Конспект логопедического занятия с использованием кейс-технологии на тему: "Звук и буква Р".
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Комович Елена Валерьевна

Данное занятие проводится с подгруппой обучающихся с СНР на фоне легкой умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _zanyatie_na_sayt_glavnoe.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия 

по автоматизации звука [Р] у обучающихся

 с СНР на фоне легкой умственной отсталости

в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии.

Тема: «Звук и буква [Р]»

Цель.  Автоматизация звука [Р] у обучающихся  с СНР на фоне легкой умственной отсталости посредством использования кейс-технологии.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженно за логопедом, самостоятельно в произношении в слогах, словах, предложениях. Формировать произносительную сторону речи.
  • Закрепление навыков четкого произношения и различения звуков [Р], [Рь] в устной речи.
  • Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Р] [Рь]. 
  • Формировать навыки письма слов с буквой Р. 
  • Обогащать номинативный словарь.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать дыхание, вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю.  
  • Развивать внимание, память, фразовую речь.
  • Развивать оптические функции.
  • Развивать творческие способности детей.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать осознание необходимости логопедических занятий, целеустремленность, самоконтроль.

Оборудование: Чемодан, ноутбук, зеркала, картотека артикуляционной гимнастики, картинки, массажные мячики, аэробол, макет торта, свеча, воздушные шарики -2 шт., игра «Найди звук», картинка с тигром и тигренком, «Звуковички» и буквы – демонстрационный материал, схемы слогов, слов, синие зеленые и красные фишки, «Светлячки», маркеры, образцы праздничных букв Р.

Ход занятия

  • Организационный момент

Приветствие: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и поздороваемся со взрослыми, но по особым правилам: 

Если я хлопну один раз – нужно поздороваться ладошками, 

если два раза – пальчиками, 

если три раза – улыбнуться и поклониться друг-другу.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы сейчас играть,

Смотреть, слушать, размышлять, 

Но друг-другу не мешать!

Внятно, четко говорить,

Не вертеться не шалить.

Смотрите, ребята!!!                 Кто-то вот доставил нам,

                                                     Настоящий чемодан!

                                                     Почему такой красивый?

  Как же разгадать, что там?

Звучат звуки: мотор мотоцикла, рычание собаки.

- Ребята, послушайте и скажите, что это звучит, на что похожи эти звуки? А какой -нибудь речевой звук напоминает гудение мотоцикла, рычание собаки?

- На звук Р.

- Правильно, наверное, пора открыть этот загадочный чемодан. Ребята, вам не кажется, что там что-то связано с этим звуком…

- Смотрите, да здесь настоящий праздник «День рождения Р».

Звук Р -  Именинник, но он хочет не только отпраздновать свой день рождения, но и вспомнить как она появилась, ведь год назад вы еще не умели произносить [Р] и «рычать». А еще  Р мечтает получить праздничный наряд. И я думаю на Дне рождения будет весело. Но мне кажется все не так просто, здесь лежат какие-то загадочные картинки. (Будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях).

     – Да,… придется разгадать нам эти послания-задания.

  • Основная часть
  • Проблемная ситуация – картинка, на которой дети стоят с высунутыми языками. 

      Обсуждение детей: «Можно ли так, делать, если можно, то когда, где и для чего?»

       После верного ответа детей, что так можно делать в кабинете логопеда, для тренировки артикуляционных органов. Дается задание: выбрать только те упражнения, которые нужны для того, чтобы научиться произносить звук Р.

     Артикуляционная гимнастика

- Вспомните, какие упражнения помогли вам научиться правильно произносить звук [Р].

- Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик».

Выполнение упражнений перед зеркалом.

«Вкусное варенье»- широким краем языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

«Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Грибок» - присосать язык к небу, рот широко открыт, тянуть подъязычную связку.

 Держим - в таком положении, счет до 7ми.

«Гармошка» - присосать язык к небу, нижней челюстью выполнять движения вверх-вниз, тянуть подъязычную связку.

«Громкий барабан» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

  • Развитие речевого дыхания.

      Ситуация «Энергия звука». В кейсе находится торт со свечей, «Аэробол», которые способствуют определению выбора…

- Вам необходимо самим выбрать в кейсе те предметы, которые дают энергию для звуков, что мы еще тренировали, чтобы получить правильный звук.

Дети самостоятельно выбирают предметы, игры для выработки целенаправленной, плавной, но сильной воздушной струи, формирования длительного выдоха, развития именно речевого дыхания. Также предметы можно брать в кабинете по желанию детей.

Упражнения: «Аэробол», «Загони снежок в ворота» через трубочку и без нее. «Погаси свечу»

  • Развитие мелкой моторики

Ситуация «Догадай-ка» - Что нам нужно выполнять,

                                              Чтобы речь развивать?

И здесь нам в помощь наш волшебный чемоданчик, давайте посмотрим в него и подумаем, зарядку чего мы еще не делали?

=Для пальчиков.

Упражнение «Ежик».

Дети берут массажные мячики из кейса и выполняют массаж ладоней и пальцев рук. Одновременно проговаривая слова:   

Вот колючий мячик ежик

Нет ни ручек и не ножек

Покатаем мяч немножко,

А потом сожмем в ладошке.

- А сейчас проговорите слова еще раз, послушайте себя, не встречается ли там звук, над которым мы работаем, чей день рождения сегодня отмечаем.

- Ура! Мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

- РРРРРРРРРРРРРР

Анализ артикуляции звука по плану:

а) положение губ;
б) положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
в) участие голосовых складок.

    Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука.

Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами.

Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.

На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

Характеристика звука.

- Гласный или согласный звук? (Согласный, так как мешает «петь» язык)

- Звонкий или глухой звук? (Звонкий, так как в горлышке работает «голосовой моторчик»)

- Звук твердый или мягкий? (твердый).

- Каким цветом его обозначаем? (синим).

 - Звук [Р] согласный, твердый, звонкий, петь мы его не можем, при выходе воздуха изо рта нам мешают зубы. Обозначаем фишкой синего цвета.

  • Игра «Большой – маленький» – «Тигр -Тигренок». Характеристика звуков [Р], [Рь].

Молодцы! Вы произнесли звук [Р], правильно, громко. 

- Посмотрите, что сейчас я нашла в кейсе, там кто-то тихонечко зарычал и я увидела маленького тигренка. Значит звук можно произносить еще и мягко, ласково.

-  А сейчас поиграем: Я буду тигрицей и рычать буду по-взрослому, а вы будете тигрята и рычать будете как маленькие тигрятки. По -другому можно вас назвать волшебниками, вы будете превращать твердые звуки в мягкие. 

Ра-ра-ра – Ря-ря-ря,

Ро-ро-ро – Ре-ре-ре

Ру-ру-ру – Рю-рю-рю и т.д.

  • Игра – физкультминутка: «Шпион» или «Топни -хлопни»

Дети, подойдите к чемоданчику нашему, посмотрите, в нем зачем-то очки, Наверное, звук Р ездит в теплые страны, загорал там и забыл выложить очки.

- А мы как-нибудь можем сейчас применить очки?

 Вот здесь я вам помогу, мы с вами сыграем в игру «Шпионы»

Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, если вы в слове услышите звук [Р], хлопайте, а если звук [Рь] – топайте.     

  • Игра «Найди звук». Автоматизация звука [Р] в словах.

- Звук [Р] хочет с нами поиграть, ведь на Дне рождения бывает скучно. Звук Р очень любит прятаться в словах.

Давайте попробуем найти его. И уже сами произнесете звук Р в словах.

  • Игра «Чаепитие» Найди место звука в слове.

- Ребята, звук Р говорит о том, что пора перейти к чаепитию, и он приготовил для нас красивые чайные чашки, и много кусочков сахара. 

Кусочки эти необыкновенные, на каждом из них есть картинка (как бывает на конфетах, вы знаете), так вот вам нужно рассмотреть картинку и, подумать есть ли в названии звук Р, и где он находится в слове: в начале , середине или в конце. В соответствии с этим правилом положить кусочек сахара в нужную чашку.

Физминутка

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

Гимнастика для глаз.

  1. Звуковой анализ слова (РАК)

- Сколько слогов в этом слове?

- Сколько в этом слоге звуков?

 -  Назови их по порядку

 - Сколько в этом слоге звуков?

 -  Назови их по порядку

- Назови только гласные в этом слове

- Назови только согласные в этом слове.

  • «Подарок от меня». Буква Р и ее праздничный наряд. 

Ребята, в нашем чемоданчике есть еще какие-то картинки, что бы они могли обозначать?

-Это буквы Р.

- Почему они здесь лежат?

- Потому что, звук р на письме обозначается буквой Р.

А-а-а, тогда, я кажется догадываюсь, зачем они здесь. Наш Р мечтал о праздничном наряде. И ведь действительно, какой День рождения без подарков.

- Давайте букве сейчас постараемся сами написать буквы Р и украсить их. Подарить узор по вашему желанию.  (письмо в тетрадях слов с буквой Р).

Развитие активной речи:

- Я подарю букве Р наряд в полоску.

- Я подарю букве Р рубашку в горошек.

- Я подарю букве Р сарафан в крапинку. 

  • Итог занятия. Рефлексия.
  • Рефлексия.

- Ну вот ребята, Звук [Р] и буква Р, благодарят нас за веселый праздник. За подарки. Им уже пора идти с чемоданчиком и радовать других детей. Но  от нас звук Р не уходит, он теперь с нами будет всегда. Он просто спрашивает, что больше всего понравилось из того, чем занимались. Как настроение…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием игровой образовательной технологии

Задачи: Формировать умения и навыки в правильном написании букв: -в- и –д-.Развивать речезрительную, речеслуховую и  речедвигательную  память, внимание.Актуализировать знания об однокоренных...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), 1 класс, ПНШ, ТЕМА: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква Х х

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме - Звуки [ х ], [ х’]. Буква  Х х...

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...

Конспект коррекционного логопедического занятия для учащихся 1 класса с Тема: «Звук [O], буква О».

Конспект коррекционного логопедического занятия для учащихся  1 класса с Тема: «Звук [O], буква О».Цель:  познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О....

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации Лексическая тема: «Семья»

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникацииЛексическая тема:«Семья»...