программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему
Подробная программа по духовно-нравственным направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vezhlivosti.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №9 города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа вежливых наук»
для 4 класса на 2014-2015 учебный год
Программу составила учитель начальных классов
Козык Н.И.
2014/2015 уч.год
Пояснительная записка
Кружок «Школа вежливых наук» реализует духовно- нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с ФГОС начального общего образования. Необходимость нравственного образования в школе основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Младший школьный возраст наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этом возрасте ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. В настоящее время наше общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острейшая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы занятий по нравственности и этикету.
Цель - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, ориентирование на общечеловеческие ценности.
Задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формировать нравственные чувства;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- организовать нравственное самовоспитание детей;
- накапливать и обогащать опыт нравственного поведения детей путём организации их практической деятельности;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
- Личностные: В результате освоения материалов кружка дети получают знания о различных характерах взаимоотношений с другими людьми, и это становится предпосылкой воспитания у них доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирование нравственного сознания младшего школьника.
А обсуждение сказок, произведений художественной литературы, их дальнейшее инсценирование нацелено на воспитание первоначальных этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости (понятия добра и зла значение слов «вежливости», правил поведения, мотивации).Задания и вопросы диагностического и тренингового характера позволяют решать задачи самооценки и самопроверки, знакомят с нравственными понятиями.
- Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно- следственных связей) дети устанавливают соответствие поступков нравственным правилам, сопоставляют, сравнивают героев, их поведение.
- В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения) вопросов открытого типа, например: «Как?.. Почему?..»
Объём учебного времени отводимого на изучение «Школы вежливых наук» в 4 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа за год. Формы проведения занятий. Основной формой является учебное занятие, а также индивидуальная и коллективная работа, работы в парах, занятие – сказка, беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, игры, «устные журналы», защита проектов, игровые упражнения, дискуссии.
Структура программы:
Программа курса «Школа вежливых наук» включает в себя 5 разделов.
- «Этика - наука о морали».
Направлен на развитие самооценки, которая регулирует поведение личности в конкретных условиях, вдохновляет человека на успех. Именно через самооценку у личности выявляется самоуважение. Самооценка тесно связана с самовосприятием, которое осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результаты собственной деятельности, соотнесение себя с другими, восприятие себя окружающими.
- «Зачем быть вежливым?» Школьники знакомятся с культурой общения. Этикет общения, выработанный человечеством на протяжении многих веков, определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях. Дети знакомятся с простейшими правилами общения, основанными на уважении и доброжелательности.
- «Школьный этикет». Ученики знакомятся с нормами поведения в общественных местах. Эти правила направлены на то, чтобы сделать жизнь наиболее красивой, а взаимоотношения между людьми – более здоровыми.
- «Ты и твоё здоровье».
Расширять знания детей о здоровом образе жизни по принципу «В здоровом теле - здоровый дух».
Календарно- тематическое планирование кружка «Школа вежливости»- 4 класс, 34 часа.
Раздел программы | №п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
1.Этика - наука о морали. (9часов) | 1-2 | Кто я и как выгляжу? Тест «К то же я на самом деле». | 2 | ||
3-4 | Что в нашем имени? Проекты. | 2 | |||
5-7 | Что такое этика и этикет. | 2 | |||
8 | Как применять этикет в жизни (занятие - игра) | 1 | |||
9 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | |||
2.Зачем быть вежливым? ( 14часов ) | 10 | Плохо одному. | 1 | ||
11 | Праздник «Дружба начинается с улыбки» | 1 | |||
12 | Решение задач человечности | 1 | |||
13 | Верность слову. | 1 | |||
14 | Этикет приветствия и прощания. | 1 | |||
15 | Правила извинения и просьбы. | 1 | |||
16 | Литературная викторина «По вежливости». | 1 | |||
17 | Разыгрывание сценок о вежливости из сказок. Проект. | 1 | |||
18 | Игры про вежливость. | 1 | |||
19 | Праздник «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!» | 1 | |||
20 | Великие о вежливости. | 1 | |||
21 | Этикет невербального общения. | 1 | |||
22 | Праздник «Рыцарский турнир вежливости» | 1 | |||
23 | Игра – инсценировка «Учимся вежливости». | 1 | |||
3.Школьный этикет. (5часов) | 24 | Отношение к учителю. | 1 | ||
25 | Как вести себя в школе, на переменах. | 1 | |||
26 | Правила поведения в столовой. Ролевая игра « Мы в столовой». | 1 | |||
27 | Как вести себя в общественных местах. | 1 | |||
28 | Решение задач человечности. | 1 | |||
29 | Правила поведения в Храме. | 1 | |||
4. Ты и твоё здоровье. | 30-31 | Игры по правилам дорожного движения. | 1-2 | ||
32 | Безопасность при любой погоде. | 1 | |||
33 | Встреча «Если хочешь быть здоров» | 1 | |||
34 | Устный журнал «Хочу всё знать» | 1 |
Список использованной литературы.
1.Васильева – Гангус Л. «Азбука вежливости», М.,1984;
2. Энциклопедия этикета.М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2006;
3. Черенкова Е. «Уроки этикета и вежливости для детей». М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2006;
4.Агафонова А.Д. «Классные часы по этикету». Ярославль. ООО «Авангард Букс», 2009;
5. «Вежливые дети: Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении»/Сост. Р.Данкова.- М.: «Оникс», 2010;
6.Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
7.Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"
Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...
Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"
Дополнительная образовательная программа общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...
Внеурочное занятие "Вежливость" 4 класс
quot;Вежливость"...
Авторская программа внеурочной деятельности для 2А класса «Азбука вежливости» социальное направление Веденеевой Светланы Анатольевны
Авторская программа внеурочной деятельности для 2 класса создана со всеми требования ФГОС НОО.Работа может быть использована в практической профессиальной деятельности другими учителями начальны...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...