Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
рабочая программа (2 класс)

Светлана Михайловна Цупикова

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка.

                                     Брянский край. Природа родного края

Раздел 1. Пояснительная записка.

Программа данного курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле. Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и

целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей понимания прекрасного, бережное отношение к природе. Изучение окружающей жизни формирует уважение к людям труда, чувство гордости за свой край. Перед ребятами раскроются тайны природы, закономерная взаимосвязь явлений природы. Целеустремлённая работа учителя по организации наблюдений детьми явлений природы, знакомство учащихся с произведениями живописи и литературы, раскрывающими перед ними новые грани видения мира, обогащают чувства, речь детей, способствуют воспитанию более глубокого и тонкого понимания природы. Чем богаче становится душевный мир ребенка, тем глубже он начинает понимать природу, тем больший интерес вызывает у него искусство, литература, отражающие мир во всех его проявлениях.

Тематическое планирование составлено по содержанию учебника Н.Е. Пряниковой «Природа родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.

Основные принципыположенные в основу программы:

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Направленность образовательной программы – туристко-краеведческая.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди - гордость и слава нашего края.

Актуальность программы

Актуальность данной программы базируется на социальном заказе муниципального образования.

Уточнение и изменение акцентов в образовании привело к введению новых курсов. Один из них — "Брянский край" (начальные сведения по истории своего народа, о природе своего края, истории родного края, культуре родного края). Переход к дифференцированному выделению отдельных предметов определяется углублением и расширением теоретических сведений предмета, возрастными и психологическими особенностями детей.

В базисный учебный план нашей школы включён предмет регионального компонента «Брянский край».

 2. Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. Культура родного края»:

- краеведческий подход - выявление историко - культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;

- содержательно - деятельностный подход - включает учащихся в активную творческую проектно - исследовательскую деятельность;

- личностно - ориентированный подход - создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.

Цель программы: 

- формирование целостной картины природы родного края и осознание места в ней человека на основе единства рационально-научного познания

и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Брянской области.

Главная идея курса всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов. Практическая реализация данного курса находит выражение:

  1. в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;
  2. в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;
  3. в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.

Задачи программы: 

формирование уважительного отношения к населенному пункту, региону, в котором проживают дети, её природе и культуре, истории современнее жизни; осознания ребенком ценности и многообразия окружающей природы, своего места в ней;

воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к природе родного края.

Формы занятий.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «С Азбукой по родному краю»  предусматриваются различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.

Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение.

Применяются разнообразные средства обучения: разно уровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.

 Методы и формы работы:

Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

Практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Брянский край» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы, используются и подкрепляются умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.

Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы тематических плакатов; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.       

                           Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Учебная группа постоянна из учащихся 2 класса. Процесс обучения строится с учётом особенностей развития учащихся этого возраста, познавательной активности и потребности в саморазвитии.

                                              Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на один года обучения. Продолжительность – 34 недели, режим занятий - 1 раз в неделю.

                Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Брянский край. Природа родного края» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

            Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Природа родного края», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Учащийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Учащийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Учащийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты

В процессе освоения содержания курса у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты живой природы;  

-  работать с учебником,   энциклопедиями;

        - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;    

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

  Результаты обучения

        К концу 2 класса учащиеся должны знать:

            - неживую и живую природу;

 - сезонные явления природы;

- последовательность смены времен года и названия месяцев;

- зависимость природных явлений от смены времен года;

- народные и научные предсказания погоды

- дикорастущие и культурные растения родного края;

- диких и домашних животных;

- насекомых, рыб, птиц, зверей родного края;

- правила поведения в природе;

- охраняемые объекты и территории родного края;

- основные сведения о своем городе.

        К концу  2 класса учащиеся должны уметь:

- различать объекты неживой и живой природы;

- классифицировать объекты природы по существенным признакам;

 - рассказывать о явлениях живой природы, устанавливать взаимосвязи;

- приводить примеры погодных явлений;

- вести наблюдение за погодой, фиксировать результаты;

 - сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные группы растений и животных;

- узнавать животных на рисунке, описывать их по плану;

 - узнавать растения на рисунке, описывать их по плану;

  - вести наблюдения в природе под руководством учителя;

  - извлекать информацию из разных источников.    

