Дополнительная программа естественнонаучной направленности "Школа юного фермера" для детей 7-12 лет (краткосрочная)
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Программа "Школа юного фермера" решает задачи ранней профессиональной ориентации детей, знакомит с профессией фермера и с основами ведения современного фермерского хозяйства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности
«Школа юного фермера»
(краткосрочная)
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации: 10 дней
г.Челябинск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение. Пояснительная записка______________________________2
- Возрастные особенности школьнико7-12 лет_____________________8
- Планируемые результаты______________________________________10
- Учебно-тематический план____________________________________12
- Содержание Программы______________________________________ 14
- Учебно-методический комплекс________________________________15
- Материально-техническое обеспечение Программы ______________ 16
- Формы работы с родителями___________________________________17
- Список литературы___________________________________________19
Пояснительная записка
Летние каникулы – это продолжительный период свободного времени у школьников. Здесь большинство родителей сталкиваются проблемой организации отдыха детей с пользой. Исходя из этого, одной из главных задач организации летнего отдыха детей в городе является создание условий для саморазвития личности ребенка, что в дальнейшем должно обеспечить социальную адаптацию к самостоятельной жизни. Образование детей не должно осуществляться только в рамках учебного года. Оно должно постоянно присутствовать в жизни ребенка. Это привело к мысли о необходимости разработки краткосрочной образовательной общеразвивающей программы, которая удовлетворяет:
- запросам родителей на обеспечение организованного и содержательного отдыха детей летом;
- задачам ранней профессиональной ориентации детей;
- необходимости использования теоретических знаний детей в реализации поставленных целей и задач.
Решением данного вопроса может служить дополнительная общеразвивающая общеобразовательная краткосрочная программа «Школа юного фермера» (далее – Программа).
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Данная программа по своей направленности является естественнонаучной. Программа комплексная, то есть включает в себя разноплановую деятельность: отдых, образование, воспитание и формирование экологической культуры и культуры безопасности жизнедеятельности детей.
Постоянно меняющиеся условия и уровень жизни, требуют готовить детей свободных к самореализации во взрослой жизни. На российском рынке «Профессий будущего» появляются и активно внедряются новые профессии в современном сельском хозяйстве.
Технология сельскохозяйственного производства, т.е. приемы и способы разведения сельскохозяйственных животных, постоянно совершенствуются: появляются новые породы животных, возрастает роль компьютеризации, внедряются автоматизированные системы управления. Сельскому хозяйству требуются высококвалифицированные рабочие различных специальностей: операторы птицефабрик, овцеводческих и свиноводческих комплексов, операторы машинного доения и операторы по уходу за телятами и др.
Человек профессии будущего должен иметь огромные умения и навыки по уходу за животными и выращиванию экологически чистых культурных растений в черте города. Потребуется и понимание бережливого производства, безопасной жизнедеятельности в любых условиях.
Опыт показывает, что личные подсобные хозяйства могут быть существенным подспорьем в производстве мяса, молока и некоторых других продуктов, кроме того в них может использоваться труд лиц с ограниченной трудоспособностью. Работа на приусадебном участке и уход за животными дают людям моральное удовлетворение, способствует приучению к труду детей, общению с природой. Общаясь с животными на станции, дети получают допрофессиональную подготовку и социальную адаптацию в обществе.
Актуальность программы. Программа «Юный фермер» позволяет в большей степени учесть индивидуальные особенности детей, их интерес к цветоводству, овощеводству, животноводству. Много издано книг по ведению фермерского хозяйства, но они не адаптированы к пониманию их школьниками 7-12 лет.
Таким образом, актуальность программы в Челябинской области, а именно в Сосновском районе, где сложилась хорошая ситуация по первоначальному привлечению детей к будущей работе на селе, не вызывает сомнения.
Программа направлена на раннюю профессиональную ориентацию детей в области животноводства, землеводства и растениеводства.
Дает возможность учащимся за короткий срок познакомиться с профессией фермера; освоить умения и навыки по уходу за животными и выращиванию экологически чистых культурных растений.
Программа предусматривает знакомство с основами ведения современного фермерского хозяйства.
Особенность программы заключается в том, что разработана она на 10-ти дневное обучение детей от 7 до 12 лет с элементами игры. Данная программа осуществляется на площадке крестьянско-фермерского хозяйства и адаптирована под конкретных животных с использованием материально-технической базы «Семейного подворья», а также через взаимодействие с общеобразовательной школой поселка Садовый. Занятия проводят педагоги первой и высшей категории.
