Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир природы» (для детей с ОВЗ)
рабочая программа
Программа "Мир природы" вводит ребенка в удивительный мир природы, помогает узнать что – то новое. Дополнительные занятия помогут ребёнку с ОВЗ почувствовать себя значимым, дадут правильное понимание места ребёнка и создаваемой им среды в природе и обществе.
Если процесс обучения рассматривать как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с ОВЗ, то их можно научить:
- познавать себя;
- принимать помощь других;
- познавать окружающий мир;
- участвовать в созидательной деятельности.
Занятия помогут расширить познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогатить его эмоциональную жизнь, сделают доступными элементы творчества, будут развивать эстетический вкус.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Майнский многопрофильный лицей имени В.А.Яковлева»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир природы» (для детей с ОВЗ)
Возрастная категория: 6-10 лет Срок реализации 1 год
Автор/разработчик:
Чибрикова Наталья Валерьевна
учитель начальных классов
Содержание
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка ………………………………………………..
- Цель и задачи программы ……………………………………………..
- Содержание программы ……………………………………………….
- Планируемые результаты ……………………………………………….
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график ………………………………………….
- Условия реализации программы ………………………………………..
- Формы аттестации ……………………………………………………….
- Методические материалы ……………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………..…...
Пояснительная записка
Мир природы удивителен и уникален. Он позволяет осознать, как прекрасно жить, наблюдая за природой, за её изменениями, не всегда положительными из – за влияния человеческой деятельности. Большое внимание нужно уделять воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным уголкам, изучению живых существ.
Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья дополнительные занятия могут являться очень эффективным методом для развития эстетического вкуса, творческого мышления, развития кругозора. Ребенку необходимо осознать свои возможности: что он делает, что может сделать, где требуется помощь взрослых.
Программа "Мир природы" вводит ребенка в удивительный мир природы, помогает узнать что – то новое. Дополнительные занятия помогут ребёнку с ОВЗ почувствовать себя значимым, даёт правильное понимание места ребёнка и создаваемой им среды в природе и обществе.
Если процесс обучения рассматривать как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с ОВЗ, то их можно научить:
- познавать себя;
- принимать помощь других;
- познавать окружающий мир;
- участвовать в созидательной деятельности.
Занятия помогут расширить познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогатить его эмоциональную жизнь, сделают доступными элементы творчества, будут развивать эстетический вкус.
- Программа построена с учетом «Концепции модернизации дополнительного образования», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ (с изменениями на 2018-2019 год)
Программа имеет естественнонаучную направленность, которая является одним из важных направлений в развитии и воспитании детей с ОВЗ, так как является доступной для детей и обладает необходимой эффективностью. Дополнительная общеобразовательная программа «Мир природы»– рассчитана на 1 год обучения, 70 часов, для учащихся с ОВЗ в возрасте 6-10 лет.
Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности, а также разнообразные методические журналы, пособия, разнообразная художественная и методическая литература по экологическому, естественнонаучному направлению.
Занимаясь по данной программе, ребёнок с ОВЗ учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания, поведением и повадками животных, последовательной сменой сезонов и изменениями, происходящими в живой и неживой природе.
Экологические занятия помогают детям с ОВЗ увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, как внутри экосистемы, так и за ее пределами.
Актуальность. Работа по данной программе предоставляет возможность детям с ОВЗ в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.
Назначение программы - помочь детям с ОВЗ развить любознательность, познавательную активность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира, природы; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к экологической культуре, творчеству.
Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает любовь к природе и развивает интерес к творческой деятельности.
В процессе деятельности развивается: экологическая культура, нравственные качества, творческая деятельность.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть, это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Новизна данной программы заключается в том, что для успешной подготовки детей с ОВЗ требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Если процесс обучения рассматривать как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с ОВЗ, то их можно научить:
- познавать себя и управлять своим физическим и психологическим «Я»
- вступать в контакт и поддерживать его с окружающими;
- ориентироваться в пространстве и познавать природу, окружающий мир;
- участвовать в творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть экологическими знаниями и умениями, развивать возможности и способности детей с ОВЗ.
Инновационность программы: так как психические процессы взаимосвязаны и взаимодействуют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций. Так изучение окружающего мира, мира природы, понимание экологических проблем, способствуют развитию внимания, интеллектуальному развитию, а это влияет на формирование и становление личности ребёнка.
Дети с ОВЗ осваивают правила экологического восприятия окружающего мира, правила поведения в природе, развивают творческие способности, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии для некоторых из них.
Инновационная педагогическая технология – это системный процесс целенаправленного воздействия на обучаемого, направленный на удовлетворение всей совокупности его потребностей. Современные педагогические технологии характеризуются тем, что:
- обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;
- обогащают представление преподавателей и обучающихся об образовательной деятельности;
- ориентированы на стимулирование творческого потенциала обучающихся.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся от 6 до 10 лет, на детей с ОВЗ, имеющих различные способности и возможности.
Формируются группы из учащихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения (постоянный).
Обучающиеся объединяются в группы с учетом психологических особенностей и их наклонностей. Набор в группы осуществляется в установленные учреждением сроки. Так же проводятся индивидуальные занятия ( маршрутный лист)
Объем программы: 1 год, 70 учебных часов, необходимых для освоения программы.
Форма обучения: очная.
Направления деятельности:
- Естественнонаучная направленность;
- Элементы творческой деятельности.
Формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
Виды занятий:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- выставки.
Занятия по программе проводит педагог дополнительного образования.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 45 минут.
