Конспект кейс- занятия " Еще есть надежда, и надо спешить"
план-конспект занятия по чтению (3, 4 класс)

Скворцова Лариса Анатольевна

Кейс  разработан на основе  текста Ю.Я. Яковлева «Полосатая палка» Цель данного кейса: развитие личной ответственности за свои поступки, оценивая поступки героя, формирование  чувства  гуманизма, человечности и доброго отношения к людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_eshchyo_est_nadezhda.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс « Ещё есть надежда, и надо спешить»

Кейс  разработан на основе  текста Ю.Я. Яковлева «Полосатая палка»

Основная задача данного практического кейса заключается в том, чтобы

через анализ ситуаций, происходящих в рассказе,  обучающийся оценил поступки героя со своей точки зрения и, ответив на  главные вопросы, выработал целесообразную линию  своего собственного поведения.

Цели: на примере читаемого материала проследить эволюцию развития образа героя; развивать личную ответственность за свои поступки, оценивая поступки героя, формировать чувство гуманизма, человечности и доброго отношения к людям.

Ситуация

Текст Ю. Я.Яковлева «Полосатая палка» (приложение №3)

Проблема:

« Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить». Куда так торопится главный герой? И зачем?

Формирование УУД:

Личностные.

Формирование умений:  

  • оценивать конкретные поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения  и их поступкам.

Регулятивные.

Формирование умений:  

  • определять цель деятельности на  занятие;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге со сверстниками, с учителем;
  • высказывать свою версию на основе работы с кейсом;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • осуществлять личностную рефлексию.

Познавательные:

Формирование умений:  

  • находить ответы на вопросы в тексте;
  • на основе анализа объектов делать выводы, в том числе в результате совместной работы группы и учителя.

Коммуникативные:

Формирование умений:  

  • слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Материалы к кейсу

Для  выполнения заданий  к кейсу предложен набор следующих материалов:

1. Просмотр фильма  «Как слепые ориентируются в пространстве»-2мин.

2 Вопросы  и таблицы, необходимые  для обсуждения (Приложение 1).

3. Таблица «Словарь характеристик» (Приложение 2)

4.Текст Ю.Я. Яковлева «Полосатая палка» (Приложение 3)

Методические комментарии для преподавателей

  1. На подготовительном этапе дать детям домашнее задание:
  • Познакомиться  с творчеством  писателя Ю. Яковлева
  • Прочитать текст Ю Яковлева « Полосатая палка»
  • Разделить текст на смысловые части. Озаглавить их.
  • Ответить на вопрос:

На какие размышления меня наводит данное произведение?

  1. 1.На втором этапе в начале занятия можно кратко познакомить с  творчеством автора, выявить  отношение детей к произведению, с целью активизации интереса к данной проблеме

2.  Вторая часть занятий проводится на основе учебной  дискуссии, используя метод «Мозгового штурма»

III.     После обсуждения, каждый обучающийся оценивает  свою работу в группе, выбирают самых активных; преподаватель даёт оценку работы каждой группы, указывая  на достоинства и недостатки работы каждой  группы.

Приложение 1

Вопросы  и таблицы, необходимые  для обсуждения.

 Задание №1

  • Восстановить последовательность событий
  • Составить характеристику Миши до встречи со старухой.

 Черты характера

Примеры из текста

Задание №2

Ответить на вопросы:

  • Как вы думаете, случайным ли был поступок совершённый мальчиком?
  • Взял бы мальчик палку, если бы знал, что её хозяин слепой?
  • Что побудило его к этому поступку?
  • Можно ли верить, что Мишка исправится и станет хорошим человеком?

            или (Какой человек победил в душе мальчика: хороший или плохой?)

  • Почему автор как будто сознательно не заканчивает свой рассказ?
  • Куда так торопится главный герой?
  •  И зачем он торопится?
  • Каким вы видите продолжение  данной истории?

Приложение 2

 Таблица «Словарь характеристик» 

Положительные                                                      

Отрицательные

бескорыстный

бесхитростный

благородный

великодушный

веселый

внимательный

волевой

гордый

деликатный

доблестный

добрый

доверчивый

догадливый

достойный

жалостливый

заботливый

задорный

застенчивый

игривый

кроткий

ласковый

любознательный

любопытный

любящий

мечтательный

мудрый

мужественный

мягкий

надежный

настойчивый

находчивый

независимый

незлобивый

несгибаемый

неукротимый

общительный

остроумный

отзывчивый

откровенный

незлобивый

несгибаемый

неукротимый

общительный

остроумный

отзывчивый

откровенный

покладистый

правдивый

прекрасный

простодушный

простой

прямой                                                                           неблагодарный

решительный

ровный

сдержанный

сильный

скромный

смелый

смирный

спокойный

справедливый

страстный

строгий                                                                             предательский

стыдливый

покорный

твердый                                                                                                              робкий

трудолюбивый

уважительный

улыбчивый                                                                    умный

упорный

хитроумный

хороший

цельный

честный

честолюбивый

щедрый

эмоциональный

алчный

безвольный

безразличный

бесчестный

безынициативный

беспечный

боязливый

важный

властный

вспыльчивый

высокомерный

гадкий

горделивый

глупый

грубый

дерзкий

деспотичный

ехидный

жадный

жестокий

завистливый

замкнутый

заносчивый

злобный

зловредный

злой

изменчивый

капризный

коварный

корыстный

легкомысленный

ленивый

лживый

лицемерный

лукавый

льстивый

малодушный

мерзкий

ленивый

лживый

лицемерный

льстивый

малодушный

мерзкий

мстительный

надменный

наглый

насмешливый

нахальный

неверный

нелюдимый

ненавистный

несносный

непостоянный

неуживчивый

неуравновешенный

неустойчивый

норовистый

озорной

подлый

резкий

своевольный

равнодушный

своенравный                                

скрытный

скверный

слабовольный

строптивый

слабохарактерный  

спесивый

странный  

трусливый

хитроумный

угрюмый

упрямый

Приложение 3

                                                                Ю. Яковлев
                                                         Полосатая палка

   Ему всё сходило с рук. Разбитые стёкла, вывинченные лампочки, сорванные уроки, драки. К его матери вечно приходили учителя и милиционеры, родители обиженных ребят и возмущённые общественники. Мать молча выслушивала их и виновато опускала глаза. Можно было подумать, что она была участницей его проделок. А он стоял в стороне, словно его это не касалось.
   — Что вы думаете с ним делать? — спрашивали у матери.
   Она пожимала плечами. Потом дрогнувшим голосом говорила, что он отбился от рук, что не в силах с ним совладать. И начинала тихо плакать. Он привык к этим сценам, заранее зная, чем они кончатся, и переносил их как горькое, но необходимое лекарство. Когда к нему очень приставали, он давал обещание исправиться. Лишь бы отвязались.
   В школе ему грозили исключением, в милиции — колонией. Но угрозы не пугали его — он хорошо знал им цену.
   — Нет такого закона, чтобы человека выгоняли на улицу. Всеобуч! Обязательное восьмилетнее образование! — не моргнув глазом, отвечал он учителям.
   — В колонию берут преступников. А я не преступник. Я разболтанный, — объяснял он в милиции.
   И действительно, ни в какую колонию его не отправляли и в школе продолжали держать. Он удивительно точно нащупывал слабые места взрослых и пользовался этим с большой выгодой для себя.
   В какой-то книге он прочёл, что лучшая оборона — наступление. Эти слова пришлись ему по вкусу, стали его девизом. И будь у него герб, он написал бы на нём свой девиз золотыми буквами.
   Когда дворник застал его за вывинчиванием пробок на лестнице и огрел пониже спины метлой, он не бросился бежать, а ринулся в наступление.
   — У нас нет телесных наказаний! — крикнул он дворнику. — У нас за это — в тюрьму!
   Дворник нерешительно опустил метлу, выкатил глаза, сплюнул и пошёл прочь от греха подальше. А он стоял на месте и провожал дворника насмешливым взглядом.
   Таким был этот Мишка из девятой квартиры.
   Обычно он расхаживал по двору, засунув руки в карманы. Руки были сжаты в кулаки, и брюки топорщились, как будто в карманах у него лежало по камню или по яблоку. На этот раз он появился во дворе с палкой. Большая гладкая палка была раскрашена поочерёдно в белые и чёрные цвета. Она была похожа и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры. И это приводило Мишку в восторг. Сперва он прошёлся палкой по деревянному штакетнику сквера — и по всему двору рассыпался сухой треск. Потом поддал, как хоккейную шайбу, банку из-под килек — и она с жалобным звоном покатилась в подворотню. Потом он огрел зазевавшегося малыша, и тот разразился рёвом. А Мишка шёл дальше, размахивая палкой, как булавой.
   На пути ему попалась старуха с внучкой. Не надо было останавливаться и вступать с ней в разговор. Тогда было бы всё в порядке. Но Мишку подвело любопытство.
   — У вас дома кто-нибудь ослеп? — спросила старуха, прикрывая собой внучку от свистящей в воздухе палки.
   — Никто и не думал слепнуть! — пробурчал Мишка и стукнул себя палкой по ботинку. Но он уже попался на этот вопрос, как на крючок, и спросил: — При чём здесь слепые?
   — С такими палками только слепые ходят.
   — Ну да, слепые! — выпалил Мишка и хотел уйти прочь, но цепкий крючок не пустил его. Напрасно он выпаливал слово за словом:
   — Мне нравится, я и хожу! Кто мне запретит?
   В глубине души его подмывало выяснить, при чём здесь слепые. И старуха, хотя её никто об этом не просил, стала объяснять:
   — Если человек видит на оба глаза, он с такой палкой не пойдёт. Это слепой нащупывает палкой дорогу. Она для него как глаза. А чёрные и белые полосы для того, чтобы шофёры и вагоновожатые знали, что улицу переходит слепой.
   Внучка закапризничала и стала тянуть бабушку. Она тянула её, как маленький буксир тянет большую баржу. И бабушка поплыла за внучкой.
Старуха ушла, но её слова не оставляли Мишку в покое. Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток, где полчаса тому назад в шагающем потоке людей он увидел неподвижную фигуру человека. Человек стоял на углу, на пути потока, и смотрел в небо. Его острый подбородок был поднят, а козырёк выгоревшей кепки целился в облака. Тонкая дужка очков зацепилась за желтоватое ухо. Человек что-то разглядывал в небе. Он мог бы отойти в сторонку, чтобы не мешать людям переходить улицу, но, видимо, боялся упустить что- то в небе.
   Мишка тут же заинтересовался небом. Он задрал голову и стал шарить глазами по облакам. Но, не обнаружив ничего интересного, опустил голову и увидел в руке человека необычную полосатую палку.
   Мишка сразу забыл о небе. Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами. Он нетерпеливо повёл плечами, а рука его сама по себе стала тянуться к чёрным и белым полосам. Вот она коснулась палки. Вцепилась в неё… Зазевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку.
   Незнакомец не закричал, не кинулся вдогонку. Напротив, когда Мишка на бегу оглянулся, он увидел, что тот по-прежнему смотрит в небо, словно не заметил пропажи…

   Человек был слепым! Об этом Мишка догадался только после слов старухи, а тогда он сам себе говорил: «Ничего страшного. Купит себе другую палку. Не будет в другой раз глазеть в небо и мешать людям переходить улицу!»
   Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил немедленно избавиться от палки. Пусть она не напоминает о случае на перекрёстке. Надо забросить её на соседний двор или спрятать под лестницей. Его изобретательный ум стал прикидывать, как избавиться от палки.
   А если слепой всё ещё стоит на краю тротуара, подняв незрячие глаза к небу, и не может сделать шагу без своей полосатой палки?
   Нет, он не забросил палку и не спрятал её под лестницу. Он досадливо скривил нос и поплёлся к воротам. Ему не хотелось возвращаться к перекрёстку. И он ни за что бы не пошёл, если бы его посылали. Но его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. Палка мешала ему. Она как бы сообщала всем встречным, что вырвана из рук слепого. Мишка попробовал засунуть её в рукав. Но рукав был мал и узок для палки.
   Чем ближе он подходил к перекрёстку, тем противней становилось на душе. Если бы палку вырвал не он, а другой, можно было бы крепко всыпать тому. А самому себе не всыплешь. Несколько раз он порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал. Окончательно рассорился сам с собой. Но перед ним возникал человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими глазами смотрит в небо и не может сдвинуться с места.
   На перекрёстке слепого не оказалось. Он каким-то образом ушёл без палки. Наверное, пионеры перевели его на другую сторону. Мишка остановился на том месте, где стоял слепой, и стал думать, что делать дальше. Он мешал потоку, и спешащие люди толкали его. Задевали плечами. А может быть, прохожие принимают его за слепого и сейчас кто-нибудь вызовется перевести его на другую сторону? Он не стал дожидаться и перебежал дорогу сам. Под носом у машин. Он уже не размахивал палкой, а волочил её за собой, словно она была неповоротливой и тяжёлой.
   Вспыхивали и гасли огни светофора. Люди спешили перебраться на другую сторону. Это были счастливые люди: руки у них заняты сумками, портфелями, зонтиками. Никто не держал полосатую палку. Мишка сердито поглядывал на людей и шёл по перекрёстку, от угла к углу, в надежде найти слепого. Но вокруг были только зрячие люди.
   Женщина, переходившая рядом с Мишкой дорогу, торопливо делилась со своей спутницей новостями:
   — Здесь, на перекрёстке, только что человека задавили.
   — Насмерть?
   — Кто его знает.
   Мишка похолодел. Он почувствовал, что у него слабеют руки и ноги. Это наверняка был слепой. Если бы он шёл с палкой, водители знали бы, что он слепой, и не рассчитывали на то, что человек видит. Он продолжал идти за женщинами. Ему хотелось спросить, был ли человек, попавший под машину, слепым. Но у него не хватало мужества подойти к ним.
   Надо попытаться найти слепого. Может быть, это не он попал под машину. Если он жив, то наверняка блуждает по городу, беспомощно выставив вперёд руки. Без полосатой палки он ни за что не найдёт дорогу домой. Ведь палка его глаза, его проводник, его неизменный друг.
   Мишка шмыгал по улицам, заглядывал в лица прохожих. Он искал поднятый подбородок, козырёк кепки, нацеленный в облака, серебристую дужку за желтоватым ухом. Палка оттягивала Мишке руку. Она не знала, что попала к зрячему человеку, и по привычке стучала о камень железным наконечником, подавала сигналы: шагай смелей, шагай смелей…
   Один раз ему попался слепой человек, но это был не его слепой.
   У этого никто не вырывал палку, и она, как маятник, ритмично постукивала по тротуару: шагай смелей… Увидев слепого, Мишка покраснел. Словно слепой всё знал о нём и осуждающе смотрел сквозь тёмные очки. Мишка спрятал похищенную палку за спину и, прижимаясь к стене, проскользнул мимо. Но тут же подумал, что какой-нибудь пацан вроде него может вырвать палку и у этого слепого, и он решил его охранять.
   Мишка проводил слепого до дому и снова остался один на один с тяжёлой полосатой палкой. Эта палка мешала ему жить. Если бы можно было разбежаться и перебросить её через крыши домов, чтобы она улетела в другой город или, лучше, в другую страну. Но палка словно приросла к его руке.
   Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник. Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни звёзды… А Мишка видит всё. И дома, которые, как в реке, отражаются в мокром асфальте. И бабочку, которая по ошибке залетела в город. И листья, и облака. И солнце бьёт ему в глаза. Но какая от этого радость, если из-за тебя погиб человек?
   Раз его нигде нет, значит, это он попал под машину. А может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка вернёт ему полосатую палку?

   Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.
 
 
 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект метапредметного занятия на тему "Зачем надо учиться"

Вид УУДЛичностностные УУДКласс1Тема занятия«Зачем надо учиться?»Цели учителяорганизовать усвоение знания функций учебной деятельности; создать условия для понимания (принятия) необходимости и це...

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...

Внеурочное занятие по теме: "Зачем нам надо есть-морепродукты"

Цель занятия: закрепить знания детей про обитателей морей, приносящих пользу при питании человеку....

Конспект внеурочного занятия: «Спешите делать добро природе »

Цель: формировать экологические знания;  раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду....

Конспект внеклассного занятия на тему: «Для чего нужно есть овощи и фрукты»

Тема: «Для чего нужно есть овощи и фрукты?»Цели: 1. Расширение кругозора учащихся2. Ознакомление с фруктами и овощами и дать понятие, в каких овощах есть какие витамины3. Воспитание этикет...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Есть такая профессия – Родину защищать"

Конспект  занятия по ознакомлению с военными профессиями   на тему «Есть такая профессия – Родину защищать»  Цель: расширять знания детей о Российской А...