Широкие возрастные рамки объясняются тем, что задачи программы дают возможность детям любого возраста научиться правильно ухаживать за животными, изучать биологические особенности, историю приручения животных, условия правильного содержания и кормления.
Данная программа является практико-ориентированной, все изученное дети могут применять в дальнейшей жизни.
Программа содержит оптимальный объем знаний и навыков, необходимых для работы в коллективе, фермерских и крестьянских подсобных хозяйств.
Таким образом, программа не только способствует профориентации и социальной адаптации детей, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные качества.
Реализация программы осуществляется по трем направлениям:
- экологическое образование и воспитание;
- ранняя профессиональная ориентация детей;
- безопасность жизнедеятельности.
Экологическое образование и воспитание.
- Знакомство с современными методами, способами и возможностями выращивания экологически чистых культурных растений в городских условиях; содержание домашних животных.
- Приобщение к совместной трудовой деятельности с взрослыми по выращиванию экологически чистых культурных растений и заготовке корма.
- Пропаганда экологических знаний по сохранению природы.
- Общение со специалистами разных областей природопользования.
Ранняя профессиональная ориентация.
- Знакомство с основами ведения современного фермерского хозяйства и профессиями сельского хозяйства.
Безопасная жизнедеятельность.
- Ценность здоровья и здорового образа жизни.
- Оказание первой помощи при легких травмах (ушиб, порез, ожог).
- Безопасное поведение в условиях повседневной жизни и в различных ситуациях.
Цель программы:
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям через овладение современными способами и методами (познавательную, игровую, общественно-полезную трудовую деятельность) основ ведения фермерского хозяйства, в условиях формирования представлений о мире профессий, о понимании роля труда в жизни человека.
Задачи.
Обучающие задачи:
- Сформировать начальные знания по основам грамотного ведения современного фермерского хозяйства, с применением их на практике;
- Расширение знаний детей в области анатомии и физиологии животных
- Изучение зоогигиенических норм содержания и ухода за животными;
- Освоение теории и практики разведения и содержания животных;
- Познакомить с профессиями, связанными с фермерством;
Развивающие задачи:
- Формировать коммуникативные навыки самоорганизации;
- Формировать необходимость к познанию окружающего мира и самого себя;
- Формировать навыки и умения по уходу и содержанию животных, выращиванию экологически чистых кормов;
- Способствовать применению знаний и умений в исследовательской и проектной деятельности, а также при выборе будущей профессии.
- Формировать навыки работы со специальной литературой по содержанию животных.
- Развивать трудолюбие, аккуратность, настойчивость.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей культуру общения и поведения в социуме, социальную активность, культуру здорового и безопасного образа жизни;
- Воспитывать у детей чувство сострадания и ответственности за порученных им животных;
- Повышать интерес к профориентационной деятельности по вопросам содержания животных.
Отличительной особенностью программы является то, что она имеет профориентационную направленность и содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков.
Область применения программы.
Программа используется в системе дополнительного образования.
Продолжительность образовательного процесса.
Срок обучения – 10 дней.
Суточная нагрузка - 5 часов. Образовательная деятельность осуществляется два раз в день по 45 минут (1 академический час). Остальное время – игры, отдых, обед.
Набор в объединение свободный, т.е. посещать занятия может любой ребенок, проявляющий интерес к животным. Группы могут комплектоваться из детей разного возраста, что позволяет развивать у ребят старшего возраста качества воспитателя и чувства опеки над младшими товарищами. Занятия проводятся в группе из 10-15 человек. Работа предусматривает индивидуальные занятия. Родители могут присутствовать на занятиях, что дополнительно стимулирует детей для учебы.
Методологическую основу образовательной деятельности составляет личностно-деятельностный подход:
- развитие индивидуальности;
- духовно-нравственное развитие личности воспитанника.
Содержание и методика обучения, развития и воспитания определяется принципами педагогики:
- нравственная и творческая целенаправленность педагогического процесса;
- демократические взаимоотношения;
- развитие мотивации к творческой деятельности;
- развитие умений самообразования и самовоспитания
- принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, с учетом его индивидуальных особенностей, создаются благоприятные условия для раскрытия личности;
- принцип оптимальной дозировки нагрузки на каждого воспитанника в зависимости от его психологических и физиологических возможностей.
