Разработка занятия по внеурочной деятельности "Урок вежливости"
методическая разработка (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по внеурочной деятельности
Учителя начальных классов
МБОУ СОШ №7
«Средняя общеобразовательная школа №7»
п. Коммаяк
Кировского района Ставропольского края
Передерий Натальи Александровны
Тема: «Урок вежливости»
Цель: Сформировать представления учащихся о нравственных нормах
общения и выработать навыки этического поведения.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о нравственных понятиях, входящих в представление о вежливости.
- Выработать с учащимися критерии оценки поведения воспитанного человека.
- Научить учащихся употреблять различные словесные формы вежливости, объяснить необходимость соблюдения правил поведения в обществе.
Демонстрационный материал: «Дерево добра»; выставка книг, запись песни «Улыбка»: слова М.Пляцковский, музыка В.Шаинский; «волшебные слова».
Раздаточный материал: цветы.
Ход занятия:
Звучит запись песни «Улыбка».
Учитель:
Ребята! Сегодня у нас с вами состоится необычное путешествие. Путешествие в страну волшебных слов. Слова эти обычные, простые, полезные и добрые. А волшебными они стали потому, что с ними всем вокруг радостней жить. Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет найти верных друзей. От этих слов улучшается настроение, расцветают улыбки.
Послушайте рассказ В.Осеевой - «Волшебное слово». (Чтение рассказа).
Вопросы:
- Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?
- Какое «волшебное слово» сказал старик Павлику?
- Как его надо говорить?
- Как Павлик пытался заставить брата взять его с собой кататься на лодке?
- А «волшебное слово» помогло? Почему?
- Одно ли волшебное слово изменило отношение окружающих к Павлику?
А вы всегда при общении с другими пользуетесь «волшебными словами»? Назовите их. (Ответы детей). (Учитель вывешивает слова на стенде). Эти слова надо не только знать, но и уметь их произносить по «волшебному»: доброжелательно, вежливо.
Ваши одноклассники покажут нам сценку по стихотворению И. Кульской «Невежливая вежливость», а вы посмотрите, послушайте и подумайте, вежливый это мальчик, или нет. (Выступление детей)
И.Кульская «Невежливая вежливость»
Обещал отцу Петрусь:
«Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить».
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
«С добрым утром, дед Федот!»
Дед ругнул его спросонок:
«Убирайся, пострелёнок!»
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дёрнет за косынку:
«Ты куда, Иринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!»
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нёс вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
«Извините, добрый вечер!»
«Ты, - вожатый закричал,-
И невежа, и нахал!»
Петя очень удивлён –
Разве был невежлив он?
Вопросы:
- Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость»?
- Какие вежливые слова произносил Петрусь?
- Что бы вы ему посоветовали?
А что такое вежливость? (Ответы детей) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, скромность. Какого человека мы можем назвать вежливым? (Ответы детей) Правильно. Вежливый человек – доброжелательный, внимательный, скромный, отзывчивый, воспитанный, обходительный, уважительный, тактичный. Невежливый - дерзкий, грубый, неприветливый, невоспитанный.
Как вы думаете, достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливым? (Ответы детей). Для того чтобы быть вежливыми, вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют «волшебными». Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Очень важно говорить их искренне, от души.
Какие вы «волшебные слова» говорите:
- Когда здороваетесь с кем-нибудь? (Ответы детей). (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, другу – привет). Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
- Когда прощаетесь с кем-нибудь? (Ответы детей). (До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пути).
- Когда извиняетесь перед кем-нибудь? (Ответы детей). (Извините, простите, извините, пожалуйста, прошу прощения).
Постарайтесь запомнить эти слова и чаще их произносить.
Давайте с вами запишем «волшебные слова» на цветах, которые развесим затем на нашем «Дереве добра». (Работа по группам)
Послушайте, пожалуйста, рассказ М.Бартенева «Самый вежливый».
