Дополнительная программа естественнонаучной направленности "Школа юного фермера" для детей 7-12 лет (краткосрочная)
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Программа "Школа юного фермера" решает задачи ранней профессиональной ориентации детей, знакомит с профессией фермера и с основами ведения современного фермерского хозяйства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_yunogo_fermera.docx | 50.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности
«Школа юного фермера»
(краткосрочная)
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации: 10 дней
г.Челябинск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение. Пояснительная записка______________________________2
- Возрастные особенности школьнико7-12 лет_____________________8
- Планируемые результаты______________________________________10
- Учебно-тематический план____________________________________12
- Содержание Программы______________________________________ 14
- Учебно-методический комплекс________________________________15
- Материально-техническое обеспечение Программы ______________ 16
- Формы работы с родителями___________________________________17
- Список литературы___________________________________________19
Пояснительная записка
Летние каникулы – это продолжительный период свободного времени у школьников. Здесь большинство родителей сталкиваются проблемой организации отдыха детей с пользой. Исходя из этого, одной из главных задач организации летнего отдыха детей в городе является создание условий для саморазвития личности ребенка, что в дальнейшем должно обеспечить социальную адаптацию к самостоятельной жизни. Образование детей не должно осуществляться только в рамках учебного года. Оно должно постоянно присутствовать в жизни ребенка. Это привело к мысли о необходимости разработки краткосрочной образовательной общеразвивающей программы, которая удовлетворяет:
- запросам родителей на обеспечение организованного и содержательного отдыха детей летом;
- задачам ранней профессиональной ориентации детей;
- необходимости использования теоретических знаний детей в реализации поставленных целей и задач.
Решением данного вопроса может служить дополнительная общеразвивающая общеобразовательная краткосрочная программа «Школа юного фермера» (далее – Программа).
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Данная программа по своей направленности является естественнонаучной. Программа комплексная, то есть включает в себя разноплановую деятельность: отдых, образование, воспитание и формирование экологической культуры и культуры безопасности жизнедеятельности детей.
Постоянно меняющиеся условия и уровень жизни, требуют готовить детей свободных к самореализации во взрослой жизни. На российском рынке «Профессий будущего» появляются и активно внедряются новые профессии в современном сельском хозяйстве.
Технология сельскохозяйственного производства, т.е. приемы и способы разведения сельскохозяйственных животных, постоянно совершенствуются: появляются новые породы животных, возрастает роль компьютеризации, внедряются автоматизированные системы управления. Сельскому хозяйству требуются высококвалифицированные рабочие различных специальностей: операторы птицефабрик, овцеводческих и свиноводческих комплексов, операторы машинного доения и операторы по уходу за телятами и др.
Человек профессии будущего должен иметь огромные умения и навыки по уходу за животными и выращиванию экологически чистых культурных растений в черте города. Потребуется и понимание бережливого производства, безопасной жизнедеятельности в любых условиях.
Опыт показывает, что личные подсобные хозяйства могут быть существенным подспорьем в производстве мяса, молока и некоторых других продуктов, кроме того в них может использоваться труд лиц с ограниченной трудоспособностью. Работа на приусадебном участке и уход за животными дают людям моральное удовлетворение, способствует приучению к труду детей, общению с природой. Общаясь с животными на станции, дети получают допрофессиональную подготовку и социальную адаптацию в обществе.
Актуальность программы. Программа «Юный фермер» позволяет в большей степени учесть индивидуальные особенности детей, их интерес к цветоводству, овощеводству, животноводству. Много издано книг по ведению фермерского хозяйства, но они не адаптированы к пониманию их школьниками 7-12 лет.
Таким образом, актуальность программы в Челябинской области, а именно в Сосновском районе, где сложилась хорошая ситуация по первоначальному привлечению детей к будущей работе на селе, не вызывает сомнения.
Программа направлена на раннюю профессиональную ориентацию детей в области животноводства, землеводства и растениеводства.
Дает возможность учащимся за короткий срок познакомиться с профессией фермера; освоить умения и навыки по уходу за животными и выращиванию экологически чистых культурных растений.
Программа предусматривает знакомство с основами ведения современного фермерского хозяйства.
Особенность программы заключается в том, что разработана она на 10-ти дневное обучение детей от 7 до 12 лет с элементами игры. Данная программа осуществляется на площадке крестьянско-фермерского хозяйства и адаптирована под конкретных животных с использованием материально-технической базы «Семейного подворья», а также через взаимодействие с общеобразовательной школой поселка Садовый. Занятия проводят педагоги первой и высшей категории.
Широкие возрастные рамки объясняются тем, что задачи программы дают возможность детям любого возраста научиться правильно ухаживать за животными, изучать биологические особенности, историю приручения животных, условия правильного содержания и кормления.
Данная программа является практико-ориентированной, все изученное дети могут применять в дальнейшей жизни.
Программа содержит оптимальный объем знаний и навыков, необходимых для работы в коллективе, фермерских и крестьянских подсобных хозяйств.
Таким образом, программа не только способствует профориентации и социальной адаптации детей, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные качества.
Реализация программы осуществляется по трем направлениям:
- экологическое образование и воспитание;
- ранняя профессиональная ориентация детей;
- безопасность жизнедеятельности.
Экологическое образование и воспитание.
- Знакомство с современными методами, способами и возможностями выращивания экологически чистых культурных растений в городских условиях; содержание домашних животных.
- Приобщение к совместной трудовой деятельности с взрослыми по выращиванию экологически чистых культурных растений и заготовке корма.
- Пропаганда экологических знаний по сохранению природы.
- Общение со специалистами разных областей природопользования.
Ранняя профессиональная ориентация.
- Знакомство с основами ведения современного фермерского хозяйства и профессиями сельского хозяйства.
Безопасная жизнедеятельность.
- Ценность здоровья и здорового образа жизни.
- Оказание первой помощи при легких травмах (ушиб, порез, ожог).
- Безопасное поведение в условиях повседневной жизни и в различных ситуациях.
Цель программы:
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям через овладение современными способами и методами (познавательную, игровую, общественно-полезную трудовую деятельность) основ ведения фермерского хозяйства, в условиях формирования представлений о мире профессий, о понимании роля труда в жизни человека.
Задачи.
Обучающие задачи:
- Сформировать начальные знания по основам грамотного ведения современного фермерского хозяйства, с применением их на практике;
- Расширение знаний детей в области анатомии и физиологии животных
- Изучение зоогигиенических норм содержания и ухода за животными;
- Освоение теории и практики разведения и содержания животных;
- Познакомить с профессиями, связанными с фермерством;
Развивающие задачи:
- Формировать коммуникативные навыки самоорганизации;
- Формировать необходимость к познанию окружающего мира и самого себя;
- Формировать навыки и умения по уходу и содержанию животных, выращиванию экологически чистых кормов;
- Способствовать применению знаний и умений в исследовательской и проектной деятельности, а также при выборе будущей профессии.
- Формировать навыки работы со специальной литературой по содержанию животных.
- Развивать трудолюбие, аккуратность, настойчивость.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей культуру общения и поведения в социуме, социальную активность, культуру здорового и безопасного образа жизни;
- Воспитывать у детей чувство сострадания и ответственности за порученных им животных;
- Повышать интерес к профориентационной деятельности по вопросам содержания животных.
Отличительной особенностью программы является то, что она имеет профориентационную направленность и содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков.
Область применения программы.
Программа используется в системе дополнительного образования.
Продолжительность образовательного процесса.
Срок обучения – 10 дней.
Суточная нагрузка - 5 часов. Образовательная деятельность осуществляется два раз в день по 45 минут (1 академический час). Остальное время – игры, отдых, обед.
Набор в объединение свободный, т.е. посещать занятия может любой ребенок, проявляющий интерес к животным. Группы могут комплектоваться из детей разного возраста, что позволяет развивать у ребят старшего возраста качества воспитателя и чувства опеки над младшими товарищами. Занятия проводятся в группе из 10-15 человек. Работа предусматривает индивидуальные занятия. Родители могут присутствовать на занятиях, что дополнительно стимулирует детей для учебы.
Методологическую основу образовательной деятельности составляет личностно-деятельностный подход:
- развитие индивидуальности;
- духовно-нравственное развитие личности воспитанника.
Содержание и методика обучения, развития и воспитания определяется принципами педагогики:
- нравственная и творческая целенаправленность педагогического процесса;
- демократические взаимоотношения;
- развитие мотивации к творческой деятельности;
- развитие умений самообразования и самовоспитания
- принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, с учетом его индивидуальных особенностей, создаются благоприятные условия для раскрытия личности;
- принцип оптимальной дозировки нагрузки на каждого воспитанника в зависимости от его психологических и физиологических возможностей.
Возрастные особенности школьников 7-12 лет.
К 7 годам у школьников начинает формироваться так называемое словеснологическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждения, уметь аргументировать свою точку зрения. При работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта». Ученик 1 класса часто подменяет аргументацию и доказательства простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Особо трудно им «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос: «Что произойдет, если растение не поливать?». Именно поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Но не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?»; «папа твой, возможно, тоже умеет ездить на машине, но работает инженером (сантехником, поваром, врачом и т.п.), а не водителем». Нельзя забывать и о внимании. Внимание еще неустойчиво. Дети в первом классе (особенно первые 4 месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие диспуты (более 4-5 минут) о профессиях не эффективны. Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей (т.е. то, что им действительно интересно): играть, слушать и обсуждать, рисовать, разгадывать загадки, рассказывать о себе, фантазировать, разыгрывать сценки, угадывать «секреты» (что-либо спрятанное).
Восприятие детей 2-4 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми необходимо использовать упражнения на сравнения двух схожих объектов, предметов, явлений, слов, ситуаций и т.п.
Обучающиеся 5-6 классов могут не просто назвать предмет, но описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий необходимо уделять внимание описанию условий и орудий труда специалистов. Если первоклассники могут сохранять произвольное внимание в течение лишь 30-35 минут, то начиная со 2 класса, это время увеличивается до 40-45 минут. К окончанию 4-6 класса школьники должны быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также надо развивать умение распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям легче в парах, либо в группах.
На этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития восприятия, внимания, памяти. В этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами появляется произвольность. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть школьник 7-12 лет уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, что в будущем пригодится для осознанного профессионального самоопределения.
Таким образом, формы и методы обучения используются в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями и возможностями обучающихся.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате освоения программы:
Учащиеся будут знать:
- основы ведения современного фермерского хозяйства в городских условиях;
- основы новейших технологий по выращиванию культурных растений;
- особенности озеленения;
- основы ухода и содержания животных в современном фермерском хозяйстве;
- достоинства и недостатки кормов;
Учащиеся будут уметь:
- выращивать экологически чистые корма;
- проводить научно-исследовательские работы;
- находить нужную информацию с помощью справочной и энциклопедической литературы, а также в сети Интернет;
- правильно ухаживать за животными;
- заготавливать и хранить корма.
Личностные результаты.
- потребность сотрудничать со сверстниками;
- доброжелательное отношение к сверстникам;
- бесконфликтное поведение;
- стремление прислушиваться к мнению других;
- нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения учащихся, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства);
- толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества);
- понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;
- работать в группе, управлять поведением партнера;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, усталость, удивление, восхищение).
Познавательные универсальные учебные действия (УУД).
- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Формы и режим занятий.
При обучении используются основные формы и методы организации образовательного процесса.
Форма организации занятий: индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, игры, конкурсы, самостоятельные и практические работы, мастер-классы, встречи с интересными людьми.
Методы организации образовательного процесса:
- словесные (лекции, беседы, дискуссии);
- наглядные (метод иллюстрации, метод демонстрации);
- практические (наблюдения, проведение замеров, трудовые действия);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- проектный.
По итогам окончания курса «Юный фермер», обучающиеся получат дипломы (сертификаты).
Учебно-тематический план.
Название | Количество часов | |
теория | практика | |
| ||
1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
1.2 Знакомство с «Подворьем» | 1 | |
| ||
2.1 Введение в программу «Растениеводство» | 1 | |
2.2 Знакомство с травничеством. | 1 | |
| ||
3.1 Знакомство с профессией эколога | 1 | |
3.2 Знакомство с ландшафтным дизайном | 1 | |
| ||
4.1 Введение в животноводство | 1 | |
4.2 Биологические особенности. Породы сельскохозяйственных и домашних животных. | 1 | |
| ||
5.1 Продукция животноводства. | 1 | |
5.2 Презентация проектов «Моя мини-ферма; «Домашнее подворье». | 1 | |
| ||
6.1 Введение в птицеводство | 1 | |
6.2 Разведение домашней птицы | 1 | |
| ||
7.1 Знакомство с профессией ипполог и коневод. | 1 | |
7.2 Знакомство с профессией ипполог и коневод. | 1 | |
| ||
8.1 Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. | 1 | |
8.2 Методы определения подделки меда. | 1 | |
| ||
9.1 Профориентированный тренинг. | 1 | |
9.2 Анкетирование | 1 | |
| ||
Подведение итогов | 1 | |
ВСЕГО | 10 | 10 |
Содержание Программы «Школа юного фермера».
- Знакомство с «Семейным подворьем» (2ч.)
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Квест-игра на сплочение детского коллектива.
- День растениеводства (2ч.)
- Введение в «Растениеводство»
- Знакомство с травничеством. Лечебные травы.
Практика. Подготовка лука к посадке. Высадка растений (лук, редис, салат). Оформление дневника наблюдений.
Мастер-класс «Изготовление Иван-чая»
- День эколога (2ч.)
- Знакомство с профессией эколога.
- Знакомство с ландшафтным дизайном.
Практика. Мастер-класс по ландшафтному дизайну; самостоятельная работа детей.
- День животноводства (2ч.)
- Введение в животноводство.
- Биологические особенности. Породы сельскохозяйственных и домашних животных. Содержание и уход за домашними животными.
Практика. Мастер-класс по доению козы. Работа над проектом «Моя мини-ферма», «Домашнее подворье», «Я – фермер».
- День животноводства (2ч.)
- Продукция животноводства.
- Молоко и молочное дело. Химический состав молока и факторы, влияющие на него. Пищевое и биологическое значение молока и молочных продуктов в питании человека и в кормлении сельскохозяйственных животных.
- Яичная продукция. Требование к качеству пищевых яиц. Пищевое и биологическое значение яиц в питании человека и в кормлении сельскохозяйственных животных.
- Шерсть. Требования к качеству шерсти. Способы обработки.
Практика. Мастер-класс «Изготовление блинов».
- День птицеводства (2ч.)
- Введение в птицеводство.
- Разведение домашней птицы. Яйцекладка, насиживание. Выведение птиц в инкубаторе. Выращивание молодняка. Особенности ухода за молодняком.
Практика. Сбор яиц. Мастер-класс «Изготовление изделий из яиц, из перьев птиц». Самостоятельная работа детей. Выставка работ.
- День ипполога и коневода.
- Знакомство с профессиями ипполога и коневода.
- Знакомство с породами лошадей, их особенности.
Практика. Катание на лошади, на ослике.
- День пчеловода (2ч)
- Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. Общие сведения о пчелах и их роли в природе и хозяйственной деятельности человека. Пчеловодческий инвентарь. Устройство пасеки. Продукты пчеловодства.
- Методы определения подделки меда.
Практика. Мастер-класс «Определение подделки меда». Самостоятельная работа детей.
- День профориентации (2ч.)
- Профориентационный тренинг. Часть 1 и 2.
- Анкетирование.
Практика. Запекание картофеля на мангале.
- Прощание с «Подворьем» (2ч.)
Подведение итогов. Презентация и защита проектов «Моя мини-ферма», «Домашнее подворье», «Я – фермер».
Учебно-методический комплекс.
Учебно-методический комплекс (УМК) для программы «Школа юного фермера» разработан и скомплектован с целью достижения высоких результатов. В комплект входят следующие методические материалы, разработанные с учетом возрастных особенностей учащихся: конспекты занятий, презентации, разработки викторин, конкурсов, составление гербариев и описание полезных растений для кормления животных.
В результате обучения по УМК Программы у школьников открываются широкие возможности для организации проектной деятельности в рамках отдельных предметов и на межпредметной основе. Формируется система знаний и достигнутых результатов, выраженных в предметно-деятельностной форме; введение в профессию, подборка вопросов для викторин, организация выставок и творческих работ.
Материально-техническое обеспечение программы.
Реализация программы «Школа юного фермера» проводится на базе фермерского хозяйства «Семейное подворье» с использованием имеющихся животных и оборудования. Имеются учебный кабинет, оснащенный необходимой мебелью )столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы, наглядных пособий), а также техническими средствами обучения (аудио-, видео-проигрыватель, компьютер, презентации, видеофильмы).
№п\п | Наименование | Количество | Назначение |
1 | Кабинет | Для проведения занятий | |
2 | Столы, стулья | По количеству детей | Для проведения занятий |
3 | Тетради, карандаши, ручки | 15 | Для использования на занятиях |
4 | Набор таблиц, плакатов, карточек | Демонстрационный материал | |
5 | Инструменты: савки скребки лопаты метелки веники перчатки колбы | 4 4 4 4 4 4 4 | Для практических работ по уходу за животными |
6 | Методический материал | ||
Учебно-тематический план | 1 | Для проведения занятий | |
Планы-конспекты | |||
Диагностический инструментарий | Для оценки качества знаний, умений, навыков обучающихся | ||
Набор таблиц, плакатов, схем, карт | Для демонстрации | ||
Фильмы о животных | |||
Дидактический материал к разделам программы | |||
Методические разработки лабораторных и практических работ | Для проведения практической части программы | ||
Тестовые задания по темам и разделам (мониторинг) | Для проведения контроля | ||
Тематика исследовательских работ т рефератов |
Мониторинг.
Мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- Оптимизации работы с группой детей.
Формы работы с родителями.
№п\п | Организационная форма | Цель | Темы |
1 | День открытых дверей | Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами познавательного развития детей | «Знакомство с «Семейным подворьем», «Знакомство с программой «Юный фермер» |
2 | Тренинги | Вовлечение родителей в специально разработанные ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы | «Знакомство с сельскохозяйственными профессиями» |
3 | Мастер-классы | Овладение практическими навыками совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка | «Изготовление Иван-чая», «Оформление ландшафтного дизайна, «Доение козы», «Изготовление блинов», «Изготовление изделий из яиц, перьев птиц», «Определение подделки меда» |
4 | Проектная деятельность | Вовлечение родителей в совместную познавательную деятельность. Овладение способами коллективной мыслительной деятельности; освоения алгоритма создания проекта на основе потребностей ребенка. | Работа над проектами «Моя мини-ферма», «Домашнее подворье», «Я – фермер». Оформление дневник наблюдений. |
Список литературы
- Александров В.А. Приусадебное хозяйство/ В.А.Александров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 256с.
- Бурау И.Я. Загадки мира животных/И.Я.Бурау. – Д.:Сталкер, 2012. – 198с.
- Васильев Н. Ужаление пчел/ Н.Васильев//Пасека России.-2011.-№6.-15с.
- Детская энциклопедия. Тайны природы. – М.: Махаон, 2004.
- Елисеев В.В. Медоносный лес/В.В.Елисеев//Пчеловодство.
- Животноводство, Под ред. А.Е. Арзуманяна. – М.:Агропромиздат, 1986.
- Калашников А.П., Клейменов Н.И. и др. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат, 1985.
- Лисицина С.С., Россинская Т.Е. Как стать фермером. – Строитель, 1995.
- «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей Министерства образования и науки России» от 11.12.06. №6 – 1844.
- Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. – М.:Колос,1999.
- Парники и теплицы. – Донецк: Донеччина, 2000.
- Программно-методические материалы.Окружающий мир. Начальная школа/Сост.Е.О.Яременко – М.:Дрофа, 2001.
- Рахманов А.И. Домашний зооуголок/А.И.Рахманов. – Смоленск: Русич, 1015.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.:Центр. «Педагогический поиск», 2006. – 160с.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам/М.Ю.Савченко, Г.В.Резапкина. – М.: Вако, 2005. – 240с.
- Теремов А. Занимательная зоология/А.Теремов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. – 528с.
- Чугунов А.В. «Основы животноводства» уч.пособие для агропрофильных школ. Бичик, 2010.
Интернет ресурсы:
1.http://fermer.ru/book/export/html/236243 Фермерство и инновации в сельском хозяйстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)
Программа "Цветная экология" способствует широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
Учебная программа естественнонаучного направления «Юный краевед» для обучающихся 1 класса
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Отличительной особенностью программы является то, что упор в образовательном процессе сделан на создание условий для успешного освоения обучающимися навыков практической составляющей исследовательской...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир природы» (для детей с ОВЗ)
Программа "Мир природы" вводит ребенка в удивительный мир природы, помогает узнать что – то новое. Дополнительные занятия помогут ребёнку с ОВЗ почувствовать себя значимым, д...