РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мой край родной»
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Каменск-Шахтинский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ гимназии №12
Приказ от__________ №_______
Подпись руководителя_________
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по___внеурочной деятельности «Мой край родной»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ, 1 КЛАСС_
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 33
Учитель Пасечник Светлана Викторовна
(ФИО)
2014 г.
1.Пояснительная записка
Правильно организованное гражданско-правовое образование, включающее в себя обучение и воспитание, способствует развитию демократического государства в России на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности.
Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.
Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.
Программа имеет следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.
Нравственный аспект способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.
Гражданско-правовое направление позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.
Цель программы – развивать способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
Основные задачи:
- формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
- формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
- способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
- получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов учебного плана);
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам станицы, города, района, изучения учебных дисциплин);
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Ростовской области, (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях)
- участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
- получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
Организация занятий
Программа составлена из расчёта 1 час в неделю для 1 класса - 33 занятия.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.)
Организационно-методические условия
В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
- системность;
- единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
- стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
- постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.
Методы и формы обучения
Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы.
Формой проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как урок-путешествие.
Межпредметные связи
Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Обучение грамоте», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражены различные формы проведения занятий: проведение бесед, мультимедийных занятий, праздников, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | «Школа – мой дом родной» | 11 | Осознать свою новую роль - «школьник». Развивать аналитико-синтетическое восприятие. Учиться работать в парах. Формировать толерантные отношения к другим людям. Уметь находить структурно-речевые связи между высказываниями, разрешать конфликтные ситуации. Воспитывать чувства дружелюбия, справедливости, уважения друг к другу, самостоятельность. Воспитывать бережное отношение и уважение к книге; школьному имуществу; внимательное отношение к ученикам и учителям. Знать права и обязанности школьника. |
2 | Каменск-Шахтинский – моя маленькая Родина» | 10 | Знать название своего города, достопримечательности, историю своего города. Определять и оценивать поступки героев. |
3 | Донской край – моя Родина | 12 | Знать название своей области, главного города области, достопримечательности, символику Ростовской области. |
Итого: | 33 |
Содержание программы
I раздел «Школа – мой дом родной»- 11 ч.
Я школьник. Я среди других. История гимназии. Герб, гимн гимназии. Школа – мой дом родной и я хозяин в нём (дискуссия о бережном отношении к школьному имуществу). Акция «Наш чистый школьный двор». Учителя и ученики. Поведение в школе. Правила поведения в столовой, на спортивной площадке, на лестнице. Общение со сверстниками, уважение друг к другу.
II раздел «Каменск-Шахтинский - моя маленькая Родина» – 10 ч.
Экскурсия в Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Достопримечательности г. Каменска-Шахтинского. Символика.
Пою моё Отечество (конкурс патриотических стихотворений и рисунков).
III раздел «Донской край – моя Родина» - 12 ч.
Экскурсия в музей. Из истории Донского края. Символика Ростовской области. Герб Ростовской области. Гимн, флаг Ростовской области.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
и ключевым компетенциям
В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание:
- общечеловеческих ценностей;
- прав человека на образование в РФ;
- государственных символов России, края, города;
- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;
- прав и обязанностей обучающихся;
- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
- правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Деятельностная составляющая - умения:
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Ценностная составляющая – проявление личностных свойств и качеств в решении жизненно важных задач:
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- честность;
- целеустремлённость;
-трудолюбие;
- самодеятельность и самостоятельность;
- жизнестойкость.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
- Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы и виды контроля:
устный журнал, уроки – отчёты, акция ко дню пожилого человека, конкурсы стихов и сочинений, праздники, соревнования, фестиваль, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, дискуссии, практикумы.
Календарно-тематическое планирование
33 ч (1 ч в нед.)
№ П/П | Наименование разделов и тем | Часы | Число | |
1. ШКОЛА – МОЙ ДОМ РОДНОЙ (11 Ч) | ||||
1 | Я – школьник | 1 | ||
2 | Экскурсия по школе | 1 | ||
3 | История гимназии. Герб гимназии | 1 | ||
6 | Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | ||
7 | Наш школьный двор | 1 | ||
8 | Правила поведения в школе | 1 | ||
9 | Общение со сверстниками | 1 | ||
10 | Мой класс | 1 | ||
11 | Праздник «Посвящение в первоклассники» (подготовка и проведение) | 3 | ||
2. КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ – МОЯ МАЛЕНЬКАЯ РОДИНА (10 Ч) | ||||
1 | Каменск-Шахтинский – моя малая Родина | 2 | ||
2 | Экскурсия в Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества | 1 | ||
3 | Каменск-Шахтинский - станица Каменская | 1 | ||
4 | Достопримечательности г. Каменска-Шахтинского | 1 | ||
5 | Экскурсия в эколого-биологический центр учащихся | 2 | ||
6 | Экскурсия по городу | 2 |
| |
7 | Конкурс рисунков «Мой город» | 1 |
| |
3. ДОНСКОЙ КРАЙ – МОЯ РОДИНА (12 Ч) | ||||
1 | Донской край – моя Родина | 2 | ||
2 | Герб, гимн, флаг Ростовской области | 1 | ||
3 | История Донского края | 1 | ||
4 | Ростов-на-Дону – столица Донского края | 1 | ||
5 | Экскурсия в г. Ростов-на-Дону (зоопарк, театр и др.) | 4 | ||
6 | Моё Отечество (конкурс патриотических рисунков, стихов) | 1 | ||
7 | Викторина «Мой край» | 1 | ||
8 | Итоговое занятие | 1 | ||
Всего: | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"
Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...
Программа занятий внеурочной деятельности "Самара-край родной"
Данная программа является составной частью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс
Программа содержит календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш край родной" для 3 класса
Программа курса «Наш край родной» позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по духовно – нравственному направлению. Целью духовно-нравственного развития, воспитания ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 3 класс
Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, ООП ООО школы и "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование". (Стандарты второго поколени...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 1 класс
Рабочая программа разработана на основе ФГОС и "Примерных программ внеурочной деятельности". Рассчитана на 1 год....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 2 класс
Рабочая программа разработана на основе ФГОС и Примерных программ внеурочной деятельности. Рассчитана на 1 год....