Внеурочная деятельность .Программа "Азбука вежливости"
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Основная цель — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи направлены прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
—развивающие нравственное сознание;
—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_vezhlivosti.docx | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 01 от 30.08.2018г. | Утверждено Директор ________Г.А. Глебова Приказ № 90 от 01.09.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Азбука вежливости»
Направление «Духовно - нравственное»
для учащихся 4 класса А
Афанасьевой Татьяны Евгеньевны
учителя
г. Ельня
2018
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности разработан на основе:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки (новая редакция).
- Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И. Глинки (начальное общее образование).
- Положения о внеурочной деятельности МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки.
- Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы И. С. Хомяковой и В. И. Петровой.
Срок реализации рабочей программы: полгода, 17 недель, 17 часов.
.
Основная цель — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи направлены прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
—развивающие нравственное сознание;
—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
2.1.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Название раздела и тем | Количество часов для изучения | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Школьный этикет | 5 ч. | Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. | Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе. |
Раздел 2. Правила общения | 3 ч. | Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. | |
Раздел 3. О трудолюбии | 2ч | Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). | |
Раздел 4. Культура внешнего вида | 3 ч | Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. | |
Раздел 5. Внешкольный этикет | 4 ч | Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу. | |
17ч |
3. 1.Тематическое планирование.
Количество часов: всего 17 часов; в неделю 1 час
№п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1. | Школьный этикет | 5 | |
2. | Правила общения | 3 | |
3. | О трудолюбии | 2 | |
4. | Культура внешнего вида | 3 | |
5. | Внешкольный этикет | 4 | |
Итого | 17 |
4.1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЛЯ 4 КЛАССА
Количество часов: всего 17 часов в полгода; в неделю 1 час,
№ занятия | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация |
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. | |||
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | |||
Поступки человека и его характер. | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; воспитывать ответственность человека за свои поступки. | |||
Культура общения. | Совершенствовать знания правил этикета и применять их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил) | |||
Отзывчивость и доброта. | Оценивать своё поведение и поведение окружающих; воспитывать ответственность за свои поступки, формировать доброжелательное и заботливое отношение к людям. | |||
Культура общения. Игра «Город вежливости». | Использовать в речи слова вежливости. | |||
Приветствия и знакомства. | Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); описывать сюжетную картинку. | |||
Верность слову. | Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | |||
Культура физического и умственного труда. | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | |||
Золотые руки. | Оценивать значение труда в жизни людей, стимулировать оценку учащимися собственного отношения к труду. | |||
Что такое культура внешнего вида? | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях, оценивать внешний вид человека, приобщать к чистоте, опрятности, аккуратности. | |||
Вежливость и внешний вид. | Оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия; воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. | |||
Чувство, настроение, характер человека. | Оценивать значение опрятности для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. | |||
«Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | Использовать доброжелательный тон в общении, формировать вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. | |||
Осваиваем правило «так нельзя». | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | |||
Цветы в жизни человека. | Воспитывать любовь к прекрасному; знать правила дарения цветов. | |||
Праздничный этикет. | Совершенствовать знания правил этикета на празднике. |
5.1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты освоения программы:
В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).
Предметные результаты освоения программы учащимися:
Учащиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, представления о значении «слов вежливости», правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
Познакомятся с образом этих поступков посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).
Освоят в речевой и поведенческой практике «вежливые слова», их значение в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Научатся находить выход из конфликтной ситуации: преодоление ссор, драк, признание своей вины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность "Азбука вежливости"
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование "Азбука вежливости"....
программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс
Подробная программа по духовно-нравственным направлениям....
Технологическая карта по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
Конспект внеурочной деятельностиПрезентацияВидеоЗадание для интерактивной доски...
Разработка занятия по внеурочной деятельности "Урок вежливости"
конспект занятия по внеурочной деятельности...
Адаптационное занятие с первоклассниками по курсу внеурочной деятельности «Школа вежливых наук».
Материал содержит проект адаптационного занятия с первоклассниками по курсу внеурочной деятельности "Школы вежливых наук"....
Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе, духовно-нравственного направления....
Программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости". 1-й класс
Программа внеурочной деятельности реализует духовно- нравственное направление и соответствует ФГОС НОО...