Воспитательная программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»
рабочая программа

Геращенко Яна Владимировна

 Воспитательная программа 

летнего оздоровительного лагеря

дневного пребывания детей

 «Радуга» 2019 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_letnego_lagerya.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Адищевская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

Начальник лагеря:  _____М.Е.Ягодкина

Утверждаю

Директор школы:       ________О.А.Ершова

Приказ № ____от «___»________2019г

Воспитательная программа  

летнего оздоровительного лагеря

дневного пребывания детей

 «Радуга»

Авторы программы: Геращенко Яна Владимировна,

учитель математики,  

Румянцева Нина Александровна,

учитель математики

2019 г.


1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по развитию творческого и интеллектуального потенциала личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе воспитателей  является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.

Методическое проектирование лагеря  опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.

При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

1. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).

2. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).

3. Идея развития личности в процессе воспитания ( Л. С. Выготский)

В основе концепции детского оздоровительного лагеря - эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности. Для нас главным является выявление самоценности каждого ребенка. Мы хотим, чтобы в лагере  осуществлялось самое широкое приобщение их к ценностям общественно значимого досуга, народных, национальных истоков.

Поэтому целеполагание и содержательное наполнение программы осуществляется исходя из вышеназванных стратегических ориентиров.


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

Коллектив летнего оздоровительного лагеря старается создать условия для активного отдыха учащихся, общения со сверстниками, восстановления сил, укрепления здоровья, приобретения жизненно-важных навыков, используя различные формы работы с детьми, в сотрудничестве с организациями социума.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены (18 дней).

Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. При комплектовании особое внимание уделялось детям из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенции ООН о правах ребенка.

- Конституции РФ.

-Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

- ФЗ «Об образовании в Российской федерации»

- Приказа отдела образования администрации островского муниципального района № 66-n от 19.04.2019 года «Об организации отдыха, оздоровления и занятности детей на территории Островского муниципального района в 2019 году».

Цель программы:

Создание оптимальных  благоприятных условий для укрепления здоровья и организации полноценного отдыха  обучающихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей, творческой активности на основе включения их в разнообразную деятельность с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

1.     Создать  условия  для организованного отдыха и оздоровления  детей.

2.   Организовать среду, предоставляющую ребенку возможность для самореализации на личностном потенциале.

3.    Способствовать раскрытию творческого потенциала детей,

приобщая к творческим видам деятельности.

4.     Формировать навыки общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

5 . Содействовать формированию гражданской позиции, патриотических чувств.

6. .Способствовать развитию и укреплению связей школы, семьи, учреждений культуры и др.

7. Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.


3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:

- Спортивно-оздоровительное, способствующее укреплению растущего организма, формированию здорового образа жизни, развитию коммуникативных навыков.

- Краеведческо- патриотическое, способствующее осознанию детьми их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность.

-Профилактическое, способствующее формированию навыков здорового образа жизни, безопасного поведения детей.

- Досуговое, способствующее развитию эстетического вкуса, коммуникативной культуры, расширению детского кругозора знаний через  организацию содержательной досуговой деятельности детей.

Спортивно – оздоровительное направление.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика  различной тематики;
  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере)
  • организация здорового питания детей;
  • организация спортивно-массовых мероприятий;
  • подвижные спортивные игры.

Краеведческо- патриотическое.

Цель:  формирование таких  личностных качеств, как патриотизм, стремление к изучению  истории своего края, местных достопримечательностей.

Мероприятия:

  • Наши земляки герои — ВОВ
  • Встреча с тружениками тыла;
  •  Игра – путешествие «Мой край»
  •  Конкурс рисунков «Моя малая Родина»
  • Презентационная программа «Русь, Россия, Родина моя», посвященная Дню России.
  • Конкурс стихотворений о Родине «Широка страна моя родная!»
  • Конкурс рисунков на асфальте «Символы России».
  • Конкурс поделок «Подарок своими руками на юбилей Островского района»
  • Викторина «Главные символы России, Костромской области, родного района»
  • Творческая мастерская: «Герб района» (различные техники)
  • Конкурс рисунков на асфальте «Я славлю Островский район!»
  • Беседа «История района в фотографиях»
  • Мероприятие посвященное творчеству А.Н. Островскому

Профилактическое:

Цель: содействие  формированию навыков здорового образа жизни, безопасного поведения детей.

