Учебная программа естественнонаучного направления «Юный краевед» для обучающихся 1 класса
рабочая программа (1 класс)
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу, району, краю. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-yunyy_kraeved.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа естественнонаучного направления «Юный краевед»
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф.Гансберг)
Пояснительная записка
Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу, району, краю. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к природе своей Родины. Краеведческий принцип позволяет более глубоко понять и осознать свое Я в этом мире. В духовно-нравственном воспитании детей через краеведение важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия среды в сочетании с практической деятельностью. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального и частного. Связь краеведения и культуры почти прямолинейна: состояние краеведения в обществе отражает тот уровень культуры, носителем которого оно же является. Накапливая опыт познания мира и себя в мире, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. «Знакомство с географией родного края, с одним из уголков земли ведет к сознательному изучению географии всех стран, также помогает тому, чтобы любовь к Родине была еще более живой и содержательной» - М.И. Калинин. «Интерес к тому, что ближе всего - основа интереса ко всему остальному. Краеведение - это школа познания, школа воспитания культурой, школа становления и закрепления представлений о природе и обществе……»- Л.И. Соловьев.
Общая характеристика детей с ОВЗ:
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ адаптирована через реализацию их особых образовательных потребностей.
В работе с такими детьми используются следующие методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
-Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия исторических законов существования человечества, осознанное выполнение правил поведения в детском и взрослом обществе; воспитание чувства патриотизма, элементарной исторической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Направленность программы: естественнонаучная
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края не только со стороны государства, но и со стороны семьи. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании.
Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края, своей семьи.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Адресат программы: предлагаемая программа ориентирована на учащихся 1-х классов, т.к. интерес к окружающему миру у них велик, а круг знаний о нем очень ограничен. В этом мире постоянно растущий интерес к своему краю и его истории имеет не праздный характер. Прошлое должно помочь лучше понять настоящее и научить разбираться в ситуации, делать выбор, представляя его последствия для себя лично и для края в целом. Возможности краеведения огромны.
Объём программы- 72 часа, 4 часа в неделю.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- практические (опыты, упражнения);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);
- словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
- работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, изложение);
- видеометоды (просмотр, упражнения).
Срок освоения программы определяется содержанием программы - количество недель – 18, месяцев 5, лет – 1 год; Режим занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут, перерыв 15 минут, 45 минут.
Формы обучения и виды занятий:
- Беседы
- Теоретические занятия с элементами игры
- Практические занятия
- Проведение опытов с доступными материалами (дерево, камень, ткань, бумага, продукты питания и пр.);
- Ролевые игры;
- Работа на компьютере
- Конференции
- Праздники
- Экскурсии
Цель программы "Юный краевед"– создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры
Задачи программы:
Образовательные:
1. формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретать знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. закреплять знания через практическую деятельность.
Воспитательные:
1. формировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитывать экологическую культуру;
3. воспитать чувство ответственности, долга и бережного отношения ко всему живому.
Развивающие:
1. способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь, внимание и т.д.)
2. развивать кругозор учащихся.
Содержание учебной программы
Учебный план 1 год обучения
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов Общее | Кол-во часов Теор. | Кол-во часов Практич. | Формы аттестации |
1. | Введение «Юный краевед» | 2 | 2 | - | |
2. | Раздел 1. Наш край Древняя история края | 6 | 4 | 2 | Викторина |
3. | История заселения Дальневосточных окраин | 8 | 6 | 2 | Викторина |
4. | Наш край на карте | 8 | 4 | 4 | Конкурс |
5. | Население | 4 | 4 | - | Творческие работы |
6. | Раздел 2. Природа нашего края Животный мир нашего края | 14 | 8 | 6 | Кроссворд |
7. | Растительный мир нашего края | 10 | 6 | 4 | Кроссворд |
8. | Водное богатство нашего края | 14 | 6 | 8 | Кроссворд |
9. | Экологические проблемы края | 6 | 4 | 2 | Отчётная выставка |
Всего: | 72 | 44 | 28 |
Содержание учебно –тематического плана
Введение (2часа) «Юный краевед»
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края.
Раздел 1. Наш край (26 часов)
Тема 1: Древняя история края (6 часов)
Первые следы пребывания человека на территории края. Памятники истории и культуры на территории края.
Экскурсия в краеведческий музей г. Амурска.
Тема 2: История заселения Дальневосточных окраин (8 часов)
Исторические вехи заселения в прошлом и краткая характеристика заселения в период начала развития территорий Дальнего Востока. Великие путешественники-первооткрыватели земель Дальнего Востока.
Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…»
Тема 3: Наш край на карте (8 часов)
Географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика края; Практические задания: показать «соседей» нашего города на карте Амурского района.
Тема 4: Население (4 часов)
Национальный состав, городское, сельское население; занятия населения района.
Почему более привлекателен для людей городской образ жизни.
Раздел 2. Природа нашего края (44 часа)
Тема 1: Животный мир нашего края (14часов)
Численность животного мира нашего края (много, мало); промысловые животные, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; Что такое Красная Книга? Животные района, занесенные в Красную книгу. Животные в произведениях Дальневосточных писателей и в народном творчестве.
Тема 2. Растительный мир нашего края (10часов)
Лекарственные растения нашего края; растения района, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в лес с целью ознакомления с природным комплексом леса. Растения в произведениях Дальневосточных писателей.
Тема 3. Водное богатство нашего края (14 часов)
Реки и озёра края, обитатели рек и озёр Хабаровского края. Редкие виды рыб. Жизнь животного мира водоёмов в произведениях Дальневосточных писателей.
Тема 4. Экологические проблемы края (6 часов)
Что такое экология, экологические проблемы края.
-Экскурсии (6 часов): 1. Экскурсия в краеведческий музей г. Амурска
2. Экскурсия в музей животных ДЭБЦ «Натуралист»
3. Экскурсия в лес с целью ознакомления с природным
комплексом леса.
-Конкурсы, праздники (6 часов):
1. Творческий конкурс: «Родословие».
2. Творческий конкурс: «Старая фотография
рассказала»
3. Конкурс ко Дню птиц.
4. Праздник, посвящённый Дню Победы
Планируемые результаты первого года изучения курса «Краеведение» .
Пройдя данный курс, учащиеся получат расширенные знания о природе Хабаровского края, смогут самостоятельно наблюдать и вести наблюдения, работать с учебной литературой и географическими картами; смогут выступать на творческих конкурсах; повысят экологическую культуру, получат начальное представление об окружающем мире.
В результате изучения курса учащиеся научатся:
- объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;
- давать общую характеристику Хабаровского края
- называть название города, края;
- называть 2-3 достопримечательности города,
- бережно относиться к природе родного города;
- наблюдать за природными явлениями своей местности;
- давать характеристику растительному и животному миру края, находящемуся под охраной;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады.
- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности с помощью взрослых.
- Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
Календарный учебный план график
Начало:13.01.2020 Окончание: 27.01.2020
Всего: 18 недель.
Каникулы: 23.03. – 27.03.2020
Условия реализации программы: Для проведения занятий требуется учебный кабинет, персональный компьютер с выходом в интернет, видеопроектор, экран, видеофильмы, аудиозаписи, наглядные пособия (карты, атласы, таблицы, рисунки, пособия), натуральные объекты и средства для воспроизведения явлений – компас, гербарии.
Формы аттестации:
- Тестирование
- Выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ под руководством педагога
- Участие в конкурсах, конференциях
Оценочный материал
Методические материалы:
Методы обучения: практические, исследовательские, проблемное и развивающее обучение, игровые формы и методы, методы убеждения и поощрения.
Формы организации образовательного процесса: групповая и индивидуальная.
Формы организации учебного занятия:
- Традиционное
- Беседа
- Конференция
- Игра
Педагогические технологии:
- Технология исследовательского обучения;
- Технология игрового обучения;
- Дифференциация и индивидуализация обучения;
- Технология развития критического мышления;
- Проектная технология;
- Технология работы в группах.
Список литературы для педагога:
1.Т.А. Шорыгина Беседы о дальнем Востоке Творческий центр М., 2010
2. М.Д.Маханева Экология в детском саду и начальной школе Творческий центр, М., 2009
3.Лукошко. Хрестоматия по дальневосточной литературе 1-4 класс.
4.Хрестоматия по дальневосточной литературе. Хабаровск, 1992
5.Н. К. Кирюхин «Амурск-город молодых» 1981г. 6. Шоссонэ В. составитель «Перекрёстки континентов. Культуры коренных народов Дальнего Востока и Аляски» Каталог выставки. 7.В.Н.Ашурков «Историческое краеведение » 8. Н.А. Ивенкова, И.П. Силина «Древняя история Дальнего востока»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов ( 2 часа в неделю)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
Дополнительная программа естественнонаучной направленности "Школа юного фермера" для детей 7-12 лет (краткосрочная)
Программа "Школа юного фермера" решает задачи ранней профессиональной ориентации детей, знакомит с профессией фермера и с основами ведения современного фермерского хозяйства....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Отличительной особенностью программы является то, что упор в образовательном процессе сделан на создание условий для успешного освоения обучающимися навыков практической составляющей исследовательской...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...