Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе, духовно-нравственного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shkola_vezhlivyh_nauk.docx | 997.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Школа вежливых наук» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе.
Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Цель программы:
- формирование гармонической, всесторонне развитой личности и привитие элементарных навыков культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для всех сторон личности.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Занятия курса «Школа вежливых наук» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.
К концу изучения курса «Школы вежливых наук» ученик
должен знать:
правила этикета и социального быта;
вежливые слова;
как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице и в других общественных местах;
как помочь товарищу и как принять помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;
гигиенические требования к еде, жилищу, одежде;
основные средства связи;
сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.
должен уметь:
для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену,
беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,
потреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.
Тематическое планирование курса
№ заня тия | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Дата проведения |
1 | Я – первоклассник. Как я выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 9.09 |
2 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 16.09 |
3 | Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 23.09 |
4 | Товарищи и друзья Как завоевывать друзей | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 30.09 |
5 | Без друзей меня чуть- чуть | Правила общения с товарищами и друзьями. Взаимовыручка взаимопомощь. | 7.10 |
6 | Мы выбираем дружбу | Праздник | 14.10 |
7 | Что такое этика и этикет | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. | 21.10 |
8 | Роль мимики, жестов и позы в общении | Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 28.10 |
9 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | 11.11 |
10 | Правила знакомства, представления и обращения | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 18.11 |
11 | Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 26.11 |
12 | Правила извинения и просьбы | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 2.12 |
13 | Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | 9.12 |
14 | Что такое хорошо и что такое плохо | Игра- путешествие | 16.12 |
15 | Старших надо уважать, малышей – не обижать | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 23.12 |
16 | Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 30.12 |
17 | Моя семья | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 13.01 |
18 | Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 20.01 |
19 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 27.01 |
20 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 3.02 |
21 | Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 10.02 |
22 | Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 2.03 |
23 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 9.03 |
24 | Как вести себя в общественных местах | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 16.03 |
25 | Правила поведения в театре и кино | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 23.03 |
26 | Поведение в библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 6.04 |
27 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.. | 13.04 |
28 | Мы соберем большой хоровод | Праздник с родителями | 20.04 |
29 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 27.04 |
30 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 4.05 |
31 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 11.05 |
32 | Праздник вежливых ребят | Праздник | 18.05 |
33 | Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». | 25.05 |
Используемая литература:
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Каландарова Н. «Уроки речевого творчества», М., 2008;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Смолка К. «Правила хорошего тона», М., 1980;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Школа вежливых наук"
Дополнительная образовательная программа общекультурного направления расчитана на 1 год обучения....
Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )
Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта о...
Рабочая программа кружка "Школа вежливых наук" для 2 класса
Рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Царица наук"
Программа «Царица наук» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...
Программа внеурочной деятельности "Карусель наук"
Цель курса: подготовка к мониторингу учебных достижений.Задачи:Диагностика сформированности предметных и метапредметных умений и навыков, подготовка обучающихся к написанию Всероссийской проверо...
Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"
АННОТАЦИЯ В период карантина, в рамках проведения внеурочной деятельности, учащимся 4-х классов предлагается принять участие в онлайн - занятиях по общеинтеллектуальному на...