Мероприятия:

  • Техника безопасности во время работы лагеря.
  • Беседа по правилам дорожного движения.
  • Викторина «В мире спорта»
  • Встреча с фельдшером Адищевского ФАПа
  • Конкурс рисунков «Здоровым быть здорово»
  • Минутка здоровья «Гигиена тела»
  • Игра по ПДД «Правила дорожного движения – должны знать все».
  •  Конкурс рисунков по ПДД.
  •  Викторина «Дорожная азбука в загадках».
  • Беседа «Правила поведения при пожаре».
  •  Викторина  «Знатоки правил безопасности»
  •  Конкурс плакатов «Против пожара»
  • Спортивно – игровой праздник «Юный пожарный».
  • Инструктаж по ПДД перед каждым выходом за территорию лагеря.

Досуговое.

Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности: развлечение, отдых, творчество, самообразование.

Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:

- уровень целостного детского коллектива смены;

- уровень групп по интересам;

- уровень групп разного возраста.

Мероприятия:

  • Спортивный праздник «Весёлыми тропинками лета»
  • «Солнечный круг»  развлекательно – игровая программа;
  • Познавательный  турнир «Умники и умницы»;
  • Конкурсная программа «Мистер и Мисс лето».
  • Встреча с тружениками тыла.
  • Конкурсная программа «Алло, мы ищем таланты!!»
  • Конкурсно -  игровая  программа «Зов джунглей»
  • Конкурсно - игровая  «Вот оно какое, наше лето!»

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1.Подготовительный этап включает:

- подбор кадров;

- комплектование списка учащихся, разработка документации.

2. Организационный этап включает:

- знакомство;

- выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

- сплочение учащихся;

- формирование законов и условий совместной работы;

- подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

3 . Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации- организаторы программы:

- познают, отдыхают, развиваются;

- делают открытия в себе, в окружающем мире;

- помогают в проведении мероприятий;

- учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

- развивают способность доверять себе и другим;

- укрепляют свое здоровье.

4. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.


4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1 день «День знакомств»

1. Техника безопасности во время работы лагеря.

2.Торжественное открытие лагерной смены.

3, Мероприятие «Расскажи мне о себе»

4. Медицинский осмотр.

5. Спортивный праздник «Весёлыми тропинками лета».

2 день «День фантазии и творчества»

1.Конкурс фантастических букетов.

2. Игровая программа: «Весёлые конкурсы»

3. Игра «Украденный полдник»

3 день «День ПДД»

1. Беседа по правилам  дорожного движения

1. Соревнования по вело-спорту «Безопасное колесо»

2. Игра по ПДД «Правила дорожного движения – должны знать все».

3. Конкурс рисунков по ПДД.

4 день «День улыбок»

1.«Солнечный круг»  развлекательно – игровая программа;

2. Анкетирование «Здравствуй мой лагерь!».

3. Конкурс рисунков на асфальте  «Радуга улыбок»

4. Спортивное мероприятие «Веселая эстафета»

5 день «День лета»

1. Конкурсно – игровая программа «Праздник детства»

2.Конкурс сочинения «Лето — это маленькая жизнь».

3 Фестиваль-конкурс «Вот оно какое –наше лето!

6 день «День здоровья»

1. Встреча с фельдшером Адищевского ФАПа.

2. Конкурс рисунков «Здоровым быть здорово»

3. Первенство по различным видам спортом «Состязание здоровяков»

4. Конкурс «Новые виды спорта»

7 день  «День умников»

1.Минутка здоровья «Гигиена тела»

2. Познавательный  турнир «Умники и умницы»;

3. Развлекательное мероприятие «Марафон знаний»

4.Игры на свежем воздухе

8 день «День Природы»

1. Беседа «Охраняемые редкие виды животных и растений»

2. Викторина «Природа нашего края!»

3. Конкурс стихотворений «Природа и мы!»

4. Подвижные игры на свежем воздухе

9 день «Пушкинский день»

1. «С днем рождения, поэт!» (беседа, посвященная дню рождения А.С.Пушкина с использованием ИКТ).

2.  Литературное кафе «Тебя же, как первую любовь, Россия, сердце не забудет»

3. «Что мы знаем о Пушкине?» (викторина)

 4. «У лукоморья» (конкурс инсценированных сказок А.С.Пушкина)

10 день «День спорта»

1. Беседа по правилам дорожного движения.

2. Викторина «В мире спорта»

3.Конкурсная программа «На старт приглашает – спортсмен»  

4. Игры на свежем воздухе.

11 день «День друзей»

1«Поговорим о дружбе», беседа с использованием ИКТ.

2. Конкурсная программа «Мистер и Мисс лето».

3. Конкурс рисунков «Мой лучший друг».

12 день «День России»

1. Презентационная программа «Русь, Россия, Родина моя», посвященная Дню России.

