Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-d_kak_nado_i_ne_nado_sporit.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь» (автор Г.А. Цукерман)
Учитель: Золотова М.В.
Класс: 1-Д
Образовательное учреждение: ГБОУ «Школа № 41»
Технологическая карта урока.
ЗАНЯТИЕ «Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить» День четвертый, урок второй. Цель занятия: Научить детей умению отстаивать свою точку зрения, избегая конфликтных ситуаций. Задачи:
Оборудование: знаки «Я», «Хор», «+», «-»; разрезанные иллюстрации с изображением лисы для каждой группы; иллюстрации для доски с изображениями лисы, зайца, белки, лося, ежа, медведя; ордена для групп | ||
Этапы урока | Содержание этапов урока | Деятельность учащихся |
| Дети рассаживаются группами – по 6 человек в каждой группе.
| Кладут руки перед собой, демонстрируя, как сидят на уроках школьники. Сообщают об отсутствии каких-либо принадлежностей к уроку, подняв руку. |
2.Повторение пройденного. Повторение знаков «+» и «-» | - Давайте вспомним знаки, с которыми мы познакомились на наших уроках. Как называются эти знаки? Назовите хором. - Ответьте на вопрос (учитель показывает знак «Я»). Зачем нужен знак «Я»? Как должен один ученик отвечать на уроке? - Для чего нужен знак «хор»? - Какое сейчас время года? (знак «Хор») - Какое время года будет после осени? (знак «Хор») - Как животные готовятся к наступлению зимы? (зак «Я») - Послушайте, пожалуйста, одну историю про зайца и лису и приготовьте знаки «+» и «-». Показывайте мне знак «-», когда услышите, что в этой истории что-то неправильно. «В один яркий солнечный день, когда на небе светили яркие звезды…» («-») (Детям каждый раз задается вопрос: - «Что не так? Почему вы показали минус?», указывая при этом на знак «Я», добиваясь индивидуальных ответов учащихся) «Так вот, в этот осенний солнечный день прыгал пушистый заяц по огромным сугробам» («-») «За зайцем бежала рыжая лисица с красивым кругленьким хвостом…» («-») «Заяц спрятался от лисы на ветку старого дуба…» («-») «Пока лиса рыскала по кустам, зайчишка присел за березой и начал есть вкусные душистые подберезовики…» («-») - Какие вы молодцы! Как внимательно слушаете. И все верно показываете нужный знак. А теперь используем еще и знак «+». - У лисы рыжая шубка («+») - Медведь все лето спит в берлоге («-») - Белочка на зиму собирает грибы и орехи («+») - Ежик на зиму сбрасывает свои иголки («-») - В лесу часто можно встретить пятнистого лося («-») - Вы отлично справились с заданием. Вы очень хорошо знаете наших лесных обитателей. А теперь давайте и мы поможем зайке спрятаться от лисы. Физкультминутка «Зайки серые сидят» Зайки серые сидят, (Присели) Ушки длинные торчат (Показываем руками ушки) Вот наши ушки, Вот наши ушки. Ушки на макушке. Вот бежит лисичка (Бег на месте), Хитрая сестричка. Прячьтесь, прячьтесь, зайки (Присели) Зайки-попрыгайки! По лесной полянке Разбежались зайки (Прыжки на месте). Вот такие зайки, Зайки-попрыгайки. | Дети называют хором знаки. Дети отвечают на поставленные вопросы. Дети отвечают на поставленные вопросы. Дети показывают знаки «+» и «-» - Днем звезды в небе не светят. - Осенью больших сугробов быть не может. - У лисицы не круглый хвост. - Зайцы не залезают на деревья. - Зайцы не едят грибы. Дети молча показывают нужные знаки «+» и «-», в зависимости от согласия – несогласия с фразой, которую услышали. Дети выполняют физкультминутку, повторяя движения за учителем. |
3.Первичное восприятие и усвоение нового Работа в группах. | Задание по сбору разрезанной иллюстрации. - Мы помогли зайчикам спрятаться от лисы. Но для того, чтобы даже самые маленькие зайчики знали, кого им нужно опасаться, они должны знать, как выглядит лиса. У вас на столах лежат конверты, в которых разрезанные на квадраты изображения лисы. Вам нужно всем вместе собрать изображение так, чтобы получилась лиса. Чтобы зайцы знали, как она на самом деле выглядит. Давайте зайчикам поможем. Учитель напоминает детям о правилах работы в группах: давать возможность каждому поучаствовать в выполнении задания; работать дружно; помогать друг другу. Если возникают какие-то конфликтные ситуации, учитель в процессе выполнения задания разбирает их. По окончании задания все дети в группе должны взяться за руки и показать знак «Мы готовы». По итогам выполнения задания поощряется каждая группа: одна группа выполнила быстрее всех, другая ровнее сложила детали картинки, третья выполняла работу более дружно, четвертая была самая тихая и т.д. Таким образом дети готовятся к восприятию элемента следующей темы урока «Шкала оценки», выясняя, что параметры оценивания могут быть различными. А так же разбираются конфликтные ситуации, если такие имели место. Дети делают выводы, как надо работать в группе, чтобы работа выполнялась быстро и аккуратно. - Что нужно делать, если вы считаете, что в вашей группе выполняется задание неправильно? - Надо хватать работу, отнимая у всех, и делать все самому? (знак «Хор») - Надо громко всем кричать, что работа делается неправильно? (знак «Хор») - Надо обижаться и отворачиваться, если другие дети тебя не слушают? (знак «Хор») - Надо на всех жаловаться учителю? (знак «Хор») - А как тогда надо себя вести? (знак «Я»)
Физкультминутка «Дружба» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок). Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Ритмичное касание пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять — Начинай считать опять. (Поочередное касание пальцев обеих руках, начиная с мизинца). Раз, два, три, четыре, пять — Мы закончили считать. (Опустить руки вниз, встряхнуть кистями) | Дети в группах достают разрезанное изображение и вместе пытаются его собрать. Дети пытаются анализировать свою работу. Объясняют, что у них получилось, что не вышло и почему Дети хором отвечают «нет» на каждый поставленный вопрос. Как только появляется знак «Я», поднимают руку и пытаются сформулировать правила взаимодействия в группе. Дети выполняют физкультминутку, повторяя движения за учителем. |
4. Первичное закрепление Создание проблемной ситуации. | - А теперь послушайте, какая история произошла с ежиком и медвежонком. «В одном лесу жили ежик медвежонок. Жили они весело и дружно. Зимой дружно спали и ждали наступления теплой весны. Весной собирали первые весенние цветы и грелись на солнышке. Летом играли на лесной опушке. Осенью собирали разноцветные листья для мамы. И вот однажды, собирая осенние листья, ежик сказал медвежонку: - Знаешь, Мишка, ты не собирай желтые листья. Твоей маме они не понравятся. Мишка очень удивился, что ежик заранее решил, что понравится его маме, и ответил осторожно: - Нет. Я сам решу какие листья собирать. Желтые самые красивые. Ежик обиделся, что Мишка не стал его слушать: - Неправду ты говоришь! Желтые самые бледные. Самые красивые красные листья! - Нет, желтые. И я буду собирать их! - Нет, брось их и собирай вот эти яркие! И так они раскричались, расшумелись. Ногами топали, листья разбрасывали. А потом друг от друга отвернулись, надулись и не разговаривали друг с другом. Эту ссору слышала большая мудрая сова. Она объяснила медвежонку и ежику, как надо спорить, чтобы не ссориться. Ежик с медвежонком помирились и набрали новых разноцветных листьев. - Как вы думаете, что объяснила сова ежику и медвежонку? Как надо спорить, чтобы не ссориться? (знак «Я») | Дети отвечают на поставленный вопрос, пытаясь объяснить, как надо отстаивать свою точку зрения, не обижая собеседника и не навязывая ему свою позицию. |
5. Итог занятия | Учитель проводит на доске линеечку и просит детей оценить сегодняшний день. - Давайте сегодня оценим работу на уроке, учитывая, как дружно и без конфликтов мы выполняли работу. - Мы научились сегодня мирно разрешать конфликты. Учились спорить, но не ссориться. Надеюсь, на следующем уроке, вы будете применять эти знания. В конце занятия все группы детей поощряются по какому-либо критерию заранее заготовленными орденами (одна группа, как самая дружная, другая, как самая расторопная, третья, как самая аккуратная, четвертая, как самая дисциплинированная, пятая, как самая активная и т.д.) | Дети обсуждают оценку в каждой команде. Результаты отображаются на доске. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".
Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...
Методическая разработка проекта по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста
Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин:Ø дети по дороге в школу переходят проезжую часть;Ø в Красном Селе оживленная автомагистраль;Ø частые ДТП в зоне проживания учащихся....
Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни
Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни...
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....
Методическая разработка курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>>
Пояснительная записка Учебная программа курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>> предна...
Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного развития детей».
Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного ра...
Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова
ЗАЧЕМ И КАК ВВОДИТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬНа перепутье между дошкольной и школьной жизньюКого мы вводим в школьную жизнь. Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка Ш...