Общее кол-во учебных часов в год: 70 часов, по 2 часа в неделю, 35 учебных недель.
Уровень программы: базовый.
Цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, о мире природы, раскрытие творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в естественно - научном направлении; развитие личности ребёнка с ОВЗ в процессе овладения определёнными знаниями, умениями, навыками.
Задачи:
Личностные:
- развивать положительные качества личности учащегося (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом);
- формировать ценностное отношение к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами)
- воспитывать ответственность к себе и окружающим;
- уметь доводить начатое дело до конца
Метапредметные:
- научиться управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения при работе в паре, группе.
- формировать первичные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
- формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность
- формировать и развивать внимание, память, мышление, воображение детей с ОВЗ, учитывая их возможности и возрастные особенности
Предметные:
- познакомить учащихся с разнообразием флоры и фауны родного края
- формировать чувство бережного отношения к природе родного края
- развивать познавательную активность
- решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту и индивидуальным возможностям детей с ОВЗ
- иметь образные представления о природе, об экологической культуре
Коррекционные:
- создать условия для самореализации детей;
- развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления;
- формировать и закреплять эмоционально-позитивные установки в самооценке учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- помочь в преодолении недостатков психического и физического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- систематичность и последовательность («от простого к сложному»).
Программа направлена на развитие у детей экологической культуры, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры.
Основные принципы обучения:
-сотворчество и ответственность;
-индивидуализация и дифференциация;
-доброжелательность и достоинство;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Предлагаемая программа содержит следующие принципы:
- Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним
- Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с опорой на ведущую деятельность данного возраста. Для младших школьников с ОВЗ это – игровая деятельность. Поэтому учить и воспитывать детей следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции занимают сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.
- Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.
- Принцип системности. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами отделения. В результате использования единой темы на занятиях учителя-дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем.
- Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей обучающихся. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изучению материала: более сильным детям будет интересна более сложная подача материала, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к миру природы.
Ожидаемые результаты.
- Реализовать комплексный подход к решению адаптации детей,
- успешное интегративное включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, в социум;
- успешная социально-психологическая адаптация;
- совершенствование системы выявления и учета и сопровождения детей с ограниченными возможностями;
бережное отношение сохранности природы через творчество;
научатся умениям и практическим навыкам работы с различными материалами
воспитают в себе настойчивость, находчивость, внимательность, уверенность, трудолюбие.
Методическое обеспечение программы.
Образовательная программа строится на основе дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми с ОВЗ имеет степень владения психологическими знаниями, умение определить индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности. Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ:
- это приводит к созданию благоприятной ситуации для его изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и говорит о своих проблемах, трудностях
- такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации
- складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию).
Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.
Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.
Работа с ребенком строится не только с учетом возраста, но и с учетом того, на каком уровне развития он находится.
Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых на занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности.
Методы обучения.
Формы проведения занятия: индивидуальная, подгрупповая.
На занятиях применяются:
-практические занятия;
-игра, викторина по изученным темам;
-беседа;
-рассказ;
-инструктаж;
-демонстрация;
-работа с книгой;
-словесные.
Наглядные:
-демонстрация образцов, схем, таблиц;
-использование технических средств;
-просмотр видеоматериалов и презентаций.
Практические:
-практические задания;
-решение различных ситуаций;
-ролевые игры
- творческие виды работы.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
-объяснительно-иллюстративный;
-проблемный;
-репродуктивный.
Формы и режим занятий.
-Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведение конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ;
-в ходе реализации данной программы используются различные приемы и формы организации обучающей деятельности:
-познавательные и дидактические игры;
-викторины;
-беседы;
-изготовление поделок, выпуск эко-газеты;
-конкурсы, акции.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Растительный мир Ульяновской области, Майнского района. | 16 | 8 | 8 |