Возрастные особенности школьников 7-12 лет.
К 7 годам у школьников начинает формироваться так называемое словеснологическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждения, уметь аргументировать свою точку зрения. При работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта». Ученик 1 класса часто подменяет аргументацию и доказательства простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Особо трудно им «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос: «Что произойдет, если растение не поливать?». Именно поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Но не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?»; «папа твой, возможно, тоже умеет ездить на машине, но работает инженером (сантехником, поваром, врачом и т.п.), а не водителем». Нельзя забывать и о внимании. Внимание еще неустойчиво. Дети в первом классе (особенно первые 4 месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие диспуты (более 4-5 минут) о профессиях не эффективны. Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей (т.е. то, что им действительно интересно): играть, слушать и обсуждать, рисовать, разгадывать загадки, рассказывать о себе, фантазировать, разыгрывать сценки, угадывать «секреты» (что-либо спрятанное).
Восприятие детей 2-4 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми необходимо использовать упражнения на сравнения двух схожих объектов, предметов, явлений, слов, ситуаций и т.п.
Обучающиеся 5-6 классов могут не просто назвать предмет, но описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий необходимо уделять внимание описанию условий и орудий труда специалистов. Если первоклассники могут сохранять произвольное внимание в течение лишь 30-35 минут, то начиная со 2 класса, это время увеличивается до 40-45 минут. К окончанию 4-6 класса школьники должны быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также надо развивать умение распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям легче в парах, либо в группах.
На этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития восприятия, внимания, памяти. В этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами появляется произвольность. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть школьник 7-12 лет уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, что в будущем пригодится для осознанного профессионального самоопределения.
Таким образом, формы и методы обучения используются в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями и возможностями обучающихся.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате освоения программы:
Учащиеся будут знать:
- основы ведения современного фермерского хозяйства в городских условиях;
- основы новейших технологий по выращиванию культурных растений;
- особенности озеленения;
- основы ухода и содержания животных в современном фермерском хозяйстве;
- достоинства и недостатки кормов;
Учащиеся будут уметь:
- выращивать экологически чистые корма;
- проводить научно-исследовательские работы;
- находить нужную информацию с помощью справочной и энциклопедической литературы, а также в сети Интернет;
- правильно ухаживать за животными;
- заготавливать и хранить корма.
Личностные результаты.
- потребность сотрудничать со сверстниками;
- доброжелательное отношение к сверстникам;
- бесконфликтное поведение;
- стремление прислушиваться к мнению других;
- нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения учащихся, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства);
- толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества);
- понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;
- работать в группе, управлять поведением партнера;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, усталость, удивление, восхищение).
Познавательные универсальные учебные действия (УУД).
- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Формы и режим занятий.
При обучении используются основные формы и методы организации образовательного процесса.
Форма организации занятий: индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, игры, конкурсы, самостоятельные и практические работы, мастер-классы, встречи с интересными людьми.
Методы организации образовательного процесса:
- словесные (лекции, беседы, дискуссии);
- наглядные (метод иллюстрации, метод демонстрации);
- практические (наблюдения, проведение замеров, трудовые действия);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- проектный.
По итогам окончания курса «Юный фермер», обучающиеся получат дипломы (сертификаты).
Учебно-тематический план.
Название | Количество часов | |
теория | практика | |
| ||
1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
1.2 Знакомство с «Подворьем» | 1 | |
| ||
2.1 Введение в программу «Растениеводство» | 1 | |
2.2 Знакомство с травничеством. | 1 | |
| ||
3.1 Знакомство с профессией эколога | 1 | |
3.2 Знакомство с ландшафтным дизайном | 1 | |
| ||
4.1 Введение в животноводство | 1 | |
4.2 Биологические особенности. Породы сельскохозяйственных и домашних животных. | 1 | |
| ||
5.1 Продукция животноводства. | 1 | |
5.2 Презентация проектов «Моя мини-ферма; «Домашнее подворье». | 1 | |
| ||
6.1 Введение в птицеводство | 1 | |
6.2 Разведение домашней птицы | 1 | |
| ||
7.1 Знакомство с профессией ипполог и коневод. | 1 | |
7.2 Знакомство с профессией ипполог и коневод. | 1 | |
| ||
8.1 Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. | 1 | |
8.2 Методы определения подделки меда. | 1 | |
| ||
9.1 Профориентированный тренинг. | 1 | |
9.2 Анкетирование | 1 | |
| ||
Подведение итогов | 1 | |
ВСЕГО | 10 | 10 |
Содержание Программы «Школа юного фермера».
- Знакомство с «Семейным подворьем» (2ч.)
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Квест-игра на сплочение детского коллектива.
- День растениеводства (2ч.)
- Введение в «Растениеводство»
- Знакомство с травничеством. Лечебные травы.
Практика. Подготовка лука к посадке. Высадка растений (лук, редис, салат). Оформление дневника наблюдений.
Мастер-класс «Изготовление Иван-чая»
- День эколога (2ч.)
- Знакомство с профессией эколога.
- Знакомство с ландшафтным дизайном.
Практика. Мастер-класс по ландшафтному дизайну; самостоятельная работа детей.
- День животноводства (2ч.)
- Введение в животноводство.
- Биологические особенности. Породы сельскохозяйственных и домашних животных. Содержание и уход за домашними животными.
Практика. Мастер-класс по доению козы. Работа над проектом «Моя мини-ферма», «Домашнее подворье», «Я – фермер».
- День животноводства (2ч.)
- Продукция животноводства.
- Молоко и молочное дело. Химический состав молока и факторы, влияющие на него. Пищевое и биологическое значение молока и молочных продуктов в питании человека и в кормлении сельскохозяйственных животных.
- Яичная продукция. Требование к качеству пищевых яиц. Пищевое и биологическое значение яиц в питании человека и в кормлении сельскохозяйственных животных.
- Шерсть. Требования к качеству шерсти. Способы обработки.
Практика. Мастер-класс «Изготовление блинов».
- День птицеводства (2ч.)
- Введение в птицеводство.
- Разведение домашней птицы. Яйцекладка, насиживание. Выведение птиц в инкубаторе. Выращивание молодняка. Особенности ухода за молодняком.
Практика. Сбор яиц. Мастер-класс «Изготовление изделий из яиц, из перьев птиц». Самостоятельная работа детей. Выставка работ.
- День ипполога и коневода.
- Знакомство с профессиями ипполога и коневода.
- Знакомство с породами лошадей, их особенности.
Практика. Катание на лошади, на ослике.
- День пчеловода (2ч)
- Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. Общие сведения о пчелах и их роли в природе и хозяйственной деятельности человека. Пчеловодческий инвентарь. Устройство пасеки. Продукты пчеловодства.
- Методы определения подделки меда.
Практика. Мастер-класс «Определение подделки меда». Самостоятельная работа детей.
- День профориентации (2ч.)
- Профориентационный тренинг. Часть 1 и 2.
- Анкетирование.
Практика. Запекание картофеля на мангале.
- Прощание с «Подворьем» (2ч.)
Подведение итогов. Презентация и защита проектов «Моя мини-ферма», «Домашнее подворье», «Я – фермер».
Учебно-методический комплекс.
Учебно-методический комплекс (УМК) для программы «Школа юного фермера» разработан и скомплектован с целью достижения высоких результатов. В комплект входят следующие методические материалы, разработанные с учетом возрастных особенностей учащихся: конспекты занятий, презентации, разработки викторин, конкурсов, составление гербариев и описание полезных растений для кормления животных.
В результате обучения по УМК Программы у школьников открываются широкие возможности для организации проектной деятельности в рамках отдельных предметов и на межпредметной основе. Формируется система знаний и достигнутых результатов, выраженных в предметно-деятельностной форме; введение в профессию, подборка вопросов для викторин, организация выставок и творческих работ.
Материально-техническое обеспечение программы.
Реализация программы «Школа юного фермера» проводится на базе фермерского хозяйства «Семейное подворье» с использованием имеющихся животных и оборудования. Имеются учебный кабинет, оснащенный необходимой мебелью )столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы, наглядных пособий), а также техническими средствами обучения (аудио-, видео-проигрыватель, компьютер, презентации, видеофильмы).
№п\п | Наименование | Количество | Назначение |
1 | Кабинет | Для проведения занятий | |
2 | Столы, стулья | По количеству детей | Для проведения занятий |
3 | Тетради, карандаши, ручки | 15 | Для использования на занятиях |
4 | Набор таблиц, плакатов, карточек | Демонстрационный материал | |
5 | Инструменты: савки скребки лопаты метелки веники перчатки колбы | 4 4 4 4 4 4 4 | Для практических работ по уходу за животными |
6 | Методический материал | ||
Учебно-тематический план | 1 | Для проведения занятий | |
Планы-конспекты | |||
Диагностический инструментарий | Для оценки качества знаний, умений, навыков обучающихся | ||
Набор таблиц, плакатов, схем, карт | Для демонстрации | ||
Фильмы о животных | |||
Дидактический материал к разделам программы | |||
Методические разработки лабораторных и практических работ | Для проведения практической части программы | ||
Тестовые задания по темам и разделам (мониторинг) | Для проведения контроля | ||
Тематика исследовательских работ т рефератов |
Мониторинг.
Мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- Оптимизации работы с группой детей.
Формы работы с родителями.
№п\п | Организационная форма | Цель | Темы |
1 | День открытых дверей | Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами познавательного развития детей | «Знакомство с «Семейным подворьем», «Знакомство с программой «Юный фермер» |
2 | Тренинги | Вовлечение родителей в специально разработанные ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы | «Знакомство с сельскохозяйственными профессиями» |
3 | Мастер-классы | Овладение практическими навыками совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка | «Изготовление Иван-чая», «Оформление ландшафтного дизайна, «Доение козы», «Изготовление блинов», «Изготовление изделий из яиц, перьев птиц», «Определение подделки меда» |
4 | Проектная деятельность | Вовлечение родителей в совместную познавательную деятельность. Овладение способами коллективной мыслительной деятельности; освоения алгоритма создания проекта на основе потребностей ребенка. | Работа над проектами «Моя мини-ферма», «Домашнее подворье», «Я – фермер». Оформление дневник наблюдений. |
Список литературы
- Александров В.А. Приусадебное хозяйство/ В.А.Александров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 256с.
- Бурау И.Я. Загадки мира животных/И.Я.Бурау. – Д.:Сталкер, 2012. – 198с.
- Васильев Н. Ужаление пчел/ Н.Васильев//Пасека России.-2011.-№6.-15с.
- Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: Махаон, 2004.
- Елисеев В.В. Медоносный лес/В.В.Елисеев//Пчеловодство.
- Животноводство, Под ред. А.Е. Арзуманяна. – М.:Агропромиздат, 1986.
- Калашников А.П., Клейменов Н.И. и др. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат, 1985.
- Лисицина С.С., Россинская Т.Е. Как стать фермером. – Строитель, 1995.
- «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей Министерства образования и науки России» от 11.12.06. №6 – 1844.
- Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. – М.:Колос,1999.
- Парники и теплицы. – Донецк: Донеччина, 2000.
- Программно-методические материалы.Окружающий мир. Начальная школа/Сост.Е.О.Яременко – М.:Дрофа, 2001.
- Рахманов А.И. Домашний зооуголок/А.И.Рахманов. – Смоленск: Русич, 1015.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.:Центр. «Педагогический поиск», 2006. – 160с.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам/М.Ю.Савченко, Г.В.Резапкина. – М.: Вако, 2005. – 240с.
- Теремов А. Занимательная зоология/А.Теремов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. – 528с.
- Чугунов А.В. «Основы животноводства» уч.пособие для агропрофильных школ. Бичик, 2010.
Интернет ресурсы:
1.http://fermer.ru/book/export/html/236243 Фермерство и инновации в сельском хозяйстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)
Программа "Цветная экология" способствует широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-12759-1467737836.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-1010497-1541361962.jpg)
Учебная программа естественнонаучного направления «Юный краевед» для обучающихся 1 класса
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/19/picture-96157-1532018690.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Отличительной особенностью программы является то, что упор в образовательном процессе сделан на создание условий для успешного освоения обучающимися навыков практической составляющей исследовательской...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/10/picture-1489039-1696945786.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/07/picture-1536517-1728333454.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир природы» (для детей с ОВЗ)
Программа "Мир природы" вводит ребенка в удивительный мир природы, помогает узнать что – то новое. Дополнительные занятия помогут ребёнку с ОВЗ почувствовать себя значимым, д...