2. Конкурс стихотворений о Родине «Широка страна моя родная!»

3.Конкурс рисунков на асфальте «Символы России» 

13 день «День пожарной безопасности»

1. Беседа «Правила поведения при пожаре».

2. Викторина  «Знатоки правил безопасности»

3. Конкурс плакатов «Против пожара»        

3.Спортивно – игровой праздник «Юный пожарный».

14 день «День памяти Александра Николаевича Островского»

1.Мероприятие посвященное творчеству А.Н. Островского

2.Беседа «История района в фотографиях»

3. Литературно-спортивная игра «Литеролимпия»

15 день «День родного села»

1. Беседа с использованием ИКТ «Здесь Родины моей начало»

2. Игра – путешествие «Мой край»

3..  Конкурс рисунков «Моя малая Родина»

4.Творческая мастерская «Герб района»

16 день «День музыки»

1. Музыкальный КВН «Раз, два, три, четыре, пять - летом некогда скучать»

2. Конкурсная программа «Алло, мы ищем таланты!!»

3. Развлекательные музыкальные игры на свежем воздухе.

 17 день «День Героев ВОВ»

1.Литературно – музыкальная композиция «Подвигу народа – жить в веках»;

2. Наши земляки герои — ВОВ.

3. Игры на свежем воздухе.

24 день «День расставания»

1.Праздник, посвящённый закрытию лагеря «До свидания, лагерь!»

2.Ярмарка сувениров на память.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  1. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, расширение кругозора, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  2. Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
  3. Получение  умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой , социальной активности.
  4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  5. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
  6. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
  7. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
  8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, постановку театрализованных сцен и др.);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД)
  • Методика самоуправления

Успешность педагогической деятельности коллектива реализуется при следующих условиях:

- защита прав и интересов ребенка

- доброжелательность

- соблюдение конфиденциальности

- сотрудничество и содействие.

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, анкетирования.

                                         Методы диагностики:

1.  Анкета на «входе» (стартовая)

2.  Анкета на «выходе»

3.  Мониторинг-карта – форма обратной связи

4.  Антропометрические исследования детей.

5. Экран настроения.

6. Листок откровения.

7. Рейтинг личностного роста участников смены.


Мониторинг деятельности

Анкета  № 1 (начало смены)

Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам судить об эффективности  работы лагеря. Твои ответы на вопросы анкеты останутся в строгой тайне.

Меня зовут________________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

  1. Твое настроение сегодня (обведи):

  1. Я считаю, что хороший лагерь – это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Я хочу быть в лагере :
  • Организатором;
  • Помощником;
  • Участником;
  • Зрителем.
  1. Я жду от этой смены ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо, что ты ответил на все вопросы анкеты!

Анкета № 2 (конец смены)

 Дорогой друг! Предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам судить об эффективности  проведенной смены. Твои ответы на вопросы останутся в строгой тайне.

Меня зовут________________________________________________________

Возраст __________________________________________________________________

  1. Оправдались ли твои ожидания от участия в смене? Да/нет (подчеркни)
  2. Тему смены я : понимал, не понимал; мне было все равно (подчеркнуть
  3. Какие мероприятия понравились тебе больше всего ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Участвовал ли ты в делах  и праздниках лагеря: да, участвовал, но не во всех; трудно сказать (подчеркни).
  5. К моему мнению прислушивались: всегда; иногда; никогда не прислушивались (подчеркни)
  6. Чаще всего я выполнял роль: организатора, помощника, защитника, наблюдателя, исполнителя (подчеркни)
  7. Что показалось тебе полезным лично для тебя? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Я хочу пожелать

Спасибо, что ты ответил на все вопросы анкеты!


7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006

2. Агапова Ирина, Давыдова Маргарита. Игры и задания для чудо- воспитания. Веселый этикет для детей и их родителей. - Москва:  ООО ИКТЦ «Лада», 2007.

3.Гузенко А. П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007г.

4. Руденко В. И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2010 г.

5.Савинова С.В. Ах, лето! –Волгоград, 2003г.

6. Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. – Волгоград: Учитель,2001г.

7. Прибышенко М.Н. спортивные праздники круглый год. – М.,ИЦ «МарТ», 2005г.

8.Газета для внеклассных занятий. Школьные игры и конкурсы.2014-2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»

Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря....

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Юные патриоты» при МАОУ СОШ №5 ( патриотическое направление)

восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.Содержание деятельности лагеря  направлено на формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами...

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания "Солнышко"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его ...

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»...

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Радуга»

Программа  летнего оздоровительного лагеря  дневного пребывания детей «Радуга»...