3 | Охрана природы. Экологические проблемы | 16 | 7 | 9 |
4 | Знакомые незнакомцы | 22 | 11 | 11 |
5 | Зелёная аптека. | 6 | 5 | 1 |
6 | Витамины на грядке | 6 | 5 | 1 |
7. | Обобщение. Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 70 | 37 | 33 |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | - |
2 | Растительный мир Ульяновской области, Майнского района. | 16 | 8 | 8 | - |
2.1 | Лес – наше богатство. | 2 | 2 | - | - |
2.2 | Ягоды. | 2 | 1 | 1 | - |
2.3 | Грибы | 2 | 1 | 1 | - |
2.4 | Деревья | 2 | 1 | 1 | - |
2.5. | Кустарники | 2 | 1 | 1 | - |
2.6 | Травы | 2 | 1 | 1 | - |
2.7. | Редкие и исчезающие растения родного края. | 2 | 1 | 1 | - |
2.8. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Коллективная работа «Цветочная поляна» |
3 | Охрана природы. Экологические проблемы | 16 | 7 | 9 | - |
3.1 | Времена года | 2 | 1 | 1 | - |
3.2 | Народные приметы | 2 | 1 | 1 | - |
3.3 | Правила поведения на водоёме | 2 | 1 | 1 | - |
3.4 | Правила поведения в лесу. | 2 | 1 | 1 | - |
3.5 | Экологические проблемы родного края. | 2 | 1 | 1 | - |
3.6 | Экология в играх | 2 | 1 | 1 | - |
3.7 | Маленьким наблюдателям | 2 | 1 | 1 | - |
3.8 | Обобщение. Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Создание таблички «Береги природу». |
4 | Знакомые незнакомцы | 22 | 11 | 11 | - |
4.1 | Заяц – длинное ухо | 2 | 1 | 1 | - |
4.2 | Лиса Патрикеевна | 2 | 1 | 1 | - |
4.3 | Серый волк | 2 | 1 | 1 | - |
4.4 | Хозяин леса - медведь | 2 | 1 | 1 | - |
4.5 | Белка | 2 | 1 | 1 | - |
4.6 | Ёж – сердитый недотрога | 2 | 1 | 1 | - |
4.7 | Сорока - белобока | 2 | 1 | 1 | - |
4.8 | Лесной доктор - дятел | 2 | 1 | 1 | - |
4.9 | Кукушка | 2 | 1 | 1 | - |
4.10 | Сестрица - синица | 2 | 2 | - | Тестовый контроль |
4.11 | Итоговое занятие по теме. | 2 | - | 2 | Групповая работа. Оригами «Бабочки» |
5 | Зелёная аптека. | 6 | 5 | 1 | - |
5.1 | Лекарственные растения леса | 2 | 2 | - | - |
5.2 | Лекарственные растения луга и поля | 2 | 2 | - | - |
5.3 | Правила сбора лекарственных растений. Творческая мастерская | 2 | 1 | 1 | Беседа по вопросам. Аппликация «Ромашка». |
6 | Витамины на грядке | 6 | 5 | 1 | - |
6.1 | Овощи | 2 | 2 | - | - |
6.2 | Фрукты | 2 | 2 | - | - |
6.3 | Витамины круглый год | 2 | 1 | 1 | Творческий проект «Овощи и фрукты» |
7. | Обобщение. Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Тестовый контроль Рисование на тему «Природа и я» |
Всего: | 70 | 37 | 33 |
Содержание учебного плана
Цель: Научить учащихся любить и бережно относиться к природе.
Задачи:
- изучить природу родного края
-Развивать интерес к охране природы, экологии, животному и растительному миру
-Воспитывать экологическую культуру.
Раздел 1. «Вводное занятие» (2ч.)
Теория:
Тема 1. Познакомить детей с планом работы на новый учебный год. Игра на знакомство.
Практика: Сюжетно-ролевая игра по ТБ.
Раздел 2. Растительный мир Ульяновской области, Майнского района. (16 ч.)
Теория:
Тема 2.1. Лес – наше богатство. Дать понятие, что лес – богатство родного края. Хозяйственное значение леса. Лес в творчестве писателей и художников.
Тема 2.2. Ягоды. Съедобные и несъедобные ягоды.
Тема 2.3. Грибы. Правила сбора. Съедобные и несъедобные грибы.
Тема 2.4. Деревья. Классификация и характеристика деревьев.
Тема 2.5. Кустарники. Виды кустарников
Тема 2.6. Травы. Классификация и характеристика трав, цветов.
Тема 2.7. Редкие и исчезающие растения родного края. Знакомство с Красной книгой.
Тема 2.8. Итоговое занятие. Обобщение по разделу.
Практика:
Практическая работа
Аппликация «Земляника», работа с пластилином «Гриб – боровик», аппликация «Берёзка», «Сирень», «Любимый цветок», «Подснежник».
Итоговое занятие по разделу: Коллективная работа «Цветочная поляна» из бумаги.
Раздел 3. Охрана природы. Экологические проблемы (16 ч.)
Теория:
Тема 3.1. Времена года. Знакомство с сезонными изменениями в природе.
Тема 3.2. Народные приметы. Народная мудрость, основанная на наблюдениях наших предков.
Тема 3.3. Правила поведения на водоёме. Как вести себя на водоёме.
Тема 3.4. Правила поведения в лесу. Дидактическая игра «С чьей ветки листочек?»
Тема 3.5. Экологические проблемы родного края. Значение охраны природы. Основные направления природоохранной работы. Охрана природы в современном мире.
Тема 3.6. Экология в играх. Разнообразные игры на экологическую тематику. Забавное рисование.
Тема 3.7. Маленьким наблюдателям. Учимся наблюдать. Игры на внимание. Тексты для чтения и пересказа.
Тема 3.8. Обобщение. Итоговое занятие.
Практика:
Практическая работа: игра «Угадай время года», загадки о временах года, ребусы, тексты для чтения «Маленьким наблюдателям», народные приметы, весёлые задания, экологические ситуации.
Итоговое занятие по разделу: Создание таблички «Береги природу».
Раздел 4. Знакомые незнакомцы (22 ч.)
Теория:
Тема 4.1. Заяц – длинное ухо. Книги о зайце.
Тема 4.2. Лиса Патрикеевна. Повадки. Хитрость. Лиса в народных сказках.
Тема 4.3. Серый волк. Картинки волка. Поговорки, пословицы о волке.
Тема 4.4. Хозяин леса – медведь. Сообщение о медведе. Загадки.
Тема 4.5. Белка. Картинки с изображением белки. Описание зверька. Загадки о белке.
Тема 4.6. Ёж – сердитый недотрога. Поведение, повадки.
Тема 4.7. Сорока – белобока. «Лесная сплетница». Особенности поведения сороки.
Тема 4.8. Лесной доктор – дятел. Загадки о дятле. Почему дятел – лесной доктор?
Тема 4.9. Кукушка. Загадочная птица. Поведение, его особенности.
Тема 4.10. Сестрица – синица. Самые полезные птички России.
Тема 4.11. Итоговое занятие по теме. Обобщить знания по разделу.
Практика:
Практическая работа Аппликация «Заяц», «Лиса», «Волк», рисование «Медведь», «Белка», работа с пластилином «Ёжик», раскрашивание «Сорока», «Дятел», «Кукушка», «Синица».
Итоговое занятие по разделу: Тестовый контроль.
Групповая работа. Оригами «Бабочки»
Раздел 5. Зелёная аптека. (6 ч.)
Теория:
Тема 5.1. Лекарственные растения леса. Виды, разнообразие, применение.
Тема 5.2. Лекарственные растения луга и поля. Виды, разнообразие, применение.
Тема 5.3. Правила сбора лекарственных растений. Знакомство с примерными правилами сбора грибов и ягод.
Творческая мастерская
Практика:
Практическая работа: Беседа по вопросам.
Итоговое занятие по разделу: Творческая мастерская. Аппликация «Ромашка».
Раздел 6. Витамины на грядке ( 6 ч.)
Теория:
Тема 6.1. Овощи. Разнообразие, вкусовые качества, польза.
Тема 6.2. Фрукты. Разнообразие, вкусовые качества, польза.
Тема 6.3. Витамины круглый год. Какие бывают витамины. В каких овощах и фруктах наибольшее количество витаминов. Для чего человеку витамины.
Практика:
Практическая работа: Беседа по вопросам.
Итоговое занятие по разделу: Творческий проект «Овощи и фрукты»
Раздел 7. Обобщение. Итоговое занятие ( 2 ч.)
Теория:
Тема 7.1. Обобщение.
Подведение итогов обучения за год, составление краткого анализа, планов на следующий год.
Практика:
Практическая работа
Итоговое занятие по разделу: Тестовый контроль. Беседа по вопросам. Рисование на тему «Природа и я»
Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся должны показать следующие результаты
Личностные результаты:
Обучающийся должен:
- проявлять интерес к познанию мира природы.
- уметь оценивать свои и чужие поступки
- уметь оценивать собственную деятельность: достижения, успехи, самостоятельность, инициативность
- выражать положительное отношение к процессу познания: желание больше узнать.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебной литературе
- ориентироваться в схемах, таблицах, рисунках, памятках
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по алгоритму.
- наблюдать и самостоятельно делать простейшие выводы.
- выполнять задания по аналогии, по образцу
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место
- определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.
- определять план выполнения заданий на занятиях под руководством педагога.
- следовать инструкциям педагога при выполнении заданий
- корректировать выполнение задания.
Коммуникативные УУД:
- соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения
- вступать в диалог с педагогом и товарищами
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе
- слушать, слышать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения
Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий».
Календарный учебный график
на 2019-2020 учебный год
программа «Мир природы» (1 год обучения)
Педагог –Чибрикова Н.В.
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
2019 - 2020 | 02.09.2019 | 31.05.2020 | 35 | 70 | 2 раза в неделю по 45 мин |
№ п/п | Дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 02.09 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение. Инструктаж. | 1 | Вводное занятие | лицей каб. №14 | Составление инструкции |
2 | 05.09 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Вводное занятие | лицей каб. №14 | Беседа по вопросам |
3 | 09.09 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение. | 1 | Лес – наше богатство. | лицей каб. №14 | Беседа по вопросам |
4 | 12.09 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Лес – наше богатство. | лицей каб. №14 | Составление таблицы |
5 | 16.09 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Ягоды. | лицей каб. №14 | Графический диктант |
6 | 19.09 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Ягоды | лицей каб. №14 | Составление таблицы |
7 | 23.09 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Грибы | лицей каб. №14 | Графический диктант |
8 | 26.09 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Грибы | лицей каб. №14 | Таблица по теме |
9 | 30.09 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Деревья | лицей каб. №14 | Беседа по вопросам |
10 | 03.10 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Деревья | лицей каб. №14 | Таблица по теме |
11 | 07.10 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Кустарники | лицей каб. №14 | Беседа по вопросам |
12 | 10.10 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Кустарники | лицей каб. №14 | Творческий показ |
13 | 14.10 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Травы | лицей каб. №14 | Анкетирова ние |
14 | 17.10 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Травы | лицей каб. №14 | Творческий показ |
15 | 21.10 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Редкие и исчезающие растения родного края. | лицей каб. №14 | диагностика результативности |
16 | 24.10 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Редкие и исчезающие растения родного края. | лицей каб. №14 | Творческий показ |
17 | 28.10 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Итоговое занятие | лицей каб. №14 | Коллективная работа «Цветочная поляна» |
18 | 31.10 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Итоговое занятие по разделу | лицей каб. №14 | Коллективная работа «Цветочная поляна» |
19 | 07.11 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Времена года | лицей каб. №14 | Беседа по вопросам |
20 | 11.11 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Времена года | лицей каб. №14 | Творческий показ |
21 | 14.11 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Народные приметы | лицей каб. №14 | Беседа по вопросам |
22 | 18.11 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Народные приметы | лицей каб. №14 | Творческий показ |
23 | 21.11 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Правила поведения на водоёме | лицей каб. №14 | Составление памятки |
24 | 25.11 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Правила поведения на водоёме | лицей каб. №14 | Творческий показ |
25 | 28.11 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Правила поведения в лесу. | лицей каб. №14 | Составление памятки |
26 | 02.12 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Правила поведения в лесу. | лицей каб. №14 | Творческий показ |
27 | 05.12 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Экологические проблемы родного края. | лицей каб. №14 | Составление памятки |
28 | 09.12 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Экологические проблемы родного края. | лицей каб. №14 | диагностика результативности |
29 | 12.12 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Экология в играх | лицей каб. №14 | Составление игр |
30 | 16.12 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Экология в играх | лицей каб. №14 | Графический диктант |
31 | 19.12 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Маленьким наблюдателям | лицей каб. №14 | Беседа по вопросам |
32 | 23.12 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Маленьким наблюдателям | лицей каб. №14 | Составление памятки |
33 | 26.12 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Обобщение. Итоговое занятие. | лицей каб. №14 | Создание таблички «Береги природу». |
34 | 13.01.2020 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Обобщение. Итоговое занятие. | лицей каб. №14 | Создание таблички «Береги природу». |
35 | 16.01 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Заяц – длинное ухо | лицей каб. №14 | Графический диктант |
36 | 20.01 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Заяц – длинное ухо | лицей каб. №14 | Анкетирова ние |
37 | 23.01 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, рассказ | 1 | Лиса Патрикеевна | лицей каб. №14 | Графический диктант |
38 | 27.01 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Лиса Патрикеевна | лицей каб. №14 | Анкетирова ние |
39 | 30.01 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, рассказ | 1 | Серый волк | лицей каб. №14 | Беседа по вопросам |
40 | 03.02 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Серый волк | лицей каб. №14 | Графический диктант |
41 | 06.02 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Хозяин леса - медведь | лицей каб. №14 | Беседа по вопросам |
42 | 10.02 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Хозяин леса - медведь | лицей каб. №14 | Творческий показ |
43 | 13.02 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, рассказ | 1 | Белка | лицей каб. №14 | Графический диктант |
44 | 17.02 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Белка | лицей каб. №14 | Творческий показ |
45 | 20.02 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Ёж – сердитый недотрога | лицей каб. №14 | Рисование |
46 | 27.02 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Ёж – сердитый недотрога | лицей каб. №14 | Графический диктант |
47 | 02.03 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, рассказ | 1 | Сорока - белобока | лицей каб. №14 | Рисование |
48 | 05.03 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Сорока - белобока | лицей каб. №14 | Графический диктант |
49 | 12.03 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Лесной доктор - дятел | лицей каб. №14 | Рисование |
50 | 16.03 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Лесной доктор - дятел | лицей каб. №14 | Тестовый контроль |
51 | 19.03 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Кукушка | лицей каб. №14 | Рисование |
52 | 23.03 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Кукушка | лицей каб. №14 | диагностика результативности |
53 | 26.03 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Сестрица - синица | лицей каб. №14 | Графический диктант |
54 | 30.03 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Сестрица - синица | лицей каб. №14 | Тестовый контроль |
55 | 02.04 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Итоговое занятие по теме. | лицей каб. №14 | Групповая работа. Оригами «Бабочки» |
56 | 06.04 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Итоговое занятие по теме. | лицей каб. №14 | Групповая работа. Оригами «Бабочки» |
57 | 09.04 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Лекарственные растения леса | лицей каб. №14 | Составление памятки сбора растений |
58 | 13.04 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Лекарственные растения леса | лицей каб. №14 | диагностика результативности |
59 | 16.04 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Лекарственные растения луга и поля | лицей каб. №14 | Составление памятки сбора растений |
60 | 20.04 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Лекарственные растения луга и поля | лицей каб. №14 | диагностика результативности |
61 | 23.04 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Правила сбора лекарственных растений. Творческая мастерская | лицей каб. №14 | Беседа по вопросам. |
62 | 27.04 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Правила сбора лекарственных растений. Творческая мастерская | лицей каб. №14 | Аппликация «Ромашка». |
63 | 30.04 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Овощи | лицей каб. №14 | Графический диктант |
64 | 07.05 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Овощи | лицей каб. №14 | диагностика результативности |
65 | 14.05 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Фрукты | лицей каб. №14 | Графический диктант |
66 | 18.05 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Фрукты | лицей каб. №14 | диагностика результативности |
67 | 21.05 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение | 1 | Витамины круглый год | лицей каб. №14 | Творческий проект «Овощи и фрукты» |
68 | 25.05 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Витамины круглый год | лицей каб. №14 | Творческий проект «Овощи и фрукты» |
69 | 28.05 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Обобщение. Итоговое занятие | лицей каб. №14 | Тестовый контроль |
70 | 02.06 | 1500 – 1545 | Беседа, наблюдение, практические занятия | 1 | Обобщение. Итоговое занятие | лицей каб. №14 | Рисование на тему «Природа и я» |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Материалы и инструменты для занятия.
Бумага: чистая белая бумага формата А – 4 для рисования, аппликации;
в клетку для тестирования, анкетирования, графического диктанта
Ножницы: с закруглёнными концами.
Клей: ПВА или клеевой карандаш.
Кисточки: кисточки разных размеров.
Стаканчик для воды
Цветные карандаши, фломастеры, маркеры, краски.
Раскраски соответствующей тематики
Энциклопедии, словари, памятки, таблицы по темам занятий.
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский
Стол компьютерный
Компьютер
Проектор
Магнитная доска
Стенды с наглядным материалом
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
Для успешного процесса обучения и полной реализации программы предусматривается кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам, требованиям техники безопасности и пожарной безопасности. Кабинет оборудован мебелью, необходимой для занятий. Столы и стулья соответствуют росту обучающихся.
Так как дети с ОВЗ, в отдельных случаях занятия проводятся индивидуально у обучающихся дома, где создаются условия для преподавания.
Информационное обеспечение – при подготовке занятий используются интернет ресурсы, видеоматериалы, фотоматериалы.
Кадровое обеспечение - Чибрикова Н.В., учитель начальных классов, имеется удостоверение повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
Формы контроля и оценочные материалы
Формы аттестации
- формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Для определения уровня знаний учащихся по программе предусмотрены контрольные вопросы для каждого года обучения.
Во время реализации общеобразовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня формирования УУД.
- формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
В конце учебного года учащиеся выполняют творческий проект, где самостоятельно выбирают тему, материал, технику исполнения; показывают уровень овладение навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- педагогическое наблюдение
- анализ результатов:
-беседа ;
-опрос;
- анкетирование
-выполнение учащимися диагностических заданий;
- участия в мероприятиях (викторинах, соревнованиях, играх);
-активности обучающихся на занятиях и т.п.
- тестовый контроль
- творческая работа
Мониторинг образовательной деятельности детей:
-оформление фотоотчётов;
-выставка творческих работ;
-оформление листов индивидуального образовательного маршрута.
Внешний контроль
После каждого раздела программы с целью подведения итогов выполняется творческий проект либо оформление совместной работы, которая определяется затем на выставку работ. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого воспитанника, что особенно значимо для детей с ОВЗ.
Внутренний контроль
Использование диагностирования, наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого ребёнка на занятии, анкетирование, опрос, тестовый контроль.
Оценочные материалы
Оценочные материалы (Закон №273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5)
В соответствии с целями и задачами предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.
Главным показателем эффективности деятельности является результат. Для того, чтобы проследить, каково качество обученности детей по образовательной программе, надо организовать систему заданий, направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся выступает руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность. Механизмом оценки роста являются «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающиеся, достижения как интеллектуального, творческого характера, так и личностного.
Диагностические материалы, методики
Система мониторинга.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие школьника.
Система оценки достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов целевых ориентиров освоения программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем: наблюдений за ребенком, бесед, методик не тестового типа, скрининг-тестов и др. Сочетание методов педагогической диагностики (беседа, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, диагностическая ситуация, диагностическое задание) обеспечивают объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга (2 раза - в начале и конце реабилитационного периода) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированности используемых методов работы. Периодичность позволяет не переутомлять воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активной деятельностью детей во время самостоятельной деятельности детей, в ходе режимных моментов и в специально-организованной деятельности, а также в процессе анализа продуктов детской деятельности. Карты наблюдения детского развития позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Диагностика уровня развития детей с ОВЗ является неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям. При определении уровня развития детей необходимо оценивать качественное содержание доступных им действий, а именно оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности.
Как наиболее значимые, можно взять за основу следующие уровни осуществления деятельности (И.М. Бгажнокова):
– деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
– деятельность осуществляется по подражанию;
– деятельность осуществляется по образцу;
– деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
– деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
– самостоятельная деятельность;
– умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий предполагается использовать следующую градацию и условные обозначения:
- действие (операция) сформирована – «ДА»;
- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ»;
- действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО»;
- действие (операция) пока недоступна для выполнения – «НЕТ».
Результаты диагностики отображаются в индивидуальных картах развития детей.
Выбор методов диагностики определяется возрастом детей и уровнем интеллектуального развития.
Образовательный процесс организован очно
Метод обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
- наглядный показ иллюстраций, наблюдение, работа по образцу;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном, групповом поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Педагогические технологии
- игровые технологии;
- технология диалогового обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникативные технологии
- технологии обучения детей с ОВЗ;
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, фотографий.
Если выполняется творческая работа, то в процессе работы с различными инструментами и материалами педагог напоминает детям о правилах техники безопасности, о правилах пользования инструментами.
Методическое сопровождение программы
- методические разработки, планы-конспекты занятий, инструкционные, технологические карты;
- видео, музыка, наглядность, презентации и т.д.
Методические материалы
Творческий проект
1.Исследовательская деятельность в рамках разработки творческого проекта. Познакомить с этапами выполнения творческого проекта. Выбор темы, материала.
2. Коллективная или групповая работа над проектом
3. Аппликация, рисунок, поделка из разных материалов.
4. Защита проекта. Развивать познавательную активность, навыки публичного выступления
Словарь терминов.
- Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Аппликация из ткани — это разновидность вышивки.
- Декоративно-прикладное искусство — вид искусства, имеющий свою декоративную образность, свой особый художественный смысл и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека. В единстве того и другого его сущность и специфика. К этому искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно — из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла).
- Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
- Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος) — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Приложение №1
Итоговая диагностика определения уровня обученности воспитанника
(Правильный ответ 1 балл)
Ф.И.______________________________ класс_____________________
1.Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных?
А) легко ломаются; Б) не ломаются.
2.Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
А) Приклей ; Б) Нарисуй эскиз; В) Составь композицию;
Г) Подбери материалы; Д) закрой листом бумаги и положи сверху груз.
3.Выбери, что относится к природным материалам:
1) листья 2) пластилин 3) цветы 4) краски 5) жёлуди
4. Определи порядок сушки цветов и листьев:
А) Накрой газетой и положи груз; Б) отбери яркие , незасохшие листья;
В) положи их на газету, расправь; Г) через несколько дней разложи их в папки.
Приложение №2
Контрольные задания по теме: «Охрана природы. Экологические проблемы»
Задание 1.
Экологические ситуации.
1.Выбери и объясни поведение в лесу в следующих ситуациях.
Ты увидел муравейник. Как ты поступишь?
1)Посмотрю, как устроен муравейник, изучу все его этажи
2)Понаблюдаю за работой муравьев
3)Пройду мимо
4) Разорю муравейник
2. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия.
1) Уничтожите, так как они вредны для человека.
2) Оставите, вспомните слова учителя: «мухоморы – лекарство для некоторых животных».
3) Пройду мимо.
3. Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?
1) Сорвать гриб с корнем.
2) Оставить на месте.
3) Попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба.
4. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?
1) Пройду мимо.
2) Остановлюсь и понаблюдаю.
3) Отнесу домой и посажу в банку.
4) Попробую его накормить.
5. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что он должны сделать?
1) Забрать себе.
2) Не трогать.
3) Положить в дупло что-нибудь вкусненькое.
6. После похода в лес остался мусор. Ваши действия.
1) Закопать в яму.
2) Унести домой и выкинуть в мусоропровод.
3) Оставлю всё как есть, там и так много мусора.
Задание 2.
«Да-нет».
Выберите вариант ответа «да» или «нет».
1. Звездчатку назвали так, потому что цветки этого растения похожи на звезду.
2. В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчёлы делают мёд , назвали это растение медуница.
3. Мать – и – мачеха названа так потому, что с одной стороны она мягкая, тёплая, а с другой гладкая, холодная.
4. Листья этого растения покрыты бархатистым пушком, как шёрстка барашка, а цветки собраны вместе, будто связка маленьких золотистых ключиков. За это растение назвали баранчики – ключики.
5. Зяблика так назвали потому, что он все время зябнет, мерзнет.
6. Лимонницу так назвали за цвет ее крыльев.
Приложение №3
Итоговое занятие 1 года обучения
Учащиеся сами выбирают уровень выполнения заданий по теме (творческий, продвинутый или репродуктивный). В процессе работы, если воспитанники затрудняются в выполнении задания, они смогут воспользоваться помощью в виде плана ответа (для творческого уровня) или вариантов ответа (для продвинутого уровня).
Задания творческого уровня:
1. Определите, какое правило поведения в природе обозначается этим экологическим знаком. Почему нужно соблюдать это правило?
2. Определите экологическую проблему и предложите способы ее решения.
3. Перед вами рисунки, на которых изображено поведение детей в природе. Выберите неправильные действия. Подумайте, как вы объясните этим детям, почему нельзя так вести себя в природе.
4. Напишите пожелания будущим первоклассникам, в котором расскажите свое отношение к природе и почему природу нужно беречь и охранять.
Задания продвинутого уровня:
1.Определите, какое правило поведение обозначает этот экологический знак. Почему нужно соблюдать это правило?
План ответа: Назовите правило, которое обозначается этим знаком. Где этот правило нужно соблюдать? (на реке, в лесу, на лугу, на реке, в городе) Кто пострадает, если не соблюдать это правило? (насекомые, птицы, звери, растения, человек) Сделайте вывод.
Почему нужно соблюдать это правило?
2. Определите экологическую проблему и предложите способы ее решения. План ответа: Где происходит нарушение экологического правила? (река, луг, лес, город) Что происходит? (определите проблему) Назовите экологическое правило, которое нарушил человек. Кто пострадает, если не соблюдать это правило? (насекомые, птицы, звери, растения, человек) Сделайте вывод. Что нужно сделать, чтобы сохранить природу.
3.Перед вами рисунки, на которых изображено поведение детей в природе. Оцените поведение детей.
План ответа: Где находятся дети? (на реке, в лесу, на лугу, на реке, в городе) Что делают дети? (описать ситуацию) Как можно оценить такое поведение? Почему?
Если поведение оцениваем как «экологически некультурное», то объясняем причину (какое правило нарушают дети, кто пострадает, как нужно вести себя в этой ситуации или как объяснить детям, почему такое поведение недопустимо)
4. Напишите пожелания будущим первоклассникам, в котором расскажите свое отношение к природе и почему природу нужно беречь и охранять.
План ответа: Что дает природа человеку? Как к ней надо относиться? К чему может привести неразумное поведение человека? Как вы объясните первоклассникам, зачем и почему нужно беречь природу?
Нарисуйте, как выглядел бы мир, если бы все люди Земли бережно относились бы к природе.
Задания репродуктивного уровня:
1.Соотнесите экологические знаки с правилами поведения, которые нужно соблюдать в природе. Почему нужно соблюдать эти правила?
- Не рубите деревья, не ломайте веток.
- Не рвите лекарственные растения.
- Не топчите цветы и грибы ногами.
- Берегите животных рек.
- Не рвите луговые цветы.
- Не убивайте животных.
2.Определите, кто пострадает, если на лугу рвать цветы.
3.Перед вами рисунки, на которых изображено поведение детей в природе. Оцените поведение детей с помощью кружочков разного цвета. Объясните свою оценку. (см. для задания 4, творческого уровня)
4.Нарисуйте, чем мы можем помочь нашей планете?
Приложение 4.
Экологическая игра
«Деревья, кустарники, травянистые растения, цветы»
Оборудование: картинки с изображением деревьев, кустарников, трав, цветов.
Цель: выявить полноту знаний о растениях.
Педагог предлагает отобрать картинки: первому ребенку – деревья, второму – кустарники, третьему – травы, четвертому – цветы. Затем рассказать, по каким характерным особенностям дети выбрали именно эти картинки.
Испытуемые отбирают картинки с изображением заданных растений, затем объясняют свой выбор.
Приложение 5.
Экологическая игра
«Времена года»
Оборудование: картинки с изображением времен года.
Цель: выявить полноту знаний о временах года.
Педагог раскладывает картинки перед ребенком. Беседа по вопросам:
- Какое время года изображено на картинке?
- Назови признаки каждого времени года.
- Что происходит с растениями осенью, (зимой, весной, летом)?
- Какие приметы ты знаешь о каждом времени года?
- Какие растения нарисованы на картинке?
- Как ты узнал эти растения? Опиши их.
- Что нужно сделать, чтобы растение росло?
- В какое время года растения оживают?
- В какое время года растения находятся в состоянии покоя?
- В какое время года бывает листопад?
Испытуемый отвечает на вопросы полным ответом, описывает каждое время года.
Приложение 6.
Дидактическая игра « Назови деревце»
Оборудование: карточки с изображением деревьев, листьев, плодов (пазлы).
Цель: выявить глубину знаний между внешним видом растений и временем года.
Условия проведения: игра проводится в индивидуальной форме.
Педагог предлагает испытуемому подобрать к пазлу с изображением дерева (листа, плода) из имеющихся карточек те, которые подходят к выбранному изображению. Обучающийся находит деревья, листочки и плоды.
Педагог задает вопросы:
- Что за дерево?
- В какое время года появляются листочки?
- В какое время года появляются плоды?
- В какое время года опадают листья?
Испытуемый отвечает на вопросы полным ответом.
Приложение 7.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: выявить осознанность знаний об изменениях растений в зависимости от сезона в объяснительной речи ребенка.
Педагог читает начало предложения, а испытуемый его заканчивает:
- Времена года – это … (зима, весна, лето, осень).
- Осенью листья … (желтеют, краснеют, опадают).
- Природа оживает … (весной).
- У березы плоды … (сережки), а у рябины … (ягоды).
- Летом солнце светит … (жарко).
- Зимой солнце светит … (редко).
- Осенью солнце светит … (не очень ярко).
- Весной природа … (оживает).
- Травянистые растения начинают цвести … (весной).
- Зимой и летом одним цветом. Что это? (Ель).
- Кустарники – это … (жасмин, сирень, шиповник)
- Съедобные ягоды – это ..(земляника, голубика, клубника…) .
- Несъедобные грибы – это.. (мухомор, поганка, ложные опята..)
Приложение 8.
Загадки к разделу: «Знакомые незнакомцы»
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Особа всем известная,
Она крикунья местная.(Ворона)
Летит почта скорая,
Почта сизоперая
И приносит вести
Верст за сто, за двести.(голубь)
На сосне, в лесу густом
Сидит плотник с долотом:
В пестренькой рубашке,
В красненькой фуражке.(Дятел)
Примчался вестовой
В свой угол гнездовой
И закричал: "Ура!"
Даешь весну! "Пора!". (Грач)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками в болото. ( Аист)
Он на вид высок и сер -
Сухопарый землемер:
Поле гречки, за лугами
Всё промерил он шагами. (Журавль)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок,
Он взовьётся в высоту,
И поёт там на лету. (Жаворонок)
Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила. (Кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет. (Скворец)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота! (Орла)
Пусть я птичка - невеличка,
У меня друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут - вот беда!
Ему ж не снять их никогда. (Гусь)
Ходит важен и надут:
На носу висит лоскут. (Индюк)
Приложение 9.
Список литературы для педагога
- Абрамова А.И. Традиции, обычаи, обряды. Москва, 1997г.-219 с.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Владос, 2003
- Аксенова А.И., Архипов Б. А., Белякова Л.И. Специальная педагогика. Академия, 2001
- Назаренко В.А., Осипова В.Б., Царёв Г.Н., Зусмановский Г.С. Животный мир Ульяновской области (учебное пособие). Ульяновск, 2000
- Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. – М., 2004
- Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. - «ФЦДЮТиК МО РФ», 2005
- Петров В.В. Растительный мир нашей родины. Книга для учителя. М.; Просвещение, 1991
- Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь - справочник./М.: Просвещение, 1992.
- Шипицына Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – СПб, 1995
Список литературы для детей
- Велек Й. Что должен знать и уметь юный защитник природы. М.; издательство «Прогресс» - 1983
- Елизарова Е.М. Знакомые незнакомцы. Волгоград: Учитель, 2007.
- Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. М.: Педагогика,1983
- Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет. – Ярославль: Академия, К – Академия Холдинг, 2000
- Формозов А.Н. Спутник следопыта. Издание седьмое дополненное. URSS – Москва – 2006
- Энциклопедия для детей. Птицы и звери./ Дополнительный том. М.: Авант, 2004
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология – М.: «Аванта +», 2001
Список литературы для родителей
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах – Ярославль: «Академия развития», «Академия К0», 1998
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. - М.: Педагогика-Пресс, 1992
- Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Голубева Н.Н. Аппликации из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002
- Пряничников В.П. Удивительные и невыдуманные истории о животных. Природа угощает: съедобные травы и деревья. Стерлитамак, 2001
- Петров В.В. Лес и его жизнь – М.: «Просвещение», 1986
- Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. /Методическое пособие . Гринпис России. Всемирная лесная вахта, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...
Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Живая планета" ( Растительный мир Кубани)
Предлагаемая программа направлена на формирование и усвоение детьми системы знаний о жизни растений. К сожалению, в школьном курсе ботаники практически нет места познанию флористического богатства род...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Страна Экология"
Программа естественнонаучной направленности "Страна Экология"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «ЦветоЭкоГрад»
Программа «ЦветоЭкоГрад» естественнонаучной направленности закладывает основы экологических знаний у младших школьников и базу для формирования у них начал экологической культу...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»
Пояснительная запискаСамое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкив...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»
Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным ...