Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Арзямова Надежда Ивановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе, духовно-нравственного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shkola_vezhlivyh_nauk.docx997.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Пояснительная записка

           Программа учебного курса «Школа вежливых наук» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе.

      Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

     Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 1 час  в неделю, всего 33 часа  в год.

               Цель программы:    

- формирование гармонической, всесторонне развитой личности и привитие элементарных  навыков  культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для  всех сторон личности.

           Содержание программы предполагает решение следующих задач:

обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

развитие коммуникативных умений в процессе общения;

введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Воспитательные идеи программы:

Старайся делать добро!

Бойся обидеть человека!

Люби и прощай людей!

Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

Познай мир и себя!

Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

             Занятия курса «Школа вежливых наук» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

К концу изучения курса «Школы вежливых наук» ученик

          должен знать:

правила этикета и социального быта;

вежливые слова;

 как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице и в других общественных местах;

как помочь товарищу  и как принять помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;

гигиенические требования к еде, жилищу, одежде;

основные средства связи;

сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.

 должен уметь:

для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену,

беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,

потреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.

                           Тематическое планирование курса

№ заня  тия

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Дата

проведения

1

Я – первоклассник. Как я выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

9.09

2

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

16.09

3

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

23.09

4

Товарищи и друзья  

Как завоевывать друзей

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

30.09

5

Без друзей меня чуть- чуть

Правила общения с товарищами и друзьями. Взаимовыручка  

взаимопомощь.

7.10

6

Мы выбираем дружбу

Праздник

14.10

7

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

21.10

8

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

28.10

9

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

11.11

10

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

18.11

11

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

26.11

12

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

2.12

13

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

9.12

14

Что такое хорошо и что такое плохо

Игра- путешествие

16.12

15

Старших надо уважать, малышей – не обижать

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

23.12

16

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

30.12

17

Моя семья

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

13.01

18

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

20.01

19

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

27.01

20

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

3.02

21

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

10.02

22

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

2.03

23

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

9.03

24

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

16.03

25

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

23.03

26

Поведение в библиотеке и музее        

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

6.04

27

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

13.04

28

Мы соберем большой хоровод

Праздник с родителями

20.04

29

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

27.04

30

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

4.05

31

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

11.05

32

Праздник вежливых ребят

Праздник

18.05

33

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

25.05

 

                   Используемая литература:

Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

Каландарова Н. «Уроки речевого творчества», М., 2008;

Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

Смолка К. «Правила хорошего тона», М., 1980;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"

Дополнительная образовательная программа  общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....

Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )

  Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках  федерального государственного образовательного стандарта о...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Царица наук"

Программа «Царица наук» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...

Программа внеурочной деятельности "Карусель наук"

Цель курса:  подготовка к мониторингу учебных достижений.Задачи:Диагностика сформированности предметных и метапредметных умений и навыков, подготовка обучающихся к написанию Всероссийской проверо...

Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

АННОТАЦИЯ В период карантина,  в рамках проведения внеурочной деятельности,  учащимся 4-х классов предлагается принять участие в онлайн - занятиях  по общеинтеллектуальному на...