Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»
рабочая программа на тему
Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dol_solnyshko.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
___________________ Директор школы
___________________ Николюк И.А._______
___________________ «___» _________2012г. «___» _________2012г.
МОКУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»
ДОЛ «Солнышко»
Программа
летнего оздоровительного лагеря
дневного пребывания
«СОЛНЫШКО»
Покровка 2012
Содержание программы
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….........3
Цель и задачи программы……………………………………………………………………………………………4
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены………………….5
Направления и виды деятельности…………………………………………………………………5
Условия реализации программы………………………………………………………………….13
Ожидаемые результаты ……………………………………………………………………….…......................16
План работы………………………………………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………………………………………..19
Пояснительная записка
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительные смены в лагере дневного пребывания на базе МОКУ «Покровская СОШ». Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей из группы «риска».
Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. Программа рассчитана на детей 6-15 лет.
Цели и задачи программы
Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи:
- Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
- Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
- Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
- Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
- Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
- Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
- Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Принципы, используемые в ходе реализации программы
- Безопасность всех мероприятий
- Учет особенностей каждой личности
- Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
- Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
- Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
- Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
- Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
- Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
- Художественно - творческое направление
- Трудовая деятельность
- Физкультурно-оздоровительная деятельность
- Эстетическое направление
- Образовательное направление
- Досуговая деятельность
- Кружковая деятельность
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- Выработка и укрепление гигиенических навыков;
- Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
- Утренняя гимнастика (зарядка)
- Спортивные игры в спортивном зале, спортивной площадке.
- Подвижные игры на свежем воздухе
- Эстафеты
- Тематический день «Олимпиада – 2012»
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое направление
Задачи эстетической деятельности:
- Пробуждать в детях чувство прекрасного;
- Формировать навыки культурного поведения и общения;
- Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
- Посещение кинотеатров, музеев;
- Конкурсы: « Алло, мы ищем таланты», «Самый, самый»
- Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)
- Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
- Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
- Игровые творческие программы
- Концерты («Звездопад»)
- Творческие игры («День рекордов»)
- Праздники (« Здравствуй, лагерь!», «День Наоборот»)
- Выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
- Бытовой самообслуживающий труд;
- Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках, в которых они занимаются.
Образовательная деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
- Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
- Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
- Поездки, экскурсии; (школьный музей, исторический музей г. Славгорода)
- Посещение ДК с. Покровка, сельской библиотеки
- Интеллектуальные игры
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
- Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
- Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
- самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
- общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
- изучение интересов детей;
- презентация кружков на линейке в начале смены;
- ознакомление детей с режимом работы кружков;
- самоопределение детей и запись их в кружки;
- деятельность ребят в кружках;
- текущее отражение результатов деятельности детей;
- подведение итогов работы кружков в конце смены.
Условия реализации программы
- Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Устав МОУ Первомайская СОШ
- Положение о лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
- Материально-технические условия:
Применение | Материальная база | Ответственные | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Комната отдыха, игровые комнаты, Кружки рукоделия, рисования, моделирования | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания | Материальная база школы | Спортивный руководитель |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медицинский работник школы |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьный пищеблок | Завтрак, обед | Работники пищеблока | |
Комнаты гигиены | Туалеты, раздевалки | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
- Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря, заместитель директора по ВР;
- Физрук
- Воспитатели
- Вожатые отряда
- Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
- коллективные творческие дела;
- творческие мастерские;
- индивидуальная работа;
- тренинги;
- деловые и ролевые игры.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Личностный рост участников смены.
План работы
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Солнышко» на 2012 г.
Дата | Название мероприятия | Ответственный |
1.06. 12 | Операция «Уют» (прием детей, распределение детей по отрядам, знакомство с режимом дня) Слет отрядных капитанов «Праздник детства» Беседы по ТБ, правилам поведения в ДОЛ | Начальник лагеря Воспитатели |
4.06. 12 | «Знакомьтесь – это мы!» Визитная карточка отрядов Работа кружков | Воспитатели, вожатые |
5.06. 12 | Конкурс оформления отрядных газет «Наш отрядный дом» Всемирный день окружающей среды. Экологический марафон | Воспитатели, вожатые |
6.06 12 | «В гостях у сказки»- современное инсценирование русских народных сказок Работа кружков | Воспитатели вожатые |
7.06 12 | «Бал цветов» Поездка в киноклуб г. Славгород | Воспитатели вожатые |
11.06. 12 | « Большие гонки» - спортивная игра Работа кружков
| Воспитатели вожатые |
13.06. 12 | «Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия» | Воспитатели вожатые |
14.06. 12 | Тропа доверия – интеллектуально – спортивная игра Конкурс рисунков «Все обо всем» | Воспитатели вожатые |
15.06. 12 | «День России» Конкурс рисунков на асфальте Работа кружков | Воспитатели вожатые |
18.06. 12 | Акция «Мы и наше здоровье» «Витамины – залог здоровья» | Воспитатели вожатые |
22.06. 12 | Конкурс «Мисс и Мистер лагеря» Работа кружков Поездка в ГДК г.Славгорода | Воспитатели вожатые |
25.06. 12 | Спортивная эстафета по ПДД Конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере….» | Воспитатели вожатые |
26.06. 12 | Конкурсная программа «Ты да я, да мы с тобой» Спортивная игра «Веселые старты»
| Воспитатели вожатые |
27.06. 12 | «В поисках клада»- игра Работа кружков Поездка в бассейн г. Славгорода | Воспитатели вожатые |
28.06. 12 | День наоборот Конкурс «Самый, самый» | Воспитатели вожатые |
29.06. 12 | «Танцевальный рай» Поездка в городской парк г. Славгорода | Воспитатели вожатые |
30.06. 12 | День Памяти и скорби – торжественная линейка Смотр песни и строя | Воспитатели вожатые |
31.06. 12 | Гала-концерт «Прощай, лагерь!» | Воспитатели |
Список используемой литературы
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
- Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
- Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....
Программа летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ Куропатинской СОШ
Программа летнего лагеря, план-сетка на смену...
программа летнего оздоровительного учреждения при МОУ СОШ
Разработка программы летнего оздоровительного учреждения,планы мероприятий на две смены летнего лагеря при образовательном учреждении...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания "Солнышко"
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его ...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»...