                                                                                                                   

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

•  установления связи между сезонными изменениями в живой природе;

•  ухода за растениями;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•  оценки бережного или потребительского отношения к природе;

•  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

                                         

                                          Раздел 3. Тематическое планирование.

п/п

Дата

Содержание (тема занятия)

Количество часов

Примечание

1

01.09

В гостях у осени. Краски осени

1

2

08.09

В царстве растений

1

3

15.09

Осенние прогулки по брянскому лесу

1

4

22.09

Загадки. Пословицы, поговорки об осени

1

5

29.09

Для самых любознательных. Соображалки

1

6

06.10

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме

1

7

13.10

В царстве рыб

1

8

20.10

Народные приметы осени

1

9

27.10

Происхождение названий месяцев

1

10

03.11

В гости к Зиме. Зимние месяцы

1

11

10.11

Народный зимний календарь

1

12

17.11

Для самых любознательных. Белая книга

1

13

24.11

Зимние слова. Февраль в народном календаре

1

14

01.12

Жизнь животных зимой

1

15

08.12

Для самых любознательных. Белая книга

1

16

15.12

Растения зимой

1

17

22.12

Зимние мотивы — стихи, песни, забавы

1

18

12.01

Как относятся к деревьям разных народов

1

19

19.01

В гости к Весне. К истокам слова.

1

20

26.01

Растения весной

1

21

02.02

Первоцветы Брянского края

1

22

09.02

Береза — символ России

1

23

16.02

Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!

1

24

02.03

Верные друзья

1

25

09.03

Звери весной

1

26

16.03

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки

1

27

23.03

Первые насекомые

1

28

30.03

В гостях у Лета. К истокам слова

1

29

06.04

Признаки хорошей погоды. Ненастья

1

30

13.04

Как образуется дождь?

1

31

20.04

Почему бывают грозы?

1

32

27.04

Отчего бывает радуга?

1

33

04.05

В лес по ягоды пойдем

1

34

11.05

Охраняемые природные территории и объекты

1

                                   

                                     

                                Раздел 4.Содержание курса внеурочной деятельности .

Беседа, викторина, встреча с интересными людьми, занятие-игра, посиделки, ярмарка, экскурсия, игра-путешествие

Устное изложение, беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, работы практические работы.

                            Раздел 1. В гостях у осени (9 ч.)

В гостях у осени. Краски осени. В царстве растений. Осенние прогулки по брянскому лесу.

Загадки. Пословицы, поговорки об осени. Для самых любознательных. Соображалки. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. В царстве рыб. Народные приметы осени.

Происхождение названий месяцев

                            Раздел 2. В гости к зиме (9 ч.)

В гости к Зиме. Зимние месяцы. Народный зимний календарь. Для самых любознательных. Новый год. Зимние слова. Февраль в народном календаре. Жизнь животных зимой. Для самых любознательных. Белая книга. Растения зимой. Зимние мотивы — стихи, песни, забавы. Как относятся к деревьям разных народов

                           Раздел 3. В гости к весне (9 ч.)

В гости к Весне. К истокам слова. Растения весной. Первоцветы Брянского края. Береза — символ России. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья! Верные друзья. Звери весной. Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Первые насекомые

                        Раздел 4. В гостях у лета (7 ч.)

 В гостях у Лета. К истокам слова. Признаки хорошей погоды. Ненастья. Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга? В лес по ягоды пойдем. Охраняемые природные территории и объекты

                       

                              Раздел 5. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Библиотечный фонд

Природа родного края. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных школ Н.Е. Пряникова.- Брянск: «Курсив» 2012

Технические средства обучения.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Колонки для компьютера

Карта Брянской области.

Электронные образовательные ресурсы.

Презентации с сайтов:

• http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

• http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3

• http://www.proshkolu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Кружок "Природа родного края"

В основе программы лежат следующие направления: нравственное  и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невоз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю" для 4 класса. Направление: духовно-нравственное...