Технологическая карта внеурочного занятия "Мой Санкт-Петербург"
план-конспект занятия (3 класс)

Безруких Вероника Арсеньевна

Тема: Мой Санкт-Петербург

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о Санкт-Петербурге.

Задачи:

1.Формировать у учащихся познавательный интерес к истории Санкт- Петербурга, первичных знаний о символике города, о главных достопримечательностях Санкт- Петербурга.  

2. Отрабатывать краеведческие умения: грамотно произносить, писать и применять термины и понятия, ориентироваться по карте - схеме, уметь по описанию определять памятники и достопримечательности города.

      3. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений.

      4. Формирование чувства товарищества, взаимоуважения, умение работать в группе,         сотрудничать, толерантного отношения друг к другу

 

Игра составлена для учащихся начальных классов.

Выбирается жюри.

Для проведения игры класс делится на 4 команды. Каждая команда формируется методом жеребьевки. Члены команды самостоятельно выбирают командира. Названия:

« Медный всадник»

« Летний сад»

« Эрмитаж»

« Петропавловка»

Командиры получают маршрутные листы и передвигаются от « станции» к « станции».

4 станции: « Загадочный Петербург»

                    « Историческая»

                    « Верите ли вы, что…»

                    « Прогулка по городу»

              

На каждой станции команда получает определенное количество баллов, которые заносятся в « маршрутный лист». Если участники команды дают дополнительные ответы, то получают дополнительные баллы. Члены жюри подводят итоги. Награждают.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_sankt-peterburg.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

внеурочного занятия на тему:

«Мой Санкт-Петербург»

проведенного в ГБОУСОШ №51

воспитателем:

Никифоровой Вероникой Арсеньевной

Санкт-Петербург

2019

Тема: Мой Санкт-Петербург

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о Санкт-Петербурге.

Задачи:

1.Формировать у учащихся познавательный интерес к истории Санкт- Петербурга, первичных знаний о символике города, о главных достопримечательностях Санкт- Петербурга.  

2. Отрабатывать краеведческие умения: грамотно произносить, писать и применять термины и понятия, ориентироваться по карте - схеме, уметь по описанию определять памятники и достопримечательности города.

      3. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений.

      4. Формирование чувства товарищества, взаимоуважения, умение работать в группе,         сотрудничать, толерантного отношения друг к другу

 

Игра составлена для учащихся начальных классов.

Выбирается жюри.

Для проведения игры класс делится на 4 команды. Каждая команда формируется методом жеребьевки. Члены команды самостоятельно выбирают командира. Названия:

« Медный всадник»

« Летний сад»

« Эрмитаж»

« Петропавловка»

Командиры получают маршрутные листы и передвигаются от « станции» к « станции».

4 станции: « Загадочный Петербург»

                    « Историческая»

                    « Верите ли вы, что…»

                    « Прогулка по городу»

               

На каждой станции команда получает определенное количество баллов, которые заносятся в « маршрутный лист». Если участники команды дают дополнительные ответы, то получают дополнительные баллы. Члены жюри подводят итоги. Награждают.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИНИКА

  1. Орг.момент
  2. Мы собрались с вами, чтобы провести наш последний урок в 3 классе. А так как мы – петербуржцы, то я предлагаю этот урок посвятить нашему городу. Сегодня вы  сможете показать свои знания о нашем прекрасном городе и посоревноваться  - кто лучше знает Петербург. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Также  в конце занятия будут определены самые активные игроки.

Для проведения игры мы путем жеребьевки разделимся на 4 команды и узнаем, как будет называться ваша команда ( « Эрмитаж», « Медный всадник», « Петропавловка» « Летний сад»)

Ваша задача по моей команде быстро перемещаться по классу, найти свою команду и выбрать командира.

Подготовка к занятию. Приветствие педагога.

Представьте своего командира.

Командирам получить  маршрутные листы.

Каждая команда  получил свой маршрутный лист. Вы посетите 4 станции.  На каждой станции вас будут ждать мои помощники.  На каждой станции за правильные ответы зарабатываете баллы. Вы можете взять помощь родителей один раз.

Начинаем наше путешествие с разминки.  Каждой команде задаю вопрос – ответ – жетон. Если команда не знает, то может любая команда дать ответ.  

  1. Назовите день рождения нашего города? (27 мая)
  2. В честь кого назван наш город? (В честь святого Петра)
  3. На каком острове построена Петропавловская крепость? (На Заячьем острове)
  4. Кому установлен памятник в Петербурге на Каменной скале? (Петру I)
  5. Назовите самый старый сад в Петербурге? (Летний сад)
  6. В каком саду собраны растения со всего мира? (В Ботаническом саду)
  7. Назовите исток Невы? (Ладожское озеро)
  8. Куда впадает Нева? (В Финский залив Балтийского Моря)
  9. Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
  10. Где звери никогда не покидают своего хозяина? (У памятника И.А. Крылову в Летнем саду)
  11. Какие скульптуры приехали к нам с берегов реки Нил в Египте? (Сфинксы)
  12. Какому русскому поэту установлен памятник перед Русским музеем? (А.С. Пушкину)
  13. Священное место для петербуржцев, где горит вечный огонь и находится памятник Родина-Мать? (Пискаревское Мемориальное Кладбище)
  14.  Назовите первый музей в России. ( Кунстамера)
  15. Какая колонна стоит под тяжестью своего веса? ( Александровская )
  16.  Сколько островов насчитывается в Санкт- Петербурге? ( 46)

Подведение итогов

Выполнение учащимися задания.

Читают про себя, отмечают. По одному человеку зачитывают вслух, остальные с помощью сигнальных карточек выражают свое мнение на местах.

Путешествие по станциям.

I станция « Загадочный Петербург».

Задание:

Царь остров в устье указал,

 И поднялись за валом вал

 Шесть бастионов над рекой:

 Нарышкин, Зотов, Трубецкой,

 Головкин, Меншиков, один

 Был Государев. Шесть куртин

 Сковали крепко островок.

 Теперь врагов и на порог

  Не пустит русская река,

  Пускай смирят свирепость,

  Узнав, что встала на века

  Здесь… (Петропавловская крепость)!

Высоких не любил хором

Царь Пётр. И первый царский дом

Велел срубить по росту.

В нем по-солдатски просто

Он жил, работал и мечтал…

Был царь велик, а домик мал

(Под крышей черепичной,

Раскрашен под кирпичный).

Прошли года. Стал домик стар.

В огромный убран был футляр.

Дом память о Петре хранит,

И в нём История царит! ( Домик Петра I) 

Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас там огромный музей,

Города гордость и Родины всей.

( Эрмитаж)

 Красивый мост, любимый нами, 
Известен четырьмя конями. 
Но имя носит он не Клодта, 
А полковника, чья рота 
Здесь мост срубила из осины. 
( Аничков мост)

Памятник из бронзы:

Честь царю, хвала!

Мчится, словно ветер,

Конь тянет удила.

На коне сидит герой,

Он красивый, молодой,

Это- память в честь Петра,

Много сделал он добра.

Скачет воин в будни, в праздник,

А зовется…(Медный всадник)

Собору огромному равного нет.

Его возводили почти сорок лет!

Какой многотрудной должна быть работа,

Чтоб встали вокруг сто двенадцать колонн

И купол в лучах засверкал позолотой!

Но кто ж архитектор? Известен вам он.

Построил в столице собор-великан

Зодчий великий Огюст Монферран.

(Исаакиевский собор)

Есть в Петербурге чудо-сад

Украшен кружевом оград

Дворец в нем есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад?

( Летний сад)

Пётр диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей.
(Кунсткамера)

В начале Невского стоит

Прекрасно здание на вид.

Колонны, статуи и шпиль,

И только в вышине

Горит кораблик золотой

Весь в солнечном огне.

( Адмиралтейство)

Сердится что-то старушка Нева ! 

Хочется ей проглотить острова,

 Биться волной о прибрежный гранит, 

Выплеснуть воды и бед натворить,

Чтобы кругом оборвалось движенье!

 Как называется это явленье?

                                           (Наводнение)

На площади столпотворение! 
Вот начался подъём столпа. 
Пришли канаты в натяжение 
Скрипят колёса… В напряжении 
Притихла горожан толпа. 
А вдруг неправильный расчёт? 
Махина рухнет, упадёт! 
Глаза рукою прикрыла дама… 
Но нет! Колонна встала прямо! 
Исполнен грандиозный план. 
В веках прославлен Монферран.
(Александровская колонна)

Храм распахнул колоннаду дугой.

Вознёсся над куполом крест золотой.

Взят пудостский камень для стен и колонн

(Для храма впервые использован он).

На Невском, где всё изумляет наш взор,

Воздвиг Воронихин …( Казанский собор)

Читает стихотворение заранее подготовленный ученик.

Ученики из других команд по одному отвечают.

I I станция « Историческая»

Задание:

Впиши пропущенные слова и расскажи о Санкт- Петербурге. Можно использовать слова « для справок»

День рождения Санкт-Петербурга __________. Город основал ____________. Название Санкт – Петербург означает – город _______________.Обычно у городов, как и у людей, бывает одно имя. Название нашего города менялось несколько раз: ____________________________, _____________________________, ____________________________, _____________________________.

У каждого города есть свой герб. На гербе отражены самые главные черты города. Его основа – красный _________. На щите изображены ____________ якорь и _______________ якорь. На якоря положен ________________ .

Главная водная артерия Санкт- Петербурга река ________________. Она вытекает из ____________________ и впадает в _________________________. Длина главной реки ______________. Санкт- Петербург называют _________________________так как много ________________. В городе насчитывается около ____________ островов.

( Санкт- Петербург, Ладожское озеро, Ленинград, Финский залив, Нева, апостол Петр, Петр I, 24 мая, 27 мая,  1703 год, 1810 год, 2006 год, скипетр, щит, северная Венеция, 72 км, 64 км, 74 км, якоря, корабли, 46, 116, 6).

Ученики работают самостоятельно.

После выполненной работы , выполняют проверку вместе с учителем

I I I станция « Верите ли вы, что…»

  • 27 мая   считается днем рождения  Санкт-Петербурга.
  • Санкт-Петербургу исполнилось более 500 лет
  • В Петропавловской крепости 5 куртин и 8 бастионов
  • для Петра Первого срубили домик-дворец на Березовом острове всего за 3 дня
  • рост Петра Первого был 1м 99см
  • Доменико Трезини – первый архитектор Санкт-Петербурга
  • ангел на колокольне Петропавловского собора, символ нашего города, хранитель Санкт-Петербурга – флюгер
  • при Петре Первом в Летнем саду проводились общегородские спортивные соревнования
  • Кунсткамера – первый музей нашего города
  • в первые годы, дабы приучить людей ходить в музеи, посетителям полагалось угощение
  •  Архитектор Зимнего дворца – Доменико Трезини
  • Александровская колонна весит 600 тонн и стоит под тяжестью собственного веса без всякого крепления
  • Ростральные колонны – маяки
  • Ростральные колонны украшены рострами – носами кораблей, поэтому изначально они назывались носальными маяками.
  • Медный всадник – гигантская конная скульптура, правда сделана она не из меди
  • Мариинский дворец так называется так, потому что был построен для дочери Николая Первого
  • Аничков дворец так называется, потому что был построен для императрицы Анны Иоанновны
  • На строительство Исаакиевского собора ушло более 80 лет
  •  (звукозапись) – гимн Санкт-Петербурга

Ученики каждой команд отвечают.

Если ответ неверный, то вопрос переходит следующей команде.

IV станция « Прогулка по городу»

Задание:

К вам приехал гость из другой страны и просит показать город.

Вы пришли на Невский проспект и начали прогулку от площади Восстания.

Расположите памятники архитектуры на схеме.

( схема Невского проспекта в рисунках).

( памятники архитектуры: Аничков дворец, Аничков мост, Казанский собор, Адмиралтейство, Эрмитаж, Медный всадник)

Выполняют в командах. После каждая команда предоставляет небольшой отзыв.

Игра для родителей « Литературный Петербург»

Задание:

Читаем отрывок из произведения. Узнайте автора и назовите места города, с какими связано его имя.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак блеск безлунный

Когда я в комнате моей…

Ответ: ( А. С. Пушкин. Мойка,д.12; памятник А. С. Пушкину на площади Исскуств)

Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок:

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…а сам с ноготок!

Ответ: ( Н. Некрасов. Улица Некрасова, музей Н. Некрасова)

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна вредна но только все не впрок

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду лиса близехонько бежала...

Ответ: ( И. А. Крылов. Памятник И.А. Крыловы в Летнем саду)

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Ответ: (С. Я. Маршак. Учился в школе № 181 г. Санкт- Петербурга)

Подведение итогов, награждение победителей.

(во время работы жюри, ребята читают стихи, показывают сценки по истории города)

Слово родителям, награждение.

Заранее подготовленный хорошо читающий ученик , зачитывает стихотворение.

Команды отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов. Рефлексия.

Награждение победителей викторины!

Станция « Историческая»

Задание:

Впиши пропущенные слова и расскажи о Санкт- Петербурге. Можно использовать слова « для справок»

День рождения Санкт-Петербурга __________. Город основал ____________. Название Санкт – Петербург означает – город _______________.Обычно у городов, как и у людей, бывает одно имя. Название нашего города менялось несколько раз: ____________________________, _____________________________, ____________________________, _____________________________.

У каждого города есть свой герб. На гербе отражены самые главные черты города. Его основа – красный _________. На щите изображены ____________ якорь и _______________ якорь. На якоря положен ________________ .

Главная водная артерия Санкт- Петербурга река ________________. Она вытекает из ____________________ и впадает в _________________________. Длина главной реки ______________. Санкт- Петербург называют _________________________так как много ________________. В городе насчитывается около ____________ островов.

( Санкт- Петербург, Ладожское озеро, Ленинград, Финский залив, Нева, апостол Петр, Петр I, 24 мая, 27 мая,  1703 год, 1810 год, 2006 год, скипетр, щит, северная Венеция, 72 км, 64 км, 74 км, якоря, корабли, 46, 116, 6).

Ответ:

День рождения Санкт-Петербурга (27  ( 16) мая 1703года). Город основал (Петр I). Название Санкт – Петербург означает – город (апостола Петра). Обычно у городов, как и у людей, бывает одно имя. Название нашего города менялось несколько раз:

( Санкт – Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт- Петербург).

У каждого города есть свой герб. На гербе отражены самые главные черты города. Его основа – красный (щит). На щите изображены речной ( якорь) и морской

( якорь).На якоря положен ( скипетр).

Главная водная артерия Санкт- Петербурга река (Нева). Она вытекает из (Ладожского озера) и впадает в ( Финский залив).Длина главной реки (74 км) Санкт- Петербург называют (« Северной Венецией»), так как много (рек и каналов ). В городе насчитывается около ( 46 ) островов.

Список литературы:

1. А.С. Пушкин. Избранные сочинения. Т.1. Москва, Художественная литература, 1978

2. Н. Некрасов. Стихи. Детгиз, 1948

3. Иван Крылов. Басни. Москва, Астрель, 2003

4. С. Маршак. Любимые детские стихи. Санкт-Петербург, Химия, 1993

5. Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. Санкт- Петербург, СМИО Пресс, 2003

6. Ефимовский Е. Петербург в загадках. Санкт- Петербург, НОРИНТ, 2004

7. Бирюхова Е. Загадки о Санкт- Петербурге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.

Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...

Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».

Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс

Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Санкт Петербург - это наш город!"

Программа для ознакомления детей первого класса с  Санкт - Петербургом.Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дет...