории мордовского народа.6 ч.

1.1-1.2

История мордовского края.

1.3

Многовековые традиции и обычаи мордвы.

1.4-1.5

Национально-культурные традиции мордвы.

2

1.6

Семейно-бытовые традиции.

1

Мордовский костюм – часть духовного богутства своего народа.

9 ч.

2.1-2.2

Разнообразные мордовские украшения.

2

2.3

Особенности мордовских украшений в национальном костюме.

1

2.4-2.5

Особенности мордовской вышивки.

2

2.6-2.7

Бисероплетение.

2

2.8-2.9

Изготовление мордовских кукол.

2

Отечество-отчий край.

9 ч

3.1-3.2

Города Мордовии: страницы прошлого.

1

3.3

Саранск-город замечательных памятников.

1

3.4

Музей С. Д. Эрьзи.

2

3.5

Мордовский национальный музей.        

1

3.6-3.7

 Государственные символы Республики Мордовия.

1

3.8

Флаг Республики Мордовия.

1

3.9

Гимн Республики Мордовия.

1

Спорт в Мордовии.

5 ч

4.1-4.2

Спортивные достижения.

1

4.3

Знаменитые спортсмены Мордовии.

1

4.4

Мордовия – спортивный регион России.

1

4.5

Новые спортивные постройки.

1

5.

. Значимость сохранения национальных традиций и истории своего народа для подрастающего поколения

5

5.1.-5.2

Знаменитые земляки ( А. С. Лузгин, М. П. Девятаев, Н. Е. Фомин)

1

5.3

В музее М. П. Девятаева.

1

5.4

Посещение школьного музея.

1

5.5

Конкурс стихов «Моя Мордоия!».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Родной край"

Цели кружка "Родной край": формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расши...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...