Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)
методическая разработка по окружающему миру (1, 2 класс) по теме
Программа "Цветная экология" способствует широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного края -Карелии. В программу включены темы по изучению истории Карелии, краеведения, взаимосвязей в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цветная экология | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №9 имени И. С. Фрадкова»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Директор школы: Колоколов А. В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
Цветная экология
для учащихся 7-10 лет
(срок реализации – 2 года)
Составитель: Харламова И. А.,
учитель начальных классов
Петрозаводск, 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Программа «Цветная экология» способствует обширному и углубленному изучению окружающего ребёнка мира-природы, общества, человека. Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление уже в начальных классах целостной научной картины мира важнейшая задача для достижения цели общего развития детей.
Богатыми возможностями для решения этой задачи обладает экология, которая интегрирует практически все изучаемые и многие не изучаемые в школе науки.
Актуальность программы заключается в том, что,
во-первых, недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Карелии в начальной школе;
во-вторых, проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся 4-х классов, в котором есть и вопросы по истории и краеведению Карелии для проверки уровня подготовки учащихся по предмету «Окружающий мир».
в-третьих, данная программа поможет учителю в реализации городской воспитательной программы «С любовью к городу».
Две основные цели ставит программа развития:
-развитие культуры восприятия прекрасного в жизни, формирование ценностного отношения к природе, как к общему дому;
-приобретение знаний, практических навыков в области экологии.
Таким образом, кроме общей эстетической культуры, учащиеся должны приобрести знание основ экологии. Знания эти очень полезны.
Во-первых, потому что экология играет весьма существенную роль в формировании у ребёнка целостной научной картины мира.
Во-вторых, потому что занятия экологией развивают у детей такие ценные качества, как наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений, побуждают ребёнка активизировать все уровни мыслительной деятельности: наглядно-действенный, наглядно-образный, абстрактно-логический. Она постоянно обращается к его воображению, эмоциям и чувствам. В-третьих, потому что ребёнок, который заинтересуется экологией, с большим интересом будет изучать природоведение, математику, физику, химию и др. школьные предметы.
Программа рассчитана на 2 года.
Цели и задачи пересекаются с целями и задачами работы школы. При реализации программы будут достигнуты следующие результаты:
- приобретение определённых ЗУНов,
- развитие познавательных интересов,
- развитие творческих способностей детей,
- формирование трудовых навыков и умений, ориентированных на индивидуальных особенности детей, на ЛИЧНОСТЬ ребёнка.
Достижение новых результатов предполагается обеспечить:
- содержание воспитательной программы,
- непосредственное наблюдение за деятельностью детей,
- усвоение полученного материала,
- развитие творческих подходов,
- отражение регионального компонента,
- отражение экологической проблемы в природе,
Оригинальность программы заключается в том, что она осуществляется через наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, творческие работы, игры-путешествия.
Цели и задачи:
Основная цель программы:
-формирование у детей ценностного отношения к природе, как общему дому человечества.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- знакомить детей с основами экологии, расширять и углублять знания о планете Земля, воспитывать любовь к окружающему нас миру.
- учить детей замечать красоту природы, восхищаться ею, развивать воображение.
- воспитывать положительное отношение к труду, формировать трудовые навыки и умения, создавать ситуацию, дающие возможность каждому ребёнку проявить себя в творческом труде.
- найти формы и методы работы для развития познавательного интереса у детей, развитие индивидуальных творческих способностей.
Основные принципы программы составлены на основе изучения личности каждого ребёнка. Эти принципы следующие:
-научность
-доступность
-последовательность
-наглядность
-добровольность
-связь обучение с жизнью
-природосообразность
-сознательной и творческой активности.
Методы и формы работы.
Для реализации программы использованы различные методы работы:
- наглядный
- словесно – логический
- чувственный
- проблемный (решение ситуативных задач.)
- практические задания
- игровые моменты.
Формы работы программы тоже различны:
- наблюдения
- экскурсии
- прогулки
- беседа и показ
- игра – путешествие
- праздники
- КТД (коллективно – творческие дела.)
- выставки.
Достижение желаемых результатов возможно при использовании таких форм работы как:
- коллективное творчество
- работа в малых группах
- индивидуальная работа
- решение ситуативных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к природе родного края.
В результате обучения по программе «Цветная экология» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
В результате реализации программы ученик научится и приобретет:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Ученик получит возможность для формирования:
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
Регулятивные действия:
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Ученик получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Ученик научится:
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, природе, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Карелии и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Ученик научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ученик получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание программы:
Содержание курса представлено в программе в виде разделов.
На основе предметных знаний и умений задачей курса является подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости, в ходе решения этой задачи предполагается развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
Дать общее представление о двух взаимосвязанных процессах в становлении и развитии экологии: накоплений экологических сведений первопроходцами – путешественниками и научно – теоретическом поиске учёных;
Формировать общеучебные интеллектуальные механизмы и умения (анализа, синтез, обобщение; классификацию, абстрагирование, умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной формах), а также развивать эмоционально – волевые, нравственные качества личности; на ознакомительном уровне в занимательной форме представить связанных с экологией науки, преподаваемые в среднем звене школы.
Планируемые результаты:
К концу года дети должны знать что такое средства экологии,
что нас окружает:
- что вокруг нас;
- что у нас под ногами;
- разнообразие камней, их природа;
- взаимосвязь живой и неживой природы;
- экологические цепочки;
- водоёмы Карелии;
- 4 состояния воды;
- растения Карелии;
- фотосинтез, хлорофилл;
- насекомые и птицы Карелии;
- пищевые цепочки;
- разнообразие почв;
- почвы Карелии.
Тематическое планирование на 2 года:
№ занятия | сроки | Тема |
1-2 | сентябрь | Красота осенних листьев.Экскурсия, сбор материала.Предмет экологии. Что это такое? |
3-4 | Красота вокруг нас. Аппликация. Осенние листья. | |
5-6 | октябрь | Что у нас под ногами? Экскурсия. Сбор материала. |
7-8 | Какие бывают камни? Горные породы. Образование камней. | |
9-10 | Разнообразие камней. Аппликация. | |
11-12 | ноябрь | Живая и неживая природа. Экскурсия. Наблюдение. |
13-14 | Взаимосвязь живой и неживой природы. Составление схем. | |
15-16 | Природные цепочки | |
17-18 | январь | 4 состояния воды (жидкое, газообразное, твёрдое, кристаллическое) |
19-20 | Водоёмы Карелии и их обитатели. | |
21-22 | февраль | Дерево рождается, живёт и умирает. |
23-24 | Дети и родители. Деревья и семена. | |
25-26 | март | Экскурсия в Дендрариум. РЭкБЦ. |
27-28 | Лист. | |
29-30 | апрель | Листовая пластина. |
31-32 | Фотосинтез. | |
33-34 | май | Хлорофилл. |
35-36 | Насекомые. Аппликация. | |
37-38 | сентябрь | Признаки насекомых. Отличие их от пауков. |
39-40 | Птицы. | |
41-42 | октябрь | Экскурсия в РЭкБЦ. Разнообразие птиц и насекомых. |
43-44 | Звери. Какие бывают звери. | |
45-46 | Пищевые цепочки. | |
47-48 | ноябрь | Почва. |
49-50 | Почвы Карелии. | |
51-52 | январь | Лес весной. |
53-54 | Экскурсия в лесной музей. | |
55-56 | февраль | 1 апреля- день птиц. Всё о птицах. |
57-58 | Весенние хлопоты. | |
59-60 | март | Весенние приметы. Цветущие деревья. |
61-62 | Первоцветы. Названия. Знакомство. | |
63-64 | апрель | Первоцветы. Игры на площадке. |
65-66 | Первоцветы. Поделка из цветной бумаги. Гиацинты. | |
67-68 | май | Обобщение по пройденному курсу. Проверка знаний. |
Литература для учителя и учащихся:
- «Большая энциклопедия для школьника», М,2004г.
- Заковоротная . Л. «Энциклопедия для детей», М,2003г.
- Издательство «Махаон» под ред. Бубновой. Е. М,2005г, «Новая энциклопедия школьника».
- Географический атлас для детей «Я познаю мир.», М, Издательский Дом «Оникс», 2000г.
- Детский иллюстрированный «Атлас мира», Издательство «Махаон», М,1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей естественнонаучной направленности «Природа и мы»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Страна Экология"
Программа естественнонаучной направленности "Страна Экология"...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа экологической направленности "Юный эколог"
Возраст обучающихся 6-8 лет . Программа направлена на воспитание экологически грамотной личности. «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Отличительной особенностью программы является то, что упор в образовательном процессе сделан на создание условий для успешного освоения обучающимися навыков практической составляющей исследовательской...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...