Программа занятий внеурочной деятельности "Самара-край родной"
рабочая программа по теме

Михеева Мария Андреевна

Данная программа является составной частью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samara-kray_rodnoy.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  внеурочных занятий по краеведению  "Самара - край родной"

                                      Пояснительная  записка

   В связи с внедрением ФГОС второго поколения в начальное образование, краеведение приобретает все большее значение во внеурочной деятельности учащихся.
  Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Самары и Самарской области, с ее историческими и природными особенностями.
 Внеурочные занятия по  краеведению способствуют развитию  у  учащихся любви к  Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Академик Российской академии образования, историк  и краевед С.О.Шмидт  следующим  образом раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает  уважение к истокам нашим, к родной земле…»
 Основная
задача кружка «Самара - край родной» - освоение знаний о родном крае:  о его географии, климате, подземных сокровищах, животном  и растительном мире,  национальных культурах  и хозяйственной деятельности людей.
 Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям обучаемых, а, с другой стороны, предоставляет возможность получения опыта работы на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.                  

   ЗаЗаЗанятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важннравственных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан забот заботиться  о сохранении исторического и культурного наследия,  беречь  памятпамятники истории и культуры». Каждый обязан  сохранять  природу и окруоокружающую  среду, бережно  относиться к природным богатствам».

      Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить  и трудиться в своем городе, районе, крае,  участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач.

   Цели программы:
Образовательные:

  - знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических особенностях Самарской области;

-  расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории,  географии родного края.                      

Метапредметные:

  - формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность;

 - развитие умения систематизировать и использовать полученные знания  для практической деятельности.

Личностные:

-  привитие детям интереса к истории и культуре родного края, его природе и географии;

- выработка дисциплины, усидчивости, умения самостоятельно мыслить, взаимодействовать  с другими учащимися и педагогом;

-  воспитание патриотического отношения к родному краю, а также формирование позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.

Задачи:

   - формировать у детей интерес к изучению истории, географии, культуре своей семьи, города, края;

 - учить осмысливать связь времен, попытавшись найти  и закрепить живую нить памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом; 

- знакомить учащихся с основами вспомогательных исторических  и географических дисциплин, с различными видами искусств, развитыми в нашем крае и с видными деятелями науки и культуры;

- добиваться широкого охвата учащихся и вызвать интерес к проводимым занятиям;

   -активизировать деятельность учащихся на проводимых занятиях разнообразными видами;

     - обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий, поездок, посещения  общественных мест.                

Методы и формы познавательной деятельности учащихся

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела;  групповые тренинги.

Изучение программы предполагает  также широкое использование активных  методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными  источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.

 Объект деятельности

Данная программа рассчитана для внеурочной работы с детьми 7-10 лет.

Место курса «Самара – край родной» в программе внеурочной деятельности.

Данный курс расчитан на 169 часов, из них 1 год – 33 часа, 2 год – 68 часов, 3 год – 68 часов.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы предполагает в области познавательных УУД :

  • осуществление  поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его истории;

    - систематизацию краеведческих знаний;

в области регулятивных УУД:

-  принятие и сохранение учебной задачи;

-  учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;

-  планирование  своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

   в области личностных УУД:

-  проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи и малой родины.  

- уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;

- проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;

в области коммуникативных УУД:

 -   формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе.

  - побуждение интереса  к самопознанию;

  -  использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний;

-  формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- умение задавать вопросы.

                          

 

 Тематическое планирование занятий

ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”  (33ч.)

Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

Краеведение- наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

1

2

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой области. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

2

3

Самарская земля.

Физико-географическая характеристика области. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. Экскурсия в зоологический музей.

4

4

 Жемчужины Самарской области.

Легенды Жигулей. Сказки. Памятники природы. Красная книга Самарской области.

4

5

Топонимика Самарской области.

Понятие о топонимике. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Самарской области. Название районов и некоторых улиц города. Их происхождение.

3

6

Реки, давшие название и жизнь нашему городу.

Река Самара. Река Волга. Легенды и предания о происхождении названий рек. Стихи о Волге. Волга в произведениях писателей и на картинах художников. Современное состояние реки. Экология.

4

7

Наш дом родной.

Экскурсия по городу.

3

8

Откуда пошёл мой род.

Понятие «родословная». Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. Презентация работ учащихся.

3

9

Самарская земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями о Самаре.

2

10

Самарские писатели и поэты – детям.

Знакомство с произведениями братьев Бондаренко,  С.Эйдлина, Ю.Денисова и др., их анализ.

2

11

Я и мой город.

Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.

3

12

Подводим итоги работы кружка за год.

Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

2

ВТОРОЙ ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ” (68ч)

Задача второго года занятий- развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в области и городе, знакомство с нашими земляками, участниками Великой Отечественной войны и локальных войн.

1

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории района. Волжская
Булгария.

4

2

Здесь пыль веков.

Экскурсия в  краеведческий музей.

4

3

О чём рассказали книги.

Экскурсия в  районную библиотеку. Знакомство  с краеведческой литературой.

2

4

Первые русские поселения.

История появления на карте области первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями русского народа и других народов Поволжья. Работа с архивным материалом.

6

5

Вся власть Советам!

Установление советской власти в нашем городе. Мероприятия Советской власти.

4

6

Столкновение различных политических сил.

Гражданская война на территории нашего района. С белочехами. В.И. Чапаев. Окончание гражданской войны.

4

7

У каждого своя судьба.

Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

3

8

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

Наш город и район в годы войны. Тыл - фронту. История заводов и фабрик. Работа с архивными источниками.

6

9

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Знакомство с «Книгой Памяти”. Наши земляки- Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Военная доблесть наших земляков.

6

10

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах. Составление собственной «Книги Памяти».

8

11

История моей страны в названиях улиц.

Названия улиц нашего города.

История в названиях улиц.

4

12

Мой город и авиация.

История появления заводов авиационного профиля в Куйбышеве. Знаменитые инженеры-конструкторы и заводчане.

Виды выпускаемой продукции заводов. Самолеты военные и гражданские.

4

13

Самара-город космический.

Участие  предприятий г. Куйбышева и Самары в ракетостоительной промышленности страны. Вклад Д.И. Козлова в развитие космической отрасли промышленности.
Самарские космонавты.

4

14

С днем рождения, Самара!

Что такое «День города». Когда и зачем его празднуют.

2

15

Подготовка  проектных творческих работ учащихсяя

Выбор темы. Обсуждение плана работы.  Поиск и компоновка материала. Оформление.

3

16

Подводим итоги работы кружка.

 Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

4

ТРЕТИЙ ГОД. ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ САМАРСКОЙ

Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.

1

Святые подвижники Самарской земли

Житие митрополита Алексия.  Экскурсия к часовне Алексия и в Иверский монастырь

6

2

Храмы Самары и Самарской области.

Презентация о православных храмах. Экскурсия.

6

3

Самара – содружество народов и религий.

Содружество конфессий в нашей области. Знакомство с храмами разных вер.

6

4

Создатели великой русской литературы

Писатели и поэты 19 века на Самарской земле.

4

5

Рассказ о великом семьянине.

Алексей Толстой в нашем городе. Экскурсия в усадьбу-музей А.Н. Толстого

3

6

Человек своего времени.

И. Левитан и его творчество на Самарской земле.  Экскурсия в дом-музей И.Репина в село Ширяево

10

7

Самара - город космический.

 Заводы космической и авиационной промышленности Знаменитые инженеры- конструкторы. С. Козлов – почетный гражданин нашего города. Летчики-космонавты г. Куйбышева и Самары

3

8

Самара - город космический.

Посещение музея СГАУ и музея – ракеты.

5

9

“Не позволяй душе лениться»

Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий

5

10

Добро создаваемое добрыми руками.

Экскурсия на фабрику мягких игрушек.

4

11

Гордое звание – учитель.

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки - презентации.

6

12

Люди в белых халатах.

Известные врачи нашего города. Сбор материала о выдающихся врачах и медсёстрах.

4

13

Подводим итоги работы кружка.

 Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

2

 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

программа по внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА 4кл

программа по внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА  4кл с указанием всех формируемых УУД...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Язык родной, дружи со мной!" 3-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Язык родной, дружи со мной!» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...