Вопросы:
- Почему мальчики решили проверить, кто самый вежливый?
- Как они это делали?
- Правильно ли так поступать? (Ответы детей).
Не только слова должны быть добрыми, вежливыми, но и поступки. Грубое, неуважительное отношение к друзьям, к окружающим людям, говорит о плохом воспитании. Такого человека никогда не назовут добрым.
Чаще улыбайтесь и дарите окружающим хорошее настроение, чтобы всем рядом с вами было радостней жить. Будьте доброжелательны и вежливы. Живите в радости. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него всегда есть верные, надёжные друзья. Вежливый человек всегда заботиться о близких и друзьях, готов им помочь. Ребята, давайте все вместе составим правила вежливости. (Работа по группам)
Правила вежливости:
- Будь вежлив всегда и со всеми.
- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь благодари; уходя, не забудь попрощаться.
- Старшим, маленьким, больным уступай место в общественном транспорте.
- Упавшему помоги встать, прояви сочувствие.
- Совершай все хорошие поступки с доброжелательностью.
- Не спорь с товарищами по пустякам, не давай им прозвищ, не дерись.
- Помогай младшим, заступайся за них, не обижай.
- Никогда не капризничай и не груби.
Правила вежливости вывешиваются на стенде. Дети по очереди читают правила. Давайте ещё раз все вместе вспомним и повторим «волшебные слова». А помогут нам ваши одноклассники. Выходят учащиеся (держат в руках плакаты).
Симутенков Александр: (Добрый день)
-Добрый день! – тебе сказали.
-Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Кутепова Олеся: (Здравствуйте)
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Компаненко Иван: (Пожалуйста)
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Стреляева Валентина: (Простите)
«Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду,-
Простите, я больше не буду».
Зюзин Данил: (Спасибо)
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.
Шейко Алина: (Доброго пути)
Нам желают: «Доброго пути»-
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Учитель:
Этими добрыми словами закончилось наше путешествие в страну волшебных слов. Я думаю, вы научились пользоваться «волшебными словами» и всегда будете их дарить окружающим, чтобы становилось радостней вокруг. Говорите друг другу больше добрых волшебных слов и дарите улыбки. Будьте вежливы!
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день»,
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей.
В.Боков
Звучит запись песни «Улыбка».
Список использованной литературы
- Бартенева М. Рассказы.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996
- Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. - М.: Педагогика, 1989.-144с.
- Воспитание школьников.-2009.- №1-5
- Воскобойников В. Дружба. - Л.: Дет. лит., 1991
- Дружок: Книга для внеклассного чтения.- М.: Стрекоза, 2008
- Осеева В.А. Рассказы и сказки.- М.: ООО «Книги «Искателя», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"
Разработка занятия по внеурочной деятельности в 1 классе " Я здоровье берегу - сам себе я помогу"...
Разработка занятия по внеурочной деятельности: Кабан – дикий родственник домашней свиньи.
· Расширить знания детей о кабане, его повадках, образе жизни, внешнем виде.· Воспитывать лю...
Разработка занятия по внеурочной деятельности "Культурные растения" 1 класс
Разработка занятия для учеников 1 класс для организации внеурочной деятельности сс использованием презентации на тему "Культурные растения"...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности (Сценарий занятия по ФГОС)
Сценарий занятия по ФГОС к курсу внеурочной деятельности для ГПД 4 класса.Направление : РОСТ (развитие, общение, сотрудничество, творчество).Тема занятия : "Буквовинегрет". Анаграмма....
Занятие по внеурочной деятельности "Вежливые слова - ключик для души"
Занятие по внеурочной деятельности "Вежливые слова - ключик для души". Данное занятие можно использовать во внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"....
Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости" по дополнительной развивающей программе "Этикет и культура общения", предназначеного для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения
Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет и кул...
Методическая разработка занятия "Путешествие в город Вежливости"
Методическая разработка занятия "Путешествие в город Вежливости" для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет...