Рабочая программа внеурочной деятельности "Санкт Петербург - это наш город!"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Программа для ознакомления детей первого класса с Санкт - Петербургом.
Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дети научатся ориентироваться на городских улицах и площадях, освоят правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках.
Возраст младшего школьника является периодом становления личности, активного освоения многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются нравственные, трудовые, социальные установки личности; основы мировоззрения, миропонимания; гражданские ориентиры, принципы россиянина. Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия родного города даст возможность приобщиться школьникам к духовным ценностям, позволяит осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Санкт - Петербург- это наш город! | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: Патриотическое
кружок
«Санкт –Петербург – это наш город!»
1 класс
Савельева Юлия Геннадьевна
Воспитатель ГПД
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 688
Приморского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка.
Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дети научатся ориентироваться на городских улицах и площадях, освоят правила межличностной коммуникации и поведения, в том числе в музеях, театрах библиотеках.
Возраст младшего школьника является периодом становления личности, активного освоения многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются нравственные, трудовые, социальные установки личности; основы мировоззрения, миропонимания; гражданские ориентиры, принципы россиянина. Кроме практических результатов, изучение уникального культурного наследия родного города даст возможность приобщиться школьникам к духовным ценностям, позволяит осознать значимость окружающего микромира, выработать индивидуально-личностные отношения к Санкт-Петербургу. Именно поэтому важным итогом реализации программы является развитие у учащихся таких чувств как гордость за свой город, бережное отношение к памятникам наследия, уважение к землякам, сопричастность к судьбе края.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».
Цель программы
Создать условия для:
- духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города;
- приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны);
- получения опыта социального действия.
Развивать эмоциональное-образное, художественное мышление, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
Воспитывать:
- трепетное отношение к прошлому и ответственное отношение к будущему своего родного города.
- духовно-нравственные качества гражданина сквозь призму истории и культуры Санкт-Петербурга;
Повышать:
- уровень знаний и расширять представления у школьников разного этнического происхождения об истории и культуре Санкт-Петербурга;
- интерес к памятникам архитектуры, зодчества.
Формировать:
- образ Петербурга, уважения к его истории и культуре как неотъемлемой составляющей русской художественной культуры;
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство с историей создания "Санкт -Петербурга и его художественного наследия,
- Обозначение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные воспитателем.
- Обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своему городу.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- формировать потребности в саморазвитии и самореализации.
Содержание программы:
В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга; о географическом положении и климатических условиях города; о символах и их значении г. Санкт – Петербурга; наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на уроках. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Формы организации.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- Лекция
- проблемно-поисковые технологии;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- компьютерные технологии
- технология активных форм и методов обучения (деловые игры, круглые столы, мозговой штурм, анализ конкретной ситуации, практикумы, экскурсии);
- технологии, основанные на индивидуально - дифференцированном подходе к обучению (личностно-ориентированное обучение);
- технология учебного проектирования (метод проектов);
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Технические и другие средства обучения
- печатные (учебные пособия, рабочие листы, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «У истоков Санкт - Петербурга» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.
Календарно –Тематическое планирование
№ | Тема занятия | время | дата |
1 | Введение: «Санкт –Петербург это наш город» (картограф, рассматривание фото иллюстраций, книг о городе, игра «приглашаю на экскурсию») | 1 час | |
2 | «Город в котором я живу» (мой адрес, игра - считалка: «Люблю по городу гулять») | 1 час | |
3 | Наши любимые места в городе. (фото экскурсии из семейного альбома). Игра –считалка «Люблю по городу гулять» | 1 час | |
4 | «На дне древнего моря» (география, поселения, образование островов. )презентация | 1 час | |
5 | «Здесь будет город заложён» (личность Пётра I, заячий остров, закладка крепости, игра м.п.:«По болоту Пётр шёл») | 1 час | |
6 | Петропавловская крепость. (куртины, бастионы, равелины) презентация. Экскурсия в музей Петропавловской крепости. | 1 час | |
7 | Главный архитектор - Доменико Трезини (петровские ворота, Петропавловский собор. ) презентация | 1 час | |
8 | Практическая работа: макет Петропавловской крепости, собора. (Обозначение основных элементов.) | 1 час | |
9 | Викторина: «Что? Где? Когда?» | 1 час | |
10 | Домик Петра. Презентация. Мультфильм. | 1 час | |
11 | Адмиралтейство.(значение, история возникновения,) | 1 час | |
12 | Адмиралтейство (основные элементы архитектуры) Практическая работа.(конструирование) | 1 час | |
13 | Парадиз (первый порт, мост, площадь) Чтение, рассматривание иллюстрация. | 1 час | |
14 | Столица государства. Герб, гимн, флаг. | 1 час | |
15 | Закрепление пройденного. Настольная игра «Символы города» | 1 час | |
16 | Была на Неве высокая вода. Презентация. Экспериментирование. | 1 час | |
17 | Мойка, Фонтанка. (Презентация, игра м.п. «Бегемотик») | 1 час | |
18 | Блокада Ленинграда «Надо спасать детей» рассказ, фильм, слушание метронома. | 1 час | |
19 | Санкт –Петербург – город мостов. (основные виды мостов) Экскурсия: Троицкий мост. | 1 час | |
20 | Разводные мосты. (презентация, игра м.п. «Разводные мосты») | 1 час | |
21 | Необыкновенно красивые мосты. (считалка «Как на банковском мосту») работа с детской энциклопедией. | 1 час | |
22 | Закрепление пройденного: Кроссворд «Мосты» | 1 час | |
23 | Животные в скульптуре: звери и птицы. | 1 час | |
24 | Фантастические животные в городе. Лепка | 1 час | |
25 | Герои мифов в скульптуре. Практическое задание – лепка из глины | 1 час | |
26 | Атланты и кариатиды рисование. Слушание песни «Атланты» | 1 час | |
27 | Экскурсия : Дворцовая площадь. | 1 час | |
28 | «Живой город »( Сосуды, клетки, лёгкие города) | 1 час | |
29 | Город и горожане. Рассказы детей о прогулках по городу. | 1 час | |
30 | Чему и как учили детей в Петербурге в 19 в. (Царскосельский лицей) Презентация. Поиск информации в интернете. | 1 час | |
31 | Чему и как учили детей в Петербурге в 19 в. (Смольный институт) | 1 час | |
32 | Быт и жизненный уклад русских царей. Мультфильм «Вперёт в прошлое» интернет ресурс. | 1 час | |
33 | Дворцы и особняки 18-19 в.в презентация. Проектная работа. | 1 час | |
34 | Музей под открытым небом. Проект. | 1 час | |
35 | Стихи и песни посвящённые любимому городу. | 1 час | |
36 | Подведение итогов. Игра - викторина . | 1 час |
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности к своему городу, стране.
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- задавать вопросы;
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании.
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга.
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях.
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «город» и использовать эти понятия.
Список литературы:
1. Воспитание толерантности: опыт петербургской школы. Научно-методический сборник / науч. редактор Л. М. Ванюшкина. – СПб: СПб АППО, 2007.
2. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М «Просвещение» 2010
3. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб.: СМИО Пресс, 2010.
4. Каган М. С. Град Петров в русской культуре. – СПб., 1996.
5. ФГОС. Примерные программы начального общего образования. М «Просвещение», 2010
6. «Если вы живете в Петербурге…». Организация процесса освоения культурного наследия Санкт-Петербурга: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2012.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Под редакцией В. А. Горского М «Просвещение» 2011
8. Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.
9. Многонациональный Петербург: карта-путеводитель / науч. редактор Т. М. Смирнова. – СПб., 2010.
10. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы / Н. В. Бессонов, В. А. Дмитриев, В. А. Дымшиц и др.; научный редактор И. И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2002
11. Санкт-Петербург: энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.
12. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: энциклопедический справочник. – М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" 1 класс
Рабочая программа для кружка "История Санкт-Петербурга" для реализации во внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов (согласно ФГОС)...
Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса
Данная программа разработана мною для кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС)...
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс
Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста на основе пособий по истории города....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"
Программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу" основана на технологии дополненной реальности и имеет особые материально-технические требования....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Город белых ночей"
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга «Город белых ночей» разработана на основе авторской программы по краеведению "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитрие...