ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юные экологи»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Романова Елена Григорьевна

Отличительной особенностью программы является то, что упор в образовательном процессе сделан на создание условий для успешного освоения обучающимися навыков практической составляющей исследовательской и проектной деятельности.

Программа способствует формированию базовых знаний, умений и навыков в области биологии растений, становлению устойчивого познавательного интереса.

Уровень программы – стартовый.

Адресат программы: дети 8-9 лет, младший школьный возраст. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_ekologi_romanova.docx266.64 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования города Курска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №56»

Принята на заседании

педагогического совета  

МБОУ «СОШ № 56»

(протокол №  5  от 31. 05.2023года)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 56»

 _____________ А.А.Савенков

(приказ №   146  от  31.05.2023 года)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественнонаучной направленности

«Юные экологи»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 8-9 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы :

Романова Елена Григорьевна,

педагог дополнительного образования

Курск, 2023 год


I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 1.1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база программы «Юные экологи»:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 29.12.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023 г.);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Закон Курской области от 09.12.2013 г. №121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;

Приказ Министерства образования и науки Курской области от 17.03.2023 г. №1-54 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;

Устав   муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №56»,

      утвержденный приказом №_95а_ от _06.04.2023г._

             

             

    Положение "О  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей   программе "Юные экологи",  утвержденное

приказом №  146  от  31.05.2023г.

иные локальные нормативные акты организации, регламентирующие порядок предоставления дополнительных образовательных услуг.

Направленность программы: естественнонаучная.

Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения мотивации детей младшего школьного возраста к занятиям в рамках естественнонаучной направленности и изучению биологических закономерностей как одного из условий устойчивого развития окружающей среды и общества.

Отличительной особенностью программы является то, что упор в образовательном процессе сделан на создание условий для успешного освоения обучающимися навыков практической составляющей исследовательской и проектной деятельности.

Программа способствует формированию базовых знаний, умений и навыков в области биологии растений, становлению устойчивого познавательного интереса.

Уровень программы – стартовый.

Адресат программы: дети 8-9 лет, младший школьный возраст.

Возраст 8-9 лет – значимый период многоаспектного развития интеллектуальных способностей детей, благоприятный для формирования логического мышления, поэтому важно в процессе обучения уделять внимание развитию процессов познания окружающей действительности и включению обучающихся в практическую деятельность.

Для младших школьников свойственна высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность в ознакомлении с природой, поэтому на данном возрастном этапе актуально проводить занятия, на которых будут получены начальные знания в области биологии растений.

Объём и срок освоения программы: 36 часа, 1 год обучения.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 45 минут.

Форма обучения: очная.

Язык обучения: русский.

Форма проведения занятий: групповая.

Особенности организации образовательного процесса: на обучение по программе могут быть приняты все желающие независимо от уровня подготовки, физических данных.

Количество обучающихся в группе – 25 человек.

Занятия по программе могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Набор в группы осуществляется через регистрацию заявки в АИС «Навигатор дополнительного образования детей Курской области» https://р46.навигатор.дети.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися практической составляющей исследовательской деятельности через биологию растений.

Задачи программы:

Образовательные:

‒ сформировать знания в области техники безопасности в лаборатории;

‒ способствовать формированию умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем;

‒ способствовать формированию системы научных знаний о живой природе и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явления, закономерностях;

‒ способствовать получению опыта использования методов биологической науки для проведения экспериментов;

‒ способствовать формированию представлений о природной флоре региона, в том числе о растениях Красной Книги Курской области;

‒ познакомить обучающихся с внешним и внутренним строением растений: морфологией, анатомией и экологией растений.

Развивающие:

‒ способствовать развитию у обучающихся навыков применения полученных знаний в последующей образовательной, научной и практической деятельности;

‒ способствовать развитию навыка работы в команде;

‒ развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;

‒ развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими обучающимися.

Воспитательные:

‒ способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к объектам живой природы;

‒ воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий, силу воли, настойчивость, упорство;

‒ воспитывать ответственность за результаты учебного труда, учить понимать его значимость.

1.3. Планируемые результаты

В ходе освоения данной программы обучающиеся будут:

знать:

‒ правила работы в биологической лаборатории;

‒ основные принципы и правила отношения к живой природе;

уметь:

‒ грамотно и эффективно организовывать исследование (эксперимент);

‒ работать с разными источниками биологической информации;

‒ классифицировать, определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

‒ работать с определителями (атласами) растений;

‒ работать в команде;

‒ создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

‒ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

владеть:

‒ терминологией в области естественнонаучных дисциплин;

‒ умениями обобщать и систематизировать полученные знания в уточнении формулировок основных терминов;

‒ навыками оценки результата деятельности и замысла, выбора способа действий в рамках предложенных условий и требований, в соответствии с изменяющейся ситуацией.

1.4. Содержание программы

1.4.1. Учебный план

Учебный план  ( базовый уровень 1 год обучения)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу

1

1

Опрос, беседа,

1.1.

Вводное занятие

1

1

2.

Загадочная микробиология

2

1

1

Викторина, практические задания

2.1.

Мир микробов

2

1

1

3.

Интересная ботаника

4

2

2

Наблюдение, беседа, практические задания.

3.1.

Мир растений

4

2

2

4.

Интересная дендрология

2

1

1

Беседа, экскурсия,

Экологическая акция.

4.1.

Мир деревьев и кустарников

2

1

1

5.

Интересная микология

2

1

1

Беседа с элементами опроса, выставка

5.1.

Грибное царство

2

1

1

6.

Удивительная зоология

4

2

2

Опроса, викторина, выставка

6.1.

Мир животных

4

2

2

7.

Удивительная орнитология

4

2

2

Беседа с элементами опроса, викторина, практические задания,

7.1.

Мир птиц

4

2

2

8.

Удивительная энтомология

2

1

1

Беседа с элементами опроса, викторина, выставка,

практические задания, индивидуальные творческие задания

8.1.

Мир насекомых

2

1

1

9.

Увлекательная ихтиология

4

2

2

Беседа с элементами опроса, викторина, проект, игра, выставка, практические задания, индивидуальные творческие задания

9.1.

Мир рыб

4

2

2

10.

Познавательная фенология

2

1

1

Опрос, игра индивидуальные творческие задания

10.1.

Сезонные изменения в природе

2

1

1

11.

Важная экология

4

2

2

Опрос, игра индивидуальные творческие задания, практические задания , наблюдение, выставка работ

11.1.

Охрана природы

4

2

2

12.

Безопасность дорожного движения

4

2

2

Опрос, игра

13.

Итоговое занятия

1

1

-

Тест, опрос

Итого

36

19

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

(базовый уровень 1 год обучения)

 

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория (1 ч.): Знакомство и комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Понятие «наука», классификация наук.

Практика (1 ч.): Входная диагностика. Анкета «Знаю – не знаю. Умею – не умею». Игра-викторина «Чем я люблю заниматься?». Просмотр презентации «Мир науки».

Раздел 2. Загадочная микробиология 

(теория 1 ч., практика 1 ч.).

Тема 2.1. Мир микробов.

Теория (1 ч.): Первые жители Земли. Влияние микробов на человека и другие живые организмы. Опасные и полезные микробы. Необычные факты из жизни микробов.

Практика (1 ч.): Презентация «Как выглядят микробы». Опыты «Путешествие микроба», «Микроб в ладошке», «Чужие микробы», «Ловим микроба».

Раздел 3. Интересная ботаника

(теория 2 ч., практика 2 ч.).

Тема 3.1. Мир растений.

Теория (2 ч.): Многообразие растений. Растения Московской области. Части растений. Плоды и семена. Дикорастущие и культурные растения. Правила сбора растений для гербаризации и оформление гербария.

Практика (2 ч.): Опыты «Выделение кислорода растениями». «Музыкальный горох». «Раскрасить цветок», «Семена». Экскурсия в парк «Растения нашего края».

Раздел 4. Интересная дендрология

(теория 1 ч., практика 1 ч.).

Тема 4.1. Мир деревьев и кустарников.

Теория (1 ч.): Деревья и их разнообразие. Строение деревьев. Развитие дерева. Чем деревья отличаются от кустарников.

Практика (1 ч.): Экскурсия в парк «Деревья и их разнообразие».

Раздел 5. Интересная микология

(теория 1 ч., практика 1 ч.).

Тема 5.1. Грибное царство.

Теория (1 ч.): Разнообразие грибов и строение. Различие наиболее распространенных съедобных, несъедобных и ложных грибов.

Практика (1 ч.): Просмотр фильма «Грибы». Творческая мастерская «Грибное лукошко».

Раздел 6. Удивительная зоология

(теория 2 ч., практика 2 ч.).

Тема 6.1. Мир животных.

Теория (2 ч.): Разнообразия в мире животных, развитие и изменение животных при изменении условий жизни. Легенды и факты о животных. Повадки, особенности поведения диких животных их пользе для природы. Животные Московской области.

Практика (2 ч.): Просмотр фильма «Мир животных». Викторина «Всё о животных». 

Раздел 7. Удивительная орнитология

(теория 2 ч., практика 2 ч.).

Тема 7.1. Мир птиц.

Теория (2 ч.): Многообразие птиц. Особенности строения птиц. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Среда обитания птиц. Птицы леса. Водоплавающие птицы. Роль птиц в жизни человека. Хищные птицы. Лесные доктора. Птицы Курской области.

Практика (2 ч.): Практические работы «Определи место обитания птиц по внешнему виду», «Определение птиц по голосу». Просмотр фильма «Многообразие птиц». Познавательная викторина «Перелётные птицы нашего края». Акции «Кормушка для птиц».

Раздел 8. Удивительная энтомология.

( теория 1 ч., практика 1 ч.).

Тема 8.1. Мир насекомых.

Теория (1 ч.): Многообразие и значение насекомых в природе. Особенности внешнего и внутреннего строения насекомых. Сезонные явления в жизни насекомых. Насекомые Московской области.

Практика (1 ч.): Просмотр фильма «Загадочный мир насекомых» Опыты « Муравьиная дорога», «Спасатели». Зарисовки строения насекомых в дневник наблюдений. Викторина «Мир насекомых». Конкурс рисунков «В мире насекомых».

Раздел 9. Увлекательная ихтиология.

( теория 2 ч., практика 2 ч.).

Тема 9.1. Мир рыб.

Теория (2 ч.): Многообразие рыб. Внешнее и внутреннее строение рыб. Питание рыб. Размножение рыб. Места обитания, особенности поведения. Многообразие аквариумных рыбок. Болезни рыб и их профилактика. Виды аквариумов. Устройство простого аквариума. Требования к составу воды для аквариума. Особенности строения водных растений. Их роль в водоеме.

Практика (2 ч.): Просмотр видеофильма «Подводный мир»Моделирование аквариума. Выставки рисунков «Подводный мир». Викторина «Обитатели аквариума». 

Раздел 10. Познавательная фенология

(теория 1 ч., практика 1 ч.).

Тема 10. 1. Сезонные изменения в природе.

Теория (1 ч.): Сезонные изменения в жизни растений и животных. Миграции, перелеты, спячка, оцепенение, листопад, покой. Причины сезонных изменений, приспособления к сезонным изменениям.

Практика (1 ч.): Просмотр фильма «Сезонные изменениями в природе и жизни людей». Работа с календарем фенологических изменений в природе.

Раздел 11. Важная экология

( теория 2 ч., практика 2 ч.).

Тема 11.1. Охрана природы.

Теория (2 ч.): Экологические проблемы Курской области. Экологическая ситуация в городе Курске. Бытовые отходы. Применение мусора. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Курской области.

Практика (6 ч.): Конкурс рисунков «Сохраним природу нашего края». Выполнение поделок из бытовых отходов.  Изготовление экологических плакатов.

Раздел 12. Безопасность дорожного движения.

( теория 2 ч., практика 2 ч.).

Тема 12.1. Безопасная дорога.

Теория (2 ч.): Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

Практика (2ч.): Составление схемы «Безопасный путь». Викторина «Внимание дорога!».

Раздел 13. Итоговое занятия.

(практика 1 ч.).

Тема 13.1. Общий смотр знаний.

Практика (1 ч.): Интеллектуально-познавательная программа «Знатоки».

. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

№п\п

Группа

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных

дней

Режим занятий

Сроки промежуточной аттестаци

1

1

1 год

сентябрь

май

36

36

По 1 часу 1 раз в неделю

Декабрь, май

2.2. Оценочные материалы

В ходе реализации программы проводятся:

- тестирование (входной контроль);

- практическое задание/практическая работа (текущий контроль);

- защита проекта (промежуточная аттестация).

Примеры оценочных материалов представлены в Приложениях:

- примерный перечень вопросов для обсуждения (входной контроль) – Приложение 2;

- критерии оценивания выполнения практической работы и практических заданий – Приложение 3;

- задания к выставке проектов и критерии оценивания проектных работ – Приложение 4.

2.3. Формы аттестации

Программа предусматривает:

‒ входной контроль: на первом занятии проводится тестирование, позволяет выявить уровень подготовки обучающихся;

‒ текущий контроль: регулярно осуществляется в виде наблюдений, бесед, опросов, анализа выполнения обучающимися практических заданий/работ по пройденным темам/разделам;

‒ промежуточная аттестация: для определения уровня освоения программы проводится конференция с защитой проектов обучающихся.

Уровни освоения программы и критерии оценивания  

Показатели

Высокий

Теоретические знания: обучающийся усвоил материал и способен уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагать; умеет обосновывать и аргументировать выдвигаемые им идеи, делать выводы и обобщения; владеет понятиями.

Практические навыки: обучающийся способен применять в ходе практической деятельности полученные знания, умения и навыки. Работу выполняет самостоятельно с соблюдением правил техники безопасности, доводит ее до конца. Самостоятельно выбирает необходимое оборудование, проводит опыты, описывает их. Может оценить результаты своей работы и дать оценку работы одногруппника.

Средний

Теоретические знания: обучающийся усвоил материал, но вызывает трудности логичное, последовательное и грамотное его изложение, допускает несущественные ошибки и неточности; слабо аргументирует научные положения; затрудняется в формулировании выводов и обобщений; частично владеет системой понятий.

Практические навыки: обучающийся владеет базовыми знаниями, умениями и навыками, но не всегда может выполнить самостоятельное

Низкий

Теоретические знания: обучающийся не усвоил значительную часть материала, допускает существенные ошибки и неточности при его изложении; не может аргументировать научные положения; не формулирует выводов и обобщений; не владеет понятийным аппаратом.

Практические навыки: обучающийся владеет минимальными начальными знаниями, умениями и навыками; способен выполнять каждую операцию только с подсказкой педагога или одногруппников. В работе допускает грубые ошибки, не может их найти даже после указания педагога. Проведение опытов с выбранным оборудованием, их описание вызывает трудности даже с помощью педагога. Не способен самостоятельно оценить результаты своей работы и работы одногруппника.

 Результаты освоения программы:

Уровни освоения программы (в %):

Низкий__________________

Средний______________________________

Высокий_________________

2.4. Методические материалы

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированное обучение;

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии исследовательской деятельности;

- групповые технологии;

- педагогика сотрудничества.

Методы обучения:

- наглядно-образный метод (использование наглядных пособий, обучающих и сюжетных иллюстраций, видеоматериалов и т.д.);

- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);

- практический метод (выполнение упражнений и практических заданий);

- интерактивные методы (взаимодействие обучающихся между собой);

- проектный метод (подготовка итогового проекта);

- метод контроля, самоконтроля и другие.

На занятиях могут использоваться элементы и различные комбинации методов обучения по выбору педагога.

Принципы организации учебной деятельности:

- в основе обучения лежит системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы;

- наглядность и доступность обучения;

- учет возрастных особенностей детей при подаче учебного материала и другие.

Алгоритм учебного занятия:

I этап – организационный. Задача: подготовить обучающихся к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя, активизация внимания.

II этап – подготовительный. Задачи: настроить обучающихся на восприятие нового материала, мотивировать на учебно-познавательную деятельность. Содержание этапа: постановка темы, цели учебного занятия.

III этап – основной, направлен на актуализацию имеющихся и усвоение новых знаний и способов действий. Задача: восприятие и осмысление обучающимися нового материала. Содержание: использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Первичная проверка понимания. Использование практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующего материала, а также заданий для самостоятельной работы. Происходит закрепление знаний и умений, их обобщение и систематизация.

IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Содержание: используются разнообразные виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности, практические задания и т.д.

V этап – рефлексия. Задача: оценивается психологический климат на занятии, обучающиеся соотносят цели и задачи, которые были поставлены, и результаты своей деятельности.

Формы учебного занятия:

- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированное занятие и другие;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, проектная деятельность, защита проектов, эксперимент и другие.

Методические материалы: наглядные пособия, раздаточный материал, мультимедийные презентации, видео-, фотоматериалы и т.д.

                        Дидактические и методические материалы:

Дидактические материалы.

Инструкционные материалы:

Инструкции по технике безопасности.

Инструкции по технике пожарной безопасности.

Инструктаж о правилах поведения во время занятий.

Нормативно-правовые документы:

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка;

Закон «Об образовании»;

Семейный кодекс;

Трудовой кодекс.

Наглядные пособия.

Печатные пособия:

Серия наглядно- дидактических пособий: «Деревья», «Птицы», «Растения», «Животные».

Серия наглядно- дидактических пособий «Мир в картинках».

Серия наглядно- дидактических пособий «Овощи и фрукты».

Серия «Расскажите детям о песке», «Расскажите детям о воде», «Расскажите детям о воде», «Расскажите детям о глине», «Расскажите детям о природных явлениях».

Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

Наглядно-дидактические картинки:

«Явления природы».

«Дикие животные, птицы».

Наборы фотографий:

«Видимая среда как экологический фактор».

«Животные леса».

«Животные болот».

«Живые барометры».

«Живые часы».

«Птицы ».

«Растения нашей местности, занесенные в Красную книгу Курской области».

«Животные нашей местности, занесенные в Красную книгу Курской области».

«Грибы нашей местности, занесенные в Красную книгу Курской области».

 «Растения-индикаторы кислотности почв».

«Лекарственные растения нашей местности».

«Пищевые растения нашей местности».

Демонстрационные пособия:

 «Дорожные знаки».

 «Светофор».

Глобус Земли физический.

Демонстрационные модели:

Плакаты:

«Дорожное движение».

«Изменение природных условий в городе».

«Источники загрязнения воздушного бассейна».

«Источники шумового воздействия».

«Наша Вселенная».

«Растения» (деревья, травы, кустарники).

«Рациональное питание».

 «Смена времен года».

«Смена дня и ночи».

 «Типы зеленых насаждений»,

Картографические материалы:

Физическая карта мира.

Карты звездного неба.

Карты движения планет.

Карта Луны.

Макеты природных зон:

«Северный полюс».

«Животные тёплых стран».

«Пустыня».

Раздаточный материал:

Наборы карточек в соответствии с темами программы.

Карточки с заданиями по темам программы.

Коллекции.

«Минералы и горные породы».

«Семена культурных растений».

«Плоды и семена».

«Почвенные новообразования».

«Насекомые-вредители».

«Насекомые»

Гербарии.

«Культурные и дикорастущие растения».

«Культурные растения».

«Дикорастущие растения».

 «Растения-индикаторы кислотности почв».

Коллекции.

«Образцов коры и древесины».

«Семян сорных растений».

«Семян культурных растений».

«Типы плодов».

«Спилы деревьев».

Живые объекты.

Комнатные растения.

Наборы муляжей.

«Плодов овощей и фруктов.

«Плодов и корнеплодов».

Методы обучения.

Словесный (рассказ педагога рассказ ребёнка, беседа, объяснение);

Наглядный (наличие раздаточного материала, показ изображений, видеоматериала);

Практический (наблюдение, проведение опытов, зарисовки, подготовка докладов и исследовательских работ).

Объяснительно-иллюстративный (демонстрация  изучаемого материала с параллельным объяснением).

Репродуктивный (обучающиеся воспроизводят изученное).

Проблемного обучения (педагог определяет проблему и нацеливает обучающегося на пути её решения).

Частично-поисковый (обучающиеся участвует в поисках решения поставленной задачи).

Методы воспитания.

Формирование сознания личности (рассказ, беседа, метод примера).

Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации).

Стимулирование и мотивация деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.).

2.5. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

- для проведения занятий используются: просторное сухое светлое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением;

- оборудование и материалы:

-оборудование кабинета: столы и стулья, ноутбук, интерактивная панель, проектор, доска магнитно-маркерная;

-оборудование и материалы: средства индивидуальной защиты (халат, перчатки, очки), химические реактивы, аквадистиллятор, микроскопы, осветители для микроскопа, аналитические и лабораторные весы, лупа, термометр, фитолампа, лабораторная посуда (колбы, пробирки, цилиндры, пипетки и т.д.), набор микроскопических препаратов; гербарный пресс; семена растений, питательный грунт, емкости для посадки и др.

- кадровое обеспечение программы:

Образовательная деятельность по реализации программы осуществляется педагогом дополнительного образования «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №56», соответствующим требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н.

- информационное обеспечение:

1. Единый национальный портал дополнительного образования детей: [Электронный ресурс]. URL: http://dop.edu.ru;

2. Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей – ресурсный центр естественнонаучной направленности: [Электронный ресурс]. URL: https://eco.fedcdo.ru/?PAGEN_1=2;

3. Канал по естественнонаучной направленности Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей – ресурсный центр естественнонаучной направленности: [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UC6q3gjYnQyaJQBTwICWuYSw.

2.6. Рабочая программа воспитания

Цель – создание условий для усвоения детьми основных норм и правил поведения в обществе.

Задачи:

– вовлечь обучающихся в разнообразные мероприятия, направленные на расширение общекультурных компетенций;

– включить обучающихся в общение со сверстниками, построенное на принципах уважения и доброжелательности;

– расширить представление о составляющих позиции активного социально-ответственного гражданина, формирующейся на основе общих национальных нравственных ценностей: семья, природа, труд и творчество, социальная солидарность и других.

Формы и содержание деятельности: проводятся тематические беседы, конкурсы, викторины, организуются просмотры видеороликов и т.д. Планируемые результаты

В результате освоения программы у обучающихся:

– будут расширены общекультурные компетенции;

– будет налажено общение со сверстниками, построенное на принципах уважения и доброжелательности;

– будут расширены представления о составляющих позиции активного социально-ответственного гражданина.

Работа с родителями/законными представителями

В рамках реализации программы организуется индивидуальная и коллективная работы с родителями (тематические беседы, консультации, родительские собрания, досуговые мероприятия).

«Утверждаю»

директор МБОУ «СОШ № 56»

______________А.А.Савенков

31.08.2023 г.

Календарно-тематическое планирование к программе воспитания

на 2023 – 2024 учебный год во 2 А классе

№ п/п

Мероприятия

Сроки

День Знаний – торжественная линейка

сентябрь

Единый классный час:

День знаний

сентябрь

Классные часы, беседы, мероприятия посвященные:

- Дню солидарности в борьбе с терроризмом –04.09.;

- Международному дню распространения грамотности – 08.09.;

сентябрь

Неделя безопасности: «Осторожно! Дорога!», пешеходная прогулка «Безопасный путь домой»

сентябрь

Месячник противопожарной безопасности

сентябрь

Фестиваль детского творчества, посвященный Дню города.

сентябрь

Благотворительная ярмарка «Секреты национальной кухни»

сентябрь

Единый классный час, посвященный Дню города

сентябрь

День Здоровья

сентябрь

Акция «Посади и вырасти дерево»

сентябрь- октябрь

Выставка рисунков и плакатов, посвященная  Дню Учителя

октябрь

Праздничный концерт, посвященный  Дню Учителя

октябрь

Выставка «Дары Осени»

октябрь

Викторина  «Ботанический сад»

октябрь

Акции милосердия:

- марафон  «Мир детства»

- «Мы против экстремизма и терроризма»

- День пожилого человека

- День инвалидов

в течении

года

3 сентября

1 октября

3 декабрь

«Папа, мама, я – спортивная семья»

октябрь

Классные часы, беседы, мероприятия, посвященные:

- Международному Дню учителя – 05.10.;

- Международному дню школьных библиотек – 26.10.

октябрь

Неделя «Театр и дети», посвященная Всемирной неделе «Театр и дети»  (осенние каникулы)

ноябрь

Единый классный час:

- «День народного единства» (4 ноября)

ноябрь

Праздничный концерт, посвященный Дню Матери.

ноябрь

Выставка детских творческих работ ко Дню Матери.

ноябрь

Классные часы, беседы, мероприятия, посвященные:

- Дню матери в России – 25.11.;

ноябрь

Выставка новогодних газет

декабрь

Новогодний утренник

декабрь

Инсценирование сказки на новый лад

декабрь

Акция: «Каждому ребенку – игрушка к Рождеству»

декабрь

Классные часы, беседы, мероприятия, посвященные:

- Международному дню инвалидов – 03.12.;

- Всемирный день прав человека (10 декабря);

- День Конституции Российской Федерации

(12 декабря);

- Международному дню кино – 28.12.

декабрь

Акция: «Покормите птиц».

декабрь – февраль

Классные часы, мероприятия:

- урок Мужества,  посвященный Дню освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков;

- день защитников Отечества (23 февраля)

февраль

Линейка  Памяти, посвященная Дню освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков

(8 февраля)

февраль

Акция «Адрес ветерана»: поздравление ветеранов Великой Отечественной войны на дому.

февраль

Неделя «Музей и дети»( посещение археологического музея)

февраль

Праздничный концерт, посвященный Дню Защитника Отечества

февраль

Классные часы, беседы, мероприятия, посвященные:

- Международному дню родного языка – 21.02.;

февраль

Классные часы, беседы, мероприятия, посвященные:

-Международному женскому дню – 08.03.;

- Дню воссоединения Крыма с Россией  - 18.03;

- Всероссийской недели детской и юношеской книги – 25 – 30.03.;

- Всероссийской недели музыки для детей и юношества -25 – 29.03

март

Выставка рисунков, посвященная 8 Марта.

март

Праздничный концерт, посвященный 8 Марта.

март

Конкурс рисунков: «Осторожен будь с огнем»

март

Классные часы, беседы, мероприятия, посвященные:

- Дню единения народов Беларуси и России – 02.04.;

- Всемирный дню здоровья» - 07.04.;

- Дню космонавтики. Гагаринский  урок «Космос – это мы» - 12.04.

-Международному дню Земли -22.04.;

апрель

«Война с королем Мусора» (1 – 4)

апрель

Классные часы:

- «Здоровое питание – здоровые куряне»

апрель

День Белоруссии

апрель

Выставка рисунков на асфальте «Как прекрасен этот мир»

апрель

Уроки экологической грамотности, посвященные событиям в Чернобыле

26 апреля

Классные часы:

- «Мир, Труд, Май» (1 мая);

- Урок мужества «Мы помним, мы гордимся», посвященный Дню Победы, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;

- день славянской письменности (24 мая)

май

Выставка рисунков, посвященных Дню Победы.

май

Линейка Памяти, посвященная Дню Победы.

май

Акция «Адрес ветерана: поздравление ветеранов  Великой Отечественной войны (микрорайона Магистральный) на дому

май

Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»

май

День Безопасности

май

Праздник Последнего Звонка.

май

Торжественная линейка, посвященная окончанию учебного года.

май

Выпускной вечер

1 июня

2.7. Список литературы

Литература для педагога

1. Асташина Н.И. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников / Н.И. Асташина – М.: Учитель, 2013. – 94с.

2. Пескова И.П. Травянистые растения средней полосы России. Фотоопределитель / И.П. Пескова, М.: Фитон ХХI, 2023. – 448 с.

3. Лукашанец Д.А. Красная книга России: животные, растения, птицы, насекомые / Д.А. Лукашанец, М.: Эксмо, 2022. – 320 с.

4. Моргун Д. В. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах / Д.В. Моргун, Л.М. Орлова, М.: ЭкоПресс, 2016. – 140 c.

Литература для обучающихся

1. Афонькин С. Ю. Растения из Красной книги России: школьный путеводитель / С. Ю. Афонькин, СПб.: БКК, 2019. – 76 с.

2. Бернацкий А. С. Невероятные растения. От бактерий до орхидей / А. С. Бернацкий, М.: Вече, 2019. – 254 с.

3. Бернацкий А. С. Необычная жизнь обычных растений. Зеленые соседи / А. С. Бернацкий, М.: Вече, 2018. – 270 с.

4. Васильева А. Б. Мой гербарий. Листья деревья / А. Б. Васильева, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 80 с.

5. Васильева А. Б. Мой гербарий. Цветы и травы / А. Б. Васильева, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 79 с.

6. Граубин Г. Р. Биология. Эксперименты и опыты с живой природой / Г. Р. Граубин, М.: Аванта, 2017. – 46 с.

7. Гриценко Е. Н. Растения / Е. Н. Гриценко, Ростов н/Д: Владис, 2020. – 63 с.

8. Майоров В. Д. Растения: деревья, кустарники, травы / Т. А. Куликовская, Т. Я. Ларина, Майоров В. Д., М.: Стрекоза, 2016. – 63 с.

9. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев, М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Литература для родителей

1. Аксенова О. Невероятная ботаника / О. Аксенова, Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 69 с.

2. Шорыгина Т. А. Беседы о цветах и комнатных растениях / Т. А. Шорыгина, М.: Сфера, 2018. – 155 с.

3. Шорыгина Т. А. Травы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина, М.: ГНОМ, 2019. – 72 с.

4. Яценко Т. Почему трава зеленая и еще 100 детских "почему" / Т. Яценко, СПб.: Питер, 2017. – 63 с

Календарно-тематическое планирование
(базовый уровень 1 год обучения)

№ п/п

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Формы аттестации, контроля

1

 

Занятие-игра.

1

Знакомство и комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Понятие «наука», классификация наук. Входная диагностика. Анкета «Знаю – не знаю. Умею – не умею». Игра-викторина «Чем я люблю заниматься?». Просмотр презентации « Мир науки». Элементы дороги: проезжая часть, тротуар.

Опрос, беседа, игра.

2

Занятие-игра.

1

Первые жители Земли. Влияние микробов на человека и другие живые организмы. Опасные и полезные микробы. Необычные факты из жизни микробов. Чтение рассказа «Петька - микроб». Викторина «Микробы полезные и злые»

Викторина

3

Практическая работа.

1

Презентация «Как выглядят микробы». Опыты «Путешествие микроба», «Микроб в ладошке», «Чужие микробы»

Практические задания.

4

Беседа.

1

Многообразие растений. Растения Курской области. Части растений. Плоды и семена. Дикорастущие и культурные растения. Правила сбора растений для гербаризации и оформление гербария.

Беседа с элементами опроса.

5

Занятие-экскурсия.

1

Экскурсия в парк «Растения нашего края». Беседа «Улица, тротуар, перекрёстки».

Наблюдение, беседа

6

Практическая работа.

1

Опыты «Выделение кислорода растениями».  «Раскрасить цветок»

Практические задания.

7

Занятие-беседа.

1

Деревья и их разнообразие. Строение деревьев. Развитие дерева. Чем деревья отличаются от кустарников. Просмотр презентации « Деревья и кустарники».

Опрос.

8

Занятие -экскурсия.

1

Экскурсия в парк «Деревья и их разнообразие».

Беседа.

9

Экологическая акция.

1

Экологическая акция

 « Посади свое дерево».

Наблюдение.

10

Беседа.

1

Разнообразие грибов и строение. Различие наиболее распространенных съедобных, несъедобных и ложных грибов. Просмотр фильма «Грибы».

Беседа с элементами опроса.

11

Практическая работа.

1

Творческая мастерская «Грибное лукошко».

Выставка.

12

Занятие-беседа.

1

Разнообразия в мире животных, развитие и изменение животных при изменении условий жизни. Легенды и факты о животных. Просмотр фильма «Мир животных».

Опрос.

13

Занятие-беседа.

1

Повадки, особенности поведения диких животных их пользе для природы. Животные Курской области.

Опрос.

14

Занятие-игра.

1

Викторина «Всё о животных».

Викторина.

15

16

Практическое занятие.

2

Животные Курской области. Составление фото - альбома «Животные Курской области».

Выставка.

17

18

Занятие-беседа

2

Многообразие птиц. Особенности строения птиц. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Просмотр фильма «Многообразие птиц».

Беседа с элементами опроса.

19

20

Комбинированное

занятие.

2

Среда обитания птиц. Птицы леса. Водоплавающие птицы. Роль птиц в жизни человека. Хищные птицы. Лесные доктора Практическая работа «Определи место обитания птиц по внешнему виду». «Определение птиц по голосу».

Практические задания.

21

22

Практическое занятие.

2

Акции «Кормушка для птиц». Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.

Наблюдение, беседа.

23

Занятие-игра

1

Викторина «Перелётные птицы нашего края».

Викторина.

24

25

Занятие-игра.

2

Многообразие и значение насекомых в природе.

Конкурс рисунков «В мире насекомых».

Выставка.

26

Практическая работа.

1

Особенности внешнего и внутреннего строения насекомых. Зарисовки строения насекомых в дневник наблюдений.

Индивидуальные практические задания.

27

Занятие-викторина.

1

Насекомые о Курской области. «Просмотр фильма «Загадочный мир насекомых». Викторина «Мир насекомых».

Викторина.

28

Лекция-диалог.

1

Многообразие рыб. Внешнее и внутреннее строение рыб. Питание рыб. Размножение рыб. Места обитания, особенности поведения.

Опрос.

29

30

Занятие-игра.

2

Просмотр видеофильма «Подводный мир». Выставки рисунков «Подводный мир». 

Выставка

31

Лекция-диалог.

1

Виды аквариумов. Устройство простого аквариума. Требования к составу воды для аквариума. Особенности строения водных растений. Их роль в водоеме.

Беседа с элементами опроса.

32

Практическая работа.

1

Моделирование аквариума.

Выставка.

33

Занятие-игра.

1

Сезонные изменения в жизни растений и животных: миграции, перелеты, спячка, оцепенение, листопад, покой. Причины сезонных изменений, приспособления к сезонным изменениям.

Опрос.

34

11.05

Практическая работа.

1

Просмотр фильма «Сезонные изменениями в природе и жизни людей». Работа с календарем фенологических изменений в природе.

Опрос.

35

Занятие-конкурс.

1

Охрана растительного и животного мира. Красная книга Курской области. Конкурс рисунков «Сохраним природу нашего города».

Выставка.

36

Занятие - игра.

1

Интеллектуально-познавательная программа

 « Знатоки».

Тест, опрос.

Приложение


Диагностические материалы

«Мотивация к исследовательской деятельности» (М.В.Матюхина).

Слушать, когда педагог рассказывает интересные примеры из жизни животных, растений и др.

Выявлять интересные факты о природе в ходе эксперемента.

Делать наблюдения за животными, растениями, природными явлениями.

Узнавать с помощью микроскопа строение разных предметов, живых организмов.

Самому (самой) делать различные опыты и эксперименты.

Решать головоломки и загадки о живой и неживой природе.

Узнавать, почему предмет (или живой организм) называется определенным словом.

Самому (самой) составлять загадки, игры о природе.

Узнавать правила пользованием микроскопом, оборудованием для исследования.

Слушать, когда педагог рассказывает что-то необычное о жизни на планете Земля.

Узнавать о том, как делать разные опыты .

Записывать свои наблюдения после проведения опыта.

Детям предлагается выбрать четыре варианта из списка предложенных вопросов, отметить те действия, которые они больше всего любят. Перечень вопросов составлен таким образом, что каждый вопрос связан с уровнем возникновения интереса и его содержанием. Так вопросы по 1, 4, 7, 9, 10, 11 – связаны с содержательной стороной, 2, 3, 5, 6, 8, 12 – связаны с процессуальной стороной. В каждой из этих двух групп выделяют подгруппы равных уровней:

Выбор учащимся 1и 10 пунктов – свидетельствует тому, что его привлекает занимательность на занятии;

9 и 11 –факты;

4 и 7 – суть явлений;

3 и 6 – сам процесс действий;

2 и 12- поисково-исполнительская деятельность;

5 и 8 – творческая деятельность.

Методика «Уровень воспитанности обучающихся» ( Н.П. Капустина)

Качества

Я оцениваю себя

Меня оценивает педагог

Количество баллов.

Любознательность

Мне интересно учиться

Я люблю читать

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

Я всегда выполняю задание

Я стремлюсь получать хорошие отзывы

Прилежании

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я самостоятелен

Мне нравится самообслуживание в на занятия и дома

Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

Отношение к природе

Я берегу землю

Я берегу растения

Я берегу животных - я берегу природу

Я берегу природу

Я и занятие в объединении

Я выполняю правила для обучающихся

Я выполняю правила общения в объединении жизни -

я добр в отношениях с людьми

Я участвую в делах объединения и ДДТ

Я справедлив в отношениях с людьми

Прекрасное в моей жизни

Я аккуратен и опрятен

Я соблюдаю культуру поведения

Я забочусь о здоровье

Я умею правильно распределять время занятий и отдыха

У меня нет вредных привычек

5 – всегда .

4 – часто.

3 – редко.

2 – никогда 1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5.

Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл 5 - 4,5

Высокий уровень (в) 4,4 – 4

Хороший уровень (х) 3,9 – 2,9

Средний уровень (с) 2,8 – 2

Низкий уровень (н)

Схема экспертной оценки уровня воспитанности «Н.П. Капустиной».

Схема предназначена для использования руководителем объединения и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность.

2. Трудолюбие.

3. Бережное отношение к природе.

4. Отношение к школе.

5. Красивое в жизни ребенка.

6. Отношение к себе.

По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ребенок имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6.

Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

Нормы оценок:

5-4.5 – высокий уровень.

4.4-4 – хороший уровень.

3.9-2.9 – средний уровень.

2.8-2 – низкий уровень.

1 шкала. Любознательность.

5б. Посещает занятия с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет задание. Большое стремление получать одобрение.

4б. На занятия работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к занятиям проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным заданием.

2б. Интереса к занятия не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет задание. К похвале проявляет безразличие.

1б. На занятия ходит не хочет. Похвала не интересует.

2 шкала. Трудолюбие

5б. Старателен на занятиях, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится поручениям.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к поручениям.

3б. Редко проявляет старание на занятиях. На занятиях бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к поручениям.

2б. Ходит на занятия не старается, внимание на знятих рассеянное. От общих дел отстраняется. Поручения избегает.

1б. На занятия ходить не хочет. В общих делах не участвует. Поручения выполняет после просьбы педагога.

3 шкала. Бережное отношение к занятиям.

5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в при выполнении заданий, акций, конкурсов.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в конкурсах, акциях, мероприятиях.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В мероприятиях ,конкурсах, акциях участвует редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В мероприятиях ,конкурсах, акциях не участвует. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к объединению.

5б. Полностью выполняет правила для обучающихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах объединения и ДДТ.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах объединения и ДДТ выражена в малой степени.

3б. Требования педагога выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах объединения и ДДТ участвует по настоянию педагога.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для обучающихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах объединения и ДДТ не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.

5 шкала. Красивое в жизни объединения.

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе.

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно, отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит на занятия не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарногигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.

Анкета «Желание посещать занятия» (адаптированный вариант Н. Г. Лускановой).

1. Тебе нравится посещать занятия?

- не очень;

- нравится;

- не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью готов идти в после школы или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью.

3. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия не обязательно приходить всем ребятам, ты пошел бы на занятия или ?

- не знаю;

- остался бы дома;

- пошел бы на занятия

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия ?

- не нравится;

- бывает по-разному;

- нравится.

5. Ты хотел бы выбирать, что тебе делать самостоятельно?

- хотел бы;

- не хотел бы .

- не знаю;

6. Ты хотел бы, чтобы можно было просто отдыхать и ничего не делать?

- не знаю;

- не хотел бы;

- хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о занятиях родителям?

- часто;

- редко;

- не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий преподаватель?

- точно не знаю;

- хотел бы;

- не хотел бы.

9. У тебя в объединении много друзей?

- мало;

- много,

- нет друзей.

10. Тебе нравятся ребята, с которыми ты вместе занимаешься?

- нравятся;

- не очень;

- не нравятся.

Оценка результатов (количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты).

№ вопроса

оценка за 1- й ответ

оценка за 2- й ответ

оценка за 3- й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Высокий уровень. 21-30 баллов – высокий уровень мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Дети четко следуют всем указаниям педагога, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если не получается сделать правильно, успешно справляются с учебной деятельностью.

Средний уровень. 11-20 баллов – положительное отношение к занятиям, но занятия привлекает таких детей вне учебной деятельности. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в кружке, однако чаще ходят, чтобы общаться с друзьями, с педагогом. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к занятиям. Эти дети посещают занятия неохотно, предпочитают пропускать занятия. На занятиях часто занимаются посторонними делами, играми.

Методика «Экологическая деятельность»

 Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности.

Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела:

участие в экологических митингах;

работа на даче;

туристические походы;

забота о домашних животных;

выпуск экологической газеты;

оформление стенда о природе, ее охране;

изготовление скворечника;

участие в конкурсах;

экскурсии в природу;

чтение книг о природе. 

Методика «Экологическая культура».

 Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении.

 Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека: 

система экологических знаний;

практические экологические умения;

владение правилами поведения в природе;

интерес к экологическим проблемам;

потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы;

убежденность в необходимости ответственно относиться к природе. 

Тест «Природа и мы».

Что такое природа? ______________________________________________________________

Подчеркни названия природных объектов.

Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака, тетрадь, дерево, дом, солнце, ручка, почва, стул, растение.

3.Можно ли назвать природными объекты, созданные руками человека? Приведи примеры таких объектов. __________________________________________________________________ 4. Явления природы - это _____________________________________________________ _

5. Подчеркни явления природы.

Платье, солнце, дождь, прилив, лягушка, снег, землетрясение, грибы, листья, ураган, радуга, гроза, таракан, заря.

6.Какое значение имеет природа для людей? __________________________________________________________________7.Напиши, что относится к: живой природе ______________________________________________________________ _ 8.Напиши, что относится к: неживой природе ___________________________________________________________ __________________________________________________________________9. Напиши, какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинять ей вреда. ____________________________

Тест «Какие бывают животные?»

Напиши, к какой группе относятся животные.

Волк ________________________________________________________________

Сокол _______________________________________________________________

Стрекоза ____________________________________________________________

Окунь ______________________________________________________________

Напиши известных тебе домашних животных

Напиши известных тебе диких зверей.

________________________________________________________________

Почему животных называют дикими? _______________________________________________________________ ________________________________________________________________ Почему животных называют домашними? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Напиши названия животных.

Рыбы________________________________________________________________

Птицы_______________________________________________________________

Насекомые ____________________ _________________ ____________________ Почему животных называют:

Всеядными ____________________________________________________________________Хищными ____________________________________________________________________Травоядными ____________________________________________________________________Как люди используют животных? _____________________________________

Тест «Природа».

Внимательно прочитайте вопрос, и выбери правильный ответ.

1.Растёт ли дерево зимой?

А) да;

Б) нет;

В) до определённого времени.

2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

А) тетерева, куропатки, рябчики;

Б) воробьи, вороны, глуби;

В) снегири, синицы, клесты.

3. След, какого хищного зверя похож на человеческий?

А) тигра;

Б) волка;

В) медведя.

4. С какого дня по календарю начинается астрологическая зима?

А) 1 декабря;

Б) 22 декабря;

В) 15 ноября.

5. Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы зимой на юге?

А) да, вьют;

Б) нет, не вьют;

В) некоторые виды

II. Продолжите поговорку.

1.  Декабрь год кончает, ………………. .

2.  Декабрь глаз снегом тешит, да …………………………… .

3.  Зимой небо ясное – к ……… .

Тест «Фенологические ошибки».

Прочтите внимательно текст и найдите в нём фенологические ошибки.

Прогулка в зимнем лесу

( фенологический рассказ)

В классе только и было разговоров о том, будет ли в воскресенье мороз или оттепель.

Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр: за окном -4 градуса мороза. Едим! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброды положить в рюкзак - и в дорогу. Поезд привёз нас к лесу часов в 9. Кто-то уже прошёл на лыжах, и нам было легко идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу. И только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц.

- А это чьи следы возле просеки?

- Это, наверное, следы ежа, - сказал Петя.

- Нет, это не ёжик пробежал, а суслик, - возразила Маша.

Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зелёные иголки деревьев выглядывали из под снега. Решили отдохнуть под большим дубом.

- Что-то не видно белок, - сказала Маша.

- А ты что, не знаешь, что белки спят в дупле? - ответил ей Петя.

Откуда-то сверху доносился размеренный стук – это дятел искал под корой личинки жуков-короедов. Неожиданно на ветке мы увидели гнездо и в нём какую-то птицу.

- Кто же это насиживает яйца зимой?

- Это сойка! – Петя и это знал.

Между берёзами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец.
Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой.

Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов около стога снега.

- Наверное, это волк ловит мышей в сене, - сказал кто-то.

Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные мы подъезжали к городу.

Тесть « Мир природы».

Задания для итогового среза по программе (первый год).

I. Внимательно прочитайте вопрос и выбери правильный ответ.

1.  Каково значение снежного покрова для растений?

А) Снежный покров поддерживает питание растений в зимний период;

Б) Защищает растения от мороза;

В) Снежный покров мне имеет никакого значения для растений.

2. Какие из ниже перечисленных грибов относятся к пластинчатым?

А) Подосиновик;

Б) Сыроежка;

В) Белый.

3. Какие из ниже перечисленных земноводных занесены в Красную книгу?

А) Дальневосточная лягушка;

Б) Жаба серая;

В) Дальневосточная квакша.

4. Когда происходит день весеннего равноденствия?

А) 1 марта;

Б) 21 марта;

В) 22 апреля.

5. Семена, каких из ниже перечисленных растений распространяются ветром?

А) Репейник (лопух);

Б) Берёза;

В) осот огородный.

II. Закончи предложение.

1.  Метеорологическая весна начинается - ……………………

2.  Ледяная корочка на поверхности снега называется - ………………..

3.  Лёд пристывший к краю берега и ко дну называется -………………..

III. Дайте определения следующим понятиям.

1.  Что изучает наука ФЕНОЛОГИЯ -

2.  Кто такой ОРНИТОЛОГ –

Тест «Вспомним прошлое»

1. По присутствию какого животного определяется чистота водоёма?

а) кальмар;

б) рак;

в) лягушка.

2).Какая северная птица занесена в Международную Красную книгу?

а) сапсан; б) гагара; в) тетерев.

3). Какая птица выводит птенцов зимой?

а) филин;

б) клёст;

в) стриж.

4). Как называется самый большой по площади национальный парк?

а) Печоро-Илычский;

б) Югыд ва;

в) Кивач.

5). У кого уши находятся в ногах?

а) лягушка;

б) кузнечик;

в) таракан.

6). Какими свойствами обладает воздух?

а) прозрачный, не имеет запаха, имеет вес;

б) белый, не имеет запаха, имеет вес;

в) прозрачный, имеет запах, имеет вес.

7). Какой ягодный кустарник зимует с зелеными листьями?

а) черника;

б) брусника;

в) морошка.

8). Какой цветок без листьев цветёт?

а) мать-и-мачеха;

б) ромашка;

в) одуванчик.

9). Как называется оболочка земного шара, населенная живыми организмами? а) биосфера;

б) ноосфера;

в) литосфера.

10). Какая наука изучает взаимоотношения человека с окружающей природной средой?

а) биология;

б) геология;

в) экология.

Тест «Охрана здоровья человека».

Кого называют здоровым человеком?

__________________________________________________________________

Что такое закаливание?

__________________________________________________________________

Перечисли приемы закаливания.

__________________________________________________________________

Зачем нужно следить за своей осанкой?

__________________________________________________________________

5. Что нужно делать человеку для предупреждения простудных заболеваний?

__________________________________________________________________

Составь свой режим дня.

__________________________________________________________________

Тест « Почва».

Что входит в состав почв? Какие они бывают?

Какую роль играет почва в жизни живых организмов на земле.

Как улучшить плодородие почв;

Какие живые организмы живут в почве?

Тест " Растения"

1. Перечислите части растения:

2. Напиши не менее пяти названий растений каждого вида:

Комнатные_____________________

Садовые_______________________

3. Перечислите основные условия жизни растений:

4. Напишите функции органов растений:

Корень-

Стебель-

Листья-

Цветок -

Плод с семенами-

5.Какую роль выполняют растения в жизни человека?

6. Что такое гербарий?

7. Подпишите названия к цветковым растениям:

t1593458470aa.jpg  t1593458470ab.jpgt1593458470ac.jpg

5. Какие санитарно – гигиенические правила нужно соблюдать при работе с цветами в саду?

6. Какие комнатные цветковые растения вы знаете:

__________________________________________________________________

2 год

1. Напишите названия растений парами по их способности жить на общей территории:

Друзья:

Соперники:

2. Перечислите названия цветковых растений по месту произрастания:

Лес:_____________________

Водоём:__________________

Пустыня:_________________

Поле:____________________

Луг:_____________________

3. В чём заключается уход за растениями?

4. Расставьте номера растений, которые правильно разместятся на простой клумбе:

5. Мифы и реальность:

1) Очень красивый юноша, который любовался только собой, превратился в цветок:________________

2) Королева, которая превратилась в цветок. Боги подарили цветку острое оружие от злых людей: __________________

6. Ландшафт какой страны изображён, подпишите:

t1593458470ad.jpg_____________________________

7. Напишите не менее пяти названий клумбовых цветковых растений:

Светолюбивые __________________________________________

Тенелюбивые __________________________________________

8.Нарисуйте свой любимый клумбовый цветок, подпишите его название:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Живая планета" ( Растительный мир Кубани)

Предлагаемая программа направлена на формирование и усвоение детьми системы знаний о жизни растений. К сожалению, в школьном курсе ботаники практически нет места познанию флористического богатства род...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности "Юный эколог"

Пояснительная записка Слово «Экология»дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющи...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Экология для младших школьников"

Программа "Экология для младших школьников" направлена на формирование у детей экологического мышления, посредством накопления знаний об окружающем мире и на основе практическ...